Гражданская наука

Гражданская наука (англ. Citizen science) и гражданин-учёный — концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев, многие из которых могут быть любителями, то есть не иметь предварительного научного образования и подготовки по специальности.

Использование граждан-учёных часто позволяет учёным более успешно добиваться их целей, чем было бы возможно без их участия. Кроме того, эти проекты направлены на поощрение общественного участия в исследованиях, а также в науке в целом. Некоторые программы разработаны специально для использования школьников. Также гражданская наука является одним из подходов к неформальному научному образованию. Чтобы охватить все эти несколько значений концепции, некоторые работники в области теперь говорят об «участии общественности в научных исследованиях».

Гражданская наука связана с программами продолжительного действия по общественному экологическому мониторингу рационального использования природных ресурсов и часто используется как форма образования и пропаганды, чтобы содействовать пониманию общественностью науки. В последние годы, однако, эти проекты становятся все более сосредоточены на выгодах для научных исследований.

Нынешняя форма гражданской науки, которая развивалась на протяжении последних двух десятилетий, больше внимания уделяет научно обоснованной практике и измеримым целям для общественного образования, чем аналогичные более ранние программы. Современная гражданская наука отличается от её исторических форм в первую очередь доступностью и масштабом участия общественности; развитие технологии называется в качестве одной из основных движущих сил недавнего взрывного роста гражданской науки.

Пол Фейерабенд (в своей книге «Наука в свободном обществе», 1978) и Эрвин Чаргафф («Heraclitean Fire», 1979) настоятельно призвали к «демократизации науки» и «любительству вместо предвзятых ради денег технических бюрократов», соответственно. Эрвин Чаргафф хотел вернуться к науке, которую двигали «любящие природу непрофессионалы» (такие, например, как Декарт, Ньютон, Лейбниц, Буффон и Дарвин).

Развитие гражданской науки вошло в число пяти ведущих тенденций на ближайшие пять лет по прогнозу компании IBM, сделанному в 2010 году.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я