Связанные понятия
Эрмита́ж (фр. hermitage, от многозначного греч. ἐρημία, ἥ) — место уединения (небольшая полянка в парке, уединённое местечко в роще), уединённый павильон в парках или садах. Подобные сооружения были широко распространены в XVIII—XIX веках. Первоначально они служили местом для религиозных и философских размышлений владельца усадьбы. С течением времени, особенно в России, эрмитажи превратились в павильоны с сугубо развлекательными функциями. При этом в России превалировал гастрономический элемент функционала...
Грот — тип паркового сооружения или архитектурного каприза: павильон, чья кладка и отделка (морские камни, раковины ракушки, туф), имитируют естественный грот, пещеру, иногда в составе нимфеума.
Архитектурный
каприз или фолли (от англ. folly — причуда, каприз) — разновидность павильона, небольшое здание или архитектурный объект, изначально служивший для развлечения гостей парка дворянской усадьбы.
Фонтан-шутиха — садово-парковый фонтан с комическим сюрпризом. Фонтаны-шутихи являлись одним из элементов парадных резиденций регулярного паркового стиля. Характерны для архитектурных стилей маньеризм, барокко и рококо.
Будуа́р (фр. boudoir) — комната, принадлежащая женщине: ванная, гардероб и/или спальня.
Бесе́дка — лёгкое архитектурное сооружение, расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед, что и дало ему название.
«Олений парк » (фр. Parc-aux-cerfs) — особняк неподалеку от Версальского дворца, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками.
Озёрный дворец — бывшая летняя резиденция махарадж Джаг-Нивас, ныне отель из белого мрамора, расположенный на естественном скальном основании острова Джаг-Нивас на озере Пичола в городе Удайпур в Индии. При отеле работают лодки, который перевозят гостей от пристани на остров. Площадь отеля 16 000 м², количество номеров — 83.
Кинь-Грусть просто усеяна памятниками природы. Поныне на территории близ лесничества и бывшей дачи Лазаренко сохранилось немало экзотов — две сосны Веймутова, четыре сибирские лиственницы высотой более 20 метров и более двух метров в обхвате. В бывшем парке Кристера растут голубые ели, тис ягодный, биота восточная, дубы болотный и северный. По улице Осиповского, 2-а находится легендарная 150-летняя «Ель Кристера», посаженная самим Вильгельмом. Вдоль ул. Кобзарской есть 150-летние сосны и огромная...
Сиротская пустынь - одна из четырех пустыней Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря, расположенного в Иловлинском районе Волгоградской области.
Лабири́нт (др.-греч. λαβύρινθος) — какая-либо структура (обычно в двухмерном или трёхмерном пространстве), состоящая из запутанных путей к выходу (и/или путей, ведущих в тупик).
«Путь империи » (англ. The Course of Empire) — серия из пяти картин американского художника Томаса Коула, написанных в 1833—1836 гг. В ней переданы чувства, распространённые в американском обществе того времени, когда многие считали пасторализм идеальным этапом развития человечества, а идею империи ассоциировали с алчностью и неизбежным разложением. Коул неоднократно обращался к теме циклов — другим примером может служить его серия картин «Путешествие жизни».
Сад в китайской культуре занимает особое место. Он является отражением культурной традиции миропонимания, со своей спецификой философско-религиозного, эстетического и этического видения мира. Особенности китайских садов состоят в качественно ином, отличном от европейского, подходе к системе взаимоотношений человека с миром. Это своего рода «наглядное пособие», модель взаимоотношений людей и природы, реализованная китайской культурной традицией.
Подробнее: Садово-парковые ансамбли Китая в эпоху Западная Хань
Гефсима́ния (греч. Γεθσημανί; от ивр. גת שמנים, гат шманим; арам. ܓܬ ܫܡܢܐ, гат шамна — букв. «масличный пресс») — местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме), в Израиле.
Кита́йский сад — стиль ландшафтного сада, который формировался на протяжении трёх тысяч лет. Это понятие включает в себя как огромные сады императорской семьи, разбитые произвести впечатление, так и более интимные сады учёных, поэтов, бывших правительственных чиновников, солдат и купцов, созданные для размышлений и уединения от внешнего мира. Они воспроизводят идеализированные миниатюрные ландшафты, которые выражают гармонию, которая должна существовать между человеком и природой.
Потёмкинские дере́вни — исторический миф о бутафорских деревнях, которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в Северное Причерноморье — территории современной Украины и Крыма, которые были отвоёваны у Османской империи (см. Путешествие Екатерины II в Крым).
Писающий мальчик или Маннекен-Пис (нидерл. Manneken Pis; фр. Petit Julien) — одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя, расположенная в непосредственной близости от Гранд-плас, на пересечении улиц Банной (Rue de l'Étuve / Stoofstraat) и Дубовой (Rue du Chêne / Eikstraat). Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.
Гонтина (гонтына, польск. gontyna, kącina) — языческий храм у славян, с помещениями для ритуальных пиров и хранения священных знамён. В отличие от капища это крытое строение. Гонтины появились значительно позже, чем капища и священные рощи. Согласно Н. М. Карамзину («История государства Российского», т. 1, гл. 3), название гонтина использовалось ещё венедами и происходит от слова «гонт», которое в русском языке и доныне означает особенный род тесниц, употребляемый для кровли домов.
Фонтан слёз — фонтан-сельсебиль на территории ханского дворца в Бахчисарае, построенный в 1764 году. Прославлен Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан».
Лати́нский кварта́л (фр. Quartier latin) — традиционный студенческий квартал в 5-м и 6-м округах Парижа на левом берегу Сены вокруг университета Сорбонна.
Ароматная пагода (вьетн. Chùa Hương, тьы-ном ?香, тюа хыонг) — обширный комплекс буддийских храмов и святилищ, построенных в известняковых горах Хыонгтить в Ханое, одно из наиболее популярных мест паломничества в стране. Это место проведения крупного религиозного фестиваля Хыонг (Lễ hội chùa Hương), куда съезжаются паломники со всего Вьетнама. Комплекс Ароматной пагоды находится на берегу реки Дай в коммуне Хыонгсон (район Мидык, бывшая провинция Хатай, объединённая с Ханоем). Центром комплекса является...
Гора Ведьм — гора около маленького литовского посёлка Юодкранте на Куршской косе.
Хоннонбо (Hòn Non Bộ, ??部) — вьетнамское искусство создания миниатюрных скульптурных групп, имитирующих острова, горы и окружающую их природу. По-вьетнамски название означает «острова и горы в горшке».
Фарфоровый Трианон (фр. Trianon de porcelaine) — первый комплекс зданий, построенный в 1670 году на месте деревушки Трианон, по заказу короля Франции Людовика XIV. Поселение очень выгодно располагалось в непосредственной близости от садов Версаля, поэтому было откуплено королём и присоединено к Версальским владениям.
Архитектура маори — одно из традиционных искусств новозеландского народа маори. Здания, возводимые маори, пропитаны символизмом и зачастую богато украшены резьбой; с ними связаны суеверия и запреты в традиционной религии.
«Христос в темнице » (другие названия: «Спас Полунощный», «Спаситель в темнице», «Сидящий Спаситель», «Страдающий Христос», «Бичуемый Христос», «Истинный Христос») — сюжет православной скульптурной иконографии, широко распространённый в народной культуре XVII—XIX веков. Скульптура изображает заточение Иисуса Христа после пыток (или во время них), ожидающего восхождения на Голгофу. Христос изображался сидящим, с терновым венцом на голове и, обычно, с прижатой к щеке правой рукой.
Дом кикиморы, Дом с кикиморой, Чадинский дом — недостроенное и впоследствии снесённое здание XIX века в Перми, в котором, согласно городской легенде, жила кикимора, проявлявшая себя шумом, а во время городского пожара 1842 года якобы спасшая свой дом от огня. Появление кикиморы в доме легенда объясняет использованием при его постройке могильных плит. Отпечаток такой плиты на именинном пироге хозяина дома, помещика и заводчика Елисея Леонтьевича Чадина, якобы привёл к его смерти.
Вилла Армира (возведена в 50—70-е годы I века н. э. — обитаема до конца IV века, около 378 года; болг. Вила «Армира», лат. Villa Armira) — единственная хорошо сохранившаяся пригородная римская вилла на территории Болгарии, а также в пределах бывших римских провинций Балканского региона. Была обитаема как минимум 300 лет. Расположена в горной местности у хребта Восточные Родопы приблизительно в 4 км к юго-западу от города Ивайловград. Представляет собой пышно разукрашенный частный дворец классической...
Вифезда ́ (ивр. בית חסדא — Бейт Хисда — «дом милости, милосердия», «место благодати, исцеления»; греч. Βηθεσδά, Βηθζαθά, лат. Bethsatha, ст.‑слав. Виѳеꙁдá, Виѳесдá, глаг.ⰲⰻⱅⰵⰸⰴⰰ (витеꙁда), ⱇⰵⰸⰴⰰ (феꙁда), ⰲⰺⱅⰵⰸⰴⰰ (вꙇтеꙁда)), или у Ове́чьих купе́ль (греч. ἐπὶ τῇ προβατική κολυμβήθρα, лат. super Probatica piscina), или О́вчая купе́ль (ивр. בריכות בית חסדא, «бассейны Бейт Хисда»; также «овечьи бассейны»: греч. προβατική κολυμβήθρα — «овчая купель», лат. Probatica piscina) — два водоёма (бассейна...
Архитектура Ахеменидов (перс. معماری هخامنشیان) — относится к архитектурным достижениям Державы Ахеменидов, проявляющийся в строительстве красивейших городов того периода, таких как: Персеполь, Сузы и Экбатана. Архитектура Ахеменидов в основном была направлена на постройку храмов для поклонения и здания общественных мероприятий, таких как Зороастрийские храмы, мавзолеи воздвигнутые в честь погибших царей, например, мавзолей Кира Великого. Особенность персидско-ахеменидской архитектуры была в её...
Го́лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос), фамилии Голосов, Власов. Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены камни, которым городская легенда...
Кунгстрэдгорден (шведск. — Kungsträdgården, «Королевский сад») — парк в центре Стокгольма, Швеция. В разговорном языке известен как Кунгсан (Kungsan).
Дух Сохо (англ. The Spirit Of Soho Mural) — мураль, расположенная на стене одного из домов модного лондонского района Сохо.
Садово-парковая скульптура — разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Имеет давнюю и устойчивую традицию в искусстве Западной Европы.
«Сказки водопада » (норв. Fossens eventyr) или «Свельгфосская серия» (норв. Svælgfos-serien) — название серии акварелей норвежского художника Теодора Киттельсена, созданных на рубеже 1907—1908 годов после строительства гидроэлектростанции у водопада Свельгфос (Svælgfos). Данная серия выполнена по заказу норвежского инженера и промышленника Сэма Эйде (Sam Eyde) и в сказочной форме рассказывает об электрификации и индустриализации Телемарка.
Ключ и дерево фей в Домреми (Лотарингия, Франция) — место паломничества местных жителей, почитаемое, вероятно, еще с кельтских времён. «Идолопоклонство у дерева фей» было одним из официальных обвинений, предъявленных Жанне д’Арк в Руане и приведших, в конечном итоге, к её осуждению и казни.
Тясицу (яп. 茶室, «чайный павильон») — чайный домик, атрибут японской чайной церемонии.
Свято́й Граа́ль (старофр. Graal, Grâl, Sangreal, Sankgreal, лат. Gradalis) — в средневековых кельтских и нормандских легендах одно из орудий Страстей — чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.
«Никола Можайский » — деревянный образ святителя Николая Чудотворца «Можайского». Долгое время находился на территории Можайского кремля в городе Можайске. В данный момент находится в Третьяковской галерее, Москва.
Андаруни (перс. اندرونی — внутри) — термин, использующийся в иранской архитектуре для обозначения внутренних помещений дома. Посторонние принимаются в гостиной комнате, которая называется «бируни».
Улыбающийся ангел (фр. L'Ange au Sourire) — скульптура XIII века на фасаде Реймсского собора. Существенно пострадала во время Первой мировой войны, но именно благодаря этому превратилась в один из символов города Реймса.
Большой цирк (лат. Circus Maximus) — в древнем Риме самый обширный ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.
Башня в Боллингене — строение, созданное швейцарским психиатром и психологом Карлом Густавом Юнгом. Оно представляет собой небольшой замок с несколькими башнями, расположенный в местечке Боллинген на берегу Цюрихского озера у устья реки Оберзее.
Византийский быт — сфера культуры византийского общества, основной целью которой было удовлетворение его материальных, общественных и духовных потребностей. Он характеризуется, как и вся жизнь византийского общества, сочетанием архаичных позднеантичных черт с христианской религиозностью. Христианство, в его византийской (позже была названа православной) форме, имело безоговорочное влияние на повседневную жизнь каждого византийца. Это влияние ощущалось во всех сферах — от жизни государственного, публичного...
Братталид (др.-сканд. Brattahlíð, англ. Brattahlid) — поместье Эрика Рыжего в Восточном поселении викингов в юго-западной Гренландии. Основано в конце X века; в настоящее время на этом месте находится посёлок Кассиарсук. Поместье находилось в конце большого фьорда, в 96 км (60 милях) от океана, что защищало его от штормов. Потомки Эрика жили здесь до XV века. Название «Братталид» означает «крутой косогор».
«Ивовый человек » (англ. Willow Man) — большая скульптура под открытым небом авторства Серены де ла Хей, расположенная около развязки 23 автотрассы M5 рядом с городом Бриджуотер в графстве Сомерсет (Юго-Западная Англия). Высота скульптуры — 12 метров. Выполнена она из ивовых прутьев, закреплённых на металлическом каркасе.
Средневековый Париж являлся одним из крупнейших городов Западной Европы. Его история охватывает периоды правления четырёх королевских династий — Меровингов (V—VIII века), Каролингов (VIII—X века), Капетингов (X—XIV века) и Валуа (XIV—XVI века). Издавна город был разделён на три условные части — остров Ситэ, северное правобережье и южное левобережье, каждая из которых имела свои индивидуальные особенности развития. С северной стороны к средневековому Парижу примыкал холм Монмартр, а с южной — более...