Связанные понятия
Братство и единство (сербохорв. Bratstvo i jedinstvo/Братство и јединство, макед. Братство и единство, словен. Bratstvo in enotnost, алб. Bashkim dhe Vëllazërim, венг. Testvériség és egység) — популярный лозунг Коммунистической партии Югославии, который был придуман во время Народно-освободительной борьбы Югославии (1941—1945). В дальнейшем, эти понятия стали руководящими принципами послевоенной межэтнической политики Югославии.
Федерализация (от лат. foederatio — «объединение», «союз») — процесс реализации на практике принципа федерализма в политико-территориальном устройстве страны (или в организационном построении партии, общественной организации) путём объединения ранее обособленных единиц или же разделения ранее единого, унитарного государства (организации) на составные части - субъекты федеративного образования. Как и всякий переходный процесс, федерализация требует выяснения прежде всего вопроса о том, переходом от...
Сербско-черногорский унионизм (серб. Српско-црногорски унионизам) — славянская политическая идеология, заключающаяся в признании неделимости союза Сербии и Черногории. Она признаёт Черногорию как часть политического союза с Сербией и противопоставляется движению за независимость Черногории и выход из союза с Сербией...
Одностороннее провозглашение независимости
Косова 17 февраля 2008 года вызвало неоднозначную реакцию в международном сообществе. В настоящем списке перечислены суверенные государства, заявившие о своём отношении к данному событию.
Унита́рное госуда́рство (от лат. unitas — «единство») — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и т. п.) подчиняются единым центральным органам власти. На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и...
Упоминания в литературе
1) Закрепление государственной целостности как принципа государственного устройства. «
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности…» (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Федерация в отличие от конфедерации как международно-правового по своему характеру союза государств – единое союзное государство, в составе которого имеются определенные национально-государственные и административно-территориальные образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.
Федеративное устройство характеризует состав (структуру) государства, правовое положение его составных частей (субъектов, штатов, земель и т. д.), правоотношения как между федеральным центром и частями федерации, так и между субъектами федерации.
В науке конституционного права категория «субъект федерации» используется для обозначения одной из форм образований в политико-территориальном
устройстве федеративных государств. «Политико-территориальное устройство государства» – также научная категория, которая применяется для обозначения, с одной стороны, разделения территории государства на составные части с населением и органами публичной власти, с другой – характера и системы взаимоотношений между государством в целом, т. е. центральной публичной властью, и его территориальными составными частями, т. е. местной (региональной) публичной властью. Таким образом, политико-территориальное устройство государства – это «организация территории государства, соотношение государства с его составными частями (политико-территориальное деление)»[287].
Конституционные основы
федеративного устройства . Понятие национально-государственного устройства Российской Федерации как категория государственного права. Конституционные основы национально-территориального и административно-территориального устройства РСФСР, переросшие в Российскую Федерацию. Федеративный Договор, его характеристика и соотношение с Конституцией Российской Федерации. Принципы федеративного устройства России. Добровольность объединения в федерацию. Суверенность и равноправие народов и субъектов федерации в вопросах самоопределения и регионального развития. Сочетание федерализма с унитаризмом и автономией. Сочетание территориальной и национально-территориальной основ в структурной организации федерации: проблемы и противоречия. Государственная целостность федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Предметы ведения Российской Федерации. Совместное ведение дел федерацией и ее субъектами.
В юридической литературе нет единого мнения относительно системы институтов конституционного права. Распространенной является позиция, согласно которой система институтов основывается на структуре Конституции Российской Федерации. Обосновывается такая позиция тем, что главы Основного закона регулируют взаимосвязанные конкретными признаками общественные отношения. К числу институтов, определенных Конституцией Российской Федерации, относят: основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина;
федеративное устройство государства; система государственной власти; система местного самоуправления[27].
Связанные понятия (продолжение)
Конфедера́ция (позднелатинское confoederatio — союз, объединение) — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.
Союзная скупщина (серб. Савезна скупштина, хорв. Savezna skupština; макед. Сојузното собрание; словен. Zvezna skupščina) — высший представительный и законодательный орган государственной власти в Социалистической Федеративной Республике Югославия, существовавший с 1945 по 1992 года, и в Союзной Республике Югославия в 1992—2006 годах.
EULEX (от лат. Lex — «закон») — специальная миссия Европейского союза в составе 2000 гражданских лиц и представителей правоохранительных органов, предназначенная для отправки в Косово в рамках плана Ахтисаари.
Подробнее: ЕВЛЕКС
Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Народная радикальная партия (серб. Народна радикална странка) — крупнейшая историческая партия Сербии, СХС и Югославии националистического направления. Основана в 1881 году Николой Пашичем.
О́хридское соглаше́ние (официальное название — Рамочное соглашение англ. Framework agreement) — документ, подписанный македонским правительством и албанскими политическими силами под давлением международного сообщества 13 августа 2001 года.
Федеративная республика — федерация с республиканской формой правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.
Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы...
Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.
Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.
Хорватская весна (хорв. Hrvatsko proljeće, также именуется в хорватской литературе «массовое движение», хорв. masovni pokret, MASPOK) — политическое движение, возникшее в Хорватии в начале 1970-х годов и ставившее своей целью расширение прав хорватов в федерации СФРЮ, а также проведение демократических и экономических реформ. Участники движения протестовали против «вытягивания» экономически отсталых регионов Югославии, таких как Косово, за счёт урезания бюджета и политических прав в Хорватии.
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Подробнее: Федеративное государство
Меморандум Сербской академии наук и искусств 1986 года или кратко Меморандум САНИ — проект документа, написанный 16 членами Сербской академии наук и искусств. Фрагменты Меморандума САНИ вышли в свет в сентябре 1986 года в газете «Вечерние новости».
Революция брёвен (сербохорв. Балван-револуција, Balvan-revolucija) — название протестного движения сербов в Хорватии, существовавшего во время начального этапа гражданской войны в бывшей Югославии в 1990 году. Националистические меры хорватских властей, а также их стремления отделиться от Югославии вызвали волну протестов среди компактно проживавших там сербов, которые переросли в движение за автономию и стремление остаться в едином государстве.
Поглавник (хорв. Poglavnik — «вождь», «лидер») — диктаторская должность (аналог фюрера в Германии, или дуче в Италии) в тоталитарном Независимом государстве Хорватия, которая существовала в период с 1941 по 1945 год.
Прешевская долина (серб. Прешевска долина / Preševska dolina, алб. Lugina e Preshevës) — термин, используемый преимущественно албанцами для описания сербских общин Буяновац и Прешево, в которых проживает преимущественно албанское население. Иногда в Прешевскую долину включают и общину Медведжа, хотя там сербы представляют большую часть населения. Сербской стороной эти регионы определяются как отдельные общины.
Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное...
Десятидне́вная война ́ (серб. Десетодневни рат, словен. Desetdnevna vojna), в Сербии она более известна как Война́ в Слове́нии (серб. Рат у Словенији), в то время как в самой Словении её называют "Война́ за незави́симость Слове́нии" (словен. Slovenska osamosvojitvena vojna) (27 июня — 7 июля 1991) — военный конфликт между Югославской народной армией (ЮНА) и силами Территориальной обороны Словении, вызванный выходом Словении из состава Югославии. Этот вооруженный конфликт положил начало Югославским...
Балканская федерация (Балканская федеративная республика) — проект федеративного или конфедеративного государства, зародившийся в конце XIX века, которое включало бы в себя Югославию, Болгарию, Румынию, Албанию и Грецию, основанный главным образом на левой политической идеологии.
Субъекты международного публичного права — участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.
Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.
Территориа́льная це́лостность или территориа́льная неприкоснове́нность (в редких случаях — интегрите́т) государства — принцип международного публичного права, согласно которому территория государства является неприкосновенной от посягательств со стороны других государств путём применения военной силы или угрозы силой.
Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.
Гуманитарная интервенция или гуманитарная война — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.
Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Совет Федерации СФРЮ (серб. Савет федерације СФРЈ, хорв. Savjet federacije SFRJ, макед. Совет на Федерацијата на СФРJ, словен. Svet federacije SFRJ) — совещательный орган Социалистической Федеративной Республики Югославия, занимавшийся вопросами общей политики.
Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Прямая, также непосредственная, демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.
Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни...
Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять...
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Право народов на самоопределение — один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие.
Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране. Понятие «государственный строй» является более широким, чем «конституционный строй», который представляет собой систему отношений...
Децентрализа́ция — процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа. Понятие децентрализации используется в описании групповой динамики, в менеджменте, политической науке, праве, государственном и общественном управлении, экономике и технологии.
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Ассамблея европейских регионов , АЕР (англ. Assembly of European Regions, AER) — европейская межгосударственная организация. Создана в 1985 г. По состоянию на конец 2008 г., объединяла более 270 регионов из 33 стран, а также 16 межрегиональных организаций.
Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.
Вое́нно-полити́ческий блок — союз (коалиция) или соглашение государств с целью совместных действий для решения общих политических, экономических, военных и других задач.
Единый европейский акт (ЕЕА) был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. Акт нацеливает Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года, и формулирует принципы Европейского политического сотрудничества, предшественника Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года, в рамках комиссии Делора.
Политическое устройство Словакии базируется на принципах парламентской демократии. Основную роль играют интенсивно конкурирующие друг с другом политические партии, поэтому политическую систему Словакии еще часто называют партийной демократией.
Суверенное государство — государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами.
Многонациональное государство или полиэтническое государство — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии...
Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество) — политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь — ООН, как организацию, объединяющую практически...
Упоминания в литературе (продолжение)
Все такие вопросы ранее относились к ведению Российской Федерации и регулировались Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР». Конституция РФ 1993 г. не назвала вопросы административно-территориального устройства среди предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Тем самым данные вопросы были отданы в ведение самих субъектов РФ. Не исключено, что Российская Федерация вновь возьмет на себя установление общих основ административно-территориального устройства субъектов. Ведь к ведению Федерации, согласно ст. 71 Конституции, относится «
федеративное устройство и территория Российской Федерации». А каждая территориальная единица – это часть территории субъекта РФ, но, в конце концов, и часть территории всего российского государства.
5. Существенная реорганизация
федеративного устройства России. Россия, которая всегда определялась как федерация, являлась таковой преимущественно по способу организации территории, но не власти. Поэтому законодательно закрепляются новые принципы федерализма, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно – необходимый уровень самостоятельности ее субъектов. Вместе с тем конституционная формула российского федерализма не избежала ряда недостатков, осложняющих процесс укрепления государственности.
По мнению А. А. Пушкина, «под государством следует подразумевать как Союз ССР, так и отдельные союзные республики, что прямо предусмотрено в ст. 11 Основ гражданского законодательства СССР и вытекает из
федеративного устройства нашего государства»[109]. При этом в другой своей работе А. А. Пушкин писал: «Советское государство в целом является субъектом права государственной социалистической собственности. Оно единый собственник всего государственного имущества»[110]. Эти два утверждения в принципе позволяли самые разнообразные конструкции гражданской правоспособности государства.
Естественно, изменения в
федеративном устройстве России оказывают непосредственное влияние и на изменения территориальной структуры партий. Возможное образование нового субъекта в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства либо его части порождает необходимость создания партиями, имевшими 45 региональных отделений, еще одного отделения. Объединение нескольких субъектов Российской Федерации (например, Пермской области и Коми-Пермяцкого АО) является основанием для директивного слияния региональных партийных организаций – вне зависимости от их готовности к такому объединению.
Также в основе предмета регионального финансового права заложена система законодательства, регулирующая финансовые отношения на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которая определяется как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в определенной сфере в соответствии с
федеративным устройством государства. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации определяется федеративным устройством России и существованием в ней системы местного самоуправления.
Следует выделить и такой специфический вид источников конституционного права, обусловленный
федеративным устройством государства, как договоры. Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ.
В отличие от советской доктрины права, по которой государство рассматривалось как единый субъект гражданского права, а государственная собственность – как единый фонд, современное российское законодательство, определяя правосубъектность государства, признает множественность публичных субъектов гражданского права, что связано с
федеративным устройством Российской Федерации и признанием местного самоуправления.
Виды нормативных актов. Все нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, образуют единую систему, которая функционирует на основе принципов согласованности, взаимодействия, иерархичности, специализации, дифференциации по отраслям и институтам. Многообразие нормативно-правовых актов, существующих в правовой системе Российской Федерации, обусловлено
федеративным устройством российского государства, множеством правотворческих органов, обладающих правом принятия и издания нормативно-правовых актов, разнообразием регулируемых общественных отношений, а также иными обстоятельствами, положенными в основу классификации нормативно-правовых актов.
Этот принцип непосредственно вытекает из
федеративного устройства страны, которое основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и, ее субъектов. Реализация данного принципа объективно требует единого и правового регулирования основ организации государственной службы и правового положения государственных служащих5.
В процессе распространения по миру – в том числе благодаря активной колониальной политике Англии – общее право стало одной из крупнейших правовых систем. В конкретных странах его основы, испытав воздействие местных культурных и исторических традиций, утвердились в качестве национального права. Примером тому является правовая система США, которая отличается от классической системы общего права
федеративным устройством и общим содержанием. Так, в США действует федеративная правовая система и система права отдельных штатов, между которыми часто возникают споры по вопросам правового регулирования – ситуация, не характерная для Англии. Кроме того, отличия правовой системы США проявляются в нормах права, понятийном аппарате и структуре права.
Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы государственного (конституционного) строя; основы прав и свобод человека и гражданина;
федеративное устройство РФ; основы избирательной системы; основы правового статуса депутата; основы организации и деятельности органов государственной власти; основы статуса местного самоуправления; призванных регулировать властеотношения и оптимально сбалансировать соотношение сил социально-политических групп, участвующих в осуществлении государственной власти.
Некоторые государства изначально складывались как многонациональные, в дальнейшем они избирали путь
федеративного устройства , поскольку даже при наличии лидирующей нации приходилось учитывать интересы всех остальных. Другие государства складывались на однонациональной основе, они чаще всего и построены по типу унитарного государства. Большое значение для выбора формы государственного устройства имеет и размер ее территории. Крупное государство вынуждено быть федерацией, а мелкое – унитарным государством, хотя из этого правила есть и исключения.
В обобщенном выражении конституционными правоотношениями являются: (1) отношения, закрепляющие основы общественного и государственного строя России; (2) отношения, закрепляющие права и свободы человека и гражданина; (3) отношения, касающиеся
федеративного устройства Российского государства; (4) отношения по установлению принципов и деятельности высших органов государственной власти; (5) отношения, относящиеся к местному самоуправлению.
Конституция Российской Федерации закрепляет
федеративное устройство нашего государства. Это означает, что в составе РФ находятся ее субъекты: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 2 города федерального значения и 1 автономная область.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом
федеративного устройства государства.
Еще одно общее место – тезис об «обреченности на федерацию» территориально крупных и полиэтнических государств. Действительно, из десяти самых крупных государств мира восемь имеют
федеративное устройство – Россия, Канада, сша, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Судан[218]. Однако нельзя оставлять без внимания унитарные Китай и Казахстан. Как и карликовые федерации типа союза Коморских островов. Полиэтнические государства тем более не всегда устроены федеративно (Индонезия, юар), а федерации не всегда полиэтничны (Австрия). Кроме того, федеративные модели, целиком основанные на этническом принципе, – советская, югославская, чехословацкая, – оказались нежизнеспособными. Бельгия, единственная современная этнофедерация[219] (валлоно-фламандская), вряд ли просуществует долго.
Действующая Конституция РФ принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. Конституция РФ устанавливает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина,
федеративное устройство Российской Федерации, а также систему и полномочия органов законодательной, исполнительной, судебной власти, Президента РФ, начала местного самоуправления. Ее назначение ― обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, стабильности государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.
Причем и с практической точки зрения, и методологически наблюдение за становлением отдельных правовых систем в ходе международной торгово-экономической интеграции позволяет обобщить и распространить, расширить этот опыт как на процессы международной торгово-экономической интеграции с другим кругом участников, так и частично применить этот опыт в развитии правовых систем современных государств – по крайней мере правовых систем государств с
федеративным устройством . Кроме того, результаты наблюдений за процессами становления правовых систем в ходе международной торгово-экономической интеграции весьма ценны также и в сугубо теоретическом плане, поскольку позволяют глубже познать природу феномена правовой системы, а значит, в том числе, научно прогнозировать и научно обоснованно управлять развитием современных правовых систем во всем их многообразии.
владеть навыками сравнительного анализа форм правления и территориально-административного устройства современных государств, оценки специфики функционирования различных стран с
федеративным устройством .
Положения конституционного акта, получившего официальное наименование Акта о Британской Северной Америке (British North America Act), были согласованы делегатами колоний на трех конституционных конференциях – Квебекской 1864 г., Шарлоттаунской[96] 1866 г. и Лондонской 1867 г., проведенных колониями при некотором участии чиновников из Министерства колоний метрополии.[97] Текст АБСА был рассмотрен и утвержден парламентом метрополии и вступил в силу после издания главой Британской империи – королевой Викторией соответствующей прокламации. АБСА состоит из преамбулы и 147 статей.[98]
Федеративное устройство государства закреплено нормами ст. 3, 93, 116, 138 и 147 трех разделов АБСА: «Федерация», «Распределение законодательной власти» и «Различные постановления».
Федеративное устройство имеют такие государства, как Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия и т. д.
Попытки прийти к соглашению между Президентом и Верховным Советом оказались безрезультатными. Верховный Совет решил принимать проект Конституции на Съезде народных депутатов и назначил дату его созыва на 17 ноября 1993 года. Президент был сторонником иного пути (через референдум) принятия проекта Конституции с сильной президентской властью. Итоги референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, показали, что Президент легитимен и пользуется поддержкой избирателей при проведении реформы. Президентский торг с регионами повлиял на конституционные положения о
федеративном устройстве . Организация федеральной власти регионы волновала значительно меньше, чем конституционные основы взаимоотношений центра и субъектов Российской Федерации[236].
С учетом
федеративного устройства стран установлено, что Бундестаг и – через Бундесрат – земли участвуют в делах Европейского Союза. Федеральное правительство должно незамедлительно предоставлять Бундестагу и Бундесрату полную информацию. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза предоставляет Бундестагу возможность дать по ним заключение. На переговорах Федеральное правительство учитывает заключения Бундестага. Подробности регулируются законом.