Понятия со словом «алтаец»

Мифология алтайцев — совокупность мифологических воззрений, верований и культов алтайцев.

Связанные понятия

Кары́мы от монгольского «хари, харим, харым» — чужой, инородный. В Забайкалье карымами называли метисов русских с бурятами. Согласно Всероссийской переписи 2002, 2 человека самоидентифицировали себя как карымы, но были включены в состав русских.
Зайсан (от китайского титула «цзай-сян») - должность у алтайцев, западных монголов.
Сео́к (южноалт. сӧӧк, кирг. сөөк, хак. сӧӧк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты (кирг. куда сөөк).
Тума́ (тумаки) — метисы, полурусские-полутатары. Этническая группа в низовьях Волги и Прикаспии (Гумилёв, 1992).
Челдо́н, чалдо́н или чолдо́н — название коренных русских в Сибири и их потомков. Постоянное население из числа переселенцев из Европейской России сложилось в Западной Сибири в конце XVI—XVII вв.

Подробнее: Чалдоны
В Якутии в настоящее время 42 национальных и 3 кочевых национальных наслега, созданных на территориях, населённых эвенами, эвенками, юкагирами и чукчами.

Подробнее: Национальные наслеги
Алтайское имя — имена которые были в обиходе среди алтайцев в средние века, до конца XIX века. В настоящее время около половины алтайцев имеют русские имена.
Шиши́га, шишо́к (муж. шиш, шишиган, шишимора-кикимора) — в мифологии русских крестьян нечистая сила, живущая за печкой, в лесу (лешачиха, леший) и на болоте (болотник), в бане (банник), в овине (овинный домовой); бес.
Гура́ны — забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, маньчжурами.
Бродячие инородцы (ловцы) — составляли особый класс сибирских инородцев, и, со времени издания Положения об управлении инородцев 1822 г., отличались законодательством Российской империи от оседлых, кочевых и других сибирских инородцев. К ним были отнесены «те инородцы, кои, не имея никакой оседлости, отдельными родами или же семействами переходят с одного места на другое по лесам и рекам или урочищам, для звероловного и рыболовного промысла». Они пользовались правами состояния, предоставленными инородцам...
Ула́н зала́ (калм. Улан зала — «красная кисточка») — небольшая кисть, помпон из красных шёлковых нитей, элемент мужского головного убора калмыцкой национальной одежды. Улан зала является знаком национального отличия калмыков от других монгольских народов.
Чаба́н (кирг. чабан, узб. cho'pon, азерб. çoban, каз. шопан, рум. cioban, абх. ауасахьча, болг. чобан; первоисточник — перс. ‎ šubān «пастух» букв. «страж скота») — название пастуха овец и другого скота в России (на Юге, в Татарстане, Башкирии, Бурятии, Удмуртской Республике и так далее), Казахстане, Азербайджане, Турции, Румынии, Молдавии и части Украины, а также у народов Кавказа и Средней Азии.
Оленево́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя с целью получения пант, мяса и другой продукции.
Тарбага́н, или монго́льский (сиби́рский) суро́к (лат. Marmota sibirica) — млекопитающее рода сурков, обитающее в России (в степях Забайкалья и Тувы), Монголии (исключая юг), Северо-Восточном Китае.
Уральская раса — раса, занимающая промежуточное положение между монголоидной и европеоидной расами, но ближе к монголоидной. Распространена в Западной и Южной Сибири (ханты, манси, северные алтайцы, сибирские татары и некоторые группы хакасов) и в Поволжье (татары, удмурты, марийцы, чуваши и башкиры).
Хевсу́ры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах. Сохраняли многие особенности традиционного уклада в советское время — костюм, оружие, обычаи, жилище и пр. В конце 1950-х хевсуров принудительно переселяли на равнины, в результате чего часть высокогорных деревень опустели.
Абары (阿拔國) — не следует путать с аварами. Абары — реликт древнего этноса, слава которого гремела до VI века. По мнению Гумилёва Л. Н. можно предположить, что именно абары разгромили угорские и самодийские племена Западной Сибири («тролли» — образ предков лопарей), вынудив тех спасаться на север, по льду Оби, Волги и Енисея.
Онгон — дух предка семьи или рода, его культовое изображение в культуре монгольских и тюркских народов.
Сибирские тюркские языки — необщепринятое название для гипотетической группы, объединяющей ряд восточных тюркских народов.
Сайылык — летний тип жилья у якутов, в отличие от ураса и юрта сайылык представлен как отдельный тип сельского поселения, где в редких случаях работают магазины. Сайылыки в основном расположены в центральных улусах Якутии.
Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и тюркских народов.
Тархан — этноним у тюркских народов, происходящий от привилегированного сословного положения; сперва обозначавшее племенную аристократию, аристократический титул тархан, слово затем получило семантику «освобожденный от податей». В частности этноним «тюрки» некоторыми учеными производится от «тархан» через переднеязычный вариант «тǝркǝн», связывающийся со словом «тyрǝ» — господин, родственник, и, таким образом, возводят этноним «тюрки» к корням «тюркун» или «торкен». Это, впрочем, не единственная...
Айка (ai — «отец, родитель, самец, свёкор») — дух-хозяин в мифологии коми-зырян. В обско-угорских языках «ойка» — «старец, старик, хозяин». В верхневычегодском и присыктывкарском диалекте коми-зырянского языка — «злой дух». В фольклоре коми-зырян этим именем собирательно называют всех тунов — сильных колдунов, противников Стефана Пермского (Кöрт Айка, Малейка, Паляйка, Вежайка).
Зюзя (белор. Зюзя, Мароз, укр. Зюзя; простонародное диалектное слово, означающее «вялого, пьяного, промокшего человека») — одно из диалектных названий Мороза в некоторых белорусских и западно-русских говорах, мифический персонаж, известный в белорусском и украинском Полесье, олицетворящий зимнюю стужу, холод.
Зайсанг — светский монгольский феодал в период, начиная со средних веков и кончая первой третью XX века.
Ю́рта (также устар. кибитка) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников.
Культ медведя — особое отношение к медведю, почитание его, комплекс обычаев и обрядов по отношению к нему. Медведь фигурирует в мифах многих народов Евразии и Америки. В разных традициях он мог являться божеством, культурным героем, прародителем, духом-охранителем, хозяином нижнего мира и т. д.
Геном двух обитателей грузинской пещеры Дзудзуана (Dzudzuana Cave), живших 26 тыс. л. н., глубоко связан с постледниковыми западноевропейскими охотниками-собирателями из кластера «Виллабруна».

Подробнее: Генетическая история Кавказа
Тюркизмы в белорусском языке – слова или выражения, заимствованные белорусским языком из тюркских языков.
Алтайские казахи (каз. Алтай қазақтары) — казахская диаспора в Кош-Агачском районе Республики Алтай в России. Казахи в этом районе составляют 53,37 % от всего населения района — примерно 10 200 человек, в столице республики Горно-Алтайске проживает 2,23 % — около 1250 человек. Во всей республике казахская диаспора является третьей по численности после русских и алтайцев. Также их называют кошагачскими или чуйскими казахами. Перекочевали в Чуйскую степь Центрального Алтая в период столыпинских реформ...
Ханты-мансийские имена были в обиходе среди хантов и манси в Средние века и встречаются до сегодняшнего дня. В настоящее время среди хантов и манси распространены общероссийские имена.

Подробнее: Ханты-мансийское имя
Сибиряк — житель Сибири различной этнической принадлежности, а также этнографическая группа русских — человек с особыми «сибирскими» чертами (характером и здоровьем), обусловленными в основном суровым континентальным климатом, относительной малочисленностью населения и прочими особенностями жизни в этом регионе.

Подробнее: Сибиряки
Тотем волка — религиозно-социальная система, распространенная среди монгольских народов, в основании которой лежит культ волка.
Якутская мифология отражает представления восточносибирского тюркоязычного народа якутов (саха) об окружающем мире. Важную роль в ней играли идеи шаманизма, т.е. убеждение в существовании особых духовных миров (Дойду) и возможности общения с ними.
Варга́н (возм. от старослав. варга — рот, или греч. όργανον, органон — ин­ст­ру­мент) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку.
Буре (корт, кашкар) — название некоторых башкирских родов, к примеру у племён Усерган, Ельдяк, восходящее к тотему волка. Является также антропонимом, к примеру: Буребай, Буресы (охотник на волков) и др.
Традиционные верования саамов — народа Северной Европы, живущего в Норвегии, России, Финляндии и Швеции — представляли собой прежде всего промысловый культ — почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы, поклонение священным камням-сейдам.
Тама — казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Сложносоставные северные луки — разновидность составных луков, свойственная северным народам.

Подробнее: Северный тип лука
Корякский — прилагательное, так или иначе относящееся к корякам, народу на Дальнем Востоке...
Абази́нская аристокра́тия — верхушка средневекового абазинского общества. Этническое деление абазины Шкарауа отражено и в их социальном устройстве. Ещё с середины XIX века Шкарауа управлялись шестью княжескими фамилиями — шестиродными («басхяг» или «алты-кесек») и родами, от них происходящими; — несколькими дворянскими. Князья — «аха», «маршани»; дворяне — «агмиста».
Пыжик — телёнок северного оленя до достижения возраста 1 месяц (по другим классификациям до полугода). После выхода из классификации пыжик и до достижения одного года носит название неблюй.
Восстание юкагиров под предводительством Канивы, также Юкагирское восстание 1681—1684 годов или Юкагирская война 1681—1684 годов — вооруженный конфликт между ходынскими юкагирами, возглавляемыми вождем Канивой, с одной стороны и русскими и союзными им юкагирами и чуванцами с другой, происходивший весной 1681 — начале 1684 года. Явился последней попыткой юкагиров избавиться от власти России и вытеснить русских со своей территории. Завершился поражением восставших, что во многом обусловило прекращение...
И́чиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. Ичиги были широко распространены у татар и стали неизменным элементом татарского национального костюма.
Абасы́ (также абаасы, якут. абааһы) — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии, живущие своими племенами и родами, со своим хозяйством. Подчиняются «великому господину» — богу Улу тойону, который вместе с абасами сумел заложить в человеке злое начало, отождествляемое с нечистотами. В свою очередь, в якутском эпосе «Олонхо» абасы выступают противниками Айыы аймага.
Аба (абалар, абинцы) — название северных шорцев, в XVII-XVIII вв. живших по р. Томи в районе устьев pp. Абы, Кондомы и Мрас-Су, а также сеока в составе этнической группы сагайцев хакасского народа. Хакасский сеок аба происходил от шорского рода, расселявшегося в XVIII веке около г. Кузнецка (хак. Аба-тура) по реке Аба. Исследователи считают абинцев предками шорцев долины реки Томь. До сих пор алтайцы называют Шорию «Аба чыш» — Абинская чернь, а хакасы — «Аба чирі» — Абинская земля.
Историю этнонима «татары» можно проследить примерно с V века. За многовековую историю слово «татары» приобретало и теряло функции этнонима, политонима, соционима и конфессионима.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я