Связанные понятия
Соломенная крыша — общее название крыш зданий, покрытие которых изготавливается из соломы, тростника, камыша, осоки, пальмовых листьев или других подобных материалов растительного происхождения.
Шала́ш — простейшее лёгкое укрытие, представляет собой сооружение, изготовленное по технологиям плетения из жердей и палок, покрытых ветками, дёрном, травой и т. п., защищающее от ветра, зноя, холода и осадков.
Поко́мчи (покончи; Poqomchi') — индейское народ группы майя, живущий в центральной части Гватемалы (штаты Баха-Верапас и Альта-Верапас). Численность — 120 тыс. чел. (1978). Верующие — католики, протестанты.
Загон — место на выгоне или пастбище, огороженное жердневой изгородью, куда загоняют домашний скот, чаще лошадей и коров, предназначенное для отдыха и дополнительной подкормки.
Жили́ще — традиционное, постройка или природное укрытие, приспособленное для обитания человека. Помимо практической функции, жилище выполняет символическую роль - воплощает идею структурированного человеческого культурного пространства, защищённого от внешнего хаоса, осуществляет связь с предшествующими поколениями семьи или рода. В этом смысле под жилищем подразумевается не только собственно жилая постройка, но и дом в широком...
Упоминания в литературе
Дома этапа «окос» из жердей, которые обмазывали глиной, а затем белили. Чтобы избежать затопления в наступавший летом период дождей, их ставили на невысокую земляную платформу. В поселении недалеко от Ла-Виктории, относящемся к этапу «окос», имеется насыпная платформа, достигающая высоты примерно в 25 футов. Нет никаких сомнений в том, что на ней находился храм. Все храмы доиспанской Мезоамерики, даже огромные пирамиды равнинной области майя, являются просто увеличенными копиями скромного жилища земледельца – простой прямоугольной
хижины , стоящей на плоской насыпной платформе. В древние времена, когда только формировался присущий архаической эпохе образ жизни, переход к оседлому образу жизни привел к появлению не только искусных мастеров, занимавшихся весь день или какую-то его часть изготовлением изделий из керамики, плетением и ткачеством, но и людей, занимавшихся совершением религиозных обрядов. Возможно, что в начале для этих целей использовались дома наиболее уважаемых членов общины, но затем начали создаваться специальные сооружения, которые с течением времени становились все выше. Соответственно, становились больше насыпные платформы в их основании. Так возникли храмы, каждый из которых, вероятно, служил религиозным центром для нескольких окружающих его селений.
Наиболее древние из них свидетельствуют об имитации деревянных зданий, и это служит убедительным доказательством того, что строительство из камня находилось еще в зачаточном состоянии. Так, например, две пещеры в Барабаре, недалеко от Гайи, дарованные Ашокой монахам-адживикам, имеют форму простого прямоугольного внешнего зала, в конце которого находится внутреннее помещение с закругленными стенами и выступающими карнизами. Очевидно, пещеры заменили традиционное место религиозных собраний – круглую, крытую тростником или соломой
хижину , и строитель пещер еще не мог преодолеть привычную для него форму.
Конечно, между одним домом и другим могла быть огромная разница. Если мы не станем брать в расчет, с одной стороны, дома крестьян (которые, вероятно, жили в земляных
хижинах , как современные феллахи), жилище горожанина, имевшего маленький дом на узких улицах города, представляло собой просто маленький двор и возле его задней стены – несколько комнат под плоской крышей и лестницу в один пролет высотой, которая вела на эту крышу. Такой план имеют сейчас в Египте хорошие деревенские дома, и ему соответствуют некоторые маленькие модели домов, которые хранятся в наших музеях, хотя модели, скорее всего, изображают кладовые, а не жилые дома[37]. Иллюстрация ниже – постройка, несколько похожая на коробку, – дает представление о форме, которую обычно имели эти маленькие жилища с толстыми наклонными стенами из ила, с тонким слоем деревянных планок под окнами; наверху устроен маленький второй этаж без передней стены и перед ним – плоская крыша. Единственное украшение этого маленького дома – толстый столб, вероятно сделанный из земли, как и похожие опоры в современных египетских домах.
В Костенках под Воронежем найдены следы 60 поселений, возникавших здесь в течение нескольких тысячелетий. В частности, выявлены остатки огромного жилища площадью 600 кв. м. В нем горело девять очагов, расположенных по оси сооружения. Основное помещение дополнялось боковыми пристройками. Две из них были жилыми, с очагами. Одна пристройка являлась святилищем, здесь найдены статуэтки женщин, мамонта, медведя, пещерного льва. Остальные были кладовыми для продуктов, запасных орудий и инструментов [24]. Строились и дома другого типа. В Мальте на Ангаре стенами служили каменные плиты, поставленные вертикально. Порой для жилья использовали пещеры, но и их старались благоустроить. В Каповой пещере на Урале оборудовались
хижины , как бы «квартиры», а на второй, верхний ярус пещеры вела лестница.
Египетские погребальные модели остаются уникальным явлением своей культуры. Но начиная с железного века (ок. X–VIII вв. до н. э.), на севере и в центральной части Апеннинского полуострова в погребениях колодезного типа появляются терракотовые урны в виде круглой, овальной или прямоугольной
хижины . Предполагают, что местом появления этих пеплохранительниц был будущий Лаций; потом они вошли в употребление в Этрурии, где они более частое явление и имеют в основном прямоугольную форму. По вполне реалистично исполненным формам ранних пеплохранительниц подробно воссоздается структура примитивного италийского жилища. Это однокамерная постройка, предназначенная для любых функций жизнедеятельности. Главным элементом пластического оформления урн является кровля, где конструкция из скрещенных Х-образно стропил передана либо посредством выпуклости, своего рода гребешка, либо с помощью пластического декора, напоминающего рога. Свет поступает не только через большой проем входа: слева обычно также находится окно и обычно дымоход в отверстии над входом. Вход может быть обрамлен двумя парами колонн; стены и кровля украшены геометрическим орнаментом, процарапанным в толще глиняной массы или нанесенным краской.
Связанные понятия (продолжение)
Вигва́м — жилище лесных индейцев севера и северо-востока Северной Америки. Чаще это небольшой шалаш высотой 2,5—3 метра, куполообразной формы. Но в больших вигвамах могло проживать до 25—30 человек. Существуют и небольшие шалаши (высотой около 3 метров) конусной формы (типиподобные). В настоящее время вигвамы чаще используются как традиционные обрядовые помещения. Это название часто переносят на жилища конической формы индейцев Великих равнин — типи, что стало навязчивым литературным и разговорным...
Сара́й (тюрк. *saraj: башк. һарай, каз. сарай, узб. saroy) — общее название крытых неотапливаемых нежилых помещений для хранения различного имущества, содержания скота либо хранения сена. Может также входить в тюркские названия дворцов и населённых пунктов вокруг них (Бахчисарай, Старый Сарай, Сараево).
Исландские дерновые дома (по своей конструкции — землянка либо полуземлянка) издавна строились в Исландии ввиду сложного климата на острове и дефицита других строительных материалов, эффективно защищающих от холода. Такие дома использовались для жилья с IX века по середину XX века.
Очаг (узб. o'choq; кирг. очок; каз. ошақ; арм. օջախ; азерб. ocaq/оҹаг) — место или устройство для разведения и поддержания огня. Слово имеет тюркское происхождение.
Хлев — крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные, содержание которых в доме невозможно по причине гигиены, каковой запрет может иметь религиозное или суеверное объяснение. Хлев в разных частях России называют стайкой или овином.
На́ры — кровать в виде дощатого настила на некотором возвышении от пола. Высокие нары между печью и стеной называются полатями.
Вера́нда (от бенгальского ) — открытое или застекленное помещение, пристроенное или встроенное в здание; чаще используется в малоэтажных жилых домах, но в южных районах является составной частью квартиры и в многоэтажном строительстве; обычно не отапливается, вентилируется через открываемые створки окон, иногда оборудуется защитными устройствами от солнца. Веранды широко применяются в детских, санаторных учреждениях, больницах.
Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Глинобитные строения — архитектурные сооружения, стены которых возводятся из глины (или из земли, но, в отличие от землебитных строений, обязательно содержащей значительную примесь глины), частицы которой плотно соединяются между собой посредством запрессовки. Иногда глина смешивается с соломой (см. Саман) или вереском.
Сама́н (тюркск. букв. — солома), адоба (исп. adobe, от араб. ат-туб) (в Молдавии также «лампач») — кирпич-сырец из глинистого грунта с добавлением соломы или других волокнистых растительных материалов.
Зернохрани́лище — здание или сооружение для хранения зерна. 3ернохранилище должно отвечать следующим требованиям...
Ха́та (от др.-венг. формы современного венг. ház «дом» или от др-иранского; ср. также нем. hütte, англ. hut — «хижина») — традиционный дом украинцев, белорусов, западных и южных русских, части поляков, с печью, как правило с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей.
Чердак — это слабо теплоизолированная и обычно необорудованная комната под крышей дома.
Свайные жилища — дома, возведённые на сваях над поверхностью земли или над водой.
Подробнее: Свайное жилище
Голубя́тня (изредка голубник, голубница) — помещение для содержания и размножения голубей (в том числе на мясо). Усадебное строительство зачастую включало голубятню в виде многоярусной круглой башни на возвышении (обычно стойке).
Хо́ган (/ˈhoʊɡən/, на языке навахо hooghan hoːɣan) — основное традиционное жилище народа навахо. Помимо хогана, у навахо распространены такие типы жилищ, как летние домики, подземный дом и индейская парная баня (en:sweat house). Традиционный хоган имеет круглое сечение и коническую форму, однако сейчас всё чаще встречается квадратный хоган. Дверь обычно направлена на восток — считается, что входя через неё, солнце приносит удачу.
Ови́н — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Согласно народным поверьям, в овине обитает овинник. Овины строились в районах с недостаточным числом солнечных дней, например, в центральной и северной России, Белоруссии.
Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли. Основные строительные материалы при изготовлении — древесина, камень, глина, кирпич-сырец, шкуры животных; крыша полуземлянки часто бывает покрыта землёй. Полуземлянка является одним из древнейших типов жилища человека, возникшим в результате улучшения её предшественницы — землянки, и известна со времён неолита. Как правило, полуземлянки, как и землянки...
Длинный дом (буквальный перевод англ. longhouse) — в археологии и антропологии тип длинного узкого дома с одиночным помещением. Характерен для разных периодов истории и разных народов от доисторической Европы и доколумбовой Америки до современной Азии. Наиболее присущ скотоводческой культуре и нередко объединял в себе все хозяйство: жилище, стойло для животных и склад.
Яра́нга (чук. яраӈы — жилище, дом) — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов (мын’тыг’ак), коряков (юран'ы), эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму и высоту от 3,5 до 4,7 метра и диаметр от 5,7 до 7-8 метров.
Народная архитектура — неперсонифицированная архитектура, формообразование которой более подчинено природным факторам нежели вкусовым предпочтениям и модным тенденциям. Понятие относится к любой эпохе и любой культуре, включает разновидности жилых, хозяйственных построек. Сельская архитектура является хранителем традиций народной архитектуры.
Забо́р (также городьба, изгородь, огорожа, ограда, палисад, плетень, тын, частокол) — сооружение, служащее для ограждения (защиты) и обрамления (обозначения границы) той или иной территории.
Кан (кит. трад. 炕, пиньинь: kàng; маньчжурский: nahan), — традиционная система отопления в крестьянских домах северного Китая и Кореи. Типичный кан представлял собой широкую кирпичную или глиняную лежанку, внутри которой по специально проведенным каналам проходил горячий воздух от печи одновременно являясь дымоходом. Печь, находившаяся у одного из концов лежанки, служила также и для приготовления пищи.Сверху кан накрывался бамбуковыми или соломенными циновками. Иногда имел вид деревянных нар внутри...
Чула́н — подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Лаба́з , лавас (вероятнее всего от коми лобос — «хижина, сарай») — разновидности хозяйственных или жилых строений; продуктовый склад, лавка, крытый навес; охотничий помост на деревьях. Также лабазом называют сарай без потолка с крышей для посола рыбы, строение на ватаге, особенно солельни и пластальни; настил над дубником, в кожевнях, куда поднимаются кожи для стока квасов; свайный амбар в Сибири, «дакка».
Навес — уличная неутеплённая конструкция в виде крыши (обычно покатой на одну сторону), расположенной на опорах (столбах), может иметь несколько стен. Основное предназначение в деревнях — защита от атмосферных осадков поленниц дров и другой хозяйственной утвари. В городах используется для защиты уличных торговых прилавков и кафе от лёгких осадков и солнца, как правило в летний период. На дачах используется в большинстве случаев для защиты заезда для автомобиля, крыльца дома, входной группы и летних...
Шатёр — временная лёгкая постройка из тканей, кож или ветвей, разновидность палатки, от которой отличается большими размерами.
Круглый дом — тип жилища с круглым основанием. Был распространён в Западной Европе до вторжения римлян. Стены дома изготавливались либо из камня, либо из деревянных столбов, соединённых обмазкой, а крыша была конической, покрытой тростником. Диаметр круглого дома варьировал от 5 до 15 метров. Сооружение круглых домов связывается с кельтами.
Шабоно — коллективное жилище у индейского народа яномамо, проживающего на крайнем юге Венесуэлы и крайнем севере Бразилии.
Минка (яп. 民家) — традиционный японский дом, встречающийся в наши дни, главным образом, в сельской местности.
Индейская землянка — обычно полуподземное строение, покрытое полностью или частично землёй. Данный тип жилищ был широко распространён среди доколумбовых культур востока США: Великих равнин и Восточного Вудленда. Во многих крупных курганных центрах миссисипской культуры обнаружены культовые землянки либо под курганами (то есть возведённые ещё до их сооружения), либо в вершинах курганов. Ряд индейских курганов представляли собой результат последовательного сооружения, сноса и сооружения новых индейских...
Маси́я (исп. masía) — тип постройки в сельской местности, распространенный на востоке Пиренейского полуострова (на территории бывшей Арагонской короны) и на юге Франции (в Провансе). Масия происходит от древнеримских вилл, и наряду с арагонскими и эстремадурскими домами, относится к кастильскому типу традиционных испанским жилищ. Это изолированные постройки, всегда связанные с аграрной и животноводческой деятельностью семейного типа.
Пальясо , или пальоса (галис. pallazo, palloza) — традиционный тип жилища в Галисии. Распространён в регионе Сьерра-де-Анкарес. В качестве жилищ пальясо использовались до 1970-х годов.
Оррео (исп. Hórreo) — тип зернохранилища на севере Пиренейского полуострова. Представляет собой строение, поднятое над землёй с помощью колонн (pegollos на астурийском, esteos на галисийском, abearriak на баскском), заканчивающихся специальными камнями (vira-ratos или tornarratas на галисийском, mueles на астурийском, zubiluzea на баскском). Таким образом обеспечивалась защита от грызунов и влаги.
Мотт и бе́йли (англ. Motte-and-bailey, фр. Motte, Motte castrale встречается русское название курга́нно-палиса́дный за́мок) — термин для обозначения особого типа раннесредневекового за́мка, представляющего собой обнесённый частоколом двор, внутри или в непосредственной близости от которого находится увенчанный донжоном насыпной холм. Подобные замки были широко распространены во Франции в XI—XII веках, а также Англии, Уэльсе и Шотландии после нормандского завоевания 1066 года. Название английского...
Русское деревянное зодчество — направление национальной деревянной архитектуры, восходящее к народному зодчеству славянских племён. Благодаря доступности лесных ресурсов дерево оставалось основным строительным материалом на Руси до конца XVII века. Наивысшее развитие конструктивных и художественных форм достигло в XV—XVIII веках (особенно на Русском Севере) и оказало значительное влияние на каменную архитектуру.
Ингушские башни — уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском, а также в Сунженском районах Ингушетии.
Кажун (хорв. Kažun, от итал. casa — дом) — традиционное хорватское каменное строение, обычно цилиндрической формы с конической крышей, выполненное методом сухой кладки.
Терра́са (фр. terrasse «площадка») — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Тру́ллы (мн. ч. итал. Trulli, от греч. τρούλος, «купол») — традиционные дома, сооружённые методом сухой кладки, с конической крышей, имеющие доисторические прототипы. Распространены в центральной и южной частях итальянской области Пулия.
Дом на дереве — здание, приподнятое над землёй, сконструированное преимущественно в кроне дерева, основа конструкции которого — один или несколько стволов. Может использоваться как место отдыха, охотничий домик, рабочее помещение или как временное убежище.
Осети́нская архитекту́ра — созданные на протяжении веков свидетельства уникальной материальной культуры осетинского народа.
Эстонская национальная архитектура состоит из нескольких традиционных стилей народной архитектуры Эстонии, олицетворённых в деревнях, фермерских хозяйствах и фермерских домах. Старейшие письменные источники, описывающие эстонские деревни, датированы XIII веком, когда они были упомянуты в летописцем Генрихом из Леттии...
Упоминания в литературе (продолжение)
Большой интерес представляет эволюция, которую совершили в градостроительстве индейцы майя. Их первые постройки, возведенные с ритуальными целями или как жилища жрецов и вождей, были не чем иным, как простыми
хижинами , имевшими разные размеры. Фундаментом для них в это время (IV–II века до н. э.) служили платформы различной высоты, облицованные камнем и штуком. В более поздний доклассический период (ближе к I тысячелетию н. э.) основания для зданий стали превращаться в ступенчатые пирамиды, которые создавались путем наложения одной платформы на другую. Однако даже в этот период храм, венчавший пирамиду, несмотря на то что ее основание украшали богатые алебастровые маски, все же представлял собой обыкновенную хижину с пальмовой кровлей. И только в классический период развития, начиная с первых веков нашей эры, на смену пальмовой крыше пришел каменный свод. Он получил название ложной арки или майяского свода. Это архитектурное новшество не изобретение майя. Свои жилища и здания подобным образом накрывали некоторые народы Старого Света, например микенцы, на несколько тысячелетий раньше, чем возникли первые ростки культуры древней индейской цивилизации.
Словосочетание «глина и тростник» наиболее ярко характеризует убейдскую культуру, существовавшую на юге Ирака. Так как в этой части страны камень встречается редко, его использовали только для изготовления крупных орудий труда, лезвий и украшений. Все остальные артефакты, включая так называемые глиняные гвозди (в действительности, вероятно, они использовались в качестве пестиков), изогнутые глиняные серпы и даже топоры, тесла и ножи делались из терракоты. Большой популярностью пользовались глиняные статуэтки с изображением «богини-матери» – стоящей стройной женщины с похожей на змеиную головой с локоном, сделанным из битума. Также встречаются статуэтки, изображающие мужчин. Целый ряд (а возможно, и большинство) домов представлял собой хрупкие сооружения из тростниковых циновок, прикрепленных к деревянным опорам и иногда покрытых слоем глины. Одна подобная
хижина (точнее, отделенный двор со стоящим рядом с ним строением из кирпича, похожим на те, которые и в наше время можно увидеть в Басре и ее окрестностях), на удивление хорошо сохранившаяся, была обнаружена в Эриду, но кирпичи широко использовались для постройки более масштабных зданий.
Поэтому было высказано предположение, что египетский карниз и валик произошли от
хижины примитивной формы, сооруженной из пальмовых листьев, вплетенных в каркас из жердей. Подтверждение этому мы находим в изображении похожих сооружений на стенах гробниц и храмов. В сцене на каменном блоке, найденном в Мемфисе, представляющей святилище львиного божества, фасад святилища покрыт крестиками. Подобный мотив встречается повсюду. Следует, однако, отметить, что в наши дни крестьяне почти не используют пальмовые листья для сооружения своих хижин, хотя такие хижины все-таки встречаются. Другие ученые выдвигают иные версии о происхождении карниза и валика, но их обсуждение не входит в задачу нашего труда.
Храм, посвященный богу, имеет иное происхождение. Изначально он являл собой самостоятельное сооружение, не связанное ни с гробницей, ни какой-либо другой постройкой. Флиндерс Питри убедительно резюмирует появление такого рода храма: «Простейшее известное нам из строившихся в Египте сооружений – тростниковая
хижина с выступающей, чтобы защитить вход от солнца, крышей, таково же и простейшее святилище. Следующий шаг в усложнении жилища – расширение хижины и установка ряда тростниковых колонн, несущих фронтальный навес. Таким образом появляется портик. Затем задняя его часть делится на три камеры, что происходит в старейших храмах в Иераконполе и Абидосе. Обычный дом неизменно имел двор перед портиком, у храмов также есть такой же двор. Во дворе на столбе находилось символическое изображение бога, а по обеим сторонам от входа во двор стояли шесты со знаменами; со временем количество их возросло и они стали располагаться перед пилонами. Кроме того, в храме находилось множество камер, устроенных на разных уровнях, предназначенных для хранения различных предметов и являвшихся жилищами жрецов». Затем Питри отмечает, что существовало два типа святилищ: «Храм с изваянием в центре святая святых (например, Эдфу, Дендера) и храм для хранения священной ладьи и проведения процессий, в котором дверные проемы располагались в обоих концах святая святых (например, храм Тутмоса III в Меди-нет-Абу и Хонсу в Карнаке). В этих святилищах устанавливали основание, на которое жрецы могли поместить священную ладью, сняв ее со своих плеч».
Можно предположить, что в те времена Аттику населяли беженцы с востока, прибывшие на материковую Грецию в VI тысячелетии до н. э. Более 30 веков довольствуясь дарами земли, они вступили в цивилизованную эпоху после открытия бронзы, но земледелие еще долго оставалось их главным занятием. Острые и крепкие изделия из металла облегчили пахоту и строительство, став одной из причин появления торговли. Излишки продуктов обменивались на орудия труда, оружие, украшения или керамическую посуду. Люди богатели, население увеличивалось, и крестьянские хозяйства быстро превращались в города. Возможно, именно так развивалось поселение на месте Афин, где в III тысячелетии до н. э. жили потомки легендарных пеласгов. Неолитическое городище с десятком примитивных
хижин постепенно преобразилось в город с каменными домами, дворцами, святилищами многочисленных богов. Постройки священного холма оберегала стена циклопической кладки, то есть созданная из огромных, разной величины камней по образцу ахейских крепостных укреплений. Вход в крепость находился с противоположной от морского берега стороны и был защищен выдвинутой башней.
Зодчество является одним из древнейших искусств на Земле. Свое первое жилище человек соорудил в начале палеолита – древнего каменного века. С тех пор прошли тысячи веков, на которые приходится 98 % времени существования человека. Первобытные люди жили, вернее, спали, в неглубоких ямах в земле. Устраивались на ночлег в густых кустарниках или лесных завалах, потом стали сооружать шалаши,
хижины и окружать их камнями. Этим легким, непрочным сооружениям суждена была продолжительная история, так как они являются самыми древними видами сооружений, которые существуют в некоторых местах и поныне.
Широкое распространение в бронзовом веке получили свайные постройки, италийской разновидностью которых были так называемые террамары – деревянные срубы, заполненные камнями и глиной, на которых устраивали помосты, служившие основанием для обычно круглых в плане
хижин .
Колониальная Америка отличалась застройкой несколько иной по размеру и характеру. Первые дома в Плимуте были построены по типу мазанки – однокомнатные
хижины с малым количеством окон или вовсе без них, с соломенной крышей. Три года спустя после прибытия «Мейфлауэра»[6] было выстроено около двадцати домов, «четыре или пять» из которых получили оценку как «очень достойные и привлекательные». Эти «достойные» дома были в основном однокомнатными одноэтажными постройками, холл в них составлял примерно 4,5 × 6 метров; кое-где был верхний полуторный немеблированный этаж. Полуторный этаж представлял собой открытое пространство без потолка. Его заменяла крыша со стропилами; стены не штукатурили. Встречались дома со второй комнатой. Заднюю комнату обычно отгораживали от главного жилого помещения дощатой стеной; той же цели служила труба, обогревавшая, таким образом, оба помещения. В получившейся комнате ставили кровать.
Ничего выдающегося с точки зрения архитектуры не обнаружено и в четвертом из основных рассматриваемых нами районов распространения древнеамериканских культур – в Калифорнии и прилегающих к ней местностях на юге и востоке. Это вызывает удивление, поскольку Калифорния была заселена на рубеже 80 000–50 000 гг. до н. э., если верны данные, собранные знаменитым археологом Люисом Лики во время проводимых им раскопок в горах Калико, в районе Барстоу. В очень давние времена группы древних охотников пытались отклониться от исторически сложившегося основного маршрута движения на юг, проходившего по восточным склонам Скалистых гор, чтобы, буквально просочившись через горные проходы и перевалы, попасть на побережье Тихого океана. Когда такие исследователи, как Дрейк, Кук и Ванкувер, встретили потомков этих людей, их количество уже достигло 150 тысяч, что составляет почти четверть всего индейского населения Северной Америки. В то же время они по-прежнему жили в пещерах и скальных укрытиях либо в непрочных «прозрачных»
хижинах из тростника и циновок. Как и их сегодняшние потомки, они наслаждались беззаботной жизнью под ласковым солнцем в условиях очень благоприятного климата.
Итак, очевидно, что центрами многих крупных убейдских селений были монументальные храмы на платформах, возможно, уже игравшие роль организаторов хозяйственной деятельности и управления делами общины. Храмы Эреду достигают особенно больших размеров и сложной внутренней планировки во времена позднего Убейда (в первой половине IV тыс. до н. э.). Так, храм VI, стоявший на высокой платформе, имел размеры 26,5 х 16 м. Люди, жившие в
хижинах вокруг святилища, кормились рыболовством и охотой, сеяли эммер (полбу), ячмень, лен, сезам (кунжут), выращивали финиковую пальму, разводили овец, коз, свиней, ослов и крупный рогатый скот. Борясь с ежегодным разливом рек и используя воду, оставшуюся после него в мелководных озерах, они еще в доубейдское время впервые применили здесь, на юге Ирака, новый метод земледелия – они рыли в мягком лёссовом грунте небольшие водоотводные каналы. Исключительно тяжелые условия жизни в катастрофически жарком климате, между знойной пустыней и гнилыми болотами дельты Тигра и Евфрата, отчасти искупались для них невероятным плодородием почвы и обилием урожаев.
Большой объем работы, проделанный относительно бадарийцев, дал возможность получить ясное представление об их культуре. Бадарийская культура относится к медно-каменному веку (эпоха неолита), когда был уже известен металл, но инструменты еще делались из камня. Бадарийцы были крестьянами; они выращивали пшеницу и ячмень, держали домашний скот. В их рационе был хлеб и каша, рыба, которую они ловили с помощью сетей и ловушек (во время раскопок не было обнаружено рыболовных крючков). По возможности лакомились мясом. Бадарийцы носили льняную одежду, а в холодную погоду сверху надевали одежды, сшитые из шкур. Жилищами для них служили шалаши или, в лучшем случае,
хижины из прутьев, обмазанных глиной, с соломенными крышами; этих убежищ было вполне достаточно, чтобы защитить людей от солнца и ветра. Бадарийцы не обладали высокоразвитым художественным вкусом, но, судя по резным фигуркам из слоновой кости и отшлифованного камня, владели великолепной техникой исполнения. Их погребальные обычаи указывают на то, что они верили в жизнь после смерти: в могилы клали личные вещи умерших, украшения. Усопших клали в могилу лицом на восток; бадарийцы верили, что из Другого мира они могут наблюдать за происходящим и принимать в нем участие или, по крайней мере, знать о событиях, происходящих на земле. Одним словом, цивилизация бадарийцев мало, если вообще отличалась от цивилизации многих племен, найденных в настоящее время в Африке и на островах Тихого океана.
Еще два года назад остров Камрангичар был дальней и почти необитаемой окраиной Дакки. Определение «почти» не случайно – вдоль берега ютились сотни и тысячи лачуг, на скорую руку собранных из подручных материалов. Листы шифера и куски фанеры, бамбуковые бревна и полосы железа – на постройку своих
хижин бенгальцы, не обремененные постоянным доходом (а таких в этом городе было большинство), пускали любой подручный материал.
Обычно считают, что мадленцы были кочевниками и что в гористых краях, вроде Кавказа или Центральной Франции, они зимой жили в пещерах, близ входа, а летом кочевали вслед за стадами диких животных. В степях Южной России охотники на мамонтов зимой строили землянки, а летом жили в легких
хижинах или шалашах. Каменные круги, отмечающие места крытых шкурами шатров мадленцев – охотников на оленей были обнаружены на севере Германии. Охотились мадленцы главным образом с помощью копий, а также, судя по некоторым из пещерных рисунков, заманивали свою добычу в ловушки и силки.
В Британском музее хранятся некоторые отшлифованные и отполированные австралийские орудия, и здесь, в Европе, мы связываем их со следующим периодом – неолитом. Большой интерес представляют разные способы насаживания орудий на рукоятки, и доисторические люди наверняка пользовались каким-то аналогичным способом, чтобы защитить свои руки от острых как бритва сколов кремня. Как и тасманийцы, австралийцы разгуливают без одежды, но в своих
хижинах надевают накидки из шкур; их сшивают сухожилиями с помощью костяных игл и шильев, которыми прокалывают шкуры. Аборигены носят ожерелья и головные повязки из ракушек и звериных зубов, а также украшают себя тем, что втыкают короткую палочку в перемычку между ноздрями. Они намазывают тела жиром и красной охрой, а еще отрубают фалангу у мизинца, подобно людям культуры ориньяк, как мы увидим в дальнейшем. Их жилища очень просты, в них останавливаются на один-два дня, чтобы сделать перерыв в странствиях. На рис. 29 изображено жилище такого типа, которое мог строить мустьерский человек, покидая свои пещеры на летний период. Оно представляет собой следующую ступень развития, вполне ожидаемую после тасманийского шалаша (рис. 17). В действительности оно похоже на два прислоненных друг к другу тасманийских шалаша, и строят его из подвернувшихся под руку сучьев и веток.
Итак, с историческими стилями мы разобрались. Теперь вы знаете, что на участке можно выстроить готический замок, романскую крепость, античный портик. Или возвести точную копию рыбацкой
хижины Сальвадора Дали, украсив ее стены «мягкими часами». Однако в доме, в облике которого столь жестко соблюдена стилизация, жить сможет не каждый. Поэтому рассмотрим более адаптированные современные варианты, широкая распространенность которых в последние десятилетия позволяет возвести их в ранг самостоятельных архитектурных стилей частной застройки нового времени.
Рядом возвышается храм Бхима-ратха, принадлежащий к архитектуре северо-индийского типа. Он похож на деревянную
хижину с крутой двускатной крышей и острым хребтом.
Рыбаки жили бедно, в тесных, грязных домишках, где дым из очагов шёл наверх через камышовые крыши и оседал толстым слоем сажи на стенах кухонь. Помещения освещались лучинами, поэтому лица обитателей рыбацких
хижин всегда были чёрными. Женщины пряли, ткали, шили одежду, варили похлёбку, кидая в котёл рыбку поплоше (хорошая предназначалась исключительно на продажу). А главное, ночью, в шторм и непогоду, они выходили на берег с простейшими сигнальными устройствами (факелами, фонарями) и указывали своим мужчинам путь к причалу.
Тут выращивают сахарный тростник, рис, табак, хлопок, индиго и кукурузу. На полях работают партии черных невольников в полосатых и ярких одеждах, чаще всего голубого цвета. Я вижу большие фургоны, запряженные мулами или быками: они выезжают с полей или медленно двигаются вдоль берега. Вижу, как стройный креол в хлопчатобумажной куртке и ярко-синих штанах скачет верхом на небольшой испанской лошадке по прибрежной дороге. Вон богатая усадьба плантатора, окруженная апельсиновыми рощами, большой дом с зелеными жалюзи, прохладными верандами и красивой оградой. Дальше – огромный сарай для сахарного тростника или навес для табака, или склад для хлопка; а возле них множество чистеньких деревянных
хижин , сбившихся в кучу или растянувшихся в ряд, словно купальни на модном курорте.
Коттедж (от франц. cot – «
хижина , убежище») – не слишком большой по размерам одно– или двухэтажный дом, для которого характерна рациональная планировка с нормированием площадей помещений согласно строительным нормам. На первом этаже коттеджа, помимо общей комнаты (гостиной), обычно проектируют холл, кухню-столовую, туалет, санитарно-бытовые и гигиенические помещения, на втором размещают спальни и санузел. При наличии подвала в нем располагают кладовые, гараж и другие подсобные помещения. К коттеджу часто пристраивают гараж, теплицы, а также открытые помещения в виде террасы, веранды, лоджии и др.