Связанные понятия
Челдо́н, чалдо́н или чолдо́н — название коренных русских в Сибири и их потомков. Постоянное население из числа переселенцев из Европейской России сложилось в Западной Сибири в конце XVI—XVII вв.
Подробнее: Чалдоны
Сибирские старожильческие говоры — диалекты русского языка, сформировавшиеся на базе северорусского наречия (в первую очередь поморского диалекта) под серьёзным лексическим влиянием элементов южнорусского наречия и иноязычных вкраплений (в первую очередь тюркоязычных, а иногда юкагирских и эвенских). Употребляются сибирскими старожилами: сибиряками, чалдонами, кержаками, казаками, староверами, походчанами (колымчанами), русскоустьинцами (индигирщиками) и марковцами (анадырщиками).
Этнографи́ческие и субэтни́ческие гру́ппы ру́сских — группы русского населения, различающиеся своими этнокультурными особенностями. Характерны различия между русскими отдельных регионов, хозяйственных зон и территорий контакта с иными народами. Этнокультурные особенности русских возникали при расселении славян в Восточной Европе, при формировании ранней восточнославянской государственности в Х—XII веках и позднее в XV—XVIII веках, в процессе освоения русскими новых земель и вхождения других народов...
Гура́ны — забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, маньчжурами.
Этнографи́ческая гру́ппа — часть этноса, обладающая определёнными особенностями в сфере традиций, хозяйства и быта. Образуется в результате ассимиляции этносом иноэтнических групп, либо вследствие обособленности группы от основного этнического массива в течение длительного времени. В отличие от субэтнической группы, как правило, не осознаёт себя в качестве обособленной общности в составе своего народа, и выделяется исследователями искусственно, после этнографического изучения. Этнографическая группа...
Упоминания в литературе
Кроме того, само славянское население Сибири и Дальнего Востока было сложным не только по этническому (русские, украинцы, белорусы) и конфессиональному (православные, старообрядцы, сектанты) признакам, но и по региональным характеристикам мест выселения. Объезжавший в 1896 году переселенческие поселки Западной Сибири А.Н. Куломзин писал бывшему воспитателю Николая II генералу Г.Г. Даниловичу, что перед ним прошла своеобразная этнографическая выставка «представителей славянского племени и других племен, обитающих в России»66. К началу XX века в Сибири сложилось пестрое по своему происхождению русское население: старожилы («
сибиряки ») и новоселы («русское», «русь»). Чаще всего переселенцев называли по губерниям их прежнего места жительства: «курщина», «Тамбовщина», «рязанщина» и т. п.67 Однако переезжавшие за Урал крестьяне формировали не только новые этнокультурные группы, определенные местами их прежнего проживания, этнической принадлежностью, конфессиональными различиями, но и создавали новую общность на основе общерусской культуры и идентичности68.
Еще во второй половине XIX века один из основоположников петербургской культурологической школы акад. А. Н. Пыпин в своих исто рико-этнографических очерках писал о суровом Сибирском крае, сформировавшем особый тип
сибиряка , заметно отличного по своему облику и складу характера от европейца[7]. В 80-е годы о своеобразии Сибири и освоивших ее людях заговорила и недолго просуществовавшая «Сибирская газета» (Томск, 1881–1888).[8] О сохранении особого сибирского характера и в наши дни, несмотря на тенденцию заметного размывания сибирского социума в конце XIX – начале XX века в связи со значительными потоками переселенцев из европейской части России, убедительно писал А. О. Бороноев[9]. «В культурно-историческом автостереотипе сибиряка, – писал он, подводя итоги социологическим исследованиям, – особое место занимают такие качества как: выносливость, упорство, честность, демократизм, расовая непринужденность, коллективизм, терпимость и т. д. Эти качества составляют, по мнению респондентов, основу характера сибиряков, самоуважения и определяют их идентичность, общность. Сибирячество опирается не на этнографическую базу, а на территориальную. Это очень важная черта и основа сибирской идентичности»[10]. Оценивая всю совокупность проблем, связанных с изучением неповторимого своеобразия Сибири как региона, а также – исторически сложившегося типа сибиряка, Н. В. Сверкунова в монографии, непосредственно посвященной проблеме региональной сибирской идентичности, подчеркнула многоплановость самой задачи, которая в этом случае встает перед каждым исследователем. «Такая задача, – справедливо пишет она, – требует рассмотреть предмет исследования генетически, хронологически, исторически»[11]. Мы не можем не согласиться с такой постановкой вопроса. И первым в данном случае для нас будет вопрос о том, чем следует объяснять – социальными, социокультурными или природными условиями – возникновение особого склада сибирского характера, появление особого статуса сибиряка на одной из ландшафтных зон обширной территории России.
Однако в настоящее время найти типичных «
сибиряков » оказалось большой проблемой. Сибирь продолжает заселяться, сибирские кошки перемешались с прибывающими животными других пород, а сами «сибиряки» вывозились в европейскую часть страны, где, конечно, не могли разводиться в чистоте. Отсюда широкий спектр экстерьерных типов у кошек этой породы. Племенная работа была начата после 1987 г. (после утверждения первого стандарта сибирской породы). Кошки, причисленные к сибирским первого поколения, давали далеко не всегда потомство желательного сибирского типа. Была очень высока степень генетического разброса. Предстояла долгая и кропотливая работа, чтобы сибирские кошки устойчиво передавали породные черты из поколения в поколение.
Региональная культура – это своеобразный вариант национальной культуры (ее можно назвать «материнской»). Отношения «материнской культуры» и региональной – это связь общего и особенного. Региональная наследует ценностно-нормативное ядро «материнской культуры», формы и способы жизни людей и адаптирует их для условий конкретной территории. Региональная культура выполняет для локальной территории те же функции, что и «материнская» для всей страны: человекотворческую, созидая определенный тип личности, например «уральца», «
сибиряка »; регулятивную, выступая регулятором общественных отношений (на уровне устоявшихся местных норм и принятых законов); коммуникативную, вырабатывая формы межкультурной коммуникации различных этнических групп, живущих на данной территории; аксиологическую, формируя систему ценностей и опираясь на традиции местных жителей; символическую, наполняя пространство жизни символами, как официально представляющими регион, так и неформальными, выработанными в данном сообществе в ходе исторического развития.
Связанные понятия (продолжение)
Палеоазиатские народы (также палеоазиаты, древнеазиатские народы) — ныне устаревший этнографический термин, введеный в обращение (в качестве гипотезы) русским этнографом Л. И. Шренком в середине XIX века, для обозначения ряда малочисленных северных народов (чукчи, коряки, айны и др.), населяющих Северную и Северо-восточную Сибирь, а также Курильские и Японские острова.
Землепрохо́дцы — русские путешественники XVII века, осваивавшие неизвестные ранее территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Имели разное социальное происхождение — казаки, служилые люди, купцы. Многие из них были уроженцами Русского Севера.
Чулы́мский язык (самоназвание — чулым тили, өс тил, татар тили) — язык чулымцев. Сибирский тюркский язык, принадлежит к хакасской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи.
Южнорусская этнографическая группа (также южнорусская историко-культурная зона, южнорусская историко-культурная группа, южнорусская этнографическая зона, южные великорусы) — одна из трёх крупных этнографических групп русского народа (наряду со среднерусской и севернорусской), распространённых на территории Европейской части России. Южные великорусы населяют южную чернозёмную полосу России от бассейна Десны на западе до правого притока Волги Суры на востоке, от Оки на севере до Хопра и среднего течения...
Па́леоазиа́тские языки — собирательный термин для языков в северной и северо-восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в арктической зоне Северной Америки, не связанных между собой генетическим родством и сохранившихся в Северной Азии со времён, предшествующих широкому распространению там тунгусо-маньчжурских языков. К палеоазиатским языкам причисляют...
Самоди́йские языки ́ — группа языков, входящая в состав уральской семьи. По другой классификации самодийские языки считают семьёй, а уральские, соответственно, — макросемьёй.
Долга́нский язы́к — язык долган, один из тюркских языков. Распространён на юге и юго-востоке (бывшие Дудинский и Хатангский районы) Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края России, а также в Анабарском улусе Якутии. Число говорящих около 1054 человек (перепись, 2010).
Ке́тский язы́к — изолированный язык, единственный живой представитель енисейской семьи языков. На нём говорят кеты в районе бассейна реки Енисей.
Народность — исторически общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.
Выгозёры (также выгозёра — самоназвание) — субэтническая группа русских, населявшая до середины XX века сёла по берегам Выгозера в Карелии. Начала формироваться с конца XIX века из двух групп — обрусевших карелов западного берега Выгозера и русских, живших на восточном берегу. Выгозёры отличали себя как от карелов, так и от поморов, заонежан и других соседних с ними групп русских. Название субэтнической группы выгозёров происходит от названия одного из самых крупных карельских озёр — Выгозера. Самоназвание...
Пе́рмские языки ́ — группа языков, распространённых в России на территории Удмуртии, Республики Коми и Пермского края. Входят в состав финно-угорской ветви уральских языков.
Уго́рские языки ́ — группа языков, распространённых в России и Венгрии. Входят в состав финно-угорской ветви уральских языков. Количество говорящих - около 15 млн человек. Угорские языки восходят к угорскому языку-основе, формировавшемуся в конце 3-го тыс. до н. э. вследствие распада финно-угорского праязыка на 2 ветви. Внутри группы венгерский язык противопоставлен обско-угорским языкам в силу большой географической удалённости от них.
Юкаги́рские языки ́ (юкагиро-чуванские, одульские) — семья родственных языков, на которых говорят юкагиры — сибирский народ, проживающий в бассейне реки Колыма. Ранее юкагиро-чуванские языки были распространены на обширной территории Северо-Восточной Азии; с XVIII века их носители были частично ассимилированы чукчами, частично русскими.
Севернору́сская этнографи́ческая гру́ппа (также севернорусская историко-культурная зона, севернорусская историко-культурная группа, севернорусская этнографическая зона, северные великорусы) — одна из трёх крупных этнографических групп русского народа, распространённых на территории Европейской части России (наряду со среднерусской и южнорусской). Областью расселения данной группы является обширная территория от бассейна реки Волхов на западе до Мезени и верховьев Вятки и Камы на востоке к северу...
Э́нецкий язы́к — язык энцев, один из самодийских языков. Распространён на правобережье нижнего течения Енисея в Таймырском районе. Число говорящих на энецком языке — 43 чел. (2010). В 2002 году таких было 119 чел.
Ко́ми-зыря́нский язы́к (часто просто коми; коми коми кыв) — язык коми-зырян, представляет собой одно из трёх основных наречий языка коми (группа пермских языков) с собственной литературной нормой. Распространён в Республике Коми, частично на Кольском п-ове, в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском авт. округах РФ. Число говорящих 156 099 чел. (2010, перепись). Небольшие группы носителей представлены также на Украине (4 тыс.) и в Казахстане (1,5 тыс.).
Уральская раса — раса, занимающая промежуточное положение между монголоидной и европеоидной расами, но ближе к монголоидной. Распространена в Западной и Южной Сибири (ханты, манси, северные алтайцы, сибирские татары и некоторые группы хакасов) и в Поволжье (татары, удмурты, марийцы, чуваши и башкиры).
Шо́рский язы́к (шорск. шор тили, тадар тили) — язык шорцев, распространён в Кемеровской области России (Таштагольский район, Мыски, Междуреченск) — главным образом, в северных предгорьях Алтая, в Кузнецком Алатау, вдоль реки Томь и её притоков (Мрассу и Кондомы), на границе с Хакасией и Республикой Алтай.
Северно-алта́йские языки (диалекты) — традиционно невыделяющаяся в качестве самостоятельной ветви тюркская диалектная группа. Входящие в её состав идиомы фактически взаимопонятны как диалекты одного языка (северно-алтайского).
Аги́нская степь — степная равнина протяжённостью около 100 км в Забайкальском крае. Расположена в междуречье рек Ага и Онон.
Шаманизм в Сибири — рассматривается как главный пример шаманизма. Он является традиционной формой мировоззрения народов Сибири, видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека.
Сео́к (южноалт. сӧӧк, кирг. сөөк, хак. сӧӧк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты (кирг. куда сөөк).
Сельку́пский язы́к (устар. название остяко-самоедский язык, рус. дореф. самоядскiй языкъ) — язык селькупов, относящийся к самодийским языкам. Число говорящих — около 1 тыс. человек. Распространён на северо-востоке и востоке Западной Сибири.
Сибирско-тата́рский язык (самоназвание: сыбыр тел, сыбырца / sıbır tel, sıbırca) — язык сибирских татар. Классификация языка является предметом дискуссий. Ряд исследователей считает его самостоятельным тюркским языком. Другие исследователи считают его восточным диалектом татарского языка или восточной группой диалектов татарского языка.
Тофала́рский язы́к — язык тофаларов, тюркского народа, проживающего на территории трех сельских поселений — Тофаларского, Нерхинского и Верхнегутарского, которые входят в состав Нижнеудинского района Иркутской области. Численность говорящих на тофаларском языке — 93 чел. (2010, перепись) из 775 тофаларов.
Субэ́тнос (также субэтни́ческая гру́ппа) — компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры, языком (диалект), более поздним, чем в момент зарождения общего этноса географическим происхождением, и осознают это отличие.
Сиби́рское областни́чество — общественно-политическое течение среди сибирской интеллигенции (середина 1850-х годов — начало XX века).
Сая́нские языки ́ (уйгу́ро-огу́зские, тоба́ские языки́) — восточные тюркские языки, распространенные в регионах России (Тыва, Бурятия, Иркутская область), Монголии и Китая, относящихся к Саянскому нагорью и прилегающим областям.
Урало-алтайские языки —
гипотеза , весьма популярная в конце XIX — начале XX вв. В рамках данной гипотезы предполагалось общее происхождение уральских и алтайских языков.
Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение») — это процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.
Устав «Об управлении инородцев» (1822) — законодательный акт Российской империи, наряду с «Уставом о сибирских киргизах» определивший систему управления коренными народами Сибири (инородцы). Большинство его положений действовало вплоть до Февральской революции 1917 года.
Этно́ним ы (от греч. έθνος — племя, народ и ὄνυμα — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов и тому подобное.
Нана́йский язы́к (на̄ни хэсэни) — язык нанайцев. В научной литературе также встречаются такие названия нанайского языка и нанайцев, как гольды, ходзены (хэчже, хэцзен), тазы.
Помо́рский го́вор (также поморская говорь; самоназвание — помо́рьска гово́ря) — говоры севернорусского наречия, распространённые среди поморов в бывших Архангельской и северных частях Олонецкой и Вологодской губерний.
Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель.
Хака́сский язы́к (самоназвания: хакас тілі или тадар тілі) — язык хакасов. Распространён, главным образом, на территории Хакасии и частично в Шарыповском районе Красноярского края и Туве. Число говорящих на хакасском языке в России — 42 604 человека (2010). Относится к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков.
Нганаса́нский язы́к — язык нганасанов. Устаревшее название — тавгийский или тавгийско-самоедский язык. Распространён в Таймырском районе Красноярского края в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая. Относится к северной ветви самодийских языков. Число говорящих на нганасанском языке — 125 человек (2010).
Яку́тский язы́к (самоназвание — саха тыла) — национальный язык якутов, являющийся, наряду с русским, одним из государственных языков Республики Саха (Якутия) и относящийся к тюркской семье языков, в которой образует отдельную ветвь.
Этноязыковая общность — общность этносов, сложившаяся в результате их этногенетической близости или длительного культурного взаимодействия и политических связей. К этноязыковым общностям относятся арабы, германцы, славяне, тюрки и т. п..
Удэге́йский (удэ́йский) язы́к — язык удэгейцев, относится к тунгусо-маньчжурским языкам, образуя с другими приамурскими языками амурскую подгруппу тунгусской группы этих языков. Ближе всего к удэгейскому орочский язык.
Дау́рский язык (дагурский, дахурский) — язык дауров. Принадлежит к киданьской группе монгольской ветви языков. Имеет ряд особенностей, выделяющих его среди других монгольских языков — в частности, более разнообразную фонетику.
Самоназвание, или
эндоэтноним (от др.-греч. έ̓νδον «внутри, дома» + έ̓θνος «народ, племя» + ὄνυμα «имя»), — имя народа, которое он присваивает себе сам. Зачастую самоназвания кардинально отличаются от того, как этническая группа определяется в научной литературе или в окружающем обществе. Например, баски называют себя «эускалдунак» (баск. euskaldunak), венгры — «модёрок» (венг. magyarok), армяне — «hайэр» (арм. հայեր), евреи — «йеhудим» (ивр. יהודים), финны — «суомалайсет» (фин. Suomalaiset) и...
Коренны́е малочи́сленные наро́ды (малочи́сленные наро́ды, автохто́нные наро́ды) — понятие, используемое в российском законодательстве для обозначения коренных народов, под которыми понимаются «особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы».