Понятия со словом «воспитуемый»

Связанные понятия

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Коммуникативное ядро личности - это единство отражения, отношения и поведения, проявляющееся во взаимодействии личности с другими людьми или социальными группами.
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя...

Подробнее: Педагогический конфликт
Понятие «подростковые реакции» введено советским психиатром А. Личко. Некоторые из зарубежных авторов выделяют «подростковый комплекс» как ряд психологических особенностей, свойственных подросткам. В случае возникновения серьезных поведенческих и эмоциональных нарушений у подростка принято говорить о «пубертатном кризе».
Педагогика успеха – интегрально-личностный подход педагогики, обращающий пристальное внимание на индивидуальные характеристики ученика и его стремление к самореализации. Это относительно новый подход в образовании, берущий свое начало лишь во второй половине двадцатого века, но получивший распространение лишь в последние 10-15 лет. В основе своей имеет обращение к "Ситуации успеха" – целенаправленному, специально организованному комплексу условий, позволяющему достичь значительных результатов в деятельности...
Пенитенциа́рная психоло́гия (исправительная психология, исправительно-трудовая психология) (от лат. poenitentia — раскаяние, покаяние) изучает психологические основы ресоциализации осужденных: восстановление у них нарушенных социальных личностных качеств, динамику их личностей в процессе исполнения наказания (то есть отбывания срока), их поведение. Заключенные способны переосмыслить свои ценности в процессе ресоацилизации, научиться ставить положительные для них цели, развить навыки социально положительного...
Теория управления впечатлением — теория Ирвинга Гофмана, описывающая наше желание производить благоприятное впечатление на других людей. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. С точки зрения Ирвинга Гофмана, человек предстаёт как художник, творец образов. Его жизнь — это производство впечатлений. Уметь управлять впечатлениями и контролировать их — значит уметь управлять другими людьми...
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром.
Языковая социализация — это процесс овладения индивидуумом языка, как коммуникативным средством, с целью взаимодействия с обществом. Предусматривает усвоение речевых норм социальной среды, речевых традиций, стереотипов, а также элементов и структуры языка. Процесс языковой социализации длится на протяжении всей жизни индивидуума, особенно интенсивно он протекает в детском, подростковом возрастах. Языковая социализации способствует познанию мира, всестороннему развитию человека и усвоения норм поведения...
Теория внимания Л. С. Выготского — теория предложенная советским психологом Львом Семеновичем Выготским, согласно которой стимулами внимания являются внешние средства (знаки со стороны других людей).
Кризис семи лет (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — кризис в развитии ребёнка, который возникает, когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям, манерничанье. В этот период у ребёнка начинает формироваться социальное «Я». Л. С. Выготский отмечает, что ребенок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность и непосредственность...
Логопсихология — отрасль специальной психологии изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами, а также возможные варианты применения психологических технологий в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.
Военные традиции (Боевые традиции, Воинские традиции) — исторически сложившиеся в вооружённых силах государства правила, обычаи, обряды и нормы поведения военнослужащих как в мирное так и в военное время, которые передаются из поколения в поколение, накапливаются и становятся добровольно соблюдаемыми принципами, обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего. Соблюдение военных традиций является основой поддержания высокого боевого духа среди военнослужащих и элементом морального воспитания...
«Де́мбельский акко́рд» — объём разовых работ, выполняемый по приказу командования военнослужащими срочной службы (как правило в последние один — два месяца перед увольнением в запас , условия выполнения которого неформально связаны с датой их предстоящего увольнения и мотивируются последней.
Моральное самосознание — ценности, нормы, идеальные представления человека, являющиеся отражением жизненно-практического и исторического опыта. Выполняет функции механизма социального регулирования, позволяет человеку оценивать собственные и чужие поступки.
Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
Тео́рия развива́ющего обуче́ния — это направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и...
Правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Её результатом является принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Приобщаясь к сложившемуся регламенту жизнедеятельности своей социальной группы, человек начинает проявлять...
Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) — это специфически школьное нарушение процесса адаптации психогенной природы, снижающее субъективный и объективный статус ребёнка в школе, в семье и затрудняющее реализацию учебно-воспитательного процесса. Школьная дезадаптация проявляется в трудностях при усвоении школьного материала и при выполнении предъявляемых ребёнку требований; сопровождается низкой школьной успеваемостью, разными формами недисциплинированности, нарушениями взаимоотношений со сверстниками...
Ровесническое образование — принцип организации образования и соответствующие ему педагогические практики, ключевым условием успешности обучения в которых признаётся становление дружеского сообщества учащихся.
Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт, введённый Львом Выготским в начале 1932—1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка.
Ролевой конфликт — конфликт, обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентами ролей одного или нескольких человек.
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения...
Модель Колба — теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.
Психология коррупции - самостоятельная область психологического знания, изучающая поведение индивидов как систему действий, направленных на приобретение имущества или получение иных нематериальных благ незаконным образом, а также личностные характеристики индивидов, демонстрирующих такое поведение.
Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.
Классифика́ция акцентуа́ций — психологическая типология, разработанная на основе представления об акцентуации (характера, личности).
Самоэффективность — вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых понятий социально-когнитивной теории научения Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности. Близким к самоэффективности является понятие уверенности в себе.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте .
Военная психология — раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны, составная часть военной науки.
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права...
Термин неформальная педагогика возник как слэнговый в 70-е годы прошлого века в СССР у организаторов и последователей коммунарского движения, однако сама неформальная педагогика возникла намного раньше.
Социо-игровой подход (наряду со словом «подход» распространены термины «социо-игровой стиль», «методика», «технология», «режиссура урока») предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами — отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно внутри каждой из них. Cоцио-игровой подход непосредственно обращён к особым возможностям режиссуры урока, общения и поведения учителя.
Деиндивидуализация — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы. Возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Термин введен Леоном Фестингером, Альбертом Пепиоуном и Теодором Ньюкомом в 1952 году.
Самопрезентация (с лат. – «самоподача») – это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе .
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Физиологические итерации (лат. iteracio — повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте.
Профессиональная идентичность — сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. Она является результатом профессионального самоопределения человека, который осознает свою профессию как призвание. Обладая сформированной профессиональной...
Деса́нтный шовини́зм — явление в среде военнослужащих Воздушно-десантных войск СССР и Воздушно-десантных войск Российской Федерации, заключающееся в исключительном почитании собственного рода войск и в высокомерии к другим родам войск.
Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности...
«Золотая рота» — русский фразеологизм, исторически имевший два значения. Оба они связаны с реалиями Российской империи. Первоначально это было неофициальное название Роты дворцовых гренадер, впоследствии это выражение приобрело переносный и бранный смысл и стало обозначать представителей городских низов и преступного мира.
Когнитивный стиль (лат. cognitio «знание») — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, а также предпочтительного для них способа решения проблем.
Метод самоинструкций (называемый также методом аутоинструкций или тренингом самоинструктирования) (англ. self-instructional training) — метод когнитивно-поведенческой психотерапии, разработанный в 1976 году канадским психологом Дональдом Мейхенбаумом на основе идей советских психологов Л. С. Выготского и А. Р. Лурии. Метод основан на использовании внутренней речи в регуляции поведенческих актов.
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Саногенное мышление (от лат. sanus — здоровый и греч. genesis — происхождение, развитие) — оздоравливающее мышление, направленное на управление эмоциями путем рефлексии. Понятие, предложенное психологом Ю. М. Орловым (1993) в контексте науки санологии, впоследствии переросло в теорию и практику обучения саногенному мышлению взамен патогенному, в терапию саногенным мышлением.
Оперантное обусловливание — особый путь образования условных рефлексов, который заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, то есть за счет последствий: подкрепления (усиления) или наказания (ослабления). Особым случаем оперантного обусловливания является формирование поведения, когда подкрепляемые действия постепенно изменяются, все более приближаясь к итоговому исполнению. Понятие оперантного обусловливания введено Б. Ф. Скиннером.
Гуманистическая педагогика — направление в педагогике, ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей. Гуманистическая педагогика рассматривает ученика как сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, отдает приоритет общему развитию интеллектуальных качеств по сравнению с овладением определенным объемом информации, и ставит своей целью развитие ученика в свободную и активную личность, способную к самосовершенствованию и самореализации...
Дисципли́на (лат. disciplina «выдержанность, строгость» от discipulus «студэнт») — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.
Твёрдость (также твёрдость характера, твёрдость воли, твёрдость духа) — черта характера, характеризующаяся последовательностью и упорством в достижении целей или отстаивании взглядов. В психологии с твёрдостью, помимо упорства, могут ассоциироваться понятия жизнестойкости (англ. hardiness), резильентности (англ. resilience), мотивации достижения. Эти понятия изучаются наукой с 1907 года: момента, когда Уильям Джеймс начал исследовать каким образом определённые личности вырабатывают черты характера...
Терапия творческим самовыражением — метод клинической психотерапии, предложенный М. Е. Бурно для лечения широкого спектра пограничных психических расстройств (включая малопрогредиентную шизофрению), отличающихся тягостным переживанием больными своей неполноценности.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я