Связанные понятия
С-Л-М (ивр. שלם — Шин-Ламед-Мем, араб. سلم — Син-Лям-Мим) — трёхбуквенный корень семитских языков, встречающийся во многих словах, из которых много используется в качестве имён. Самостоятельное значение корня — «целый», «безопасный», «неповреждённый».
Тевет (ивр. טֵבֵת; Тебет; Тебеф) — десятый месяц священного еврейского года и четвёртый гражданского. В этом месяце 29 дней. Приходится на декабрь-январь григорианского календаря.
Ба́дхен (мн. ч. бадхо́ним, от ашкеназск. иврита и идиша בַּדְחָן — тамада, в современном иврите бадха́н, от арам. בַּדַּח веселить) — традиционный шут, скоморох, тамада, развлекающий гостей во время семейных торжеств, в основном свадеб у евреев-ашкеназов.
Измаи́л (ивр. יִשְׁמָעֵאל – Yishma’el, Yišmāʻēl, Ишмаэль; греч. Ισμαήλ – Ismaēl; лат. Ismael; араб. إسماعيل – ʼIsmāʻīl; буквальный перевод — «Да услышит Бог») — упоминаемый в Библии (Быт. 16:3) и в Коране старший сын (первенец) Авраама от рабыни Агари. Удалённый вместе с матерью в пустыню Фаран, он вырос на свободе, женился на египтянке (Быт. 21:21), и от него произошло двенадцать сыновей (Быт. 25:13), ставших родоначальниками мелких племён бедуинов, которые завладели пустыней, лежавшей между...
Тшува (ивр. תשובה, буквально — «возвращение») — понятие раскаяния в иудаизме.
Упоминания в литературе
Имя Иисус – современная русская транскрипция, сглаженная древнегреческим вариантом некогда популярного
еврейского имени Ие́шуа или Йе́шуа – короткий вариант от Иехо́шуа. Поскольку в Библии был и другой Иисус – Иисус Нави́н, во многих языках они имеют разную транскрипцию: Ие́шуа и Иехо́шуа, в английском Джи́зус и Джо́шуа, в церковнославянской традиции их различают по вторым именам: «Христо́с» и «Нави́н». Иехо́шуа переводится с иврита как «Божье спасение», поскольку Иего́ва – одно из имен Господа в Ветхом Завете. Этот вариант также используется в иудейских писаниях, в которых уважение к личности Иисуса значительное, но в их традиции он не является Спасителем. В исламе Иисуса зовут И́са ибн Марья́м, он является пророком и посланником Алла́ха, но не Мессией.
Особняком стоят имена древнееврейского происхождения. Некоторые из них уже они давно вышли за границы еврейской национальности, и даются детям, не имеющим ни капли еврейской крови. Пример тому – мужские имена Яков или Давид. Другие
еврейские имена так и не смогли преодолеть межэтнический барьер (Мойша, Сара).
При описании иудейского периода я отдавал предпочтение греческим (а не латинским и не еврейским) именам царей из династии Хасмонеев. Тем не менее, некоторые второстепенные персонажи появляются на страницах этой книги под своими
еврейскими именами . Так, шурина Ирода я называю его иудейским именем Ионафан (а не греческим именем Аристобул), чтобы избежать путаницы со многими другими историческими тезками. Рассказывая о наиболее известных персонажах, я использую традиционные, знакомые большинству читателей версии имен: Ирод, Помпей, Марк Антоний, Тамерлан, Саладин. Того же принципа я придерживаюсь и в случае с персидскими именами, отдавая предпочтение их привычным звучаниям (например, Кир). Маккавеи правили в Иудее как династия Хасмонеев, но для большей ясности я называл их на протяжении всего повествования Маккавеями.
Связанные понятия (продолжение)
Самаритянское письмо — алфавит, родственный древнееврейскому письму, однако ок. II в. до н. э. отделившийся от него и сохранившийся с тех времён в практически неизменном виде.
Иосафатова долина (ивр. עמק יהושפט, эмек Йехошафат, «долина, в которой Бог будет судить») — долина, упоминаемая в Ветхом Завете. Обычно отождествляется с Кедронской долиной.
Зла́та — женское имя, распространённое среди некоторых славянских народов и ашкеназских евреев.
В течение веков в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся культурными и языковыми особенностями. Многие из них говорят или говорили на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках.
Подробнее: Этнические группы евреев
Еврейский квартал (идиш די ייִדדישע גאַס ) — район города, в котором традиционно проживают евреи. В отличие от гетто, еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения вести образ жизни, соответствующий национальным традициям и предписаниям иудаизма. С идиш די ייִדדישע גאַס (Di yiddishe gas) термин переводится как «Еврейская улица».
Камень Основания , также Краеуго́льный камень (ивр. אבן השתייה — эвен а-штия, араб. صخره — сахра) — скала на Храмовой горе, над которой располагалась Святая святых Иерусалимского храма. В иудаизме считается краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира.
Терафим — (ивр. תְּרָפִים trafím; др.-греч. θεραφιν, лат. therafin) — в Древнем Израиле название родовых антропоморфных идолов (фигурки-фетиши), почитавшихся домашними божествами (аналог пенатов). Представляли собой небольшие грубо сделанные статуэтки.
Ханифи́зм (араб. حنيفية — ханифийя) — одна из форм религиозного монотеизма, возникшая в доисламской Аравии. Ханифизм испытал влияние как иудаизма, так и христианства. Последователей ханифизма называют ханифами (араб. حنفاء, ед. ч. حنيف)
Устный Закон (ивр. תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה, Тора ше-бе-‘ал-пэ) или Устная Тора — общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале Мишна, а затем Талмуд).
Мицва ́ (мн.ч. мицво́т; от ивр. מִצְוָה, — «повеление», «приказание») — предписание, заповедь в иудаизме. В обиходе мицва — всякое доброе дело, похвальный поступок.
Евре́йское квадра́тное письмо ́ (ивр. כתב מרובע, кетав меруба) — один из видов еврейского шрифта, в отличие от рукописного письма, шрифта Раши, а также древнего, палеоеврейского письма. Является в настоящее время общепринятым вариантом еврейского алфавита, используемым как печатный шрифт, а также для переписывания священных еврейских текстов. Его происхождение прослеживается с V в. до нашей эры из финикийского консонантного письма. Наиболее ранние из известных примеров этого письма относятся ко...
Дрейдл (идиш דרײדל — дрэйдл, ивр. סביבון — севиво́н, англ. dreidel) — четырёхгранный волчок, с которым, согласно традиции, дети играют во время еврейского праздника Ханука.
Гаваонитяне (гибеонитяне; также евеи) — ханаанский народ, жители древнего палестинского города Гаваона (Гибеона); во время завоевания Ханаана евреями (1272—1244 годы до н. э.) хитростью добившиеся пощады от их предводителя Иисуса Навина (Иошуи, преемника Моисея); были обращены в рабов для исполнения религиозных обязанностей при Скинии.
Элул (ивр. אֱלוּל) — двенадцатый месяц еврейского календаря (шестой, считая от исхода евреев из Египта). Элул длится 29 дней и приходится на вторую половину августа и первую половину сентября григорианского календаря. В турецком языке соответствует сентябрю (тур. Eylül).
Адар (ивр. אֲדָר) — в еврейском календаре двенадцатый месяц, если считать с нисана, как принято в Библии и шестой месяц, если считать с тишрея. По мнению Георгия Синкелла, длится с 20 февраля по 24 марта.
Глас с небес (ивр. בּת קול; арам. נרת קלא; Bath-Kol; Бат-Кол; бат коль; букв. «дочь голоса») — небесный или божественный голос, возвещающий волю Бога, Его деяния и повеления и обращённый к отдельным личностям или целому ряду личностей, к властителям, общинам и даже ко всему народу.
Четвёртая алия — период 1924—1929 годов, за который в Страну Израиля репатриировались около 82 тысяч евреев, в основном из Восточной и Центральной Европы, не без связи с подъёмом антисемитизма в Польше и Венгрии.
Лев Иуды (Лев от колена Иудина) впервые встречается в книге Бытие Ветхого Завета (1-я книга Моисеева), где израильское колено Иуды имеет своим символом льва.
Шмита (ивр. שמיטה, также называется субботний год); седьмой год семилетнего сельскохозяйственного цикла, предусмотреного Торой для Земли Израиля.
Евреи Индии не представляют собой единой группы, но состоят из нескольких общин, различающихся культурно, лингвистически, исторически, религиозными обрядами и социально-экономическим уровнем.
Ефо́д или эфо́д (ивр. אֵפוֹד, эфод) — существует несколько значений данного слова...
Эпоха судей (1445 год до н. э. — 1045 год до н. э.) охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку.
Равви́н (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב, рав; идиш רבֿ, ров/рув — перед собственным именем haРа́в; букв. «великий», «значительный», «мой учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда (бейт дин). Раввин не является священнослужителем. В реформистском...
Гой (ивр. גוי, мн.число גויים гойи́м), в современных иврите и идише — это стандартное выражение в Танахе для «народа», включая евреев.
Ааро́нов жезл — одна из священных принадлежностей Скинии. Во время странствования в пустыне некоторые колена, недовольные избранием Левиина колена на служение Богу, заявляли притязание на такую же привилегию. Чтобы окончательно разрешить спор, решено было прибегнуть к «суду Божию», и жезлы всех начальников колен были положены на ночь в Скинию. Поутру оказалось, что среди них жезл Аарона дал ростки и расцвёл миндалевидным деревом, что и послужило доказательством богоизбранности левитов в их священном...
Аводá Зарá (ивр. עבודה זרה букв. служение чужим (силам) то есть идолопоклонство) — в иудаизме один из 10 трактатов четвёртого раздела (Незики́н) Мишны, которая является частью Талмуда. Трактат Авода Зара посвящён вопросам взаимоотношений между иудеями и язычниками.
Подробнее: Авода Зара
Талмудический иудаизм , также раввинистский иудаизм или раввинизм, — основная форма иудаизма с VI века, с периода завершения кодификации Вавилонского Талмуда в качестве наиболее авторитетного толкования Устной Торы. Начал формироваться после разрушения Второго Храма, в условиях когда ритуальные жертвоприношения и многие другие древние еврейские религиозные обряды стали невозможны.
Еврейская система счисления в качестве цифр использует 22 буквы еврейского алфавита. Каждая буква имеет своё числовое значение от 1 до 400. Ноль отсутствует. Цифры, записанные таким образом, наиболее часто можно встретить в нумерации лет по иудейскому календарю.
Подробнее: Еврейские цифры
Маги́д (или магги́д; буквально «рассказывающий» от ивр. מַגִּיד; мн. ч. маггидим) — еврейский религиозный проповедник, иначе называемый также «даршан» (דרשן); начиная с XVI века, стал встречаться термин и «Магид Мешарим» (сокращ. מ״מ). Звание маггида присваивалось преимущественно странствующим проповедникам, хотя его носили также постоянные проповедники общины, часто соединявшие эту функцию с саном раввина. Первые маггидим проповедовали, отвечая на обращённые к ним вопросы слушателей, подобно...
Шин , син (ивр. שִׁין, שִׂין) — двадцать первая буква еврейского алфавита. Обозначает звук в случае, если точка над буквой справа — שׁ, и звук , если точка слева — שׂ (в древности обозначал звук, природа которого до конца не ясна).
Миснагди́м , митнагди́м, мисна́геды (ивр. מִתְנַגְדִים, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — использовавшийся хасидами термин относительно своих идейных противников литваков во время религиозной борьбы в иудаизме в XVIII веке. Деятельность этих кругов первоначально носила преимущественно полемический характер, впоследствии их религиозное мышление вылилось в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение. Ведущая...
Гию́р (ивр. גִּיּוּר) — обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд.
Кин(н)уй (כנוי), буквально «прозвище», множественное число — кин(н)уим, — светское имя еврея, как правило, взятое из языка (религиозных традиций) страны проживания, и используемое в общении с неевреями (в отличие от еврейского имени, взятого из Танаха).
Подробнее: Кинуй
Претеризм — интерпретация христианской эсхатологии, согласно которой большая часть пророческих описаний Последнего Времени, которые содержатся в Библии, относятся к событиям, уже произошедшим в первый век существования христианства. В частности, к 70-му году н. э., когда был разрушен Иерусалимский храм. Согласно претеризму, начиная с этого события под «Израилем» следует понимать христианскую церковь, которая стала естественным продолжением существования Народа Божьего на земле.
Еврейская диаспора (ивр. תְּפוּצָה (англ. Tfutza) — принудительное изгнание, рассеяние; галут (גָּלוּת) является одной из самых старых и хорошо изученных диаспор мира. Рассеяние евреев началось после падения Израильского царства, в конце VIII века до н. э., затем продолжилось во временa Вавилонского плена VI века до н. э., увеличилось в эллинистическую эпоху и, наконец, стало массовым в римскую. Уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение длительного периода своей истории абсолютное...
Мене, мене, текел, упарсин (ивр. מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין, по-арамейски означает буквально «мина, мина, шекель и полмины» (меры веса), в церковнославянских текстах «мене, текел, фарес») — согласно ветхозаветной Книге пророка Даниила — слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона от рук Кира. Объяснение этого знамения вызвало затруднения у вавилонских мудрецов, однако их смог пояснить пророк Даниил...
Ав (ивр. אָב) — пятый месяц еврейского календаря при отсчёте от Исхода из Египта и одиннадцатый при отсчёте от сотворения мира. Соответствует приблизительно июлю — началу августа.
Библе́йский код (ивр. צפנים בתנ"ך), также известный, как код То́ры — представление о тексте Торы как о коде, содержащем скрытые смыслы (более глубокое понимание прямого текста) и предсказания. Точка зрения, согласно которой библейский код содержит пророческую информацию, рассматривается в каббале.
Кицур Шулхан Арух (ивр. קִיצוּר שוּלחָן עָרוּך, букв. «Сокращённый Шулхан Арух», «Малый Накрытый Стол») — общее название ряда галахических кодексов, написанных разными авторами (Шломо Ганцфридом, Рафаэлем Барухом Толедано, Хаимом Давидом Галеви, Овадией Йосефом). Все эти книги объединяет то, что они являются сокращенным изложением Шулхан Аруха, написанного Йосефом Каро.
Сабеизм — одно из течений астролатрии — звёздного культа; поклонение звёздам, обоготворение небесных светил. Название сабеизм было оставлено наукой, как основанное на смешении религии сабеев с религией сабиев.
Библейские имена собственные и некоторые другие названия — предмет изучения библейской ономастики (устар. ономатологии), отрасли библеистики, изучающей упоминаемые в Библии собственные имена персоналий, теофорные имена, а также названия городов и местностей. В нижеприведённый алфавитный список включены имена: привычные для еврейского читателя Ветхого Завета — согласно ЕЭБЕ, привычные для русского читателя Синодального перевода — согласно БЭАН; а также свойственный библейским именам символический...
Дом Давида (ивр. מלכות בית דוד, Malkhut Beit David — «Царство дома Давида») — династия иудейских царей, восходящая к царю Давиду. Археологическим свидетельством в пользу существования дома Давида является стела Тель-Дана. Дом Давида происходил из колена Иуды. Из рода Давида должен был произойти Мессия. К Давиду возводили происхождение Иисуса Христа. Существует легенда, что потомками Иисуса Христа из дома Давида были Меровинги. К Давиду возводили своё происхождение и эфиопские цари Соломоновой...
Злословие (ивр. לְשון הרע, Лешон ха-ра) в еврейской, библейской и в исламской религиозной традиции — запрет произнесения любых слов, унижающих других: сплетен, компрометации или наговора, в случае если унизительные замечания правдивы (Лев. 19:16).
Тринадцать атрибутов милости (13 миддот; 13 атрибутов/качеств милосердия; 13 путей проявления милосердия Всевышнего; Шелош-Эсре Миддот; англ. Thirteen Attributes of Mercy) — в иудаизме представление о 13 различных формах милости, посредством которых Господь управляет миром и которые перечислены в ветхозаветном тексте (Исх. 34:6—7).