Связанные понятия
Ударная техника — в боевых искусствах это совокупность средств, способов и методов выполнения ударов. Техника выполнения ударов является предметом изучения в таких боевых искусствах как бокс, кикбоксинг, тайский бокс, ушу, каратэ, тхэквондо и тому подобное.
Далаван Бастон (Добле Бастон) — филиппинское боевое искусство. Техника Добле Бастон разделяется на ряд тренировочных упражнений, таких как синавали и редондо, и способов их боевого применения. Основой боевого применения техник раздела Добле Бастон являются входы в атаку противника, обезоруживания и завязки рук.
Удар рукой — импульсное возвратно-поступательное или вращательное движение рукой, целью которого является достижение изменения физического состояния объекта или субъекта. В спорте удар рукой может носить различный характер и использоваться для: 1) задачи физического вреда (спортивные единоборства), 2) задачи определенного ускорения (спортивные игры). В боевых искусствах удар рукой — это комплексное понятие, включающее в себя совокупность наступательных действий ударного характера, которые человек...
Удар ногой — импульсный маховой, крутящий сильный удар или возвратно-поступательное направленное движение ногой, целью которого является достижение изменения физического состояния объекта или субъекта. В спорте удар ногой может носить различный характер и использоваться для: 1) выполнения того или иного технического действия (в рамках приёма, либо ударной комбинации в спортивных единоборствах), 2) придания определённого ускорения объекту (игры с мячом). В боевых искусствах удар ногой — это комплексное...
Славянский стиль самозащиты (СлавСтС) — русский стиль рукопашного боя, отличительной чертой которого является установка на защиту от нападения нескольких противников, максимальное расслабление во время боя, отсутствие захватов за одежду (конечности) и своеобразная ударная техника.
Упоминания в литературе
В это же время появилась спортивная составляющая часть боевого искусства – ив виде «чистого спорта» и в виде
«элемента» боевой подготовки профессионалов. Правила поединков были ограничены определенными рамками, появилась необходимость регламентировать зрелищность и безопасность боев. Сила ударной техники была поставлена под контроль, во время боя стали применяться защитные протекторы на места, которыми наносятся удары, а также на те части тела, которые подвержены атаке. В технике борьбы удушающие и болевые приемы проводятся условно, их арсенал заметно сокращается во избежание серьезных травматических последствий.
Выполнение непрерывного чередования петель, восьмерок, спиралей и вееров дает возможность перенаправлять сектора атак и, таким образом, эффективно и непредсказуемо действовать для противника. Такая система, выполняемая двумя руками, позволяет создавать непредсказуемые боевые схемы для решения любых боевых задач. Здесь выход с боевой петли на удар производится по касательной. Такое решение, безусловно, обеспечивает достаточную гибкость, поскольку выполнить касательную линию можно в любой точке петли. Это свидетельствует о том, что жесткий удар кулаком можно нанести с любой точки пространства без предварительного замаха и возврата руки назад, что обеспечивает, прежде всего, непредсказуемость атаки и сохранение энергии удара. Полная ударная динамика выполняется в режиме сферического переплетения быстрых секущих
ударов с мощной техникой, создавая вокруг себя индивидуальную «боевую сферу», пресекающую возможные атаки противника. Выполняя какое-либо ударное движение, субъект не прекращает его до последнего, если в процессе его исполнения противник пытается помешать ему. То есть, сохранив кинетическую энергию своего движения, субъект перенаправляет его в другое место, либо наносит удар по конечности противника или уязвимой точке на его теле, находящейся в это время в пределах досягаемости движения субъекта.
С большей вероятностью победит в рукопашном поединке участник, имеющий преимущество в уровне специализированных умений, составляющих «чувство дистанции», «чувство оружия», «чувство боя». Ибо в них воплощены компоненты единоборства с предметом в руках, относящиеся к выбору момента и дистанции для
начала атаки или защиты, определению сектора нападения или отражения удара или укола, переключению к повторному действию после неудавшихся попыток опередить противника и др.
В 1950-1960-е гг. произошло перевооружение Советских Вооруженных Сил ракетно-ядерным оружием. Это существенно изменило стратегию и тактику ведения войны и, соответственно, требования к подготовке войск. В Наставлениях по физической подготовке Вооруженных Сил СССР 1954 и 1959 гг. были внесены существенные изменения, касающиеся практики применения рукопашного боя. Из программы исключили некоторые приемы, не
имеющие боевого значения (например, передвижения и поворот кругом в изготовке к бою в фехтовальной стойке, выполнение уколов без поражения целей, удары прикладом вперед и сверху). Взамен были введены приемы боя ножом, лопатой, приемы обезоруживания, необходимые воину при единоборстве с противником в различных условиях. В соответствии с этим Наставлением занятия по преодолению препятствий и рукопашному бою стали проводиться комплексно, для чего в каждое из них включалось обучение приемам преодоления препятствий, метания гранат, рукопашного боя и комплексная тренировка по выполнению изученных приемов.
Кроме того, каждый из основных ударов руками может видоизменяться по длине и направленности в зависимости от дистанции, с которой он наносится, положения рук противника, его защиты, а также от самого атакующего, который должен страховаться защитами во время своих атак. Но индивидуализация техники ударов руками возможна только с приобретением боевого опыта и на основе совершенного владения
основной техникой выполнения ударов руками.
Связанные понятия (продолжение)
Контруда́р — удар, наносимый противнику в ответ на его атаку, как правило, при условии не достижения цели удара противника. Если же удар противника достиг своей цели, то удар в ответ будет просто новым ударом, атакой. Контрудар всегда соединяют с каким-либо видом защиты, чтобы избежать атакующего удара противника — обычно первого, ведущего удара в атаке. В соединении с защитой движение при контратаке всякого основного удара видоизменяется под влиянием характера данной защиты.
Единоборство — противостояние двух людей (противников) один на один без или с применением оружия (огнестрельного или холодного), один против двоих (группа) уже стычка или дело;
Удар локтем — импульсное возвратно-поступательное (редко — вращательное) движение рукой с прямолинейной или криволинейной траекторией. Цель движения — нанесение физического вреда или достижение изменения физического состояния объекта или субъекта. Удары локтем присущи многим боевым искусствам, которые используют ударную технику рук. Удар локтем — самый короткий из всех ударов руками, он может быть выполнен неожиданно, и является особенно опасным в бою на ближней дистанции.
Ножевой бой , или короткоклинковое фехтование, или ножевое фехтование — одно из разновидностей фехтования, характеризующаяся работой с короткоклинковыми типами холодного оружия (чаще всего ножом), или макетами имитирующих короткоклинковое холодное оружие. Как и большинство видов фехтования, имеет военно-прикладное и спортивное направление.
Панантукан (также сунтукан) — прикладной элемент филиппинского боевого искусства арнис (эскрима), ударная техника руками. Кришна Годанья (Krishna Godhania), автор книги «Эскрима: филиппинское боевое искусство» поясняет, что панантукан является частью стиля пангамут (pangamut, pangamot — «голые руки»), который включает в себя три техники: панантукан/сунтукан (удары руками), пананджакман/сикаран/сипа (удары ногами), думог (захваты руками и удушения).
Крав-мага ́ (ивр. קרב מגע — «контактный бой») — разработанная в Израиле военная система рукопашного боя, делающая акцент на быстрой нейтрализации угрозы жизни. Система получила известность после того, как была принята на вооружение различными израильскими силовыми структурами.
Удар ниже пояса (удар в пах) — в боксе, а также в некоторых других видах спортивных единоборств — запрещённое правилами действие. В боевых искусствах прикладной направленности — один из основных приёмов самозащиты.
Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе (космосе), на море и информационном пространстве; военно-теоретическая дисциплина.
Боевая стойка — это поза бойца; расположение тела бойца определенным, необходимым для осуществления обороны или наступления, образом. Боевая стойка используется для выполнения и ударных техник, и техник борьбы, а ее форма зависит от конкретного технического действия, а также от моторных особенностей бойца.
Самоз (САМОЗащита) — система рукопашного боя, впитавшая в себя ряд приёмов из отечественных народных видов единоборств, а также наиболее эффективные приёмы западных и восточных систем самозащиты.
Бой — организованное вооружённое столкновение, ограниченное на местности и во времени.
САМБОУД (САМозащита Без Оружия УДарами) — стиль рукопашного боя, разработанный группой энтузиастов, возглавляемой И.А. Дворяком, в Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского в начале 1970-х годов.
ДД или дэмэдж дилер (англ. damage dealer) — игрок в компьютерных или настольных ролевых играх, при игре в группе наносящий в бою основной урон противнику (монстру). Его основной задачей является нанесение максимального урона за минимальное время. Может также называться дамагером, основной характеристикой является ДПС (англ. damage per second).Кроме нанесения повреждений на ДД могут возлагаться обязанности наложения на противника ослаблений (дебаффов, англ. debuff), и использования способностей, временно...
Двойная локтевая или глухая защита — элемент пассивной защитной техники в классическом боксе, применяемый для нейтрализации ударов по наиболее чувствительным частям тела, когда одна рука бойца прикрывает подбородок, а вторая — корпус, или оба локтя прикрывают корпус.
Арнис или эскрима — филиппинское боевое искусство. Обучение начинается с работы с оружием (палки, ножи, бо), позже изучаются техники рукопашного боя (панантукан). Используются единые двигательные принципы при рукопашном бое и бое с оружием. В эпоху колониализма испытала сильное влияние испанского фехтования дестреза унаследовав от него раздел эспада и дага (исп. espada y daga).
Удар кулаком — импульсное возвратно-поступательное (редко — вращательное), с прямолинейной или криволинейной траектории, направленный движение рукой со сжатой в кулак ладонью таким образом, чтобы головки пястных костей образовывали собой ударную поверхность. Цель движения — задача физического вреда, или достижения изменения физического состояния объекта или субъекта. Удары кулаками присущи практически всем боевым искусствам, которые используют ударную технику рук.
Тансудо ́ (당수도, 唐手道 ‘путь танской (китайской) руки’) — корейское боевое искусство, сосредоточенное на дисциплине и практике форм и последовательностей самозащиты.
Ночные боевые действия — организованная активность любых видов вооружённых сил, ведущаяся в тёмное время суток (при высоте солнца над горизонтом не более 18°) с целью достижения эффекта внезапности или поддержания непрерывности воздействия на противника.
Главный удар — понятие военной стратегии, обозначающее решающие военные действия (боевые действия) главной группы войск или сил флота. Главный удар наносится в направлении, которое имеет целью разгром войск (сил) врага и выход на позиции конечной цели боя.
Айки (яп. 合気 «дух единения») — принцип и тактика в японских боевых искусствах, согласно которому защищающийся сливается с атакующим без столкновения и овладевает им, используя внутреннюю силу или энергию ки для выполнения встречной техники. Слияние с движением атакующего позволяет практику айки контролировать действия нападающего с минимальными усилиями. Айки применяется через понимание ритма и намерения атакующего, нахождение оптимальной позиции и расчет времени для проведения встречного приёма...
Танк (англ. tank) — в компьютерных или настольных ролевых играх — игрок, отвлекающий в бою внимание противника (монстра) на себя, предотвращающий нанесение урона слабозащищённым персонажам (например, магам или лучникам). Основной задачей танка является нахождение на верхней строчке списка агрессии противника. Эта задача, зачастую, решается путём использования специфических умений танка, основанных на искусственном наборе ненависти (держать «агро»).
Маскировка в военном деле — комплекс мероприятий, направленных на введение противника в заблуждение относительно наличия, расположения, состава, действий и намерений своих войск (сил). В английском языке русское слово «маскировка» иногда используется в транслитерации англ. maskirovka для обозначения всеобъемлющей роли маскировки в советской военной доктрине.
Уличный бой , бой в городе или в англоязычных источниках MOUT (англ. Military Operations on Urban Terrain или MOBA, Military Operations in Built-Up Areas; боевые действия в городской местности/в условиях городской застройки) — вооружённое столкновение в пределах городской черты либо в условиях плотной застройки. Считается одним из наиболее сложных видов общевойскового боя, значительно превосходящим по сложности бой в лесу и горах ввиду того факта, что городская местность характеризуется сильно пересечённым...
Кумите ́ (от яп. 組手 — букв. «переплетённые руки», схватка) — понятие японских боевых искусств, включающее в себя все разновидности боя на татами (тренировочный, соревновательный, аттестационный), является одним из основных разделов современного карате, наряду с ката и кихон.Зачастую кумите является одновременно и целью (соревнования, самооборона) и средством боевых искусств (отработка различных навыков и техник). Само по себе является конечной формой реализации всего технического и тактического арсенала...
Нунтяку-до — общее название техники использования нунтяку, сводится к комбинации ударной техники нунтяку, захватов с использованием нунтяку, бросков с использованием нунтяку, блоков, удушений и так далее.
Воздушный бой — организованное вооружённое противостояние лётчиков (самолётов (экипажей)), авиационных подразделений и частей в воздухе с целью уничтожения воздушного противника и отражения его атак. Включает в себя различные фигуры пилотажа.
Захва́т — действие, применяемое в боевых искусствах и различных видах единоборств, для выполнения того или иного технического приёма или комбинации, для обездвиживания противника или контроля над противником.
Второй удар (Удар возмездия) — понятие ядерной стратегии, обозначающее массированный ответный ядерный удар по агрессору.
Ша́хматная та́ктика — совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.
Защи́та (англ. defense) — в шахматах и шахматной композиции отражение наступающих действий соперника.
Кикбо́ксинг (англ. kick «удар» + boxing) — спортивное единоборство, зародившееся в 1960-х годах. Подразделяется на американский кикбоксинг (фулл-контакт, фулл-контакт с «лоу-киком», семи-контакт, лайт-контакт, кик-лайт), японский кикбоксинг (формат К-1), сольные композиции (музыкальные формы). В широком смысле слова под кикбоксингом иногда понимают различные ударные единоборства, правилами которых разрешены удары руками и ногами с использованием в экипировке боксёрских перчаток (тайский бокс, шутбоксинг...
Ме́льница — манёвр в боксе, применяемый в тактике оборонительного боя. Основан на быстрой работе ног. Легко передвигаясь по рингу, боксёр уходит от ударов противника и одновременно встречает его одиночными и двойными ударами. Своеобразное название он сохранил ещё с далёких времён Тома Крибба (1781—1848 гг.), в действиях которого наблюдался впервые. Этот манёвр состоит из комбинированной работы ног и контрударов.
Бой с тенью (от англ. shadowboxing - шадоубоксинг) — элемент тренировочного процесса в боевых (ударных) единоборствах, направленный на изучение и усвоение технических элементов (ударов, защит) без реального партнёра.
Кудзуси (яп. 崩し:くずし) — термин в японских боевых искусствах, обозначающий выведение оппонента из равновесия, как физического, так и психоэмоционального.
Бокс (от англ. Boxing) — контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей...
Джиу-джицу, или
Джиу-джитсу , точнее Дзюдзю́цу (яп. 柔術 от яп. 柔 «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый» + 術 «техника, способ»; буквально «искусство мягкости») — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него; искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.
Свободная охота — тактический способ ведения боевых действий тактической единицы в военной авиации или военно-морском флоте.
Свинг (от англ. swing «качели») — боковой удар в боксе с дальнего расстояния. В основном применяется в английском боксе. Широко применялся в 1940-1950-х годах. В современном боксе мало распространён, но остаются боксёры, которые активно его используют.
Фактор внезапности или просто внезапность — один из ключевых принципов военного искусства, суть которого заключается в достижении успеха путём действий, которые имеют эффект неожиданности для противника. Использование фактора внезапности во многих ситуациях позволяет парализовать волю противника к сопротивлению, дезорганизовать управление войсками и нанести ему поражение при недостатке сил и средств. Очень часто внезапность воздействия ставит перед противником жёсткие временные рамки на ликвидацию...
«Кубанская этажерка » — боевой порядок самолётов-истребителей, применявшийся советской истребительной авиацией во время Великой Отечественной войны.
Мензурное фехтование (также мензура, студенческое фехтование) — проходящие по строгим правилам фехтовальные поединки на острых саблях-шлегерах между двумя представителями студенческих объединений в центральноевропейских государствах. Название происходит от термина «mensur», образованного, в свою очередь, от латинского «mensura» («размерность»), — с XVI века такие поединки проводятся со строго фиксированным допустимым расстоянием между противниками (ввиду чего поединки фактически проводились статично...
Фехтова́ние (нем. fechten — «сражаться, бороться») — система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов и уколов. Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, исторический, сценический и др.).
Манёвр (фр. manœuvre — действие, операция), в военном деле — организованное передвижение войск (сил) в ходе выполнения боевой задачи в целях занятия выгодного положения по отношению к противнику и создания необходимой группировки войск (сил) и средств, а также переноса или перенацеливания (массирования, распределения) ударов и огня для наиболее эффективного поражения группировок и объектов противника.
Оружие несмертельного действия , или оружие нелетального действия (ОНД) — оружие, которое при обычном применении не должно приводить к гибели или серьёзным травмам у тех, против кого оно направлено. Основная цель использования такого оружия — нейтрализация, а не поражение противника; ущерб здоровью и физическому состоянию людей при этом должен быть сведён к минимуму.
Упоминания в литературе (продолжение)
Боевая позиция. Первое, с чего начинается обучение бойца, – боевая позиция. Это понятие в известной мере условно: в бою боец всегда находится в движении, он не стоит на одном месте. Между тем, если рассматривать боевую позицию, как исходное положение, из которого боец начинает каждое свое движение и в которое возвращается, выполнив тот или иной прием или маневр, то принятый термин не должен вызывать опасений – он правилен по существу. А при изучении техники все удары, защиты и соединения их постоянно разучиваются
из неподвижной боевой позиции, как исходного положения. Это кажущееся несоответствие реальной боевой обстановке не должно смущать тренера. Боевая позиция – это и сознательная, произвольная физическая установка организма, выражающаяся в приспособлении всех органов человека к наилучшему восприятию.
К основным разделам хапкидо относят: таньчжон хоуп (искусство управления внутренней энергией); муксан (медитация); нап поп (техника падений и прыжков); квон поп (техника ударов руками); пхальчаги (техника ударов ногами); момпульги (броски, болевые и удушающие приемы); хосинсуль (самооборона); кибон доньчжак (базовые комбинации); туксу доньчжак (специальные техники); а также работа с прикладными предметами: палка, нож, ремень, зонт, наручники,
меч. На более продвинутых уровнях обучения к обязательным разделам относят защиту от 2, 3, 4 нападающих, вооруженных ножом, палкой, мечом; защиту других лиц от нападения, защиту от нападения группы людей и целый ряд других техник. Обязательным разделом хапкидо является кыпсо (искусство нахождения уязвимых точек на теле человека) и некоторые методы восточной медицины, необходимые для оказания первой помощи при травмах и повреждениях.
Фехтование это спортивно ориентированная дисциплина, а самооборона имеет прикладной характер. Фехтование гораздо сложнее технически и тактически, но не предъявляет особых требований к
психологической подготовке. Бой с использованием ладонных палочек – это бой в состоянии сильного стресса и напряжения, что накладывает отпечаток на выбор техники и на тактику боя. Для фехтования и боя разные акценты в технике и тактике, разные методики подготовки. При этом фехтование это важнейший этап в обучении, предшествующий этапу обретения навыка ведения боя с ЛП. Бой ЛП как боевая дисциплина не подразумевает обмен ударами, а направлен сразу на подавление и поражение противника. Главное в бою ЛП простота, скорость, точность.
Контратаки с дальней дистанции могут быть и средством активной обороны. Боец должен хорошо овладеть защитными действиями от ударов руками, ногами, ножом, палкой, подручными средствами с помощью уклонов, разворотов внутрь и наружу, отбивов, хорошо маневрировать, легко передвигаться и тем самым создавать себе выгодные положения для нанесения эффективных контрударов, бросков, сваливаний, захватов-удержаний, болевых, удушающих и т. д. Противник же, не испытывая встречных ударов, несколько теряет бдительность и раскрывается, чем незамедлительно должен воспользоваться боец для завершения задуманной им комбинации
и достичь победы. Обычно удары, сваливания, броски, переводы и т. д. проводятся сериями с обязательным логическим завершением в зависимости от окружающей боевой обстановки.
В прикладной раздел были отнесены такие элементы, как защита и контрприемы против ударов руками, ногами, головой, ножом и другими предметами (видами оружия). Эти приемы должны были отрабатываться на тренировках и применяться только при выполнении
оперативных задач. Общими для обоих разделов являются броски и болевые приемы. Учитывая тот факт, что броски и болевые приемы, реализуемые в стрессовой ситуации соревновательной схватки, становятся коронными приемами для каждого бойца, они практически становятся основной базой для реализации специальных (боевых) приемов раздела самбо, поскольку последние могут отрабатываться только в условном режиме и обеспечить полную помехоустойчивость не в состоянии.
Распределение веса тела на ногах должно быть оптимальным и позволить спортсмену свободно действовать левой, впереди стоящей ногой, которая в боксе сават чаще всего используется для нанесения ударов и сама, в свою очередь, является самой
частой мишенью для атак противника.
Существуют определенные принципы, основанные на законах физики и анатомии человека, которых необходимо придерживаться для того, чтобы удары были максимально эффективными и мощными. Занимающийся должен неизменно придерживаться определенной техники, базирующейся на этих принципах независимо от того, какой удар он выполняет: в сторону, боковой, прямой и т.д. Следующие правила не в коей мере не представляют весь спектр
базовой техники для многих ударов, но они отражают наиболее важные аспекты движений всех ударов: высоко поднимать колено и ногу, которой наносится удар, все удары должны начинаться с максимально поднятого колена, корпус с ударной ногой должен составлять прямую линию, при этом особое внимание следует уделить бедрам и ногам, использовать полную силу при максимальном распрямлении, если удар наносится с максимальной скоростью, вся нога должна оставаться расслабленной вплоть до момента полного распрямления (В. А. Карданов, 1998, Цой Хонг Хи, 1992).
Можно сделать следующий вывод: хотя для практической цели составления или оценки планов военных действий классификация войн на оборонительные и наступательные почти бесполезна, ясное понимание неотъемлемых свойств наступления и обороны чрезвычайно важно. Следует понимать, что в некоторых случаях, при условии, что нам удается сохранить агрессивный боевой дух, оборона помогает более слабой стороне достичь результатов, в то время как наступление в аналогичных условиях может привести к их полному уничтожению. Но основы силы целиком зависят от воли и прозорливости командиров, способных наносить быстрые и решительные удары по врагу в моменты его максимальной незащищенности. Как только оборону перестают рассматривать как
средство накопления сил для удара и уменьшения атакующей мощи противника, она теряет всю свою силу. Она перестает быть даже временно приостановленной деятельностью, а все, что не является деятельностью, не является и войной.
Эти приемы значительно отличались от того первоначального комплекса, который приписывался Бодхидхарме. Арсенал шаолиньского искусства значительно расширился. Многие приемы уже представляли значительную сложность для освоения, так как требовали хорошей гибкости, координации движений, большой резкости, динамичного и «взрывного» выброса силы во
время удара. Это, в частности, касается и приемов, предназначенных для ведения поединка против двух противников, ударов с падением, ударов, наносимых из высоких прыжков. Уже при жизни Цзюэюнань был канонизирован шаолиньским братством, и его называли не иначе как «высокомудрый» или «высокопросветленный» Цзюэюань. Некоторые приемы, которые ввел Цзюэюань, и сегодня используются шаолиньскими монахами. В частности, парный комплекс «72 приемов Цзюэюаня» – одно из наиболее полных собраний шаолиньской техники реального боя, где к тому же каждый прием сопровождается коротким стихом с объяснением способов и вариантов применения, методов дыхания и восхвалением эффективности приема. Обращает на себя большое количество ударов ногами, которые зачастую наносятся по два-три в одной связке, например, чередование ударов ногой в колено и в шею противнику. В комплекс даже вошли броски с упором стопы в живот («Толкать ногой небо»), броски через бедро с захватом шеи («Взвалить камень на спину»), освобождение от захватов рук, корпуса, головы, ног.
Эти приемы значительно отличались от того первоначального комплекса, который приписывался Бодхидхарме. Арсенал шаолиньского искусства значительно расширился. Многие приемы уже представляли значительную сложность для освоения, так как требовали хорошей гибкости, координации движений, большой резкости, динамичного и «взрывного» выброса силы во
время удара. Это, в частности, касается и приемов, предназначенных для ведения поединка против двух противников, ударов с падением, ударов, наносимых из высоких прыжков. Уже при жизни Цзюэ-юнань был канонизирован шаолиньским братством, и его называли не иначе как «высокомудрый» или «высокопросветленный» Цзюэюань. Некоторые приемы, которые ввел Цзюэ-юань, и сегодня используются шаолиньскими монахами. В частности, парный комплекс «72 приемов Цзюэюаня» – одно из наиболее полных собраний шаолиньской техники реального боя, где к тому же каждый прием сопровождается коротким стихом с объяснением способов и вариантов применения, методов дыхания и восхвалением эффективности приема. Обращает на себя большое количество ударов ногами, которые зачастую наносятся по два-три в одной связке, например, чередование ударов ногой в колено и в шею противнику. В комплекс даже вошли броски с упором стопы в живот («Толкать ногой небо»), броски через бедро с захватом шеи («Взвалить камень на спину»), освобождение от захватов рук, корпуса, головы, ног.
Нередко взрослые спортсмены стоят в паре с малышами. В работе всегда есть место улыбке и шутке, что делает тренировочный процесс высокоэмоциональным и в значительной степени снижает нервное напряжение. Особенность наносимых ударов состоит в том, что они имеют ярко выраженное взрывное ускорение в начале и торможение в конце. Это позволяет ощутить реальную быстроту
боевых технических действий и контролировать их своевременность, точность, а также исключительно развивает чувство дистанции. Такого рода условный бой называют лайт-контактом. Он включает множество повторных ударных действий, контратак. В ходе тренировки учитель с помощниками могут подходить к ученикам и давать указания, исправлять ошибки.
Нижняя акробатика в рукопашном
бою – это комплекс действий, применяемых для ухода с линии атаки противника, сокращения дистанции до него, совершения маневра, обмана, скрытого подхода к противнику, нанесения ударов, подбора оружия и подручных средств и их метания, а также с целью обезопасить себя от возможных травм при различных падениях.
Тесты, проведенные со спортсменами-единоборцами в тренировочных условиях, показали, что даже у опытных бойцов рукопашного боя почти нет шансов применить сложные приемы при отсутствии правил и стихийном развитии драки. Тренировочные ситуации просто не соответствовали реальности. Реально им удалось применить менее 10% своих приемов самообороны. Большинство из них сдались менее опытному, но более решительно настроенному противнику (А.Е. Тарас, 1997; Ю.Ю. Серебрянский, 2006). Сложные захваты, точные удары и искусные удержания гладко проходят только в тренировочном зале в условиях контролируемой и управляемой ситуации. Условия реальной схватки на улице требуют более простых и
эффективных способов боя. Грубая сила часто одерживает верх над ловкостью. Это объясняется тем, что противник был настроен решительно и использовал все свои физические и психологические силы, чтобы одержать победу, а жертва была парализована страхом и не использовала в полной мере свои психофизические возможности (В.В. Лялько).
В начале, каждый из этих технических элементов разучивают в отдельности. По мере освоения отдельных движений и приобретения правильных навыков их выполнения переходят к их совершенствованию в различных сочетаниях. Основное внимание уделяют систематической тренировке в передвижениях. Такая тренировка широко сочетается с другими упражнениями, направленными на развитие основных двигательных качеств. По
мере овладения техникой основных положений бойца, переходят к изучению ударов локтями, коленями, головой и защит от них. Сначала удары отрабатываются как имитационные упражнения на месте и в передвижении. На этом этапе обращают основное внимание на выработку правильной координации движений рук, ног и туловища. Добившись в основе правильного выполнения ударов на месте и в передвижении, переходят к освоению ударов в парах с партнером или тренером. В начале, удары выполняются на месте при неподвижном положении партнера, затем – в сочетании с передвижениями и выбором момента для нанесения удара в зависимости от дистанции и действий партнера. Параллельно с разучиванием ударов обучают и основным защитам от них.
Нет сомнений в том, что этот крестьянин, мужественно защищающий свою землю от пришельцев, и слыхом не слыхал о законах механики. Но в этой схватке он
использует «кинетическую энергию» удара противника, он создает «опрокидывающий момент относительно точки опоры»… Словом, действует-то по законам механики! Так неужели мы, люди, вооруженные техническими знаниями, опираясь на боевой опыт предков, могли бы не заметить лежащего на поверхности вывода? А именно: необходимо перейти с интуитивного уровня на уровень осознанного применения, а точнее – учета законов механики в практике рукопашного боя. Это позволит нам в конечном счете успешно решить двуединую задачу: как возрождения самой системы рукопашного боя (притом на более высоком уровне), так и совершенствования существующей системы подготовки воина-рукопашника. Такой подход дает нам право говорить о новом стиле рукопашного боя. Именно о таком стиле, получившем название «русский рукопашный бой по системе выживания», идет речь.
В начале каждый из этих технических элементов разучивают в отдельности. По мере освоения отдельных движений и приобретения правильных навыков их выполнения переходят к их совершенствованию в различных сочетаниях. Основное внимание уделяют систематической тренировке в передвижениях в боевой стойке. Такая тренировка широко сочетается с другими упражнениями, направленными на развитие основных двигательных качеств. По
мере овладения техникой основных положений боксера переходят к изучению прямых ударов и защит от них. Сначала удары отрабатываются как имитационные упражнения на месте и в передвижении. На этом этапе обращают основное внимание на выработку правильной координации движений рук, ног и туловища. Добившись в основе правильного выполнения ударов на месте и в передвижении, переходят к освоению ударов в парах с партнером или тренером. В начале удары выполняются на месте при неподвижном положении партнера, затем – в сочетании с передвижениями и выбором момента для нанесения удара в зависимости от дистанции и действий партнера. Параллельно с разучиванием ударов обучают и основным защитам от них.
Тренировочные устройства для обучения движениям появились еще в глубокой древности. Уже тогда люди стремились ускорить процесс обучения путем использования разнообразных технических приспособлений.
Например, технику защиты от ударов противника и одновременно нападения на него гладиаторы Древнего Рима совершенствовали с помощью специального приспособления в виде непрерывно вращающихся мечей. Рыцари средних веков осваивали технику владения копьем при помощи специальной мишени, которая при точном ударе падала, а при неточном – наносила рыцарю чувствительный удар по спине.
Универсальное правило, касающееся любых защит, состоит в том, что при их завершении, то есть в момент, когда удар противника или остановлен, или отведен в сторону, сильная часть клинка должна находиться против слабой части клинка противника. Эта оппозиция, помимо того что сводит к минимуму усилие,
необходимое для противодействия удару, давая выигрыш в силе, уменьшает движение, совершаемое клинком и рукой, насколько это вообще возможно.
В силу этих соображений войска приграничных округов, составляющие меньшую часть армии в целом, неизбежно по периметру границы с низкой плотностью, сильно ниже уставных норм. Так оно и было в реальности. Любители спроецировать тактику на стратегию радостно воскликнут: «Так нам и надо соотношение один к трем!» Это соотношение имеет смысл на тактическом уровне, но бессмысленно на стратегическом. Главные силы армии противника, превосходящие втрое наши силы прикрытия границы в мирное время, обладают полной свободой концентрации сил на тактическом уровне. Если ни на одном участке фронта у нас нет достаточных сил для проведения наступательных действий, противник легко сконцентрирует на выбранных направлениях ударные кулаки, обладающие подавляющим преимуществом. Облегчить эти кулаки можно только угрозой (реальной или хотя бы теоретически возможной) наступательных действий на других участках фронта. Только тогда противник будет закрывать фронт между
направлениями своих ударов достаточно плотным для парирования неожиданных выпадов строем войск.
В обращении к Комитету имперской обороны 8 ноября 1943 г. Геринг, как бы защищаясь, патетически воскликнул: «В начале войны Германия была единственной страной, в распоряжении которой имелись эффективные ВВС, являющиеся самостоятельным видом вооруженных сил и имеющие на вооружении первоклассные самолеты». Можно прокомментировать уже это заявление, однако то, что сказал рейхсмаршал далее, явно демонстрирует ту путаницу, царившую в его мозгах, относительно стратегии воздушной войны: «В то время все прочие государства дробили мощь своей авиации, распределяя ее между сухопутными войсками и флотом. Самолеты рассматривались как вспомогательное оружие. Поэтому у них отсутствовало средство нанесения массированных ударов. Но в Германии мы имели его с самого начала. Основная масса наших ВВС
имела структуру, позволяющую наносить удары в глубине территории противника и достигать стратегических результатов. Хотя, конечно, небольшое количество наших пикирующих бомбардировщиков и, естественно, наших истребителей действовали и над полем боя».
Следует отметить, что цель нанесения удара кулаком или дубинкой состояла в том, чтобы поставить синяк, или травмировать поверхность тела, или нарушить равновесие, или вызвать такое потрясение всего внутреннего механизма, чтобы он был менее способен к враждебным
действиям; цель же нанесения удара острым орудием состояла в том, чтобы пробить защиту, которую давала телу кожа. Позже мы увидим, что последствия от нанесения ударов самым современным оружием по флотам и армиям по сути своей точно такие же.
В связи с этим, как всегда, на практике кидаются из одной крайности в другую. Согласно самой последней, известной автору, «вводной» 2005 г. при проведении зачетов по владению навыками
рукопашного боя за применение после проведения боевого приема техники добивающих ударов и удушения противника обучающиеся получают двойки. Руководство можно понять. Хотя такая статистика не ведется, но, вероятно, в последнее время сократилось количество захваченных живыми врагов.
По мере того как наносятся удары по противнику, его тактика меняется. Вместо отдельных грузовых транспортных средств он использует целые моторизованные колонны. Однако и в этом случае, если умело выбрать местность, можно достигнуть того же результата, расколов колонну и сосредоточив затем огонь по отдельным машинам. При этом нужно всегда
использовать основные элементы партизанской тактики, а именно: превосходное знание местности, наблюдение, наличие запасных путей отхода', знание всех второстепенных путей, по которым наступающие войска могут подойти к данному пункту, и наблюдение за этими путями; знание населения зоны; помощь этого населения партизанам продуктами, транспортом, путем предоставления временного, а также постоянного убежища (в случае, когда необходимо оставить раненых товарищей): численное превосходство определенный момент действий: максимальную подвижность и возможное наличие резервов.
После изучения темы «Техника работы руками» к передвижениям добавляются удары руками и защита. При
этом необходимо помнить правило – противника заманивают в свой 5-й квадрат и там его атакуют. Техника самозащиты в шаолиньцюань не предусматривает «уничтожения противника на его территории».
Согласно диалектике рукопашной схватки, если противника не удалось
вывести из строя техникой ударов руками и ногами с одного или максимум с 2-3 ударов, неизбежно продолжение поединка, в котором решающая роль отводится искусству борьбы. Здесь важнейшим навыком является умение бросить противника на землю. Каким способом, это уже не важно.
Для определения поражающих свойств и прочности изучаемого предмета при криминалистической экспертизе проводят еще один эксперимент. Он заключается в том, что исследователь наносит клинком многократные удары разной силы и под различными углами к ударной поверхности по мишени, которая представляет собой сухие сосновые доски, обернутые тканью. Полученные результаты анализируются с точки зрения
возможности нанесения данным оружием неоднократных результативных ударов с сохранением поражающих свойств. Последние определяются по величине, обозначающей глубину вхождения клинка в мишень: в том случае, если лезвие вошло в мишень более чем на 10 мм, предмет признается холодным оружием.
3. Руконожный бой – собирательное понятие, включающее в себя все виды ударных единоборств без использования
оружия, с применением ударов руками и ногами по различным вариантам правил соревнований (С. Заяшников, 1991; А. Иванов, 1995; А. Тарас, 1997; О. Терехов, С. Заяшников, 1992; Чой-Хон-Хи, 1993).
Как правило, нападение, опасное для жизни или здоровья, бывает вооруженным, осуществляемым при помощи огнестрельного или холодного оружия либо предметов, используемых в качестве оружия. Вместе с тем оно может быть и невооруженным и состоять в попытках удушения, утопления, сбрасывания с высоты, с движущегося транспортного средства, а зачастую – в нанесении ударов руками и ногами лицу, находящемуся в беспомощном состоянии. Следует учитывать и характер избиения. Так,
нанесение ударов ногами лежащему человеку, тем более по голове, представляет непосредственную опасность для его здоровья, и даже жизни независимо от тяжести наступивших последствий и даже отсутствия таковых.
В последнем издании Военной энциклопедии бой определяется
как «основная форма тактических действий войск», которая «представляет согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр… в целях уничтожения (разгрома) противника и выполнения других боевых задач в ограниченном районе в течение короткого времени».
Роль быстроты в специальной подготовке необычайно велика. Так, от способности к быстрому реагированию, т. е. от латентного времени реакции, зависит, насколько быстро боец среагирует на подготовку к удару и удар противника. Скорость одиночного движения влияет на быстроту атакующих, контратакующих и защитных действий. От способности к повышению частоты движений зависит, сумеет ли
боец создать необходимую плотность боевых действий.
Для определения сил и средств, которые
будут задействованы для нанесения ударов, и направлений этих ударов можно исходить из построения боевых порядков и сосредоточений вражеских группировок, изготовившихся для проведения предполагаемых нами наступательных операций против группы армий «Юг» и правого фланга группы армий «Центр». С учетом вышесказанного можно предполагать следующее развитие событий в ходе нашего наступления:
Самооборона является основой крав маги.
Различные техники этой системы были разработаны для того, чтобы дать возможность изучающему крав магу защитить себя и других людей от враждебных, жестоких действий, предотвратить травмы, а также победить и нейтрализовать нападающих. Техники самообороны крав мага включают в себя защиту от различных попыток проявления агрессии, таких как удары руками, ногами, захваты и заломы. Данные техники также применяются при ситуациях, когда вашей жизни угрожает опасность, то есть когда нападающий вооружен, например, палкой, ножом, пистолетом и даже ручной гранатой.
В спортивном разделе тхэквондо удары руками выполняют неосновную функцию, поскольку правилами соревнований разрешено наносить удары руками только в туловище, в обозначенную «мишень». Кроме того, оценка за удар в туловище присуждается при условии видимого смещения туловища противника. В связи с этим
реальными являются только прямые удары.
Требования Наставления и инструкций положили в основу замыслов и планов проведения учений и инженерными бригадами. Тематика учений, проведённых с 1955 по 1958 год, приобрела явно выраженную исследовательскую направленность и была весьма разнообразной. Итоги этих учений позволили по-новому подойти к рассмотрению способов и форм применения бригад и ракетного оружия дальнего действия в целом. Так, впервые встал вопрос о целесообразности введения для ракетных частей степеней боевой готовности. Предлагалось установить три степени
боевой готовности с определением для каждой из них времени подготовки к пуску. Эти положения позднее вошли в новое Наставление по боевому применению инженерных бригад. Впервые также по итогам окружных учений зашла речь о нецелесообразности подчинения бригад общевойсковому командованию. Было установлено, что широкий манёвр ракетными ударами при этом необоснованно сужался, а оперативное объединение, в частности танковая армия, не в состоянии прикрыть боевые порядки бригады с воздуха и обеспечить её в инженерном отношении. Учения показали, что бригада способна наносить ракетные удары по объектам стратегического тыла противника, что не входило в компетенцию фронта. Было подтверждено преимущество ракетных частей перед частями дальней авиации в поражении объектов противника по дальности и срокам, их независимости от метеоусловий.
Так как в наступлении заключается только одно действующее начало и оборона в нем является лишь цепляющимся за него мертвым грузом, то в наступлении не может быть таких различий. Конечно, существует большое различие в энергии наступления, в быстроте и
силе удара, но это различие только количественное, а не качественное. Можно допустить, что в единичных случаях наступающий, чтобы успешнее достигнуть поставленной цели, изберет форму обороны и, например, расположится на хорошей позиции и даст себя на ней атаковать. Однако подобные случаи встречаются весьма редко, и мы не будем считаться с ними в нашей группировке понятий, так как мы исходим из практического опыта, а не из исключений. Таким образом, наступление не может быть повышаемо в степени, как это имеет место в видах сопротивления.
Вообще же при занятиях с нунчаку основной упор следует делать не на ломовую силу ударов, а на ловкость, скорость и точность. Такую точность, чтобы вы могли чувствовать дистанцию до сантиметра и были бы способны снести огонек сигареты, не повредив ее. Тренировки с напарником сводятся к отработке блоков от любого холодного оружия, включая ножи, а также захватов его рук и шеи. Искусство это хитрое, требующее тонкого понимания противника и отменной проворности в движениях. Лучшим подспорьем здесь служит базовая техника айкидо и дзю-дзю-цу. В бою против нескольких противников, да при наличии обширного пустого
пространства известные преимущества может дать умение работать с двумя нунчаку, но это высший пилотаж. Стоит также заметить, что в подобной круговерти мы лишаемся возможности совершать перехваты из руки в руку.