Связанные понятия
Ко́мжа , или стиха́рь, или суперпелли́цеум (лат. superpelliceum) — элемент литургического облачения в католицизме. Комжа — облачение из белой ткани, доходящее до середины бедра. Внешне напоминает роккетту, но имеет, в отличие от неё, расширяющиеся рукава. Комжа короче альбы, длина которой может доходить до пола. Может быть украшен кружевами. Однако с литургической точки зрения комжа и альба — это одно и то же.
Вэлон или
гумерал " (лат. (Welon) umeral — накидка), наплечный плат — деталь католического литургического облачения в западных литургических обрядах, представляющее собой широкую накидку (традиционно из шёлка), полностью покрывающую плечи и руки клирика вплоть до кистей.Так же используется прислуживающими министрантами( митры и пасторала) во время понтификальной св.Мессы(с участием епископа), гумерал же похож на патриарший параман носится на спине поверх подризника крепится на спину четырьмя небольшими...
Амикт (лат. amicire — «покрывать», лат. amictus — «накидка») — предмет литургического облачения католического священнослужителя в западных литургических обрядах, в виде прямоугольника из белой льняной ткани с вышитым крестом в центре и с двумя тесемками по двум верхним углам. Амикт покрывает шею и ворот клирика. По-видимому, первоначально амикт помещали на голову, но со временем он стал повязываться вокруг шеи перед облачением клирика в альбу. До литургической реформы II Ватиканского собора амикт...
Далма́тика (от римской провинции Далмация) — деталь литургического облачения католического клирика. Верхняя расшитая риза. Главное литургическое облачение католических диаконов. Внешне схожа с казулой — главным литургическим облачением католического священника и епископа — но снабжена рукавами.
А́льба (лат. alba — «белая») — длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских клириков, препоясанное верёвкой. Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Происходит от древнеримской длинной рубашки, носимой под туникой. Её аналогами в Православной церкви являются стихарь и, у священников, подризник.
Упоминания в литературе
– Армилла, или стола. Нечто вроде шарфа из той же ткани, что и верхняя туника, с подкладкой из кармазинной флорентийской шелковой тафты, длиной около 114 см и шириной около 7 см. На концах ленты из этой же тафты – чтобы привязывать к рукам. (Нынешняя стола – из золотистого шелка, на подкладке из розового, вышита золотом, серебром, украшена драгоценными камнями и золотой каймой). Армилла – священническое украшение, которое используется во время мессы; издавна используется она и при коронациях. Уолсингем, описывая коронацию Ричарда III, упоминает, что сперва на короля надели тунику Св. Эдуарда, а затем далматику. Генрих IV, говорят, был облачен во время своей коронации
в одежды епископа, в далматику в виде туники, а на шею была надета стола.
На талии туника перетягивалась поясом и носилась с напуском. Первоначально хитоны были узкими и изготавливались из шерсти (так
называемые дорийские туники). Но со временем состоятельные греки утвердили новую моду – ионические туники – широкие хитоны из тонкой ткани.
Подобным же образом описаны галлы в античных источниках, и их близкое родство с ирландцами (за исключением ношения штанов) совершенно очевидно. Поверх штанов галлы
носили туники; по описанию Страбона, они были с разрезами и с рукавами. Юноши, играющие с колесом, которые изображены на ножнах латенской эпохи, носят своеобразные туники, похожие на современные жакеты (рис. 14). Изображенные на котле из Гундеструпа люди носят, судя по всему, одежду без швов из ребристой вязаной ткани с V-образными вырезами, длинными прилегающими рукавами, а также брюки до колен; на талии у них орнаментированные пояса. В целом туники, судя по всему, были короткими и заканчивались чуть ниже бедер. Тем не менее очевидно, что с течением времени мода менялась, а в различных регионах появлялись свои предпочтения. На бронзовом изображении бога, похожего на Кернунна из Безансона, мы видим тунику, надетую поверх свободных штанов. Полибий, описывая битву при Теламоне в 225 году до н. э., упоминает о том, что кельты носили штаны, плащи, ожерелья и браслеты. Диодор Сицилийский с живописными деталями описывает одежды галлов: «Одежду галлы носят замечательную: хитоны, выкрашенные во всевозможные цвета и расшитые; штаны, которые они называют «браки»; плащи с пряжками, зимой – полосатые, плотные, летом – легкие, в частую клетку и пестрой окраски… Некоторые носят поверх хитона украшенный золотом или серебром широкий пояс».
В Баязиде (древний Баграванд) был найден старинный армянский алтарь с рельефом. Вверху – странное животное, по обеим сторонам – мужчины, одетые
в длинные туники. Один – безбородый и несет тяжелую булаву. Другой – с бородой. Их головные уборы, фригийские по своему виду, различаются в деталях. У обоих мужчин руки воздеты в молитве.
Суркоат (surcoat). К концу норманнского периода юбка туники, носимой под доспехом, начала показываться из-под нижнего края хауберка и стала постепенно удлиняться. К 1190 году она уже достигала колен. 800 лет назад мода менялась так же быстро, как и сейчас, и очень скоро туника доставала уже до щиколоток. Неожиданно ситуация изменилась, ношение туники под кольчугой прекратилось, под ней остался только гамбезон, а тунику стали надевать поверх доспеха – как накидку.
Это лишенное рукавов одеяние получило название суркоат (котта). Для удобства верховой езды одеяние имело разрезы спереди и сзади и временами доходило до пят.
Связанные понятия (продолжение)
Сута́на (фр. soutane, итал. sottana «юбка; ряса») — верхняя длинная одежда с длинными рукавами католического духовенства, носимая вне богослужения.
Казула , или орнат (лат. casula — «плащ») — элемент литургического облачения католического или лютеранского клирика. Главное литургическое облачение епископа и священника. В православии аналогичен фелони, в частности греческой, которая, в отличие от русской, не имеет высокого воротоподобного подъёма сзади.
Мани́пул (лат. manipulum от лат. manus, рука) — деталь литургического облачения католического клирика. Полоса ткани около 30-50 см в длину и 5-10 см в ширину с вышитым по центру крестом. Надевается на левую руку во время мессы. Практически вышел из употребления во второй половине XX века.
Католическое церковное и литургическое облачение — облачения (одежда), используемая и носящаяся только представителями духовенства Римско-католической церкви. Различают церковное, то есть то, которое носится повседневно, и литургическое, которое носится только во время литургии.
Литургические чулки (лат. caligае) — элемент литургического облачения католического епископа, которые он надевает во время Мессы. Литургические чулки, как правило, шились и шьются из цветного (в цвет казулы и последующему литургическому облачению) или из белого шелка, иногда украшенные золотым шитьем для понтификальной мессы. Литургические чулки надевались епископом вместе со специальными литургическими туфлями (лат. sandalia). Цвет литургических чулок и туфель соответствовал предписанному литургией...
Францисканский хабит — обычное облачение монаха-францисканца состояло из шаперона, манто из грубого сукна, а также пояса из верёвки с тремя узлами, к которому привязывали чётки. Кроме того, надевалась обувь в виде сандалий.
Запон (передник, фартук) — одежда, белого цвета, надеваемая православными священнослужителями поверх обычного полного богослужебного облачения во время освящения храма. Представляет собой подпоясываемый фартук и нарукавники, предназначены для сохранности от возможного пачкания обычного богослужебного облачения.
Са́ккос (греч. σάκκος — «мешок» от ивр. שַׂק — мешок, одежда из мешковины, надеваемая в знак скорби) — верхнее архиерейское богослужебное облачение, аналогичное иерейской фелони и имеющее то же символическое значение. По покрою представляет собой длинную просторную одежду, до пят (обычно не сшитую по бокам) из богатой ткани с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В богослужебную практику саккос стал входить в XI—XII веков.
Фело́нь , фело́ний (греч. φαιλόνιο или греч. φαινόλης, φαινόλου, φαινώλης, φαινώλου от греч. φαίνω — светить, светиться), или Ри́за — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов, в древности исключительно белого цвета.
Скапуля́рий (от лат. scapulae — лопатки) — в католицизме название элемента монашеского одеяния, впоследствии перешедшее также на особый освящённый предмет («малый скапулярий»), носимый католиками по обету.
Еще одной разновидностью сутаны является дзимарра (итал. zimarra) — основное повседневное облачение католических епископов. Сутана с пришитой накидкой на плечи. Бывает только черного цвета — с красной окантовкой у кардиналов, и фиолетовой (малиновой) — у епископов.
Подробнее: Дзимарра
Моццетта (итал. mozzetta) — короткая накидка с капюшоном, которая охватывает плечи и застёгивается на груди. Она является элементом церковного облачения части духовенства Римско-католической церкви: папы римского, кардиналов, епископов и аббатов. Её носят также представители англиканского духовенства. Моццетта обыкновенно имела маленький капюшон сзади, но он был упразднен папой римским Павлом VI.
Литургические перчатки , епископские перчатки или папские перчатки (лат. chirothecœ, в более раннее время назывались также лат. manicœ, раннеитальян. wanti) — деталь литургического облачения католического епископа, которые он носит во время служения Торжественной понтификальной Мессы. Изначально защищали руки епископа от холода в каменных храмах.
Ма́нтия (греч. μανδύη — «шерстяной плащ») — часть торжественного облачения монарха, служителей церкви, некоторых категорий чиновников (в частности, у судей — судейская мантия), а также учёных и преподавателей (академическая одежда).
Фальда (итал. Falda) — особое папское облачение, которое формирует длинный подол, простирающийся ниже края альбы. Когда её носили, подол фальды настолько длинен, что папа римский нуждался в пажах и с передней и с задней части всякий раз, когда он шёл. Её использовали, когда Папа служил мессу.Эта форма облачения имеет своё происхождение в XV веке и ранее. Фальда первоначально шилась из шёлка кремового цвета и носилась поверх альбы и под казулой или плувиалом. Фальда может использоваться на папских...
Подри́зник — богослужебное облачение священника и архиерея — род стихаря — длинная до пят одежда с узкими рукавами, белого или, реже, иных цветов, обычно шёлковая. Подризник надевается архиереем и священником при совершении литургии, а также в особых случаях на других службах (например, на утрени при выносе креста в праздник Воздвижения, на пасхальной вечерне и др.).
Стиха́рь (греч. στιχος — стих, строка, прямая линия) — одежда, богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами.
Облаче́ния — священные одежды, в которых православные священнослужители, церковнослужители и монашествующие совершают богослужение. Эти одежды являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать таинства не должен.
Роккетто , или Рокетто (итал. rocchetto) — часть облачения папы римского, появившаяся в XV веке, белая плиссированная полукороткая одежда из полотна, обшитая кружевом.
Феррайоло или иногда можно увидеть следующее написание ферайола (итал. Ferraiolo или итал. Ferraiuolo) — один из видов плаща-накидки традиционно носящимся духовенством Римско-католической церкви по официальным, не литургическим поводам. Также известен как феррайолоне (ferraiolone). Его можно носить через плечо или за ними, феррайоло простирается в длину до щиколотки, завязывается в бант узкими ленточками из ткани на вороте и не имеет украшений или окантовки на нём.
Каппа Магна , или Плувиал (итал. pluviale, cappa, mantus от лат. pluvia — дождь) — элемент литургического облачения католического и англиканского клирика.
Парама́н (также параманд, параманда, парамант, плетцы от греч. παραμάντιον или παραμάνδυον), «добавление к мантии») — принадлежность облачения монаха малой схимы, небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии, орудий страстей Христовых и Адамовой головы.
Субцинкторий (лат. subcinctorium) — элемент литургического облачения, в настоящее время вышедший из употребления.
Дуилет или Грека (фр. douillette или итал. greca) — длинное, двубортное, свободно свисающее пальто, который носят все клирики поверх сутаны и дзимарры. Дуилет более длинный чем сутана, чтобы полностью её закрывать от ветра и дождя.
Беффхен (нем. Beffchen) — элемент профессиональной одежды средневековых учёных, а также литургического одеяния протестантских священнослужителей, который представляет собой белый нагрудник в виде двух ниспадающих лент. Беффхен обыкновенно носился с таларом и биреттой. Современные беффхены надеваются под воротник и крепятся к верхней пуговице. Беффхен является прототипом белых воротничков.
Полиста́врион , полиста́врий (греч. Πολυσταύριον: по́ли — много и ста́врос — крест; в России также: креща́тая или крестча́тая риза) — в древности богослужебное одеяние епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, представляющая собой фелонь со множеством нашитых на неё или вытканных на ней крестов.
Епитрахи́ль (греч. επιτραχήλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.
Мантеле́тта , также мантилетта (итал. Mantelletta) — накидка без рукавов, элемент облачения высокопоставленного духовенства Римско-католической церкви.
Туни́ка (лат. tunica) — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Туника, изготовленная без талии, получила распространение в Древнем Риме. У мужчин обычно носилась под тогой, женщины на тунику с рукавами надевали безрукавную тунику.
Ора́рь , тж. устар. орарий (греч. ὀράριον, от лат. orare — молиться, или лат. os — уста; также от греч. ωρα — время) — в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона — длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани. В Православных Церквях орарь носят диаконы, включая протодиаконов (и соответствующие им в чёрном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы), а также иподиаконы (только крест-накрест).
Бирретта (итал. berretta от лат. birretum) — традиционный головной убор священников латинского обряда, представляющий собой четырёхугольную шапку с тремя или четырьмя гребнями наверху, увенчанными помпоном посередине.
Подробнее: Биретта
Пилеолус (лат. Pileolus от pileus — шляпа, колпак, также итал. Zucchetto, исп. Solideo) — шапочка священника (см. также Камауро).
Скуфья ́, скуфия́ (от греч. σκούφια «шапка») — повседневный головной убор православного духовенства и монахов. В зависимости от местных традиций право ношения скуфьи может предоставляться послушникам и иным лицам.
Фанон — деталь литургического облачения папы римского. Круглая шёлковая накидка на плечи, украшенная узкими золотыми и красными лентами, носимая во время торжественной мессы. Спереди вышивается крест, обычно — золотой. Фанон надевается поверх папского облачения, состоящего из амикта, альбы, пояса, субцинктория, наперсного креста, столы, туники, далматики, казулы, паллия и собственно фанона. После II Ватиканского собора фанон хотя и не был упразднен, однако его употребление стало эпизодическим.
Камила́вка (греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι) — головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой для священников.
Митра-корона — архиерейская митра (реже иерейская), где над нижним пояском выполнен зубчатый венец (как правило из 12 лепестков). В остальном принципиальных отличий от православной митры нет.
Литургические туфли (лат. sandalia) — элемент литургического облачения католического епископа, которые он надевает во время Мессы.
Подря́сник — нижнее облачение православного духовенства и монашества — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.
Алтарные облачения (лат. Paramenta altaris, параменты) — ткани используемые для украшения и защиты алтаря католического костёла. Часто алтарные облачения обладают символическим значением, так как их цвет может содержать информацию о характере праздника. Самым основным алтарным облачением является алтарный покров, который представляет собой скатерть, полностью закрывающую алтарный столик. Не менее важным атрибутами алтаря являются антиминс, закрывающий лишь верх алтаря, а также фронтал - прямоугольный...
Ми́тра (др.-греч. μίτρα «пояс, головная повязка») — головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей.
Иподиа́кон (или субдиа́кон) — клирик в христианской церкви, являющийся в настоящее время промежуточным звеном между младшим и старшим клиром.
Ря́са (от греч. ράσον, «вытертая, поношенная одежда») — верхнее (не богослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов — длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, тёмного цвета. Для обихода в РПЦ также используются демисезонные и зимние рясы-пальто, надеваемые поверх обычной рясы.
Папские туфли — исторический элемент одежды, носимый епископом Рима. Папские туфли были формой епископских сандалий, носимых епископами. Однако, в отличие от (редко замечено) епископских сандалий, которые меняются с литургическим цветом, папские туфли, всегда были красного цвета. Красный был официальным папским цветом до XVI столетия когда папа римский Пий V, доминиканец, продолжил носить белое доминиканское монашеское одеяние.
Куку́ль, или ку́коль (др.-греч. κουκόλλιον — «чепец, колпак» ← др.-греч. κυκλάς — «кругообразно расположенный», лат. cuculla, cucullus — «капюшон») — монашеский головной покров.
Подробнее: Куколь (облачение)
Цингулум (лат. Cingulum) — деталь литургического облачения римского-католического клирика, а также англиканских, лютеранских и методистских клириков. Цингулум является литургическим облачением, которое носят опоясанным вокруг тела и выше талии. Термин имеет два различных значения, используется обычно деление по конфессиональной линии. Где контекст не указывает, какой смысл предназначен, двусмысленность можно избежать путём использования терминов «пояс» и «фашья».
Упоминания в литературе (продолжение)
Основными элементами инкских узоров были квадраты, расположенные в ряд, одноцветные или заполненные постоянно повторяющимся мелким орнаментом. Наряд, который часто носил правитель инков, на многочисленных рисунках изображал Гуаман Пома: украшения горловины туники были расположены перевернутым треугольником, а вокруг талии шла широкая полоса, состоящая из мелких квадратов. Существовали соответствующие названия для различных узоров на туниках, поскольку они имели отличительное геральдическое значение. В армии
разные отряды носили туники с присущими им рисунками. Священнослужитель высокого ранга носил длинную тунику, ниспадавшую до земли, а поверх нее еще одну, украшенную определенным орнаментом.
Кельты свободно кочевали по Северной Италии более шести столетий. В древности они не знали одежды, покрывая тело татуировками, что подтверждается названиями племен: Pictones, Picti («разрисованные»). В 220 году до н. э. их земли вошли в состав Римской империи под именем Цизальпинской Галлии. К тому времени галлы вышли из первобытной стадии развития, заменив рисунки клетчатыми покрывалами светлых тонов. Старинный кельтский плащ sagum с концами, закрепленными на правом плече пряжкой-аграфом, накидывался на короткую куртку с узкими длинными рукавами. Традиционные укороченные штаны назывались femoralia (от лат. femus – «бедро»). Заимствованные у восточных германцев длинные брюки получили латинское название braccae. В процессе латинизации Галлии гардероб знатного кельта дополнился
римской одеждой. Туника и широкий плащ pallium вошли в обиход как гражданское платье, тогда как sagum остался верхней одеждой воина и далее перешел к римским легионерам.
Иберийские женщины переняли у греческих пристрастие к богатым нарядам, украшениям и сложным прическам. «Дикарки» были красивы и умели одеваться со вкусом. В селах и городах того времени устраивались своеобразные модные шоу, где дамы представляли лучшие наряды и получали призы. Остаться без награды в этом соревновании считалось позором. Судя по вазовой живописи, мужчины-иберы носили короткие облегающие штаны, которые держались на подтяжках, перекрещенных на спине; мальчикам надевали короткие юбки. Лайетанские наемники в армии карфагенян даже во время похода красовались в элегантных туниках, чем резко выделялись от своих нецивилизованных собратьев из внутренних районов полуострова, одетых в овечьи шкуры и одежду из грубой шерсти. От шерстяных накидок исходил тошнотворный запах, и, кроме того, эта одежда не окрашивалась в пурпурный цвет, благодаря которому иберийские туники и куртки включались в число подарков императорам Рима. Каталонское
одеяние, открытое спереди, с застегивающимся воротом и отворотами на груди считается прообразом знаменитого испанского плаща. Наряду с красными накидками, оно упоминалось в списках дани, выплачиваемой иберами римлянам.
Наши современники привыкли представлять Карла VII по известному портрету Жана Фуке. Художник показал монарха облаченным в костюм, специально предназначенный для церемоний официального характера. Король облачен в длинный роб, отороченный мехом, но просторная одежда только подчеркивает его невероятную худобу. На голове Карла – фетровая шляпа с загнутыми полями, украшенная орнаментом в виде зигзагов. Однако это парадное облачение. В повседневной жизни Карл
носил короткую тунику, по моде того времени перетянутую в талии, и шоссы, которые никак не могли украсить его тощие ноги.
Наши современники привыкли представлять Карла VII по известному портрету Жана Фуке. Художник показал монарха облаченным в костюм, специально предназначенный для церемоний официального характера. Король облачен в длинный роб, отороченный мехом, но просторная одежда только подчеркивает его невероятную худобу. На голове Карла – фетровая шляпа с загнутыми полями, украшенная орнаментом в виде зигзагов. Однако это парадное облачение. В повседневной жизни Карл
носил короткую тунику, по моде того времени перетянутую в талии, и шоссы, которые никак не могли украсить его тощие ноги.
Придерживаясь канонов, художники сознательно нарушали пропорции человеческого тела, известные еще античным мастерам. Фигуры святых изображались более тонкими, плечи становились уже, пальцы рук и ног – длиннее. На большинстве икон все тело, за исключением рук, ног и лица, скрывалось
складками просторного одеяния, как правило плаща и туники.
Стройная фигура бородатого зрелого мужа (1,8 м) кажется застылой в величавом покое. Правая рука с раскрытой ладонью поднята до уровня плеч в жесте адорации, левая держит чашу. Падающая
прямыми складками просторная туника без пояса, с короткими рукавами и мантия на плечах скрывают все тело до ног, обутых в сандалии. Правильное лицо идеализировано и лишено портретных черт. Обозначенный черной краской зрачок придает взгляду странную живость.
Каждые 7 лет город Ахен приглашает на поклонение четырем святыням, которые находятся со времен Карла Великого в Дворцовой Капелле. Это изделия
из ткани, почитаемые как туника (платье) Девы Марии (по преданию она была на Божией Матери в Святую ночь); пелены, которыми Мария перепеленала младенца Иисуса; полотенце, на которое положили главу св. Иоанна Крестителя после ее усекновения, а также повязка с чресел Иисуса Христа.
Стеганая кожаная куртка, на которую надевался такой панцирь, давала рыцарю тепло и уплотняла защитный слой. Поверх все так же набрасывали тунику. И хоть ее по-прежнему предпочитали делать нарядной, во главу угла все же ставилась функциональность. Теперь туника выкраивалась из двух частей – верхней и нижней. Та, что шла сверху, была узкой и плотно облегала туловище. Спереди она сильно укорачивалась, чтобы открывать более свободную
нижнюю часть. К тунике стали прикреплять одну или две специальные металлические бляхи, а уж к ним – цепочки от меча, кинжала и даже шлема. Очевидно, чтобы не потерять в походе, как это часто происходит у нас с мобильными телефонами. В завершение, рыцарь опоясывался широким ремнем с металлическим обрамлением и солидной пряжкой. Пояс не затягивался туго, а свободно ложился на бедра, лишь удерживая ножны с мечом да кинжал.
Разночтение образа отрока на крупе коня святого Георгия, обусловлено вероятно тем, что зачастую наделенный откровенными чертами христианский образ имеет архетипическую смысловую структуру древнейших пластов культуры и смысловой код художественного знака возможно читать двойственно. Также существует икона Св. Георгий на коне с житием, 1684 г. Св. Георгий на коне скачет в право, протянутой левой рукой он держит поводья, а правой вонзает копье в пасть змея. На нем
короткая темно-синяя туника и коричневые доспехи. На голове мученический венец. Красный, схваченный спереди плащ, развевается за спиной. На крупе коня позади Георгия сидит отрок с непокрытой головой, в одежде красного цвета, с сосудом для омовения и платом в руках. Это, по-видимому, сын Льва Пафлагонянина, спасенный чудесным образом Св. Георгием. Пронзенный змей с красными распростертыми крыльями обвил хвостом задние ноги коня. Шея змея обвязана белой веревкой, конец которой держит женщина с царской короной на голове. Она стоит перед высокой башней, символизирующей город, с которой наблюдают за совершающимся чудом царь и царица. Действие происходит на фоне холмов коричневого цвета, покрытых расцветшими кустами. Внизу слева озеро, у которого Георгий явился царевне и спас ее.