Связанные понятия
Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Чаще всего айкидо переводят как «путь слияния (с) жизненной энергией» или «путь гармонизации духа.» Целью Уэсибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего.Техники айкидо базируются на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчиваются...
Кэндо ́ (яп. 剣道 кэндо:, рус. путь меча) — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах. Ведёт свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.
Ушу ́ (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь: Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.
Карате ́ (также распространено написание каратэ, соответствующее русскому произношению; яп. 空手道 каратэ-до: «путь пустой руки» или 空手 каратэ «пустая рука») — японское боевое искусство, система защиты и нападения. С 2020 года — олимпийский вид спорта.
Кэмпо (яп. 拳法) как термин употребляется некоторыми современными авторами как общее наименование всех боевых искусств независимо от национальной принадлежности. Термин появился от японского сочетания двух иероглифов "кэн" - кулак и "хо" - стиль, метод.
Упоминания в литературе
Первые подтвержденные сведения о системном развитии китайского ушу (как комплексной системы, имеющей не только воинскую, но и философско-религиозную, этико-культурную и даже медицинскую направленность) относятся к VI в. до н. э. Однако широкое распространение школы
боевых искусств как форма передачи традиции получили в Китае, Корее, Японии не так давно, в XVI–XVII вв. Но и тогда техника боя, тактические формы, методы тренинга не считались самой главной составляющей: «Сначала настоящий человек, затем истинное знание». Любое движение, серия приемов или формальный комплекс были в «восточных боевых системах» в первую очередь инструментом для воспитания личности (адепта). Известный мастер каратэ Мае Ояма позднее писал: «Путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику».
Военно-физический профиль древнекитайских игровых практик, например китайского аналога современного футбола – «чжу кэ» авторами подтверждается, как подтверждается ими и религиозное происхождение «боя с тенью» – основы кулачного боя. Очень верно показано и интерпретировано происхождение культуры ушу, рождённое на рубеже становления религиозно-боевых или военно-религиозных единоборств. Авторы пишут: «Название «ушу» включало в себя два иероглифа: «у» – бой, сражение, и «шу» – священное искусство, связанное с магическими ритуалами. Большая часть упражнений ушу сочетала в себе элементы тренировки
боевых искусств и магические танцевальные композиции, обладающие определенным символическим смыслом» [там же, с. 23]. К сожалению, дальше, описывая эволюцию культуры «ушу» в V–IV вв. до н. э., авторы несколько заблуждаются по поводу размежевания в рамках этой культуры «аристократического» и «народного» стилей. Патернализм, холизм, традиционализм и ритуализм древнекитайского общества стимулировали движение его культуры в несколько ином, нежели на Западе, парадигмальном направлении, не позволяющем противопоставлять друг другу народ и правящую бюрократию. Поэтому, отражая указанный этап трансформации культуры «ушу», следует скорее говорить о разделении религиозно-культовой, военно-прикладной и общественно-государственной практики дальнейшего культивирования ушу. Это же косвенно подтверждают и сами авторы рассматриваемого материала: «Школы ушу приобрели ещё большее значение после введения обязательных экзаменов по боевым искусствам для всех, кто претендовал на государственную службу» [там же].
Сегодня широкое распространение различных систем боя, а также всевозможных стилей и школ
боевых искусств среди населения позволяет предположить, что при реальном нападении, возможно, придется иметь дело с контингентом лиц, специально обученных ведению рукопашного боя. Ведь ни для кого не секрет, что многие преступные группировки значительное время уделяют своей боевой подготовке – регулярно посещают спортзалы, изучают различные системы боя. С целью обезопасить себя от преступных посягательств, необходимо быть готовым действовать в ситуации необходимой обороны против нападающих, в том числе владеющих приемами бокса, самбо, дзюдо и каратэ. Необходимо стать «универсальным бойцом», одинаково эффективно повергающим противника вне зависимости от практикуемой им системы боя. Ведь различия между стилями обусловлены всего лишь влиянием тех или иных философских воззрений, исторической и национальной спецификой разных школ боевых искусств. Основных способов воздействия на человека в бою не так уж и много. Техника исполнения приемов зачастую схожа, поскольку все стили стремятся использовать возможности движения человеческого тела и особенности его строения.
Чэнь Вантин создал комплексы тайцзицюань на базе 32 форм, содержавшихся в «Каноне о
боевом искусстве » Ци Цзигуана, жившего на полвека раньше мастера Чэня и внесшего выдающийся вклад в изучение и распространение боевого искусства в народе. Невозможно с точностью сказать, что Чэнь Вантин взял из других школ, однако можно предположить, исходя из характера движений в семи его комплексах, что им были использованы достижения многих школ боевого искусства, существовавших в то время. Вклад Чэнь Вантина заключается в следующем:
После освобождения Кореи в 1945 году национальные
боевые искусства вышли из подполья, но традиция их передачи была утеряна, поэтому развивалось большое количество родственных направлений со схожим техническим арсеналом, у которых отсутствовали философские принципы и духовная основа. После Корейской войны 1950–1953 гг. в обществе возникла идея создания единого национального боевого искусства, которое стало бы символом духа нации. Реализовал эту идею генерал Чхве (Чой) Хон Хи в 1955 году. Новое боевое искусство было создано на базе традиционных корейских видов борьбы субак и тхэккен с использованием элементов каратэ, которое создатель стиля изучал в Японии. Корейское национальное боевое искусство стало унифицированным вариантом, объединившим технику девяти послевоенных школ, и получило название «тхэквондо» – «путь руки и ноги», или «путь ноги и кулака». Сегодня тхэквондо – современный вид спорта и боевое искусство, имеющее духовно-философские корни и адаптированное для массового физического воспитания. В 1972 году Чхве Хон Хи перевел штаб-квартиру созданной им в 1966 году Международной федерации тхэквондо в Торонто (Канада), покинув Сеул. В результате название стиля стало звучать на западный манер (таэквондо), чтобы отличаться от южнокорейского аналога, а границы влияния Международной федерации тхэквондо (ИТФ) сузились. Тем временем развитие тхэквондо в Южной Корее успешно продолжалось. В ноябре 1972 года был открыт центр исследования и популяризации тхэквондо «Куккивон» в Сеуле.
Связанные понятия (продолжение)
Сётокан (яп. 松濤館 сё: то: кан , буквально, «дом колышущихся сосен» или «зал сосны и моря») — один из основных стилей японского карате, разработанный выдающимся популяризатором и преподавателем карате Гитином Фунакоси (1868—1957) и получившим дальнейшее развитие благодаря его сыну Ёситаке Фунакоси. Направление получило название «Сётокан» от литературного псевдонима Фунакоси — Сёто. На эмблеме стиля изображен тигр.
Джиу-джицу, или
Джиу-джитсу , точнее Дзюдзю́цу (яп. 柔術 от яп. 柔 «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый» + 術 «техника, способ»; буквально «искусство мягкости») — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него; искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.
Хапкидо ́ (кор. 합기도?, 合氣道?; хап «объединение» + ки «энергия, сила» + -до «путь»; «Путь объединения энергии») — корейское боевое искусство, схожее с японским айкидо, но ближе к Джиу-джитсу, так как на его появление во многом оказала влияние техника, положенная и в основу айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. В дальнейшем в него вошли и элементы тхэквондо, тансудо. Хапкидо — относительно молодое боевое искусство, хотя в Корее по числу занимающихся занимает третье место после тхэквондо и дзюдо.
Ка́та (яп. 型 или 形) — формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. По сути, является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевых искусств.
Чёрный пояс — синоним звания дан в японских и корейских боевых искусствах. Обладатель этого звания в большинстве боевых искусств имеет элементом одежды для занятий пояс чёрного цвета. В некоторых боевых искусствах пояса не используются, но выражение «чёрный пояс» употребляется наряду со словом дан.
Ниндзю́цу (яп. 忍術, «искусство скрытности») — сформировавшаяся в Японии в XV—XVI вв. комплексная дисциплина, включающая в себя искусство шпионажа, методику диверсионной работы в тылу врага, элементы выживания и многое другое. В популярной литературе и массовой культуре зачастую трактуется как японское боевое искусство.
Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует возможность использовать иной предмет.
Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
Додзё (яп. 道場 до:дзё:, «место, где ищут путь») — изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо, этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзюдзюцу, кэндо, карате и т. д. В додзё, обычно в передней части, находится святыня школы и/или изображение важного...
Арнис или эскрима — филиппинское боевое искусство. Обучение начинается с работы с оружием (палки, ножи, бо), позже изучаются техники рукопашного боя (панантукан). Используются единые двигательные принципы при рукопашном бое и бое с оружием. В эпоху колониализма испытала сильное влияние испанского фехтования дестреза унаследовав от него раздел эспада и дага (исп. espada y daga).
Кихон (яп. 基本, きほん букв. "корни-основы") — это японский термин, означающий «основы» или «азы». Используется для обозначения базовых техник, которые преподаются и практикуются в большинстве японских боевых искусств.Практика и совершенствование кихона необходимы для обучения более сложным техникам, и включает в себя практику правильной постановки тела и дыхания во время отработки таких основных элементов как стойки, удары руками и ногами, блоки и толчки, в том числе и при исполнении кихон-ката.Кихон...
Хотя сам Основатель стремился избежать создания различных стилей, тем не менее это произошло. Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо...
Подробнее: Стили айкидо
Рю : (流) (слушать ) — японский термин, обозначающий течение либо стиль в какой-либо области искусства или религии. В западных языках чаще употребляется по отношению к боевым искусствам. В рамках одной школы будзюцу до эпохи Эдо обычно изучалось несколько видов БИ. Позднее появились школы, посвящённые лишь одному виду будо.
Сэнсэй (яп. 先生 сэнсэй, букв. «рождённый раньше», «преждерождённый», «старший») — в Японии вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику или другому значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку. То же самое слово в Китае («сяньшэн») — официальное вежливое обращение «господин».
Сёрин Рю (яп. 小林流) — одно из основных современных Окинавских боевых искусств и один из старейших видов карате. Было основано Тёсином Тибаной в 1933 году. Сёрин Рю сочетает элементы традиционных боевых стилей Сюри-тэ.
Подробнее: Сёрин-рю
Рандори (яп. 乱取り, «свободная работа») — термин в японских боевых искусствах, обозначающий свободную форму практики. Зачастую под этим понятием подразумевают классические спарринги. Дословно термин переводится как «хаотичные» (яп. 乱) «приёмы» (яп. 取) или «свободная схватка». В Японии рандори с несколькими партнерами может быть заменён термином таниндзу-гакэ или таниндзу-дори (яп. 多人数掛け).
Сиха́н (яп. 師範, мастер) — почётный титул мастера японских боевых искусств. Обычно титул «сихан» присваивается обладателям данов с пятого по седьмой; для многих видов, в частности, айкидо — начиная с шестого дана.
Единоборство — противостояние двух людей (противников) один на один без или с применением оружия (огнестрельного или холодного), один против двоих (группа) уже стычка или дело;
Капоэ́йра (порт. Capoeira, /ka.puˈej.ɾɐ/, более точная транслитерация с португальского — капуэ́йра) — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и, в некоторых направлениях, обилием акробатики.
Сумо ́ (яп. 相撲) — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведётся с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.
Кэндзю́цу (яп. 剣術, «искусство меча») — японское искусство владения мечом. Зародилось около 1 200 лет тому назад с появлением класса воинов.
Нагинатадзюцу (яп. 長刀術 или 薙刀術 нагината дзюцу) — японское боевое искусство владения нагинатой. Нагината — древковое оружие, родственное европейской глефе или русской совне, представляет собой закреплённый на длинной рукоятке изогнутый клинок, аналогичный японскому мечу.
Тансудо ́ (당수도, 唐手道 ‘путь танской (китайской) руки’) — корейское боевое искусство, сосредоточенное на дисциплине и практике форм и последовательностей самозащиты.
Кёку́синкай (яп. 極真会, «общество высшей истины»), или кёку́син (яп. 極真, «высшая истина») — стиль карате, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.
Сава́т (фр. Savate; другие названия: boxe française, французский бокс, французский кикбоксинг и французская ножная борьба) — французское боевое искусство, в котором используются в равной мере и руки, и ноги, комбинируя элементы западного бокса и удары ногами. В классическом савате руки выполняют главным образом защитную функцию, удары производятся открытой ладонью. В современном савате (французский бокс) удары наносятся кулаками, с использованием боксёрских перчаток. Удары ногами наносятся стопой...
Кэндо ката — это набор формальных упражнений, детализированных шаблонов движений с чётко определённой последовательностью в кэндо. Кэндо ката выполняется без защитного снаряжения.
Тхэквондо ́ (кор. 태권도?, 跆拳道?), также таэквондо́ (калька с англ. Taekwon-do) — корейское боевое искусство. Характерная особенность — активное использование ног в бою; причём как для ударов, так и для блоков. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «топтать» + «кулак» + «путь, метод, учение, дао». По определению Чхве Хон Хи...
Рукопа́шный бой — рациональное применение грубой физической силы с использованием специальных приемов борьбы, ударной техники.
Кэйкоги (яп. 稽古着, 稽古衣, букв. костюм для тренировок) — униформа, носимая при занятиях боевыми искусствами. В России и в странах бывшего СССР кэйкоги часто, но ошибочно называют «кимоно» (главное их отличие в том, что у кимоно нет штанов). Синонимом слова кэйкоги является слово «доги» (яп. 道着 до:ги, «одежда для занятий будо»).
Кайтё (яп. 会長 кайтё:), также кантё (яп. 館長 кантё:) — звание в будо, присуждаемое, как правило будоке высокого уровня, который освоил все аспекты изучаемого будо, возглавившему организацию или школу. Кантё в большей степени должность чем титул, так что не факт, что его носит человек, который обладает высшими компетенциями и мастерством, а просто является формальным директором организации. Наиболее частый способ получения звания кайтё — основать свою школу и стать её директором, однако, когда организация...
Техника дзюдо (Кодокан дзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо.
Кумите ́ (от яп. 組手 — букв. «переплетённые руки», схватка) — понятие японских боевых искусств, включающее в себя все разновидности боя на татами (тренировочный, соревновательный, аттестационный), является одним из основных разделов современного карате, наряду с ката и кихон.Зачастую кумите является одновременно и целью (соревнования, самооборона) и средством боевых искусств (отработка различных навыков и техник). Само по себе является конечной формой реализации всего технического и тактического арсенала...
Дан (яп. 段 «уровень, ступень») — японский разряд в боевых искусствах (айкидо, карате), настольных играх (го, риити, сёги, рэндзю) и других занятиях (кэндама). В отличие от ученической степени «кю», дан является мастерской степенью. Самым младшим даном является первый, самым старшим (в зависимости от системы) — с 6-го по 10-й.
Дзюттэ (яп. 十手 дзюттэ, «десять рук») — японское холодное оружие, применяемое ниндзя и некоторыми подразделениями японской полиции в период Эдо. В наше время применяется в японском боевом искусстве дзюттэ-дзюцу. Дзюттэ часто относят к кинжалам, несмотря на то, что формально это небольшая металлическая дубинка.
Ни́ндзя (яп. 忍者 — скрывающийся; тот, кто прячется < 忍ぶ «синобу» — скрывать(ся), прятать(ся); терпеть, переносить + 者 «моно» — суффикс для людей и профессий) другое название синоби-но-моно (忍びの者, кратко — синоби 忍び) — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии. Боевая группа существующая только в сознании людей. На сегодняшний день, роль "Ниндзя" играют ученики высшей школы карате Хан Чи Суна.
Кю (яп. 級 кю:) — по-японски «степень», «ранг» — это система обозначения уровня достижений каких-либо знаний, умений. Чем ниже номер кю, тем выше уровень достижений — высшим уровнем достижений по этой классификации является 1 кю. Выше кю уже идут степени дан. Количество степеней кю отличается в разных направлениях, видах и стилях, а также школах японских и производных от них кэмпо.
Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод — «длинный меч») — японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и клинок от 30 до 50 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность.
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями.
Борьба ́ — единоборство, рукопашная схватка двух людей, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног.
Кикбо́ксинг (англ. kick «удар» + boxing) — спортивное единоборство, зародившееся в 1960-х годах. Подразделяется на американский кикбоксинг (фулл-контакт, фулл-контакт с «лоу-киком», семи-контакт, лайт-контакт, кик-лайт), японский кикбоксинг (формат К-1), сольные композиции (музыкальные формы). В широком смысле слова под кикбоксингом иногда понимают различные ударные единоборства, правилами которых разрешены удары руками и ногами с использованием в экипировке боксёрских перчаток (тайский бокс, шутбоксинг...
Ударная техника — в боевых искусствах это совокупность средств, способов и методов выполнения ударов. Техника выполнения ударов является предметом изучения в таких боевых искусствах как бокс, кикбоксинг, тайский бокс, ушу, каратэ, тхэквондо и тому подобное.
Ката́на (яп. 刀) — длинный японский меч (дайто:). В современном японском слово «катана» также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары.
Бусидо ́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев как благородных воинов, срослось с ним и окончательно сформировалось в XVI—XVII вв. уже как кодекс...
Ножевой бой , или короткоклинковое фехтование, или ножевое фехтование — одно из разновидностей фехтования, характеризующаяся работой с короткоклинковыми типами холодного оружия (чаще всего ножом), или макетами имитирующих короткоклинковое холодное оружие. Как и большинство видов фехтования, имеет военно-прикладное и спортивное направление.
Крав-мага ́ (ивр. קרב מגע — «контактный бой») — разработанная в Израиле военная система рукопашного боя, делающая акцент на быстрой нейтрализации угрозы жизни. Система получила известность после того, как была принята на вооружение различными израильскими силовыми структурами.
Упоминания в литературе (продолжение)
Начало традициям
боевых искусств этой страны было положено, по всей видимости, примерно во II веке до н. э., то есть намного раньше, чем возникло ушу. В древности наиболее известным являлся военно-религиозный институт Хваранов. Его последователи занимались изучением буддийских сочинений, постигали искусство живописи, поэзии, рукопашного боя. Одной из базовых дисциплин при изучении рукопашного боя была система Ки-Хаб, что в переводе означает «концентрация внутренней энергии».
Следует учитывать, что даже идеальное пособие не способно заменить живого наставника, поэтому основная цель настоящих изданий – предоставить сравнительно полный справочный материал, касающийся основ шаолиньской традиции. Современное шаолиньское искусство, пришедшее из глубокой древности, включает в себя несколько десятков различных компонентов. Помимо широко известного
боевого искусства (ушу), сюда входит много оздоровительных и реабилитационных упражнений, способы медитации, самоконцентрации, управления внутренней энергией ци, правила поведения, диетология, медицина и традиционная фармакопея. Традиционно в Шаолиньском монастыре преподавалось четыре дисциплины: духовная практика (фо), боевое искусство (у), традиционная медицина (и) и гражданские науки (вэнь), включающие, в том числе, и морально-этические уложения. Когда-то рождение шаолиньского искусства было связано с буддизмом, однако сегодня непосредственной связи с буддийской практикой и, тем более, верованиями уже не существует. Тем не менее, шаолиньское искусство сохранило в себе многие положительные моральные и этические черты древней традиции, например, непричинение вреда живому, соблюдение заветов честности, трудолюбие, помощь другим, нестяжательство, отсутствие гордыни, агрессивности и многое другое, столь необходимое и для современного общества. Таким образом, шаолиньская традиция далеко выходит за рамки собственно боевого искусства, как это ошибочно понимается. А поэтому сегодня мы говорим не просто о шаолиньском ушу, но о канонах шаолиньского ушу – шаолинь гунфу.
Книга предназначена для широкого круга читателей, в основном – для молодежи, кто только собирается заняться любым из множества стилей
боевого искусства , но не в состоянии сделать правильный выбор. Те, кто уже практикует боевые искусства и успел достичь определенного уровня, найдет в книге массу методических тонкостей и нюансов, малоизвестных даже в среде инструкторов и спортсменов высокого ранга. Написана простым, доступным языком, без специальной терминологии, включает огромное количество информации и живых примеров из более чем 30-летнего опыта автора в занятиях и преподавании восточных единоборств.
Современное шаолиньское искусство, пришедшее из глубокой древности, включает в себя несколько десятков различных компонентов. Помимо широко известного
боевого искусства (ушу), сюда входит много оздоровительных и реабилитационных упражнений, способы медитации, самоконцентрации, управления внутренней энергией ци, правила поведения, диетология, медицина и традиционная фармакопея. Традиционно в Шаолиньском монастыре преподавалось четыре дисциплины: духовная практика (фо), боевое искусство (у), традиционная медицина (и) и гражданские науки (вэнь), включающие, в том числе, и морально-этические уложения. Когда-то рождение шаолиньского искусства было связано с буддизмом, однако сегодня непосредственной связи с буддийской практикой и, тем более, верованиями уже не существует. Тем не менее, шаолиньское искусство сохранило в себе многие положительные моральные и этические черты древней традиции, например, непричинение вреда живому, соблюдение заветов честности, трудолюбие, помощь другим, нестяжательство, отсутствие гордыни, агрессивности и многое другое, столь необходимое и для современного общества. Таким образом, шаолиньская традиция далеко выходит за рамки собственно боевого искусства, как это ошибочно понимается. А поэтому сегодня мы говорим не просто о шаолиньском ушу, но о канонах шаолиньского ушу – шаолинь гунфу.
Китайская культура, основываясь на глубоком почитании древности, где история воспринимается как передача духовных ценностей от первомудрецов к их потомкам, а затем и к современникам, относит появление ушу к периоду истории, прошедшему за два тысячелетия до нашей эры, когда в первобытном обществе люди вели ожесточенную борьбу за выживание и охотились. Путем естественного отбора начали складываться способы оборонительной и наступательной техники с использованием рук, ног и простейших видов оружия. Это и стало прообразом того, что с течением времени, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратилось в уникальную культуру
боевых искусств , со своими законами и правилами, литературой и театром, учебными заведениями и школами, поэзией и ритуалами.
Азиатские
боевые искусства . К данной группе единоборств можно отнести многочисленные направления и школы боевых искусств, ведущих поединки без использования боксерских перчаток. Подобные виды единоборств широко распространены в Китае, Японии, Корее, в Индонезии, во Вьетнаме, Лаосе, Бирме и целом ряде других стран, расположенных в данном регионе.
В отличие от западных
боевых искусств , направленных на быстрейшее достижение способности к ведению боя, восточные – ориентировались на религиозные философии дзэн-буддизма и синтоизма («У-шу», 1990; «Феномен карате-до», 1989). Согласно их учениям боец должен ориентироваться не столько на единоборство, сколько на борьбу с самим собой. Это, в свою очередь, стимулирует рост индивидуального формализованного искусства. Восточные системы подготовки в боевых искусствах позволяют постепенно, в щадящем режиме, втягиваться в более интенсивный режим и заниматься ими более продолжительно.
Следует подчеркнуть, что в КГБ СССР приветствовались обучение и получение сотрудниками дополнительных знаний в многочисленных школах карате и борьбы. И не только в Москве, но и во всем мире. Изучались практически все системы
боевых искусств . Фактически речь шла о нескольких постоянно действующих научно-практических лабораториях боевых искусств, деятельность которых была направлена на развитие и создание на научной основе наиболее эффективной системы русского рукопашного боя.
В пятой, заключительной книге о боевом методе Брюса Ли, читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны
боевого искусства , представленной на страницах этой книги, невозможно понять «сердце» (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к «голой» имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.
Не поддающиеся сегодня никакому учету множество спортивных единоборств и
боевых искусств , претендующих на самую широкую универсальность и боеспособность, практически таковыми не являются. Почти все они имеют ту или иную степень условности и ограниченности, вызванную созданием различных версий правил соревнований. Боеспособным можно считать только такое боевое искусство, которое допускает применение любых способов и методов воздействия на человека.
Таиландский бокс – древнее
боевое искусство , зародившееся на территории современного Таиланда. Первоначально это боевое искусство называлось «май си орк», затем «пахуют», что можно перевести как «многосторонний бой», и лишь в начале XX века за ним закрепилось название «муай тай» – таиландский бокс. Данное название можно перевести еще как «свободный бокс» или «поединок свободных», потому что «тай» означает «свободный». Сегодня таиландский бокс развивается как в самом Таиланде, где это самый почитаемый и любимый вид спорта, так и во всем мире, с одной стороны, как традиционное боевое искусство, с другой, как современный вид спорта.
Оперативная деятельность имеет свою специфику. Именно поэтому вначале для этого широко использовалась система адаптации известных многочисленных видов, систем и школ
боевых искусств .
Стержнем и основой подавляющего количества современных школ
боевых искусств является система воспитания, позволяющая сформировать сильного, цельного, уверенного в себе человека с определенными морально-этическими и нравственными принципами. Но при этом основной побудительной причиной, заставляющей каждый год миллионы людей записываться в школы боевых искусств по всему миру, является желание овладеть навыками самообороны, чтобы научиться эффективно противостоять любому проявлению агрессии по отношению к себе, своим близким и просто окружающим нас людям. Существует несколько подходов к обучению приемам самообороны.
Практикуемые в монастырях стили кунфу были в техническом плане значительно проще, чем те, которые создавались в народе, однако было и несомненное их преимущество. Строгая монастырская практика, долговременное общение монаха-инструктора с учеником позволяли с большей интенсивностью передавать внутренний аспект кунфу, отходя от самодовлеющей формы к созерцанию собственной природы (гуаньсинь) через практику
боевых искусств . Открытие кунфу всегда происходит через самораскрытие, для этого требуется решительный поворот от показного кунфу (как это было на театрализованных представлениях в деревнях и что частично затронуло современное спортивное кунфу) к кунфу исключительно внутреннему, постигаемому как интимно-сокровенная тайна, а не как объем технической информации. Монастыри и закрытые школы могли создавать именно такой климат огромного духовного напряжения, когда кунфу передавалось от сердца к сердцу, объединяясь в движении единой воли мастера и ученика.
Хапкидо – корейское
боевое искусство , характерной особенностью которого является ярко выраженная направленность на реальное боевое взаимодействие с противником в любых условиях. Именно из-за высокой эффективности специально-прикладных технических приемов хапкидо используется для подготовки сотрудников специальных подразделений армии, полиции и различных силовых структур не только в Корее, но и во многих странах мира.
В заключение необходимо сказать: еще нет системы, позволяющей за счет одного вида деятельности овладеть способностью вести бой в различных условиях и при различных задачах. Мы всегда будем стремиться к этому, но предела совершенству нет, а особенности задач, стоящих перед представителями различных профессий и перед каждым индивидуумом, будут способствовать сохранению различных видов
боевых искусств и единоборств.
Часто то, чему учат в большинстве школ воинских искусств, малоприменимо в реальной жизни и может сослужить бойцу плохую службу, давая чувство ложной уверенности в себе. Исключение составляют немногочисленные прикладные системы боя на подручном оружии. Для данных систем характерно отсутствие финтов, надуманных красивых поз и сложных замысловатых ударов, все предельно просто и предельно эффективно. Как правило, к обучению технике безоружного боя, приступают после хорошего овладения техникой боя с оружием. Считается что боец, хорошо владеющий техникой боя на подручном оружии, более быстро и правильно осваивает безоружный бой. К сожалению, подобные прикладные школы
боевых искусств у нас в стране очень мало известны, и следовательно, мало распространены.
Если кто-то полагает, будто в корейском
боевом искусстве под общим названием тхэквондо (теперь – олимпийский вид спорта) главное – умение профессионально владеть сильными ногами, он глубоко заблуждается. В первую очередь тхэквондо требует совсем иных качеств. Например, человек должен великолепно владеть своим телом, а для этого оно должно быть здоровым, что достигается комплексом различных гимнастических упражнений. Также надо научиться самостоятельно и правильно снимать внешнее и внутреннее напряжение (стресс, любое волнение). А еще следует выработать чувство идеального равновесия, самоконтроля, молниеносной реакции (на рефлекторном уровне) и предельной концентрации мысли.
Крав мага – это уникальный метод, получивший международное признание у огромного числа экспертов по
боевым искусствам и инструкторов рукопашного боя. Судя по отзывам многих профессионалов, занимающихся крав мага, главными характеристиками этого метода являются следующие:
В период Камакура – Муромати идеал красоты претерпевает значительные изменения в соответствии с духом времени. Под эгидой новой категории прекрасного, «югэн», были созданы новые виды искусства – искусство чайного ритуала тяною, мистериальный театр Но, искусство сухих дзэнских садов, искусство составления цветочных композиций, группа
боевых искусств бусидо. Наряду с этим развивались старые и создавались новые жанры литературы.
Название книги трёхчастно. Авторы не претендуют раскрыть тему
боевого искусства стратегии. Они действуют под иерархией этой темы. Подобным же образом авторы не претендуют на то, чтобы раскрыть смысл понятия русский стиль. Русский стиль проявляется в дизайне, архитектуре, искусстве, политике, предпринимательстве, борьбе, даже в уличной драке. Авторы действуют в контекстах этого понятия. Поэтому книга «Боевое искусство стратегии. Русский стиль. 9 изящных решений» раскрывает лишь третий, нижний уровень своего названия. А именно: девять изящных решений по выходу из тех труднейших и сложнейших ситуаций, в которых человек оказывается, строя свою жизнь и бизнес.
Широкое распространение получил фэн-шуй и в западных странах. Его проникновение в европейскую и особенно американскую культуры началось еще в XIX в., но особую популярность фэн-шуй завоевал в 70—80-х гг. XX в. Вместе с интересом к восточным философским и мистическим учениям,
боевым искусствам и традиционной медицине пришло и то, без чего они немыслимы у себя на родине. К удивлению дизайнеров и психологов, в правилах тысячелетней давности, кроме суеверий и экзотики, оказались сформулированы закономерности, которые ученые с трудом постигли и сформулировали лишь относительно недавно.
Стержнем и основой подавляющего количества современных школ
боевых искусств является система воспитания, позволяющая сформировать сильного, цельного, уверенного в себе человека с определенными морально-этическими и нравственными принципами.
Духовный компонент. Духовная сила является наиболее важной и значимой силой штурмового боя ГРОМ. В отличие от большинства
боевых искусств штурмовой бой ГРОМ не смешивает религии и верования с духовной силой системы. Религия – очень личное дело, и она не должна становиться частью, какой бы то ни было боевой системы. Духовной силе не учат и ее не изучают. Духовная сила формируется условиями жизни человека, влиянием многих идей и законов, его окружением. В каждом человеке есть глубинная часть, являющаяся громадным источником правды и постижения. Духовная сила штурмового боя ГРОМ является самым трудным аспектом саморазвития. Однако в отличие от физической силы, где практикующий ограничен наследственностью и некоторыми другими природными факторами, духовная сила воина предоставляет неограниченные возможности роста и развития. В конечном счете, духовный сила бросает ученику вызов.
Позднее в эпоху мезолита и неолита при развитии животноводства и земледелия бег, прыжки, метание теряют свою жизненную важность. На данном этапе обостряется борьба за лучшие земли, стада и внимание людей переключается на приспособление к новым условиям выживания – отстаивать с оружием свои угодья и стада. Большое значение приобретают умения
боевого искусства , военной стратегии и маневренности.
В серию входят книги о китайской истории, духовных, мистических и народных традициях, религии и философии. Здесь читатель встретит увлекательные эссе о китайском искусстве, литературе, медицине, науке продления жизни,
боевых искусствах , медитации, чайной церемонии, эротологии и сексуальных практиках, буддизме, даосизме, конфуцианстве, – одним словом, обо всём, что составляет ткань китайской культуры.
Го – загадочное наследие древних. Это игра, язык и
боевое искусство . Го соединило в себе простоту правил и необъятный простор для творчества. С его помощью правители и военные вожди оттачивали свой ум и чутьё.
Постижение культуры
Боевого Искусства позволяет стать студенту частью Культуры мира, осознать истинную значимость традиций и должного образа жизни, уважения к своим наставникам и сокурсникам, к месту, где живет и работает, к окружающему его миру, в конечном счете – к себе.
Родился А. А. Левшинов 22 октября 1957 года в Ленинграде. В 1972–1976 годах обучался в Ленинградском Радиополитехникуме, который окончил с красным дипломом. В 1982 году закончил обучение в Ленинградском электротехническом институте. С 1973 по 1981 годы играл в регби, а с 1978 года начал заниматься карате и до сих пор практикует
боевые искусства (mix fight). В 1996 году получает Черный пояс, а в 1999 сдает квалификационные экзамены на II дан по кэмпо-карате (контактное карате).