Связанные понятия
Таз (Тазла́р, башк. Таҙ, Тазлар) — племя в составе нижнебельских башкир и казахов Младшего жуза.
Телеу (каз.тiлеу) - казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Северо-западные башкиры (самоназвания на северо-западном диалекте башкирского языка башкиры башҡортлар) — территориальная группа башкир, проживающая, преимущественно, в северо-западных районах Башкортостана, на востоке Татарстана, на юге Пермского края и Свердловской области Коренные жители этих территорий.
Мин (башк. Мең) — одно из родо-племенных объединений в составе дёмской группы башкир, потомки мингов.
Башки́рские племена ́ (башк. башҡорт ырыуҙары) — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир.
Упоминания в литературе
Большое исследование на предмет родственности индейцев и бурят провёл в своё время Станислав Гурулёв. Он, изучая топонимику Сибири, сопоставлял местные названия с индейскими. Например: Канзас – штат Канзас
(от названия родовой группировки индейцев сиу); деревня Манзурка – у них Манзура; посёлок Мегет – Мегетт (небольшой американский городок); Унга – есть такая река в Сибири и Унга – островок в Америке. Станислав Гурулёв считает, что только на основе топонимов вполне можно рассуждать о близости бурятского и индейского населения, которое говорит на языке из группы на-дене (на этих языках говорят и известные всем по приключенческим романам племена апачи и наваха). Кстати, Станислав Андреевич приводит любопытное свидетельство о работе бурятского исследователя Дугарова. Ища соответствие слову «ёрд» (таково название священной горы на реке Анге рядом с Еланцами), он нашёл одну аналогию – у народов Северного Кавказа: у ингушей слово «йорд» означает «храм, культовое место». Есть аналогии и у англосаксов[11].
Анализ племенных названий и географического расположения перечисленных племен позволяет не только определить эпоху, отраженную в описании, но и получить данные по нашей теме. Привожу список полностью. 1. Племя царя Zama Monan' (Азма Туганя) – род Ашина;[25] 2. Hali – фули, китайское искажение названия телохранителей тюркских ханов – бури (волки);[26] 3. A-ga-ste – Аши-дэ, второй по знатности рода тюркютов;[27] 4. Car-du-li – состоит из этнонима «сир»[28] и заключительного видового определения, относящегося ко всем перечисленным группам населения – толис, название восточного крыла тюркютского эля (державы);[29] поскольку нам известно, что сиры (сеяньто) жили в начале VII века в Джунгарии, то, следовательно, составляя восточное крыло, они относились к Западному каганату и тем самым все перечисленные
собственно тюркские названия должны относиться к западным тюркютам. Дальше перечень племен идет с запада на восток; 5. Lo-lad – аланы, с суффиксом монгольского множественного числа, что естественно, ибо доклад писал уроженец Тогона, т. е. сяньбиец; 6. Par-sil – барсилы; 7. Rni-ke – название тюркского племени, жившего западнее Тарбагатая, отраженное в титуле «Нигю»;[30] 8. So-ni – суни, тюркское племя в Западной Джунгарии;[31] 9. Jol-to – такого названия нет, но можно предположить, что это заключающее список видовое определение «Тардуш», название западного крыла тюркского эля; 10. lan-ti – яньто (?), телесское племя, в неизвестное время объединившееся с сирами и составившее племя сеяньто;[32] затем идут два среднеазиатских племени; 11. He-bdel – эфталиты,[33] включенные в каганат около 626 г., и 12. Gar-rga-pur, название, о котором надо говорить в специальной работе.
Устойчивые представления о Лебединых девах (рис. 41) прослеживаются до самых последних глубин, зафиксированных в литературных и фольклорных источниках. О Форкидах, подобных лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила. В славянских и германских сказках одинаково распространен образ Лебединых дев, что прилетают к реке или озеру, сбрасывают лебединое одеяние, превращаясь в волшебных красавиц, и купаются в прохладной воде: здесь-то и подстерегает их
добрый молодец. Представления, аналогичные индоевропейским, сохранились и у других народов, населяющих Север нашей родины: у ненцев, например, также известен образ богини-Лебеди (рис. 42). Сходные персонажи есть у бурятов, якутов и др. При раскопках знаменитых Пазырыкских курганов на Алтае, относящихся к V–III векам до н. э., в погребальной камере были обнаружены войлочные фигуры лебедей (рис. 43). Все это свидетельствует о том, что гиперборейская лебединая символика охватывала значительные пространства Евразии и распространялась на многие разноязычные народы на протяжении многих тысячелетий. На алтайской реке Лебеди (!) – притоке Бии – и поныне проживает тюркоязычный народ лебединцы, ведущий свою родословную от первопредка Лебедя, не догадываясь даже о его тотемном происхождении.
В героических сказках «Буря богатырь, Иван коровий сын», «Иван Быкович» Иван уже сражается с Чудо-Юдами, которые предстают в виде многоглавых Змеев. Сюжет поединка героя со
Змеем – общий для индоевропейцев. Отличия состоят в деталях боя и в именах сражающихся богов. На основании этого мифологи относят (условно) рождение сюжета ко времени распада индоевропейской общности. Традиционно, следуя теории Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванова, в качестве даты распада называют III–II тыс. до н. э. Но упомянутые авторы исходят из предположения, что прародиной индоевропейцев была Малая Азия, и потому разрушение общности, в частности, совпадает по времени с появлением на исторической сцене народа хеттов.
Бурый медведь занимал в кошмарах наших предков столь много места, что человек создал настоящую религию, посвящённую ему, – строго говоря, множество разных религий, возникших в разное время и в
разных местах. Древнее медвежьего культа может быть только захвативший всю Евразию культ лося и северного оленя.
Связанные понятия (продолжение)
Ногайская дорога (также встречается: Нагайская, Нугайская) — административно-территориальная единица башкир (Башкортостана ) образовавшаяся наряду с Казанской, Осинской и Сибирской и подразделявшаяся этнически на волости (рода).
Юрми (башк. Юрми, Юрмый) — древнебашкирское племя, в составе северо-западных башкир.
Алтын (каз. алтын) — казахский род, являющийся одним из двенадцати подразделений племени Байулы в составе Младшего жуза. Часто путают с подразделением Алтын в роде Жаппас проживающих в ЗКО, которое не имеет с родом Алтын прямого родства.
Казахское шежире (каз. шежіре) — генеалогическая родословная у казахов. Как правило, представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии.
Тама — казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Тана (каз. тана) — казахский род являющийся одним из двенадцати подразделений племени Байулы в составе Младшего жуза.
Торе (каз. Төре) — представители рода Чингисхана, которые правили в Казахском ханстве, их также называют «Сұлтандар». Только они имели право восходить на должность хана. Убивший чингизида получал смертную казнь, а за убийство простолюдина или крестьянина можно было уйти от наказания, заплатив 2000-3000 овец. Такой титул они носили только до конца XIX века, пока не было уничтожено ханское правление. Род передается как по отцовской линии так и по материнской.
Сео́к (южноалт. сӧӧк, кирг. сөөк, хак. сӧӧк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты (кирг. куда сөөк).
Шежере ́ (шэжэрэ, шежире, сачара, каз. шежіре, кирг. санжыра, башк. шәжәрә, тат. шәжәрә, узб. shajara, sanjara) — название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, татар, казахов и киргизов. Помимо самой родословной, шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени, то есть является своеобразной летописью.
Казахский род (каз. қазақ рулары) — термин, обозначающий принадлежность к определённой группе, так называемому роду. С общим боевым кличем — ұран. Возглавлялся аксакалами. Также у каждого племени была своя тамга. Есть более 20 племен и около 200 родов и тысячи подродов.
Шежере ́ (также шэжэрэ́; башк. шәжәрә от араб. شجرة — дословно дерево) — башкирская родословная, генеалогическая запись племён и родов у башкир, а также у других тюркских народов.
Жагалбайлы (каз. жағалбайлы) — казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Яса́чная волость — единица административно-территориального деления Русского царства и впоследствии Российской империи, получившая распространение на Урале и в Сибири в XVI — XVIII веках. Ясачные волости наряду со слободами входили в состав уездов, к ним относили территории, населённые коренными народами (тогда как в слободах жили русские переселенцы). С коренного населения ясачных волостей собирался ясак — дань, которую платили все мужчины в возрасте от 15 лет до инвалидности, дряхлости или до...
Инал (їnal/inäl) — древнетюркский титул с двумя основными толкованиями термина...
Сиби́рская дару́га — административно-территориальная единица Башкортостана , затем в составе Русского царства и Российской империи, образовавшаяся наряду с Казанской, Осинской и Ногайской даругами на землях башкир и подразделявшая этнически на волости (рода).
Тотем волка — религиозно-социальная система, распространенная среди монгольских народов, в основании которой лежит культ волка.
Алаша (каз. Алаша) — одно из основных племенных подразделений казахов Младшего жуза, входящее в племенной союз байулы. Байулы (дословно — «потомки богатых») — племенной союз, включавший в себя 12 «руу» (родов): таз, адай, алтын, алаша, байбакты, берш, жаппас, кызылкурт, есентемир, маскар, шеркеш, тана. Известно также и другое название Байулы — Алшын.
Тархан (каз. тархан; араб. طرخان; башк. тархан; кит. 達干; бур. , монг. дархан; перс. ترخان; тат. tarxan, тархан; якут. дархан, тархан; чуваш. турхан;) — привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.
Онгон — дух предка семьи или рода, его культовое изображение в культуре монгольских и тюркских народов.
Табы́н - казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
У кыргызов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды — это деление носит название «санжыра». Общим отцом Тянь-Шаньских кыргызов согласно санжыре считается Долонбий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит правое крыло), Куу уул (от него происходит левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние кыргызы— «ичкилики»).
Подробнее: Киргизские роды
Зайсан (от китайского титула «цзай-сян») - должность у алтайцев, западных монголов.
Этнонимика (от др.-греч. εθνος — «народ, племя» и δνομα — «наименование, имя») — часть ономастики, занимающаяся этнонимами.
Ысык (каз. Ысық) — казахский род, входит в состав родо-племенного объединения Байулы, Алшынского союза племён Младшего жуза.
О языке азиатских хуннов см. Язык хуннуГу́ннский язы́к — вымерший язык гуннов. Известен по отдельным словам в греческой, латинской или китайской передаче. Однозначно научно доказанной гипотезы о происхождении этого языка не существует. Есть различные взгляды на то, к какой языковой семье его относить. Предположительно, этот язык мог быть алтайским, уральским, енисейским, монгольским или тюркским.
Подробнее: Гуннский язык
Сикым (каз. Сиқым ; другие названия — Сыйкым,Сыйхым, Сихым, Сихим, Хим, Чигил)— казахский род входящий в состав Старшего жуза, один из четырёх родов племени Дулат. Основной род Сикым делится на следующие руу: Асан, Борас, Тогас, Буас, Шуылдак, Кусирак, Акылбек, Куттыбай, Ескелды, Баглан, Есбол, Каракойлы, Аккойлы, Каракок Алакүшік.
Пермские (Бардымские) башкиры — этническая группа башкир, проживающая на территории Пермского края. Являются одним из автохтонных народов региона.
Шапырашты — один из казахских родов Старшего жуза в системе генеалогии казахов. Основными местами расселения были предгорья Заилийский Алатау в районе города Алматы на юго-востоке Казахстана. Боевой клич (Уран) — «Карасай!», родовые знаки (Тамга) — ай и тумар.
Подробнее: Шапрашты
У́гры — обобщающее этническое имя, присвоенное родственным по языку народам — манси, хантам и венграм (мадьярам). Угорские языки и родственные им финно-пермские языки относятся к уральской языковой семье. К современным народам, говорящим на угорских языках, относят венгров и обских угров (хантов и манси).
Якутская мифология отражает представления восточносибирского тюркоязычного народа якутов (саха) об окружающем мире. Важную роль в ней играли идеи шаманизма, т.е. убеждение в существовании особых духовных миров (Дойду) и возможности общения с ними.
Осы или Осии — древнее племя, обитавшее за землями квадов, в лесной и горной стране. Но их национальные обычаи, как и их язык, указывают на то, что они происходят из группы паннонских племен иллирийского народа. Также, известно, что осии были данниками квадов и сарматов. Точные районы, в которых они проживали, не могут быть определены однозначно, так как не ясно, мигрировали ли они в земли франкии из Паннонии, или же они являлись представителями паннонских племен, населявших эту округу издревле...
Аба (абалар, абинцы) — название северных шорцев, в XVII-XVIII вв. живших по р. Томи в районе устьев pp. Абы, Кондомы и Мрас-Су, а также сеока в составе этнической группы сагайцев хакасского народа. Хакасский сеок аба происходил от шорского рода, расселявшегося в XVIII веке около г. Кузнецка (хак. Аба-тура) по реке Аба. Исследователи считают абинцев предками шорцев долины реки Томь. До сих пор алтайцы называют Шорию «Аба чыш» — Абинская чернь, а хакасы — «Аба чирі» — Абинская земля.
Вяда , или веда, — древнее племя, упоминаемое в нескольких письменных источниках первой половины XIII века.
Тюркская мифология (Мифология тюркоязычных народов) — совокупность мифологических представлений среди различных народов, говорящих на тех или иных тюркских языках. Одним из компонентов мифологии тюркских народов является древнетюркская мифология.
Гура́ны — забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, маньчжурами.
Волк в традиционной европейской геральдике считается символом алчности, злости и прожорливости. Он называется хищным (фр. ravissant), если держит добычу, и разъярённым (фр. allumé), если его глаза отличены особой от всего тела краской.
Уран (каз. ұран) — боевой клич у тюрко-монгольских народов (казахов, калмыков и т. п.), который использовался во время боевых действий для обозначения племенно-родовых формирований. Кроме этого ураны нередко отражали родовую организацию кочевых племён и были связаны с культами предков.
Имя коми (коми ним) — национальная модель антропонимии у коми — народа пермской группы финно-угорской языковой семьи.
Тамга ́ (кирг. тамга, каз. тамға, тур. tamga, узб. tamg'a, туркм. temga, тат. тамга, башк. тамға, крымско-тат. tamğa, монг. тамга) — родовой фамильный знак, печать. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у черкесов, абазин, абхазов, карачаевцев, балкарцев, ногайцев, крымских татар, татар, башкир, узбеков, уйгуров, монголов, казахов, киргизов, азербайджанцев, кумыков, турок, осетин...
Дохристианский именник в мордовских языках (мокшанском и эрзянском) насчитывал более тысячи имён. Состоял преимущественно из самобытных имён, но также есть и определённая часть из них, которую можно отнести к заимствованным: славянским, арабским, тюркским и др. . Некоторые старинные личные имена дали основу для современных фамилий, таких как Шиндины (Шиндяй/Чиньдяй), Вирясовы (Виряс), Рузавины (Рузава), Маскаевы (Москай), Пинясовы (Пиняс).
Подробнее: Мордовское имя
Пережитки шаманизма в венгерском фольклоре — рудименты мифологического сознания у представителей венгерского этноса, связанных с верой в возможность влиять на объективную реальность с помощью посредников с потусторонним миром, а также магически-ритуальная атрибутика венгерских знахарей, целителей, предсказателей и т. п. Проблему венгерского и связанного с ним сибирского шаманизма изучали Габор Сенткатолнаи (венг. Gábor Szentkatolnai), Бенедек Баратоши-Балог (венг. Benedek Baráthosi-Balogh), Енё Фазекаш...
Этно́ним ы (от греч. έθνος — племя, народ и ὄνυμα — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов и тому подобное.
Древние тюрки — исторический народ в Центральной Азии, гегемон Тюркского каганата. Образовался в результате смешения местного алтайского населения с пришлым родом Ашина. По физическому типу древние тюрки были монголоидами.
Историю этнонима «
татары » можно проследить примерно с V века. За многовековую историю слово «татары» приобретало и теряло функции этнонима, политонима, соционима и конфессионима.
Чува́ши ́ (самоназвание — чуваш. чăваш; мн. ч. чăвашсе́м, ед. ч. чăва́ш) — этноним чувашей. Впервые это слово в Поволжье зафиксировано во времена и на территории Казанского ханства.
Упоминания в литературе (продолжение)
Надпись Кюль-тегина начинается с исторического экскурса: «Когда было сотворено (или возникло) вверху голубое небо и внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены (или возникли) сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели мои предки Бумын-каган и Истемин-каган». Таким образом, начало мира датируется точным началом VI в. н. э. Значит, мир существует всего 200 лет. Здесь, прежде всего, нужно отметить, что хуннская традиция в Срединной Азии прервалась. Тюрки, потомки хуннов, ничего не знали о своих
предках, так же как монголы Чингисхана ничего не знали о тюрках. «История Срединной Азии не может быть нам понята, если мы не учтем двух разрывов традиций: между Хунну и тюрским Каганатом и между Каганатом и империей Чингисхана. В перерывах лежат периоды обскурации» [23, с. 338]. Это очень важное замечание Л.Н. Гумилева возьмем на учет, оно нам пригодится в дальнейшем: монголы Чингисхана ничего не знали о тюрках, своих предках. Но такого положения не может быть. Память народная, «предания старины глубокой» остаются в последующих поколениях. Тем более, в Монголии сохранились памятники – каменные стелы с древними рунами.
Да и срединному положению в Азии Египет не соответствовал. Поэтому эта версия вряд ли может быть реальной.
Так где же искать прародину рыжих? Антропологи подтверждают, что население Западной Сибири с эпохи неолита было преимущественно европеоидного типа. Монголоиды жили в Забайкалье, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, где их потомки, несколько продвинутые в пространстве, пребывают и поныне (монголы, буряты, эвенки и др.). Эта наиболее продвинутая академическая историческая парадигма всё же исключает присутствие рыжих на Нижнем Амуре, что в книге будет в дальнейшем опровергнуто.
Имя водяных мужей и водяных дедушек весьма важно здесь потому, что из них родилось понятие славянского Нептуна, Водина или Вода, которое, перейдя от нас к скандинавам, быть может, заменило
в их мифологии имя главного бога небес, подобно как у нас оно заменилось именем Купалы, или, основываясь на сходстве звуков имени нашего Бодана с скандинавским Водином или Одином, могло передать отчасти ему свое значение. Этим объясняется в германской мифологии явление Водина как духа или бога воды, давшее повод некоторым старинным хроникам назвать его Нептуном; ибо он часто представляется лодочником, плавающим по морю и усмиряющим волны и бури. В этом случае Один носит еще другое прозвание Никара и Никасса, которое, по-видимому, его собственно германское имя; славянское же его название Вода; ибо немецкие русалки именовались Никсами, финские же и эстляндские Некками и множество шведских и датских названий, намекающих на корень нек, ник.
Западные ойраты ныне называются калмыками[93], ойратский (калмыцкий) же язык принадлежит к той же группе языков, что и языки монголов-халхинцев (основное
население МНР), бурятов (ранее назывались бурят-монголами), дауров и дунсянов. Первые же боевые столкновения русских казаков с ойратами (калмыками) показали чрезвычайно низкую боеспособность последних.
И причины для космических катастроф могли
быть различными. Так, многие древние сказания упоминают о том, что в незапамятные времена на небе не было Луны. А другие предания, распространенные у полинезийцев, американских индейцев, бурят, киргизов, якутов, эскимосов, рассказывают о рождении планеты Венера. Но подробное исследование вероятности таких событий представляется задачей слишком уж сложной, да и выходит за рамки настоящей работы. Поэтому вернемся к катаклизму, который положил конец процветанию Арктиды и привел к исходу древних ариев.
К сожалению, сочинение Пифия непосредственно до нас не дошло, а позднейшие авторы использовали и другие источники или же осмысливали сведения Пифия через призму представлений своего времени. И лишь с первых веков н. э. становятся довольно регулярными сведения о венедах в Прибалтике. П. Шафарик обратил внимание на сообщение римских авторов Плиния Старшего и Помпония Мелы (I в. н. э.) о прибитых бурей к северному побережью Германии в 58 г. купцах индах[245]. Такое написание встречается и в средневековых источниках, и, может
быть, разные написания племенного названия указывают на каналы, через которые сведения попадали к античным авторам. Согласно Плинию, соседями венедов были сарматы, скифы и гирры.
Черты древних обычаев здесь видны повсюду. На протяжении веков и тысячелетий разные народы в разных концах земли приносили жертву морскому божеству (неважно, какое оно носило имя в каждом отдельно взятом случае). Живы эти традиции и по сей день, переплетаясь нередко и причудливым образом уживаясь с христианским мировоззрением. Сказанное особенно явственно обнаруживается на примере северодвинского и беломорского почитания Николая-чудотворца, любимого святого угодника русского народа в целом и поморского населения Севера в особенности. Святитель Николай – водитель по водам, покровитель всех моряков, рыбаков и мореплавателей. В представлении поморов он же – усмиритель бурь, хозяин морских глубин и речных порогов. В последнем из названных качеств ему приносились жертвы на Северной Двине еще в конце XIX века. Как рассказывает известный художник Василий Васильевич Верещагин (1842–1904), еще в молодости выезжавший на этюды в Архангельский край, у северодвинского речного порога несколько ниже Березина находилось резное изображение святителя Николая, которому обязан был принести жертву («пожертвовать на масло») всякий, кто благополучно преодолевал порог. Существовало стойкое убеждение: если такая жертва не будет принесена, то отступнику не миновать возмездия (отчего желающих уклониться от требы практически не было, но все же рассказы об ужасной смерти ослушников передавались из уст в уста).
В течение II и III вв. сарматов разбили германские готы и герулы. Боспорское царство пало; Херсонес Таврический был окружен, а Тир и Ольвия – разрушены. Царство готов просуществовало два века и «стало единственным некочевым образованием в истории степи». В конце IV в. в движение пришли азиатские орды. Готов разгромили
гунны – первые алтайские племена, которые вторглись в страны Древнего мира. За ними пришли болгары, авары, хазары, мадьяры, печенеги, кипчаки и монголы. «Подобно бурану, свирепой степной буре, эти орды сметали с насиженных мест своих предшественников и гнали их на цивилизованные страны Европы, истребляя живших в степи славянских крестьян. Они прошли через зону лесостепи, грабя и убивая ее население, поэтому славянам пришлось покинуть эти земли и переселиться в Полесье» (Миннс Э.Г. Скифы и греки в Южной России).
В свое время выдающийся собиратель, систематизатор и исследователь русского фольклора XIX века А.Н. Афанасьев разъяснял, что, согласно изученным им преданиям, на острове Буяне сосредоточены все самые могучие грозовые силы, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; здесь обретаются: змея – «всем змеям старшая», вещий ворон – «всем воронам старший брат», который клюет огненного змея, и птица-буря – «всем птицам старшая и большая», с железным носом и медными когтями (напоминающая чудесную Стратим-птицу, всем птицам мать, что живет в Океане-море и творит своими крыльями буйные ветры), пчелиная матка – всем маткам старшая. От
них, по мнению народа, как от небесных матерей, произошли и все земные гады, птицы и насекомые. По свидетельству заговоров, на этом же острове восседают и дева Заря, и само Солнце. Остров Буян – это средоточие всех творческих сил природы, их вечно полный и неисчерпаемый источник. Он – часть той первородной Земли, которую породил Океан – мать и отец всех морей.
2) посредством перемещения в пространстве, добывания или похищения у первоначальных хранителей некой субстанции; так, в
мифах народов Сибири, бурят, американских индейцев и других гагара, утка, нырок, черепаха или иные животные со дна первозданного океана добывают ил, из которого возникает мир;
Треба (рис. 25). В германской мифологи эта руна посвящена богу
Тору, второму по значению после Одина, управляющему громом, бурями и плодородием. По своему значению она равнозначна слову «жертвоприношение». Данная руна подразумевает принесение в жертву собственного «я». Она также включает в себя такие понятия, как твердость духа и воинственность.
Индейцы изначально умели искусно обращаться с камнем. Из него изготовлялись наконечники стрел и копий, топоры и булавы
(дубинки). В древние времена виды камня, пригодные для этой цели, пользовались большим спросом и торговля такими видами камня велась на очень больших по охвату территориях. Черный обсидиан, который добывали только на юго-западе, доставляли в долину Миссисипи; бурый кремень из западных районов штата Теннесси везли за тысячи километров от места добычи; кремень, добываемый в районе Амарилло в Техасе, также доставлялся в места, находившиеся на большом отдалении как на западе, так и на востоке.
Язычники верили в загробную жизнь. Рай, по их мнению, был на небе, которое с землей находилось в супружеских отношениях. Летом небо держало землю в своих объятиях, освещая ее лучами света, окропляя дождем, а зимой они расходились. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья Сварожич и Дажьбог олицетворяли собой соответственно огонь и солнце. Тесно связан был с ними
Хоре. Славяне представляли его белым конем, бегущим над землей с востока на запад. Почитаемым у славян богом был Перун – повелитель грома и молний, покровитель воинов и военного искусства. Стрибогу – богу ветра, бури и урагана – поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды. Богом подземного царства считался Симаргл (Семаргл), а богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинам, их рукоделию, а также считалась покровительницей торговли.
Все ветры – внуки Стрибога, но лишь следующие незначительные боги заслуживают внимания: Варпулис, вызывающий шум шторма; Догода – мягкий и ласковый западный ветер; Вихорь, вызывающий смерчи, и Эрисворш,
покровитель бурь. Также существуют Северный и Восточный ветры.
Так, за одну убитую корову – убивали тридцать бушменов, были проведены карательные экспедиции, которые уничтожали бушменов, словно диких животных. Колонизаторы сжигали кустарники, вместе со спрятавшимися там бушменами, натравливали специально обученных собак и устраивали на них облавы. В колодцы, вырытые в пустыне, и из которых бушмены брали воду, насыпали сильно действующий яд. Бушменов уничтожали все: англичане, немцы, голландцы,
буры. Однажды, возле колодца были найдены 120 трупов бушменов, попробовавших отравленную воду.
В целом мире нет страны, которая была бы угрюмее, суровее, мрачнее и в то же время величавее, чем Нагорный Дагестан или гористые местности Дагестана Приморского. Бесплодные, каменистые, заоблачные горы, то окрашенные в бурый с фиолетовыми оттенками цвет, то подернутые сизоватою дымкою мшистые скалы, утесы, нависшие над безднами, шумные каскады, низвергающиеся в пропасти, бешеные потоки и неистово ревущие горные реки поражают своим грозным и пустынным величием. Чем выше подниматься на горы, тем впечатления становятся суровее и могучее. Растительность постепенно беднеет, и наконец только ярко-зеленые и красноватые мхи да ягели оживляют пустынные скалы; воздух редеет, ускоряя дыхание и сжимая сердце.
«Тогда же епископ, вместе со шведским герцогом, тевтонами и готами,
напал на куров, но бурей их отогнало в сторону».