Товароведение

Товарове́дение (нем. Warenkunde) — научная дисциплина, предметом которой являются потребительские свойства товаров, лежащие в основе их потребительной стоимости. Принадлежит группе прикладных экономических дисциплин, в составе которой развивается в тесном взаимодействии с учётно-экономическими дисциплинами, маркетингом (предпосылкой которого является) и рядом других. Наряду с базовыми для всех наук методами диалектической логики, а также методами других общественных наук, в ходе анализа обширно заимствует методы и приёмы естественных наук, медицины, эргономики и т. п.

В приведённом выше определении содержатся два научных термина, две категории, имена которых иногда путают:

потребительские свойства есть категория в основе своей объективно-аналитическая. Методами специальных дисциплин (химия, механика, биология, и т. п.) определяются элементный состав товара, его эксплуатационные характеристики, воздействие на человека и среду и пр., обобщаемые в синтетическом, интегральном показателе качества. На основе тех или иных существенных качеств разрабатываются классификации, которые кладутся в основу научных исследований процесса товародвижения, формирования ассортимента и т. п.потребительная стоимость (но не «потребительская стоимость!») — сугубо экономическая категория, парная к категории «стоимость», денежным выражением которой, в свою очередь, является «цена». Определяемая, как «способность товара удовлетворять те или иные потребности человека», потребительная стоимость есть категория субъективно-синтетическая: она отражает субъективную оценку покупателем товара во всей совокупности его свойств, и эта оценка выражается в его готовности заплатить за товар ту или иную цену.

Первое академическое определение товароведения дал в конце XVIII века Иоганн Бекман:

Современные варианты определения товароведения:

научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации.

— Большая Советская энциклопедия, 1977.

* * *

прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировании и хранении — Большой Энциклопедический Словарь, 2005.

Не появлявшееся в научных трудах до 1990-х годов сочетание потребительская стоимость является результатом небрежного обращения с исторически сложившимся категориальным аппаратом. Термин потребительная стоимость фигурирует в экономической теории более полутора веков, и весомых обоснований необходимости его замены пока науке не представлено.

Ввиду указанных выше принципиальных различий между научными категориями потребительСКие свойства и потребительНая стоимость, новообразование «потребительСКая стоимость» трудно признать доброкачественным, так как оно приводит к смешению двух разных понятий. Как справедливо заметил В.Чеховский:

если одно слово может иметь несколько значений, то понятие, напротив, всегда однозначно. Будь иначе, наука, оперирующая как раз понятиями, потеряла бы всякий смысл.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я