Связанные понятия
Кумите ́ (от яп. 組手 — букв. «переплетённые руки», схватка) — понятие японских боевых искусств, включающее в себя все разновидности боя на татами (тренировочный, соревновательный, аттестационный), является одним из основных разделов современного карате, наряду с ката и кихон.Зачастую кумите является одновременно и целью (соревнования, самооборона) и средством боевых искусств (отработка различных навыков и техник). Само по себе является конечной формой реализации всего технического и тактического арсенала...
Джиу-джицу, или
Джиу-джитсу , точнее Дзюдзю́цу (яп. 柔術 от яп. 柔 «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый» + 術 «техника, способ»; буквально «искусство мягкости») — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него; искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.
Армрестлинг (Борьба; от англ. Arm sport, arm wrestling, arm — рука) — вид борьбы на руках между двумя участниками (вид Спортивных единоборств). Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующегося рукоборца является прижатие руки противника к поверхности. На участников поединка накладывается ряд временных, технических и тактических ограничений (см. подробнее: Правила).
Борьба ́ — единоборство, рукопашная схватка двух людей, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног.
Универсальный бой (Русский бой) (англ. Unifight) — комплексный вид спорта, включающий в себя преодоление полосы препятствий, метание ножей, стрельбу и рукопашный бой.
Упоминания в литературе
Если рассматривать данный вопрос более детально, но при этом концептуально, то становится ясно, что культура
единоборств Запада и культура единоборств Востока довольно значительно между собой различались. На Востоке акцент делался фактически на первую часть слова «единоборства», то есть единоборствами занимались как одним из способов, методов персонального самосовершенствования. Единоборства воспринимались в качестве искусства как путь длительного поэтапного достижения, прежде всего за счёт самопреодоления, победы над своей частичной и временной недостаточностью и неспособностью. На Западе единоборствами занимались как индивидуально ориентированными комплексами приемов, необходимость освоения которых обусловливалась желанием победить в парном бою, в схватке или ином личном противостоянии одновременно с одним единственным противником.
Все это свидетельствует о несостоятельности спортивных
единоборств в применении самообороны от преступных посягательств. Однако к чести спортсменов нужно отнести, что соревнования это все-таки бой, пусть по определенным правилам и условиям, но бой, а не виртуальная схватка в воображении или бой с тенью. Следует отметить, что многие боевые системы, где вообще отказываются от проверки своих боевых навыков на практике в соревновательном стандарте, лишают бойца способности реализовать полученные умения и навыки в настоящем бою. Однако сказанное выше о непригодности спортивных единоборств для самообороны, не означает отказа от участия в соревнованиях.
Панкратион, или борьба без правил, является самым древним видом
единоборств . В программу античных Олимпийских игр вначале входили простая борьба и кулачный бой, а затем был введен более сложный вид поединка – панкратион. Спортивная борьба в Античности почти не отличалась от реального боя. Участники соревнований использовали жесткие приемы: броски, подсечки, удержание, борьбу в партере. Не запрещались удары в плечо или по руке, оправданные в случае освобождения от захвата.
Годзю-рю является исключительно боевым
единоборством и не подходит для простых поединков. Впоследствии был создан вариант годзю-кай, нацеленный на проведение спарринга. Особенно много спортивных школ годзю-кай в США. В ходе тренировок значительное внимание уделяется общей физической подготовке учеников и отработке хватки кисти. При свободном спарринге разрешены борьба в положении лежа и проведение атак в пах.
В. Ощепков новаторски подходил к вопросам совершенствования техники рукопашного боя, анализировал распространенные в то время спортивные
единоборства , японское дзюдо, китайское ушу, национальные виды борьбы. В сферу его внимания входили вольно-американская, швейцарская, кавказская и персидская борьба, приемы английского и французского бокса. Однако не следует серьезно воспринимать «политическую» легенду (которую к тому же чаще приписывают А. Харлампиеву, а не В. Ощепкову) о якобы имевших место путешествиях по национальным окраинам, где и были по крупицам собраны те приемы, которые составили основу рукопашного боя (равно как и самбо). За любой эффективной технологией всегда стоят специалисты, и именно таким специалистом был В.С. Ощепков.
Связанные понятия (продолжение)
Рукопа́шный бой — рациональное применение грубой физической силы с использованием специальных приемов борьбы, ударной техники.
Карате ́ (также распространено написание каратэ, соответствующее русскому произношению; яп. 空手道 каратэ-до: «путь пустой руки» или 空手 каратэ «пустая рука») — японское боевое искусство, система защиты и нападения. С 2020 года — олимпийский вид спорта.
Регбо́л — спортивная командная игра с элементами борьбы, баскетбола и регби. Играют в регбол на баскетбольном поле. Цель игры — поразить мячом кольцо команды противника. В отличие от баскетбола, отсутствуют такие понятия как дриблинг и штрафные броски. Во время игры разрешается жёсткая силовая борьба, поэтому, чтобы не допустить травм и защитить игроков во время падений и столкновений — предусмотрены наколенники, налокотники и шлемы. Регбол является неотъемлемой частью в подготовке борцов. Рваный...
Ударная техника — в боевых искусствах это совокупность средств, способов и методов выполнения ударов. Техника выполнения ударов является предметом изучения в таких боевых искусствах как бокс, кикбоксинг, тайский бокс, ушу, каратэ, тхэквондо и тому подобное.
Боевы́е иску́сства — различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.
Рандори (яп. 乱取り, «свободная работа») — термин в японских боевых искусствах, обозначающий свободную форму практики. Зачастую под этим понятием подразумевают классические спарринги. Дословно термин переводится как «хаотичные» (яп. 乱) «приёмы» (яп. 取) или «свободная схватка». В Японии рандори с несколькими партнерами может быть заменён термином таниндзу-гакэ или таниндзу-дори (яп. 多人数掛け).
Ушу ́ (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь: Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.
Аэробика (известна также под названием ритмическая гимнастика) — гимнастика, состоящая из аэробных упражнений под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Кэмпо (яп. 拳法) как термин употребляется некоторыми современными авторами как общее наименование всех боевых искусств независимо от национальной принадлежности. Термин появился от японского сочетания двух иероглифов "кэн" - кулак и "хо" - стиль, метод.
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей (спортсменов), состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Техника дзюдо (Кодокан дзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо.
Борьба на поясах (англ. belt wrestling) — древний вид борьбы, заключающийся в единоборстве двух подпоясанных борцов. Спортсмены все время поединка находятся в схватке, держа друг друга за пояс и каждый из соперников пытается повалить другого и победить.
Вид спо́рта — совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.
Сава́т (фр. Savate; другие названия: boxe française, французский бокс, французский кикбоксинг и французская ножная борьба) — французское боевое искусство, в котором используются в равной мере и руки, и ноги, комбинируя элементы западного бокса и удары ногами. В классическом савате руки выполняют главным образом защитную функцию, удары производятся открытой ладонью. В современном савате (французский бокс) удары наносятся кулаками, с использованием боксёрских перчаток. Удары ногами наносятся стопой...
Профессиональный спорт в узком смысле — спортивно-предпринимательская деятельность, которая за счёт высокой зрелищности состязаний даёт коммерческую выгоду спортивных организаций (лиг, команд и т. д.), для телевидения и для собственно спортсменов. Это позволяет спортсменам заниматься спортом и ничем другим, совершенствуя свои навыки и сохраняя спортивную форму.
Кикбо́ксинг (англ. kick «удар» + boxing) — спортивное единоборство, зародившееся в 1960-х годах. Подразделяется на американский кикбоксинг (фулл-контакт, фулл-контакт с «лоу-киком», семи-контакт, лайт-контакт, кик-лайт), японский кикбоксинг (формат К-1), сольные композиции (музыкальные формы). В широком смысле слова под кикбоксингом иногда понимают различные ударные единоборства, правилами которых разрешены удары руками и ногами с использованием в экипировке боксёрских перчаток (тайский бокс, шутбоксинг...
Армейский рукопашный бой (АРБ) — универсальная система обучения приёмам защиты и нападения, соединившая в себе многие функциональные элементы из арсенала мировых видов единоборств (ударная техника руками, ногами, головой, борцовская техника, болевые приёмы), опробованная в реальной боевой деятельности. Современный и быстро развивающийся вид боевых единоборств, получивший популярность за полноконтактные поединки.
Тхэквондо ́ (кор. 태권도?, 跆拳道?), также таэквондо́ (калька с англ. Taekwon-do) — корейское боевое искусство. Характерная особенность — активное использование ног в бою; причём как для ударов, так и для блоков. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «топтать» + «кулак» + «путь, метод, учение, дао». По определению Чхве Хон Хи...
Болевой приём — общий термин для действий человека во время схватки, сочетающих определённые захваты и движения, используемые для причинения противнику интенсивных болевых ощущений без применения ударной техники. В большинстве случаев непосредственной причиной боли является вынужденное движение одного из суставов человека по одной из осей на уровне физиологического предела (и, таким образом, на грани травмы), существуют также приёмы, сводящиеся к интенсивному локальному давлению на ткани. Для осуществления...
Кёку́синкай (яп. 極真会, «общество высшей истины»), или кёку́син (яп. 極真, «высшая истина») — стиль карате, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.
Хапкидо ́ (кор. 합기도?, 合氣道?; хап «объединение» + ки «энергия, сила» + -до «путь»; «Путь объединения энергии») — корейское боевое искусство, схожее с японским айкидо, но ближе к Джиу-джитсу, так как на его появление во многом оказала влияние техника, положенная и в основу айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. В дальнейшем в него вошли и элементы тхэквондо, тансудо. Хапкидо — относительно молодое боевое искусство, хотя в Корее по числу занимающихся занимает третье место после тхэквондо и дзюдо.
Чёрный пояс — синоним звания дан в японских и корейских боевых искусствах. Обладатель этого звания в большинстве боевых искусств имеет элементом одежды для занятий пояс чёрного цвета. В некоторых боевых искусствах пояса не используются, но выражение «чёрный пояс» употребляется наряду со словом дан.
Атлет (от др.-греч. ἀθλητής «участник состязания, борец») — понятие, употребляемое в нескольких смыслах — в широком смысле: как синоним слова спортсмен, любой участник спортивных соревнований; в более узком смысле: любой, кто на любительском или профессиональном уровне занимается лёгкой или тяжёлой атлетикой.
Кэтч (от англ. catch — хватать, ловить, wrestling — борьба) — это профессиональная борьба, которая развивается не один век, и в которой разрешены любые приёмы (любые виды переводов в партер, захваты за любые части тела, заломы суставов, болевые, удушающие приемы и т.д.) с целью положить противника на лопатки и удержать его или заставить сдаться. Кэтч реслинг — это так называемые физические шахматы, где главное оружие — это ум и тактика (например, одна из тактик звучит следующим образом: «заблокируй...
Боксёрская груша — кожаный снаряд для совершенствования ударов бокса (прямые и боковые удары). Предназначен для развития точности и быстроты ударов. Подвешивается на уровне груди боксёра. Наряду с боксерской грушей для тренировки ударов используются другие похожие снаряды: боксерский мешок, напольный мешок, «груша на растяжках».
Боксёрский
ринг или просто ринг — специально подготовленная площадка для проведения поединков в боксе и в некоторых других видах спортивных единоборств. В тренировочном зале обустройство ринга допускается осуществлять прямо на полу, в соревновательном помещении ринг, как правило, располагается на специальном возвышении (помосте или подиуме) высотой до одного метра.
Арнис или эскрима — филиппинское боевое искусство. Обучение начинается с работы с оружием (палки, ножи, бо), позже изучаются техники рукопашного боя (панантукан). Используются единые двигательные принципы при рукопашном бое и бое с оружием. В эпоху колониализма испытала сильное влияние испанского фехтования дестреза унаследовав от него раздел эспада и дага (исп. espada y daga).
Гимнастика (греч. γυμναστική , от γυμνάζω — упражняю, тренирую; по другой версии от др.-греч. γυμνός — голый, обнажённый) — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.
Сётокан (яп. 松濤館 сё: то: кан , буквально, «дом колышущихся сосен» или «зал сосны и моря») — один из основных стилей японского карате, разработанный выдающимся популяризатором и преподавателем карате Гитином Фунакоси (1868—1957) и получившим дальнейшее развитие благодаря его сыну Ёситаке Фунакоси. Направление получило название «Сётокан» от литературного псевдонима Фунакоси — Сёто. На эмблеме стиля изображен тигр.
Физи́ческая культу́ра (греч. φύσις — «природа» + культура) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни...
Кихон (яп. 基本, きほん букв. "корни-основы") — это японский термин, означающий «основы» или «азы». Используется для обозначения базовых техник, которые преподаются и практикуются в большинстве японских боевых искусств.Практика и совершенствование кихона необходимы для обучения более сложным техникам, и включает в себя практику правильной постановки тела и дыхания во время отработки таких основных элементов как стойки, удары руками и ногами, блоки и толчки, в том числе и при исполнении кихон-ката.Кихон...
Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Чаще всего айкидо переводят как «путь слияния (с) жизненной энергией» или «путь гармонизации духа.» Целью Уэсибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего.Техники айкидо базируются на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчиваются...
Лоу-кик (англ. low kick, буквально «удар снизу»), также известный как удар ногой (англ. leg kick) — в единоборствах разновидность удара ногой по нижней части тела (в бедро или голень). Удар встречается в различных единоборствах: карате, тхэквондо, кудо, кикбоксинге, муай-тай, крав-мага, лэхвей.
Культуризм (от фр. culturisme — культура тела), или бодибилдинг (от англ. body — тело и building — строительство) — процесс наращивания (гипертрофии скелетных мышц) и развития мускулатуры, путём выполнения физических упражнений с отягощениями, приёма большого количества пищи, высокоэнергетического специального питания (с повышенным содержанием питательных веществ, в частности, белков), иногда фармакологических препаратов (в том числе в форме инъекций).
Панкратион (др.-греч. πανκράτιον ← πᾶν- «всё» + κράτος «сила, мощь») — возрождённый древний олимпийский вид единоборства. Слово «панкратион» происходит от названия боевого искусства, впервые включённого в соревнования античных Олимпийских игр.
Кроссфит — брендированная система физической подготовки, созданная Грегом Глассманом. Зарегистрирована в качестве торговой марки корпорацией CrossFit, Inc., основанной Грегом Глассманом и Лорен Дженай в 2000 году. Продвигается и как система физических упражнений, и как соревновательный вид спорта. Кроссфит-тренировки включают в себя элементы интервальных тренировок высокой интенсивности, тяжёлой атлетики, плиометрики, пауэрлифтинга, гимнастики, гиревого спорта, упражнений стронгмена, бега и других...
Сумо ́ (яп. 相撲) — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведётся с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.
Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует возможность использовать иной предмет.
Спарринг (sparring, с англ. — «схватка на огороженной площадке ») — тренировочный бой (в отличие от спортивного соревнования). Вопреки распространённому ошибочному мнению, согласно спортивной статистике обычно от 2⁄3 до 3⁄4 травматизма в спортивных единоборствах приходится именно на спарринги.
Тансудо ́ (당수도, 唐手道 ‘путь танской (китайской) руки’) — корейское боевое искусство, сосредоточенное на дисциплине и практике форм и последовательностей самозащиты.
Гирево́й спорт — циклический вид спорта, в основе которого лежит подъём гирь максимально возможное число раз за отведённый промежуток времени в положении стоя.
Сиха́н (яп. 師範, мастер) — почётный титул мастера японских боевых искусств. Обычно титул «сихан» присваивается обладателям данов с пятого по седьмой; для многих видов, в частности, айкидо — начиная с шестого дана.
Кэйкоги (яп. 稽古着, 稽古衣, букв. костюм для тренировок) — униформа, носимая при занятиях боевыми искусствами. В России и в странах бывшего СССР кэйкоги часто, но ошибочно называют «кимоно» (главное их отличие в том, что у кимоно нет штанов). Синонимом слова кэйкоги является слово «доги» (яп. 道着 до:ги, «одежда для занятий будо»).
Чидаоба (груз. ჭიდაობა — борьба) или Картули чидаоба (с груз. — «грузинская борьба») — грузинское национальное единоборство, борьба в одежде.
Удушающий приём — общее наименование для захватов, вызывающих снижение кислородного снабжения мозга путём ограничения доступа крови по сонным артериям, сжатия трахеи, грудной клетки или живота; непосредственный механизм действия зависит от избранного приёма. Удушения являются весьма действенным средством нейтрализации противника, так как при успешном выполнении быстро вызывают потерю сознания, а при длительном удержании могут привести и к гибели. Человек скромных габаритов и физических возможностей...
Упоминания в литературе (продолжение)
С большей вероятностью победит в рукопашном поединке участник, имеющий преимущество в уровне специализированных умений, составляющих «чувство дистанции», «чувство оружия», «чувство боя». Ибо в них воплощены компоненты
единоборства с предметом в руках, относящиеся к выбору момента и дистанции для начала атаки или защиты, определению сектора нападения или отражения удара или укола, переключению к повторному действию после неудавшихся попыток опередить противника и др.
В период правления ханьского императора У-ди (Воинственный), который высоко ценил всякую боевую практику, различные виды
единоборств были объединены понятием «цзюэди» – «вступать в схватку». Сюда вошли цзюэли, шоубо, а также борьба шуайцзяо. Шуайцзяо была обычной борьбой с использованием захватов, методов выведения из равновесия, широко использовались броски-подножки через бедро и спину, зацепы. Постоянных правил не существовало, победителем обычно считался тот, кто поставил противника в безвыходное положение, например, прижал к земле или сделал болевой залом. Воинские искусства, методы которых были абсолютно прагматичны и направлены на достижение победы в бою, стали одним из истоков ушу. К VI-VII векам ушу начинает формироваться как уникальная система, создаваемая на стыке воинских методик, народной мистики и даосских воззрений.
В отличие от условных стилей, тренировки и особенно соревнования по спортивным
единоборствам неразрывно связаны с некоторым травматизмом. Однако все виды спортивных единоборств представляют собой относительно безопасные аналоги систем реального боя. В них существует масса ограничений, направленных на уравнивание шансов противников, на то, чтобы свести к минимуму приемов шокового и травмирующего воздействия. Акцент в основном делается на наиболее зрелищных и внешне эффектных приемах, которые можно достаточно легко заметить и оценить судьями и зрителями. Многие приемы, наиболее эффективные для поражения противника, в спорте категорически запрещены (С. Н. Никитин).
Название «боевое самбо», или «боевой раздел самбо», многократно пытались изменить или модифицировать. В частности, использовались такие названия, как «прикладное самбо», «прикладное карате», «оперативное карате». В конечном итоге остановились на названии «рукопашный бой». В связи с тем что аналогов этой системе, несмотря на схожесть со многими восточными
единоборствами , практически не было, добавилось слово «русский», и система стала называться системой русского рукопашного боя.
В настоящее время в нашей стране во многих секциях восточных
единоборств , позиционирующих себя как реально боевые, продолжают по старинке изучать работу с классическим холодным оружием вроде меча, копья или даже алебарды, и девятизвенного цепа. На занятиях с холодным оружием в классических школах много времени уделяется различным ритуалам, поклонам, приветствиям и другим ненужным вещам, отвлекающим от нормального обучения. Как и при работе без оружия больше всего внимания уделяется разучиванию и шлифовке формальных упражнений с оружием – ката, которые потом можно с успехом демонстрировать на показательных выступлениях или соревнованиях. Практической работе с оружием и спаррингам уделяется очень мало времени, учебные схватки скованы различными правилами, регулирующими то, что можно делать, а что нельзя. В итоге все получается так же, как в спортивном классическом карате или спортивном ушу.
Несколько обособленно функционирует система русского стиля рукопашного боя (А.А. Кадочников, 1993). Согласно ее теории, «соревнования по
единоборствам являются вредными для бойца», «в бою не может быть правил». В то же время по каким-то неведомым причинам совершенно легкие приемы этого стиля обеспечивают победу над более сильным врагом. И тренироваться не надо слишком долго, и можно даже быть несколько больным? (М. Колесников, 1994). Мы пока не имеем подтверждений того, чтобы эта система была чем-либо знаменита, поскольку в соревнованиях ее бойцы не участвуют, а статистика органов МВД по объективным причинам умалчивает факты эффективного использования данного стиля в поединках с преступниками. Ради объективности следует отметить факт использования соревнований в методической системе РОСС А. Ретюнского.
Если раньше в качестве самообороны предлагалось изучение спортивных или каких-либо экзотических видов
единоборств , то в настоящее время становится понятно, что эти направления себя не оправдывают в качестве самообороны. Спортивные единоборства явно не соответствуют тем задачам, которые стоят перед человеком, подвергшимся нападению. Агрессор всегда превосходящая сила, их может быть несколько, чего не бывает на спортивной площадке. Вероятно применение оружия. Нападение может случиться когда угодно и где угодно.
В дальнейшем, с ростом благосостояния нашего населения, люди стали увлекаться более аристократическими и, следовательно, более требовательными с точки зрения экипировки, видами спорта. Гольф и кэндо, теннис, верховая езда и горные лыжи заменили хоккей и самбо. Мода на боевые искусства тоже канула в Лету, чему я, например, весьма рад, да простят меня основатели додзе и инструкторы. Мое глубокое убеждение состоит в том, что любые прикладные
единоборства не должны быть массовыми. В этом плане я разделяю возмущение рыцарей средневековой Европы, которое у них вызвало появление арбалета. Действительно, грозные английские йомены, при Креси и Азенкуре выбившие цвет французского рыцарства, для этого тренировались больше двадцати лет. Обучение лучника начиналось с четырехлетнего возраста. И только по окончании всего курса обучения он мог попасть стрелой в спайку рыцарского доспеха и пробить ее. Это, попрошу отметить, в движении. Когда на тебя несется строй (!) закованных в броню всадников. Которые одним ударом, если ты, допустим, промахнулся, могут причинить непоправимый вред твоему организму. Честный бой, однако. Почти шахматная партия.
Бытует мнение, что предшественником бокса был панкратион, но оно ошибочно. В отличие от бокса, в панкратионе разрешались удары ногами, коленями и локтями, а также элементы борьбы и удушающие приёмы. Так что это, скорее, прародитель боёв без правил или смешанных
единоборств . Данный вид спорта также был включён в программу Олимпийских игр, причём раньше «пигмахии».
В спортивном фехтовальном бою техника и тактика взаимосвязаны, и
единоборство соревнующихся характерно противопоставлением намерений, реализуемых с помощью различных двигательных операций. В целях приближения теоретического анализа компонентов содержания спортивного боя, целесообразным является их представление самостоятельными категориями в виде технических приемов и боевых действий.
В основу исследования положена следующая гипотеза. Традиционный подход обеспечения личной безопасности граждан, базирующийся на изучении спортивных
единоборств демонстрирует свою несостоятельность. Спортивный рукопашный бой не может решать проблемы личной безопасности человека в реальном уличном столкновении.
В классических и общепризнанных системах борьбы, особенно таких, как классическая и вольная борьба, борьба дзюдо и самбо, этот раздел является самым главным, досконально и тщательно проработан и изучен. На научной основе обобщен практический опыт. Особое значение имеет раздел, посвященный технике бросков, так как в спортивных
единоборствах за удачно проведенный бросок засчитывается чистая победа.
В-третьих, на современном этапе развития мирового боевого искусства появилось много различных течений, проповедующих «новые направления», смешанные стили ведения боя, «бои без правил» и иные школы, формирующей идеологией которых являются отрицание и критика уже существующих систем подготовки. Хотя в практике подготовки кадров для спецслужб и правоохранительных органов по-прежнему активно используются именно спортивно-прикладные
единоборства , доказавшие в многолетнем применении свою эффективную пригодность. К тому же они применяются даже при подготовке бойцов к разновидностям «боев без правил». В таком поиске более эффективных систем боевой подготовки просматривается желание инертной к регулярным физическим нагрузкам части людей компенсировать утерю резервов адаптации организма к экстремальным факторам чем-либо, например, более результативными, но необременительными формами занятий.
В период правления ханьского императора У-ди (Воинственный), который высоко ценил всякую боевую практику, различные виды
единоборств были объединены понятием «цзюэди» – «вступать в схватку». Сюда вошли цзюэли, шоубо, а также борьба шуайцзяо. Шуайцзяо была обычной борьбой с использованием захватов, методов выведения из равновесия, широко использовались броски-подножки через бедро и спину, зацепы. Постоянных правил не существовало, победителем обычно считался тот, кто поставил противника в безвыходное положение, например, прижал к земле или сделал болевой залом.
Но системтизирован он был позднее, сначала появился английский призовой бокс – соединение кулачного боя с борьбой в стойке. В его основу были положены самобытные виды
единоборств , существовавшие тогда в Англии. Состязания проводились на специальных аренах, правила были примитивными, разрешались подножки, захваты, удары, которые в наше время относятся к категории запрещенных, кулаки бойцов не были защищены. Первые правила были разработаны Джеймсом Браутоном, содержателем цирка, в 1743 году, чтобы предотвратить споры между зрителями. Зрители заключали пари между собой и ставили денежные заклады, часть которых составляла денежный приз победителя (отсюда и название – призовой бокс). Разработанные правила состояли из семи пунктов и мало ограничивали ход боя.
Спортсмен с превалированием мотива избегания неудачи свою деятельность, действия и тактику будет строить с установкой прежде всего избежать неудачи, не совершить ошибку. Например, в
единоборствах , фехтовании, теннисе и т. д. он будет в большей степени работать «вторым номером», стараясь, прежде всего, использовать ошибки соперника, в первом же случае спортсмен будет пытаться заставить соперника ошибаться.
Современный бокс – это спортивное
единоборство , обусловленное определенными правилами, искусство которого состоит в том, чтобы в поединке с противником наносить удары, не получая их самому.
«Рукопашный бой есть разновидность ближнего боя с применением противоборствующими сторонами приемов
единоборств различными видами оружия, предметами снаряжения, подручными средствами, а также без них на дистанциях непосредственного соприкосновения с задачей поражения друг друга».
Профессионально-прикладной спорт используется как средство подготовки к определенной (в основном – экстремальной) профессиональной деятельности. Он, как правило, ориентирован на формирование специфических двигательных навыков и развитие приоритетно значимых для профессиональной деятельности физических качеств (авиационный и автомобильный спорт, морское, военное, полицейское многоборья, пожарно-прикладной спорт, различные виды боевых
единоборств и т. д.).
В настоящее время отмечается повышение интереса к
единоборствам , использующим удары руками и ногами. Одним из таких видов является французский бокс сават, имеющий двухсотлетнюю историю развития во Франции. В нашей стране бокс сават появился более 100 лет назад, но был возрожден и получил развитие только в последние два десятилетия.
Необходимо заметить, что в теории и практике спортивных
единоборств уже проводился биомеханический анализ техники ударов руками и ногами: в одних случаях (О.П. Топышев, Г.О. Джероян, М.Г. Базаев, 1974, З.М. Хусяйнов, 1995 и др.) дается достаточно подробное описание техники одиночных ударов руками, в других (Романенко В.В., 2008, В.С. Мунтян, 2009) авторы ограничиваются лишь анализом отдельно взятых компонентов техники ударов ногами.
И наконец, третий вид спорта – кикбоксинг. Считается, что история кикбоксинга началась в конце 60-х годов XX века в результате синтеза восточных
единоборств и классического (английского) бокса. Хотя ради справедливости нужно отметить, что бокс с использованием ударов ногами в Европе был известен уже давно – это сават (французский бокс).
Современный бокс – это ударное
единоборство , обусловленное определенными правилами, искусство которого состоит в том, чтобы в поединке с противником наносить удары, не получая их самому.
Книга предназначена для широкого круга читателей, в основном – для молодежи, кто только собирается заняться любым из множества стилей боевого искусства, но не в состоянии сделать правильный выбор. Те, кто уже практикует боевые искусства и успел достичь определенного уровня, найдет в книге массу методических тонкостей и нюансов, малоизвестных даже в среде инструкторов и спортсменов высокого ранга. Написана простым, доступным языком, без специальной терминологии, включает огромное количество информации и живых примеров из более чем 30-летнего опыта автора в занятиях и преподавании восточных
единоборств .
Мастерство таиландского боксера определяется тем, насколько успешно он владеет техникой разнообразных приемов нападения и защиты, тактикой их применения в условиях реального боевого взаимодействия, а также определенным уровнем развития морально-волевых, психических и физических качеств. Кроме того, способность к выполнению разнообразных точных движений в часто меняющейся обстановке тренировки и боя, необходимость осуществлять свои замыслы в условиях спортивного
единоборства , имеющего явно выраженный характер конфликтного взаимодействия, позволяют охарактеризовать таиландский бокс как вид спорта, воспитывающий ценные прикладные навыки и умения. Деятельность таиландского боксера характеризуется высокой двигательной и волевой активностью, что предъявляет высокие требования к опорно-двигательному аппарату, сердечно-сосудистой системе, центральной нервной системе спортсмена. Под влиянием тренировочных нагрузок в процессе занятия таиландским боксом укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются разнообразные двигательные качества и навыки, в особенности быстрота, сила, точность и координация движений, и как следствие, активизируются все основные жизненно важные функции.
3. Руконожный бой – собирательное понятие, включающее в себя все виды ударных
единоборств без использования оружия, с применением ударов руками и ногами по различным вариантам правил соревнований (С. Заяшников, 1991; А. Иванов, 1995; А. Тарас, 1997; О. Терехов, С. Заяшников, 1992; Чой-Хон-Хи, 1993).
Как свидетельствуют исторические исследования, причину возникновения простейших физических упражнений следует искать в материальной жизни общества, в частности в необходимости подготовки человека к труду. В древности основной формой трудовой деятельности являлась охота, которая требовала определенных двигательных навыков и согласованности действий участников. С возникновением земледелия и животноводства обострилась борьба между племенами за лучшие земли и пастбища, поэтому в системе физического воспитания юношей появились военно-прикладные упражнения и элементы
единоборств . Вожди племен и воины все больше отдалялись от трудовой деятельности. Свое свободное время они посвящали физическим упражнениям, достигая в этом высокого мастерства. Возникновение в 5–4-м тысячелетии до н. э. первых государств усилило процесс расслоения общества. Физическое воспитание приобрело классовый характер: знать занималась борьбой, фехтованием, скачками и охотой, менее состоятельные жители осваивали бег, греблю, плавание.
Тайский бокс без преувеличения становится одним из самых популярных видов
единоборств в мире. Распространённость тайского бокса объясняется тем, что он имеет большое военно-прикладное значение. У молодежи тайский бокс популярен тем, что открывает широкие возможности для единоборства. Боксёр может посостязаться с соперником в силе, ловкости, выносливости, благодаря чему большинство тайских боксёров отличаются боевитостью, смелостью, умением бороться с трудностями и на спортивной площадке и в повседневной жизни.
Сегодня популярность бокса гораздо меньше, чем в наши дни. Серьёзную конкуренцию нашему виду спорта создали восточные
единоборства : ушу, кунфу, айкидо… Ребята и их родители клюют на внешние эффекты: все эти кимоно, система поясов, поклоны, ритуалы. Хотя то, как эти дисциплины у нас преподают, кажется мне, преподавателю с почти пятидесятилетним стажем, человеку, который застал великих тренеров, нередко профанацией и шарлатанством с точки зрения методики, организации тренировочного процесса, психологии…
Ни один вид восточных практик не может быть полным, если в базовый курс обучения не входят занятия по древнекитайской системе цигун. Именно этот потрясающий по своей эффективности комплекс дыхательных и физических упражнений в сочетании с концентрацией внимания есть фундамент, на котором «построено здание» абсолютно всех видов
единоборств Востока. В главе дается определение философским понятиям «ци» и «энергетические меридианы», подробно рассказывается, какие элементы гимнастики следует выполнять для профилактики или лечения различных заболеваний, описываются боевые позиции (приемы), не оставляющие противнику шансов на победу.
3. Создал парные упражнения – туйшоу («толкающие руки»). С древних времен существовали виды борьбы, в которых использовались удары ногами, руками, захваты, опрокидывание соперника на землю и т.д. «Толкающие руки» – комбинированный метод, относящийся к традиционному китайскому боевому искусству. Суть его в том, что соперники сцепленными друг с другом руками выполняют обвивающие движения таким образом, чтобы их руки находились в постоянном контакте («прилипшие руки»). Упражнение развивает чувствительность к действиям напарника, его намерениям. Обманув «прилипшую» руку, легким толчком или рывком соперника повергают наземь. Этот метод не только вобрал в себя существовавшие виды борьбы, но и усовершенствовал их. Кроме того, он не требовал специального места, специальной защитной одежды, что позволяло проводить занятия в любое время и в любом месте. В настоящее время метод туйшоу имеет тенденцию к тому, чтобы стать видом спортивного
единоборства .
Штурмовой бой ГРОМ основан на учете рефлекторных реакций человека, знании его биомеханики, законов физики, психологии поведения во взаимодействии с агрессивным нападением. Штурмовой бой ГРОМ представляет собой целостную систему построения индивидуального боевого мастерства, а не механический набор эффективных приемов различных
единоборств . Она не требует от человека специальных навыков и развитых физических данных.
Не имеет существенного значения, занимался человек
единоборствами или нет, сильный он или слабый, вооружен или безоружен. Обучение штурмовому бою ГРОМ не потребует много времени и специально оборудованного зала, а высоких результатов вы добьетесь даже при минимальных усилиях. Занятия по штурмовому бою ГРОМ научат вас адекватному реагированию в опасных ситуациях, и даже если вы только познакомитесь с ней, это уже вооружит вас! Штурмовой бой ГРОМ необходима в первую очередь для тех, кто чувствует потребность в самозащите и понимает, что рассчитывать можно только на самого себя, что на улице помощи может не быть или она придет слишком поздно!
Последние годы в нашей стране и за рубежом отмечается появление множество новых видов спорта и систем физических упражнений. Это фитнес-аэробика, йога, спортивно-эстрадные танцы, различные
единоборства и т. д. Многие из современных систем физических упражнений напрямую связаны с музыкой и выполняются только под её сопровождение. В связи с этим, закономерно возник и новый термин – музыкально-ритмическое воспитание.
Впрочем, названные выше игроки – лишь вершина айсберга, конечная стадия той эволюции хоккея и хоккеистов, что шла долгие годы. Для того чтобы мы сегодня лицезрели филигранные действия «русской ракеты» Буре или феноменальное мастерство в рамке ворот чешского «Доминатора» Доминика Гашека, потребовались многие годы неустанного труда. В какой хоккей играют сегодня лучшие хоккеисты мира, в подавляющем большинстве своем собравшиеся в НХЛ? В классический советский, с распасовками до верного и великолепным взаимодействием игроков между собой? Нет. В яростный и агрессивный, с массой
единоборств и бросками при любой возможности, канадский? Едва ли. В техничный и аккуратный, гармонично сочетающий в себе силовую борьбу и комбинации североевропейский? Разумеется, нет. И уж конечно, не в тот хоккей, который был на заре этой игры, – по семь человек с каждой стороны, с вмороженными в лед шестами и в смехотворной по нынешним меркам амуниции – без шлемов и масок, в смешных однотонных шароварах, и так далее.
Тхэквондо в настоящее время является одним из самых, популярных восточных
единоборств . Этим прекрасным видом спорта в мире сегодня постоянно занимается около 50 миллионов человек (в России более 60 тысяч). Регулярно проводятся чемпионаты мира и континентов, различные международные соревнования. Тхэквондо включено в программу Олимпийских игр с 2000 года. Занятия этим видом спорта служат эффективным средством не только физического, но и духовного совершенствования, гармоничного развития личности. Тхэквондо формирует внутреннюю культуру человека, характер, дисциплину, волю, коллективизм, развивает чувство обязательности и ответственности.
Многофункциональный тренинг по своей структуре является широким, общим и всевключающим. Специализация МФТ заключается в отказе от специализации.
Единоборства , выживание в экстремальных условиях, многие виды спорта, да и сама жизнь поощряют подобный подход к тренировкам.
Но ведь такое же обязательное условие можно увидеть и в других областях человеческой деятельности. Например, в
единоборствах вы не сможете реализовать прием определенного уровня сложности, если не подготовлены должным образом физически (растяжка, координация, сила мышц и гибкость суставов). Если на производстве использовалась старая технология, то внедрение технологии суперсовременной будет представлять определенные трудности именно из-за старой культуры персонала. И для того, чтобы внедрить новую, современную технологию, понадобится не только техническое перевооружение, но и – я не боюсь использовать эту фразу – перестройка сознания, мышления, логики и подходов. А любые попытки, цитируя крылатую фразу из фильма «Кавказская пленница», «лететь прямо на солнце», обречены в лучшем случае на разочарование, если не падение.
Систематическое повторение упражнений-моделей с постепенно увеличивающейся сложностью – на некотором этапе превышающей (но в известных границах) сложность реальных действий на футбольном поле – будет стимулировать мобилизацию двигательных и сенсорных механизмов, что, в свою очередь, приведет к созданию вначале базового, а затем и резервного координационно-пластического специализированного фонда, который позволит в экстремальных ситуациях ответственных игр осуществлять технико-тактические действия, весьма сложные по координационно-пластической структуре, но единственно необходимые для внесения перелома в
единоборство равных команд.
Оборонительное вооружение было признано недостаточно способным противостоять тогдашнему наступательному оружию, и в начале столетия, а возможно, и парой десятилетий ранее изготовители защитного вооружения стали уделять особое внимание повышению защитных свойств рыцарских доспехов. Центром производства этих предметов на продолжении большей части столетия был Милан. В этом городе искусные оружейники ковали доспехи такой прочности, что они были способны выносить удары копий и ужасных боевых топоров, мечей и булав, оставаясь при этом целыми. В английских и прочих архивах можно найти заказы на надежные доспехи, которые делались в Милане; туда направлялись также предметы повседневной одежды, чтобы оружейники могли снять мерку для изготовления лат, ибо плохо подогнанный доспех мог стать роковым для его владельца. Но наряду с наилучшими и самыми дорогостоящими доспехами из Италии в Англию импортировались и менее дорогие из Германии. Так, в английских положениях об
единоборствах порой упоминаются «восточные» доспехи. По всей вероятности, они заказывались и поступали в страну через агентов Ганзейского союза и хранились какое-то время на лондонском складе «Стальной двор», вблизи Темзы. В случае поставок из Германии стоимость их доставки соответственно была гораздо ниже.
Центральные защитники, в первую очередь, конечно же, должны обладать хорошими оборонительными качествами. Для игрока этого амплуа важно понимать, насколько плотно действовать с нападающим, уметь выигрывать в верховых
единоборствах , жестко, но в пределах правил играть против соперника, владеющего мячом в штрафной площадке или за ее пределами. Очень важным является умение сыграть на опережение, вовремя пойти на мяч. Чтобы стать хорошим центрбеком футболисту недостаточно просто обладать высоким ростом, силой и скоростью – для этого нужно куда больше качеств.