Ровесническое образование

Ровесническое образование — принцип организации образования и соответствующие ему педагогические практики, ключевым условием успешности обучения в которых признаётся становление дружеского сообщества учащихся.

Название было предложено Евгением Шулешко, разработавшим к началу 1980-х годов принципиально новую систему начального и дошкольного образования детей от 5 до 10 лет, исключавшую возникновение «двоечников» как социального явления и организовавшему её освоение в сотнях классов и дошкольных групп.

Идеи и методы ровеснического образования описаны в книге Е. Е. Шулешко «Понимание грамотности», в работах А. П. Ершовой, В. М. Букатова, А. Н. Юшкова, М. В. Ганькиной и др.

Хотя принципы ровесничества в качестве ключевых для построения педагогической практики были в явном виде сформулированы Е. Е. Шулешко, фактически они были полноценно воплощены во многих знаменитых прецедентах истории образования: в опыте Царскосельского лицея пушкинской поры, в коммунарском движении, в фактах становления многих студенческих сообществ и научных школ. Созвучна методам и идеям ровеснического образования младших школьников и педагогика Селестена Френе.

Во многих аспектах принципам ровеснического образования близки идеи «со-бытийной общности» детей и взрослых, развиваемые В. И. Слободчиковым, Т. В. Бабушкиной, А. Н. Тубельским.

В современной западной психологии и педагогике ряд принципов ровеснического образования проявляется в подходах, близких направлению «социального конструктивизма».

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я