Понятия со словом «миньян»

Связанные понятия

Мицва́ (мн.ч. мицво́т; от ивр. ‏מִצְוָה‏‎, — «повеление», «приказание») — предписание, заповедь в иудаизме. В обиходе мицва — всякое доброе дело, похвальный поступок.
Цади́к (ивр. ‏צַדִיק‏‎ — праведник) — в иудаизме и особенно в хасидизме: благочестивый, безгрешный человек (святой), пользующийся особым расположением Бога, духовный вождь хасидской общины.
Аароново благословение — троекратное священническое благословение из книги Чисел. При строительстве Скинии Аарону и его сыновьям (коэнам), предписывается благословлять народ Израиля...
Галель (ивр. ‏הַלֵּל‏‎) — в иудаизме — праздничная молитва, выражающая хваление и благодарность Богу. Состоит из текстов псалмов 113—118 (в Септуагинте — 112—117), с благословениями в начале и в конце.
Устный Закон (ивр. ‏תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה‏‎, Тора ше-бе-‘ал-пэ) или Устная Тора — общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале Мишна, а затем Талмуд).
Равви́н (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. ‏רַב‏‎, рав; идиш ‏רבֿ‏‎, ров/рув — перед собственным именем haРа́в; букв. «великий», «значительный», «мой учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда (бейт дин). Раввин не является священнослужителем. В реформистском...
Маги́д (или магги́д; буквально «рассказывающий» от ивр. ‏מַגִּיד‏‎; мн. ч. маггидим) — еврейский религиозный проповедник, иначе называемый также «даршан» (דרשן); начиная с XVI века, стал встречаться термин и «Магид Мешарим» (сокращ. מ״מ). Звание маггида присваивалось преимущественно странствующим проповедникам, хотя его носили также постоянные проповедники общины, часто соединявшие эту функцию с саном раввина. Первые маггидим проповедовали, отвечая на обращённые к ним вопросы слушателей, подобно...
Ко́эны или кохе́ны (ивр. ‏כֹּהֵן‏‎, мн. ивр. ‏כֹּהֲנִים‏‎, коани́м, в Септуагинте ἱερεύς (досл. «жрец», отсюда русское «иерей»)) — еврейское сословие священнослужителей в иудаизме, состоящее из потомков рода Аарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений.
Посты в иудаизме (ивр. ‏צוֹם‏‎, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.
В память о чуде спасения евреев первенцев от последней, десятой египетской казни, которую Всевышний обрушил на Египет перед исходом евреев, первенцы (как у отца, так и у матери), в том числе коэны и левиты, согласно Галахе, должны в канун Песаха поститься.

Подробнее: Пост первенцев
Мессианский иудаизм — религиозное направление евреев-христиан и не-евреев, последователи которого веруют, что Йешуа (Иисус Христос) является Сыном Божьим и Спасителем всего человечества, приход которого был обещан пророками, и признают священным писанием только Библию.
Еврейское имя — имя, берущее начало в еврейских источниках и/или еврейских языках (иврите, талмудическом арамейском языке, идише и др.). Основная масса еврейских по происхождению имён основывается на талмудическом, христианском или исламском толковании Библии, хотя у самих евреев встречаются имена небиблейского происхождения. Такими именами в основном пользуются люди, проживающие в Израиле и христианских странах, однако некоторые из них также прижились и в исламском мире, особенно в том случае, когда...
Религиозный сионизм (ивр. ‏ציונות דתית‏‎) — направление ортодоксального модернизма, было создано в 1850 году раввином Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано раввином Авраамом-Ицхаком Куком.
«Амида́» (ивр. ‏עֲמִידָה‏‎; «Стояние») — главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её название. Часто называется также «Шмоне́-Эсре́» (ивр. ‏שְׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה‏‎; Schemoneh Esreh; «Восемнадцать») — по числу первоначально входивших в неё частей-благословений. В Талмуде обычно называется просто «молитва» (ивр. ‏תְּפִלָּה‏‎, тфила́).
Гию́р (ивр. ‏גִּיּוּר‏‎) — обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд.
Десять казнённых римлянами мудрецов — группа из десяти выдающихся еврейских мудрецов, которые были казнены с особой жестокостью римскими властями в период после разрушения Второго Храма за изучение Торы и соблюдение её заповедей.
Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. ‏בֵּית כְּנֶסֶת‏‎, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш ‏שול‏‎, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
Традиционно начало иудаизма относятся ко времени Моисея. Значение закона Моисея для судьбы иудаизма настолько велико, что иудаизм иногда именуется Моисеевой религией. Но современный иудаизм придает большое значение Устной Торе (Талмуд), появление которой связано с движением фарисеев («перушим» — «отделены».) в середине первого века до н. э. Из законов Торы, Талмуда и поздней равинистической литературы составлен свод законов иудейского права Галаха.
Великое Собрание (ивр. ‏כְּנֶסֶת הַגְּדוֹלָה‏‎, Кне́сет ха-Гдола́), или Великая Синагога было организацией, упоминаемой в еврейской традиции, являвшейся высшим учреждением еврейских мудрецов со времени Эзры и Нехемии и вплоть до времени первосвященства Шимона-праведника. Мудрецы Великого Собрания исполняли роль духовных вождей, законодателей, а также были составителями и редакторами Танаха и молитв.
Ортодоксальный иудаизм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Недельная глава Торы или Параша́т ха-шаву́а (ивр. ‏פָּרָשַׁת הַשָּׁבוּעַ‏‎, букв. `недельная глава`, `недельная порция`; у ашкеназов также סִדְרָה, сидра) — отрывок из Пятикнижия, читаемый во время синагогальной литургии каждую субботу (Шаббат) (иногда в одну субботу читаются два раздела, чтобы уложиться в годичный цикл). В понедельник и четверг предыдущей недели также читается небольшая часть.
Маца́ (ивр. ‏מַצָּה‏‎ маца́, в ашкеназском выговоре также ма́цо; чаще мн. ч. ивр. ‏מַצּוֹת‏‎, мацо́т, букв. «выжатое», «лишённое влаги»; в русской традиции — опре́сноки) — лепёшки в форме половика из теста, не прошедшего сбраживание, разрешённого к употреблению в течение еврейского праздника Песах (в отличие от «квасного», запрещённого в этот праздник).
Молитвенный канон в иудаизме (ивр. ‏נוסח תפילה‏‎, Ну́сах тфила́) — распорядок молитв, принятый в определённой иудейской общине.
Раввинский иудаизм в целом не рекомендует аскетический образ жизни, и призывает наслаждаться дарами этого мира в надлежащей форме. Относительно пищи, это учение можно свести к талмудическому заявлению, что «в будущем человеку придется отвечать перед Богом за все, что он видел и не попробовал» (это касается только кошерных продуктов). С другой стороны, согласно Талмуду, желательно, чтобы диета в основном состояла из не-мясных продуктов, и что человек был создан для вегетарианской диеты.

Подробнее: Вопрос о вегетарианстве в иудаизме
Баа́ль Шем, Баал Шем, баалшем (ивр. ‏בַּעַל שֵׁם‏‎, букв. «обладатель имени (Бога)») — практикующий каббалист, чудотворец еврейского народного фольклора.
Иеши́ва, еши́ва (ивр. ‏יְשִׁיבָה‏‎, буквально «сидение, заседание»; множественное число ‏יְשִׁיבוֹת‏‎, иешивот; в русской традиции — ешибот) в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. В определённые эпохи иешива выполняла также законодательные и судебные функции. В последние столетия служила и для подготовки учёных к званию раввина.
Берлинская раввинская семинария (нем. Rabbiner Seminar für das Orthodoxe Judenthum) была основана в Берлине 22 октября 1873 раввином доктором Азриэлем Гильдесхаймером для подготовки раввинов, принадлежащих к направлению ортодоксального модернизма.
Шабба́т (ивр. ‏שַׁבָּת‏‎ (шаба́т, ша́бос), идиш ‏שבת‏‎ (ша́бэс, шо́бэс) от шабат — «покоился, прекратил деятельность») — в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора (Пятикнижие) предписывает воздерживаться от работы. Также почитается караимами, самаритянами и представителями некоторых направлений христианства (адвентисты седьмого дня, русские «субботники» и др.)
Ниса́н (ивр. ‏נִיסָן‏‎, араб. نيسان‎, происходит от аккадского нисанну, со значением, толкуемым как «первые плоды» или же «первый») — в еврейском календаре первый месяц библейского и седьмой гражданского года. В Торе называется Авив. Приблизительно соответствует марту — апрелю григорианского календаря. В современных арабоязычных странах Леванта (Ливан, Сирия, Иордания, Ирак, палестинские территории), тюркских и курдских языках соответствует месяцу апрель по григорианскому календарю.
Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время.
Масорти́м (ивр. ‏מסורתיים‏‎, от ‏מסורת‏‎, масорет, — «традиция»), в Израиле — название центрального течения в израильском обществе, которое характеризует людей, которые не определяют себя в качестве религиозных (ивр. ‏דתיים‏‎), но также и не считают себя светскими (ивр. ‏חילוניים‏‎).
Мицва-танк (в ашкеназском произношении мицво-танк) — название транспортного средства, используемого хасидами движения Хабад с целью распространения информации об иудаизме и привлечения людей (евреев и неевреев) к исполнению заповедей Бога. Мицво-танк по сути является мобильной синагогой.
Тшува (ивр. ‏תשובה‏‎, буквально — «возвращение») — понятие раскаяния в иудаизме.
Элул (ивр. ‏אֱלוּל‏‎) — двенадцатый месяц еврейского календаря (шестой, считая от исхода евреев из Египта). Элул длится 29 дней и приходится на вторую половину августа и первую половину сентября григорианского календаря. В турецком языке соответствует сентябрю (тур. Eylül).
Девятое ава (ивр. ‏תִּשְׁעָה בְּאָב‏‎ Тиш’а бе-ав) — национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы.
Военный раввинат (ивр. ‏חיל הרבנות הצבאית‏‎) — одно из структурных формирований Армии обороны Израиля, обеспечивающее религиозные службы солдат, в первую очередь для евреев, но и в том числе и неевреев, и принимает решения по вопросам взаимоотношения религии и военного дела.
Миснагди́м, митнагди́м, мисна́геды (ивр. ‏מִתְנַגְדִים‏‎, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — использовавшийся хасидами термин относительно своих идейных противников литваков во время религиозной борьбы в иудаизме в XVIII веке. Деятельность этих кругов первоначально носила преимущественно полемический характер, впоследствии их религиозное мышление вылилось в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение. Ведущая...
Евреи-католики (ивр. ‏קתולים עבריים‏‎ католим ивриим) — христиане еврейского происхождения, которые сохраняют еврейские традиции в сочетании с Евангелием и учением католической церкви. Многие живут в Израиле, большинство — в США и Великобритании.

Подробнее: Католики еврейского происхождения
Хареди́м (ивр. ‏חרדים‏‎) — обобщающее название и в некоторой степени самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется...
Бней-Менаше (ивр. ‏בני מנשה‏‎, «Дети Менаше») — группа евреев Индии, представители народностей мизо, куки и чин в индийских штатах Манипур и Мизорам, которые заявили, что они являются потомками колена Манассиева, и стали практиковать иудаизм.
Ту-Бе Ав (ивр. ‏ט"ו באב‏‎) или Пятнадцатое ава — еврейский праздник, празднуемый в полнолуние пятнадцатого ава (июль-август). В настоящее время традиция празднования этого дня утеряна, и он отмечен лишь тем, что не читаются ежедневные покаянные молитвы (таханун) и не предаются скорби. С пятнадцатого ава начинается духовная подготовка к месяцу элул и «Грозным дням». В современном Израиле отмечается некоторыми как день влюблённых, наподобие американского Дня Святого Валентина, когда дарят своим любимым...
Синедрио́н (греч. συνέδριον — «собрание», букв. «совместное заседание»; ивр. ‏סנהדרין‏‎, Санhедри́н) — в Древней Иудее — высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган в каждом городе. Термин имеет греческое происхождение. В Иудее получил распространение в эпоху эллинизма. Подробное описание полномочий, процедур заседаний и других аспектов, связанных с отправлением правосудия в иудаизме, дано в трактате Санхедрин в четвёртом разделе (Незики́н) Мишны, которая является составной частью...
Леви́ты (от ивр. ‏לֵוִי‏‎, Леви) — часть евреев, представители колена Левия. В широком смысле слова называются все потомки Левия, в том числе коэны (священники). В узком же значении слова под левитами понимают тех членов колена Левиина, которые не происходили от Аарона, то есть коэны в этом смысле к ним не относятся. Из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в переносном храме — Скинии, а позднее — в Иерусалимском храме. Примеры обоих значений слова есть в Библии.
Ми́рская иешива (идиш ‏מירער ישיבה‏‎, ивр. ‏ישיבת מיר‏‎) — одно из самых известных еврейских высших учебных религиозных заведений, крупнейшая из иешив литовского направления в ортодоксальном иудаизме. Была основана в местечке Мир в Российской империи (ныне Беларусь). После нескольких переездов во время Второй мировой войны разделилась на три иешивы — одна в Иерусалиме (с дополнительным отделением в Модиин-Илите), и две других в Бруклине (Нью-Йорк).
То́ра (ивр. ‏תּוֹרָה‏‎ букв. «учение, закон») в ашкеназском произношении: (юго-восточный диалект — Польша, Украина), (северо-восточный диалект — Белоруссия, Литва) — в широком смысле, совокупность иудейского традиционного религиозного закона.
Джума́-нама́з (араб. صلاة الجمعة‎ — пятничная молитва) — обязательная коллективная молитва мусульман. Совершается в пятницу во время полуденной молитвы в мечетях. Совершение джума-намаза предписано в Коране.
Ортодоксальный модернизм (или современная ортодоксия) — направление ортодоксального иудаизма, интегрирующее ортодоксальные принципы, ценности и традиции с современной культурой и цивилизацией. Ортодоксальный модернизм связан с несколькими учениями и потому может принимать различные формы. В США и Европе наиболее распространена философия «Тора и Наука» (Тора у-мада). В Израиле ортодоксальный модернизм в значительной степени связан с религиозным сионизмом, а его последователи составляют более половины...
«Шаббат» (ивр. ‏שבת‏‎) — первый трактат в разделе Моэд (о праздниках) Мишны; излагает законы о субботнем отдыхе. Самый объёмный из трактатов о праздниках (24 главы). Вначале идут законы, касающиеся начала субботы, то есть вечера пятницы, затем законы субботнего утра, наконец, законы о субботе вообще.
И́споведь, в авраамических религиях — одна из процедур покаяния, заключающаяся в признании в совершенном грехе, включающем раскаяние и предполагает принятие решения в дальнейшем не грешить.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я