Мифология алтайцев

Мифология алтайцев — совокупность мифологических воззрений, верований и культов алтайцев.

В мифологии алтайцев существовало представление как о трех мирах Вселенной (небесный, земной и подземный), так и о множестве её сфер, слоев или ярусов, в которых обитают многочисленные персонажи алтайской мифологии.

В небесной сфере обитают светлые и доброжелательные по отношению к человеку божества и духи. Верховными небожителями, демиургами, создателями мира разных религиозно-мифологических традициях считались Юч-Курбустан, Ульгень, Бурхан, Кудай.

В земной сфере обитает человек и многочисленные земные божества и духи-хозяева окружающей природы: духи огня, ветра, воды, гор, лесов, источников, домашние духи.

В подземном мире обитают духи, враждебные человеку. Владыкой подземного мира является Эрлик, брат Кудая (бога).

В мифологии алтайцев главный создатель скота и людей Кэдэ Мэнкэ Адазъ живет на девятом небе, он хозяин всех небожителей улгеней, его оружие — молния и луч света. Ниже его расположено грозное божество небесного огня Ялкен. По данным Г. Н. Потанина алтайско-хакасский Кудай представлял главу верхнего мира. В представлениях алтайцев (а также тувинцев и якутов) Улуу — небесное божество, которое производит гром. А. В. Анохин считает, что в шаманской мифологии алтайцев духи высшего разряда, в том числе и Эрлик, называются тӧс «основа», а более низкие по рангу чистые духи (ару-кöрмöсы), таянганым «моя опора». Каждый чистый дух имеет своего тёся и, вероятно, он к нему «прислоняется» (если тöс — дух горы) или «омывается» (если тот — дух озера).

В шаманстве и мифологии алтайцев присутствует значительный пласт представлений о медведе.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я