Связанные понятия
Диа́стола (др.-греч. ἡ διαστολή «растяжение, расширение, разрежение») — фонетическое явление в античном стихе; удлинение краткого слога metri causa (по требованию метра); то же, что эктазис. Например, в др.-греч. μουσαι может быть удлинён дифтонг αι; в лат. mīles может быть удлинён второй слог (см. mīlēs sagittas et celerem fugam, Hor. Carm. II XIII 17), что даст возможность произнести стопу как не как трохей (—U), но как спондей (— —).
Экта́зис (др.-греч. ἡ ἔκτᾰσις, растяжение) — фонетическое явление в античном стихе; удлинение краткого слога metri causa (по требованию метра); то же, что диастола. Напр. в древнегреческом в слове «Μουσαι» может быть удлинён дифтонг αι; в латинском «mīles» может быть удлинён второй слог (mīlēs sagittas et celerem fugam, Hor. Carm. II XIII 17), что даст возможность произнести стопу как не как трохей —U, но как спондей ——. Явление эктазиса происходит как правило в том случае, когда короткий слог попадает...
Ипоста́са (от др.-греч. ὑπόστᾰσις, сгущение, уплотнение, возникновение) — ритмическое явление в стихе, при котором стопа изменяет своё качество, но сохраняет количество.
Пирри́хий (греч. πυρρίχιος от πυρρίχη «древнегреческий военный танец с оружием критян и спартанцев») в греческом стихосложении представлял собою стопу, состоящую из двух кратких слогов (U U). Иррациональным пиррихием называлась такая стопа, в которой один из слогов имел бо́льшую долготу (которая не могла быть выражена целой морой), чем другой (позднее, может быть, и зачатки ударности). Пиррихий встречается либо в логаэдических размерах, либо в случае стяжения.
Мо́ра (лат. mora, промежуток времени, время), тж. хро́нос про́тос (др.-греч. χρόνος πρῶτος, первоначальное время), те́мпус при́мум (лат. tempus primum, первоначальное время) в античном стихосложении — единица измерения количества стопы, самая малая единица счёта времени в стихе.
Упоминания в литературе
В результате проведенных нами исследований удалось установить, что ЗП систолы и диастолы к кардиоциклу, систолы к диастоле у мужчин и женщин выявлялись при разных частотах сердцебиений (Малов Ю. С., 2008; 2009). Эти отношения, близкие к 0,618, наблюдались у мужчин при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 64 уд/мин, у женщин – 55 уд/мин. При увеличении ЧСС уменьшается продолжительность систолы и диастолы, но при этом время диастолы сокращается быстрее, чем систолы. Продолжительность систолы становится больше, чем
продолжительность диастолы. При ЧСС 168 уд/мин у мужчин и 144 уд/мин у женщин отношение систолы к кардиоциклу составляет 0,618, диастолы к кардиоциклу – 0,382, а отношение систолы к диастоле приближается к величине ЗП, соответствующей 1,618. Частоты сердечных сокращений, при которых наблюдается ЗП, у женщин соответствуют числам Фибоначчи, у мужчин – близки к ряду чисел, полученных от сложения через одно чисел Люка (65 и 170). Этот ряд представлен следующими числами: 15, 25, 40, 65, 105, 170 и т. д. Деленные на 5, они дают ряд чисел Фибоначчи. Следует заметить, что отношение максимальной ЧСС к оптимальной, наиболее экономичной, у женщин составляет 2,618, или квадрат 1,618, у мужчин – 2,625, или квадрат 1,620.
Тоны сердца. При сокращении сердца возникают колебания звуковой частоты (15–400 Гц), передающиеся на грудную клетку, где их можно выслушать ухом, стетоскопом или зарегистрировать с помощью микрофона. Различают четыре тона: I и II тоны называют облигатными, т. к. они выслушиваются постоянно, III и IV тоны относят к факультативным, они не всегда выявляются. Первый тон (систолический) возникает в результате закрытия предсердно-желудочковых клапанов, колебания их сухожильных нитей и напряжения стенок желудочков. Второй тон (диастолический), более короткий, связан с закрытием полулунных клапанов. Третий тон возникает в результате быстрого наполнения кровью желудочков и отражает вибрацию их стенок. Четвертый
тон возникает в момент систолы предсердий, предшествует первому тону и связан с выбросом крови из предсердий в желудочки.
I тон сердца (систолический) состоит из нескольких компонентов. Исходя из этого тон называется клапанно-мышечно-сосудистым. Четвертый компонент тона предсердный. Предсердный компонент связан с колебаниями стенок предсердий во время их систолы, при выталкивании крови в желудочки. Этот компонент является первым составляющим первого тона, он сливается со следующими компонентами. Клапанный компонент тона связан со звуковыми эффектами, возникающими во время движения атриовентрикулярных клапанов в систолу желудочков. Во время систолы давление в желудочках повышается, и закрываются предсердно-желудочковые клапаны. Мышечный компонент связан со звуковыми эффектами, возникающими в результате колебания стенок желудочков
во время их сокращения. Систола желудочков направлена на выталкивание объема крови, содержащегося в них в аорту (левый желудочек) и легочный ствол (правый желудочек). Движение крови под высоким давлением вызывает колебание стенок крупных сосудов (аорты и легочного ствола) и сопровождается звуковыми эффектами, также составляющими первый тон.
Чередование систолы и диастолы происходит под влиянием внутреннего автоматизма сердца; генерация импульсов и их распространение по миокарду происходит в особых, ответственных за это структурах; патология этих образований приводит к различным нарушениям сердечного ритма.
Каким образом работает сердце? Его функционирование представляет собой циклический процесс. Условно каждый цикл делится на период сокращения – систолу и период расслабления – диастолу. Сокращением и расслаблением сердца принято считать систолу и диастолу желудочков. В систолу при сокращении миокарда кровь выбрасывается из камеры сердца, а в диастолу – поступает в нее.
Имеет место некоторое запаздывание систолы правых камер сердца к систоле левых, что нормально для здорового сердца. В период сокращения возникающие в миокарде напряжения порождают рост внутрижелудочкового давления. Объем крови в желудочке не изменяется, а напряжения в стенке возрастают. Период сокращения продолжается до того момента, когда давление крови в желудочках не станет равным давлению в легочном стволе или аорте. Как только оно становится большим, клапаны открываются, и начинается период изгнания крови. Диастолу желудочков образуют периоды расслабления и диастолического наполнения, когда в желудочки поступает наибольший объем крови. Кровь из предсердий приходит в желудочки пассивно за счет предсердно-желудочковой разницы давления. Как только уровень давления выравнивается, начинается систола предсердий. В этой фазе оставшаяся порция крови активно перемещается в желудочки.
Связанные понятия (продолжение)
Метри́ческое стихосложе́ние , сокращённо ме́трика (от др.-греч. μέτρον «длина, протяжение, размер»), также квантитати́вное стихосложе́ние (от лат. quantitas «количество») — система стихосложения, при которой в стихе фиксируется только количество просодического времени.
Анакла́за (тж. анакла́зис; др.-греч. ἀνάκλασις, изгиб, поворачивание, поворот) в античном стихе — перемена местами соседних долгого и краткого слогов в некоторых метрах, например, у Анакреонта вместо группы U— U— встречается —U U—.
Силлаби́ческое стихосложе́ние или изосиллаби́зм (др.-греч. σοσυλλαβία — равносложность, от ἴσος — равный и συλλαβή — слог) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений и схеме их расположения.
Ана́круса, также анакру́за (др.-греч. ἡ ἀνάκρουσις «отталкивание; попятное движение, обратный ход») — термин в стиховедении, относящийся к начальным слогам стиха. По отношению к метрическому, силлабо-метрическому и силлабо-тоническому стихосложениям определяется различным образом.
Подробнее: Анакруза
Афере́за (др.-греч. ἡ ἀφαίρεσις — отнятие, лишение, убывание; грам. опущение начальной буквы) — фонетическое явление; в широком смысле, выпадение начального звука в слове, главным образом безударного гласного. Аферезу можно считать частным случаем синкопы.
Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях...
Стихосложе́ние , или версифика́ция (от лат. versus «стих» + facio «делаю»), — учение о принципах стихотворной организации речи, о способах организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу, стиховедение. В более узком смысле под стихосложением понимается конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.
Синкопа (др.-греч. συγκοπή, буквально — «обрубание, сокращение») в лингвистике — фонетическое явление, заключающееся в выпадении как правило безударного звука, или группы звуков, или даже целого слога в слове (чаще всего в середине слова, так как для обозначения выпадения звука/звуков/слога в начале и конце слова есть отдельные понятия — афереза и апокопа соответственно).
До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — стиховедческий термин, использовавшийся различными теоретиками стихосложения в различных значениях. Все эти значения сводятся к тому, что дольник — одна из форм чисто тонического стиха (см. тоническое стихосложение), тем не менее, границы того, что считать дольником, у разных теоретиков различаются. Согласно Холшевникову, дольник возникает, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами (иктами) в случайных...
Синизе́са (тж. синидзе́сис, синидзе́са; др.-греч. ἡ συνίζησις, от гл. συνιζάνω — «сжимаю, стягиваю, уплотняю») — фонетическое явление в греческом стихе; стяжение двух смежных гласных, не подвергающихся номинальному слиянию, в дифтонг. Напр. Πηληϊάδεω Ἀχιλῆος (Hom. Il. I 1), где в один слог стягивается окончание εω, номинально произносящееся в два слога. В отличие от красиса, при синедзезе на письме остаются оба гласных; слияние при произношении производит читатель. В большинстве случаев явление синедзезы...
Диере́за (тж. диере́зис, диэре́зис) (др.-греч. ἡ διαίρεσις, деление, членение, различение) — фонетическое явление в античном стихе; раздельное произношение крайних гласных на словоразделе, в хиатусе; отсутствие номинальной для этого случая апокопы или элизии. Напр. «Ō ēt dē Latiō, ō ēt dē gēnte Sabīna» (Ovid. Metam. XIV 832), где все смежные гласные произносятся отдельно. В большинстве случаев явление диерезы происходит metri causa (по требованию метра) и вызвано необходимостью сохранить позицию...
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.
Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние (от греческого «συλλαβή» — «слог» и «τόνος» — «ударение») — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например...
Спонде́й (др.-греч. σπονδή «<культовое> возлияние») в квантитативной классической метрике — стопа, состоящая из двух долгих слогов. В квалитативной силлаботонике спондей трактуется как ямбическая стопа со сверхсхемным ударением; в такой спондеической стопе возникают два силовых ударения подряд.
Синере́за (тж. синере́зис) (др.-греч. ἡ συναίρεσις, собирание, соединение, сокращение) — фонетическое явление в латинском стихе; стяжение двух смежных гласных, не подвергающихся номинальному слиянию, в дифтонг. Напр. Quodsi pudica mulier in partem iuvet (Hor. Ep. II 39), где в один слог стягиваются гласные ie в слове «mulier», номинально произносящееся в три слога. В большинстве случаев явление синерезы происходит metri causa (по требованию метра). В греческом стихе аналогичное явление — синизеса...
Универсальная фонологическая классификация Хомского-Халле — классификация сегментов речи по дистинктивным признакам, имеющим артикуляционный характер. Была предложена американскими лингвистами Ноамом Хомским и Морисом Халле в 1968 году в их общей книге «Звуковая модель английского языка».
Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи...
Да́ктиль (др.-греч. δάκτυλος «палец») — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.
Гла́сные — тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.
Аккомода́ция (от лат. accommodatio — приспособление) — один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. Аккомодация может быть прогрессивной или регрессивной.
Икт (лат. ictus «удар», «толчок»), ритмическое ударение в стихе, фиксирующее его уникальную структуру.
Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим — ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных — оглушение — также очень распространена в ряде языков...
Экску́рсия (или при́ступ) в фонетике — начальная фаза в процессе артикуляции звука речи, за которой следуют выдержка и рекурсия (или отступ).
Фона́ция в фонетике — использование гортани для порождения звука, который позже модифицируется в ходе артикуляционных движений речевого тракта. Традиционно считалось, что источником звука (то есть инструментом фонации) является только гортань, однако в последние годы появились работы, описывающие типы фонаций в других областях речевого тракта.
Антиспа́ст (греч. antispastas — противоположный) — стихотворный размер, состоящий из четырёхсложной стопы по схеме: ∪ – – ∪, в которой два средних слога долгие, а первый и последний — короткие, комбинация ямбической и хореической стоп (ямбохорей).
Фонология языка иврит развивалась постепенно с древнейших времен. Помимо современных и исторических вариантов, выделяют литургические нормы произношения, применяемые при чтении Танаха и молитв в еврейских общинах.
Тон в лингвистике — использование высоты звука для смыслоразличения в рамках слов/морфем. Тон следует отличать от интонации, то есть изменения высоты тона на протяжении сравнительно большого речевого отрезка (высказывания или предложения). Различные тоновые единицы, имеющие смыслоразличительную функцию, могут называться тонемами (по аналогии с фонемой).
Трисиллабическое сокращение (англ. Trisyllabic laxing или англ. trisyllabic shortening) — лингвистический термин для обозначения каждого из трёх процессов в английском языке, при которых напряжённые гласные (долгие гласные или дифтонги) смягчаются и сокращаются (то есть становятся монофтонгами) при нахождении во втором слоге слова, которому предшествует безударный слог.
Эли́зия (лат. elisio, выдавливание, выталкивание) — фонетическое явление в латинском стихе; заключается в том, что при чтении опускается 1) гласный на конце слова, 2) последний гласный в слове, если за ним следует «m» — если следующее слово начинается с гласного или сочетания «h» + гласный. Напр. Atque ubi iam patriae perventum ad limina sedes (Verg. Aen. ΙΙ 643) читается как ‘át-ku-bi-jám-pat-ri-áj-per-vén-tad-lí-mi-na-sé-des’. В греческом стихе аналогичное явление — апокопа.
Эпенте́за (др.-греч. ἡ ἐπένθεσις, вставка) — фонетическое явление, добавление одного или более звуков в слово; согласного (лат. excrescentium, нарост) или гласного (т. н. анаптиксис, др.-греч. ἡ ἀνάπτυξις, вставка).
Тенденция к возрастающей звучности (англ. law of rising sonority) — общее название совокупности фонетических законов, действовавших в праславянском языке в период приблизительно с I по IX век н. э. Тенденция к возрастающей звучности запрещала определённые сочетания согласных в рамках одного слога. В пределах одного слога менее звучные фонемы должны были предшествовать более звучным, но не наоборот.
Зия́ние (также хиа́тус, гиа́тус от лат. hiātus) — стечение подряд нескольких гласных звуков внутри слова или на стыке двух слов; например, зияние внутреннее: «поэзия»; зияние внешнее: «Анастасии и Ирины», «на аэродроме». Может быть стилистическим приёмом или речевой ошибкой. Устранение зияния путём пропуска одного (или нескольких) из гласных называется элизией.
Инверсия в поэзии (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) — нарушение порядка ударений в стихе. Словесное ударение находится не на ожидаемом месте стиха, а падает на соседний слог (слоги оказываются "переставленными", инвертированными).
Музыка́льное ударе́ние — лингвистический термин, означающий способ интонирования слова или фразы, при помощи изменения единиц просодии (мор), или мелодики слоговых фонем по высоте звука. Данное ударение следует отличать от тонального ударения. Высота звука может быть смыслоразличительной. Примеры японского музыкального ударения: «край» (яп. 端 хаси), «палочки для еды» (яп. 箸 ха↓си) и «мост» (яп. 橋 хаси↓). Музыкальное ударение присутствует в некоторых скандинавских, южнославянских языках, в древнегреческом...
Дифтонгоиды (др.-греч. δί-φθογγον, δί-φθογγος от др.-греч. δίς (δῐ-) — «дважды, двукратно» + др.-греч. φθόγγος — «голос, звук», буквально «с двумя звуками» или «с двумя тонами») — это гласные, звучание которых неоднородно. Дифтонгоиды начинаются или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции; характеризуются скользящей артикуляцией, но степень скольжения в них значительно слабее, чем, например, у дифтонгов. В них не происходит радикального изменения качества...
Время начала озвончения (ВНО; англ. voice onset time — VOT) — интервал между началом размыкания смычки взрывного согласного и моментом начала колебания голосовых связок. Используется в фонетике для различения взрывных согласных с разной звонкостью, обычно применяется к взрывным в начальной позиции. Термин был введён в широкое употребление американскими фонетистами Л.Лискером и А.Абрамсоном в 60-е годы XX века.
В этой статье описывается фонетика и фонология литературного украинского языка. О фонетике украинских диалектов смотрите статью украинские диалекты. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.
Подробнее: Украинская фонетика
Реку́рсия (или о́тступ) в фонетике — заключительная фаза в процессе артикуляции звука речи, следующая за экскурсией (приступом) и выдержкой.
Фоне́тика (греч. φωνηεντικός «звуковой» от φωνή «звук») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию.
Анастро́фа (др.-греч. ἡ ἀναστροφή — перевертывание, опрокидывание, поворачивание) — фигура речи, изменение прямого порядка слов в словосочетании на непрямой без нарушения содержания. В античном стихосложении, в частности греческом, анастрофа — перестановка двусложного предлога таким образом, что предлог ставится после управляемого им существительного и ударение в нем перемещается на первый слог. Напр. κᾰτά Ἀτρειδῶν изменяется в Ἀτρειδῶν κάτα, περί τοῦτον в τοῦτον πέρι. При этом анастрофе не подвергаются...
Веляриза́ция (лат. velum «завеса») — дополнительная артикуляция (точнее, сложная одновременная консонантная артикуляция), при которой задняя часть спинки языка приближается к мягкому нёбу. Иначе говоря, на артикуляцию согласного накладывается дополнительная -образная язычная артикуляция. Звук, артикулируемый с веляризацией, называется веляризованным. Для заднеязычных согласных эта артикуляция является основной, откуда их другое название — велярные.
Античная метрика (от лат. antiquus — древний и греч. μέτρον — мера) — система строения стиха в древнегреческой литературе, усвоенная затем и древнеримскими поэтами. Она основана на стопах с определённой ритмической группой долгих и кратких слогов, повторяющейся в стихе. Краткий слог состоит из краткого гласного звука или согласного с гласным, его длительность составляет «хронос протос», — одну мору, или долю; следовательно, краткий слог — это одноморный (однодольный) слог. Долгий слог обычно бывает...
Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.
Подробнее: Звонкие согласные
Ритм перепела — это аускультативный феномен, наблюдаемый у больных с митральным стенозом, то есть у тех у кого в сердце сужено отверстие между левым предсердием и левым желудочком.
Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Относится к просодическим элементам, является одним из компонентов интонации. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность...
Упоминания в литературе (продолжение)
Возможно возникновение экстрасистолии у физически тренированных людей (спортсменов). Экстрасистолы могут возникать подряд по две или более – парные или групповые. Ритм сердца, при котором за каждой нормальной
систолой следует внеочередное сокращение, называют экстрасисталией. Особенно опасны ранние экстрасистолы, возникающие вместе с зубцом Т. Политопные экстрасистолы возникают в разных очагах и на разных уровнях и различаются между собой формой экстрасистолического комплекса.
3) по продолжительности –
длинные, занимающие всю систолу (например, систолический шум при митральной недостаточности) или диастолу (встречается шум, занимающий всю диастолу при митральном стенозе), и короткие;
Разница между давлением в периоды систолы
(сокращения) и диастолы (покоя) называется амплитудой артериального давления. Она так же важна, как и оба значения давления. Ведь если амплитуда слишком большая, это значит, что сосуды вынуждены работать с огромным напряжением, фактически на износ. И на самочувствии это отражается сами знаете как. Давление, что создается сердцем в артериях, зависит от силы сердечной мышцы и количества ударов сердца. Если количество ударов от волнения, физических нагрузок и так далее увеличится, то, соответственно, возрастает и значение артериального давления. Нетренированное, ослабленное или больное сердце, с небольшой силой сердечной мышцы не может создать сокращением необходимое давление и компенсирует этот недостаток частотой сокращений, обеспечивая, таким образом, необходимый организму приток крови.
Порок сердца – состояние, характеризующееся пролабированием одной или обеих створок митрального клапана в полость левого предсердия, что обычно
происходит во второй половине систолы желудочков (в фазе изгнания). Пролапс означает «выбухание».
Пульс чаще всего высокий, скорый. Это объясняется отсутствием сужения на путях оттока из левого желудочка в начале
систолы, но затем при сокращении мощной мускулатуры появляется «функциональное» сужение путей оттока, вследствие чего пульсовая волна снижается преждевременно.
1) область верхушечного толчка – выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца
во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке;
В результате левый желудочек сильно растягивается увеличенным количеством крови и во время систолы стремится изгнать всю эту кровь в аорту. При этом максимальное измеряемое давление крови повышается. А вот минимальное давление иногда снижается из-за быстрого обратного перетекания части крови в левый желудочек. Однако цели компенсации достигнуты, и кровоснабжение организма практически не страдает, так как в аорте после каждой
систолы остается необходимое количество изгнанной сердцем крови, а в левый желудочек возвращается добавочная, «компенсационная» ее часть.
Недостаточность техстворчатого клапана – неполное смыкание створок клапана, вследствие чего
часть крови во время систолы попадает из правого желудочка в правое предсердие. Недостаточностьклапана может быть абсолютная или относительная. В первом случае причиной нарушения являются поражения трехстворчатого клапана и его створок. Причиной относительной недостаточности является поражения мышцы правого желудочка, в результате чего растягивается клапанное кольцо. Относительная недостаточность трехстворчатого клапана встречается в 3 раза чаще, чем органическая.
Чем же определяется кровяное давление? Сердце работает беспрерывно, при этом в минуту оно совершает около 60—70 ударов, при повышенной физической нагрузке, а также во время занятий спортом число сердечных сокращений увеличивается до 110—140. С каждым сердечным сокращением в аорту под давлением поступает 50—80 г крови, обогащенной кислородом. Цикл работы сердца состоит из двух фаз: поочередного сокращения и расслабления сердечной мышцы. Фаза сердечного цикла, во время которой
сердечная мышца сокращается, называется систолой.
Чем же определяется кровяное давление? Сердце работает беспрерывно, при этом в минуту оно совершает около 60–70 ударов, при повышенной физической нагрузке, а также во время занятий спортом число сердечных сокращений увеличивается до 110–140. С каждым сердечным сокращением в аорту под давлением поступает 50–80 г крови, обогащенной кислородом. Цикл работы сердца состоит из двух фаз: поочередного сокращения и расслабления сердечной мышцы. Фаза сердечного цикла, во время которой
сердечная мышца сокращается, называется систолой.
– двойной тон Траубе – громкие («пушечные»)
двойные тоны (соответствуют систоле и диастоле) над бедренной артерией.
Определение давления основано на выслушивании с помощью стетоскопа артериальных тонов ниже места сдавления артерии. При помощи сдавления периферической артерии ток крови в ней полностью прекращается и при выслушивании сосуда тоны не слышны. При уменьшении давления в манжетке, что достигается выпусканием из нее воздуха, кровь
во время систолы начинает проходить через сдавленную артерию и выслушиваются тоны. Момент появления 1-го тона соответствует систолическому (максимальному) артериальному давлению. Тоны продолжают выслушиваться до тех пор, пока давление в манжетке будет больше давления в артерии. В тот момент, когда давление в манжетке сравняется с минимальным давлением в артерии, ток крови станет линейным и тоны перестанут выслушиваться.
Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка и проходит через весь организм. Ритмичные сокращения сердца обеспечивают движение крови.
Сокращение сердца называется систолой, а расслабление – диастолой. Частота сокращений сердца зависит от действий блуждающего и симпатического нервов: возбуждение симпатического нерва учащает сердечный ритм, возбуждение блуждающего замедляет его. Чередование систолы и диастолы обеспечивает движение крови в большом круге кровообращения. В связи с тем, что сердце сокращается, артерии сужаются во время диастолы, а затем сердце расслабляется, артерии расширяются во время систолы, давление крови в аорте и артериях постоянно меняется (в норме: от 80 мм рт. ст. до 120 мм рт. ст.).
Одним из ранних проявлений со стороны сердца при артериальной гипертензии является нарушение активного расслабления левого желудочка в фазу диастолы, т. е. диастолической функции миокарда левого желудочка. Напомним, что в фазу диастолы левый желудочек активно расслабляется, его полость расширяется и наполняется кровью, поступающей из малого круга кровообращения (прошедшей через легкие и насыщенной кислородом). В фазу систолы желудочек сокращается и выбрасывает кровь в большой круг кровообращения. Когда же желудочек не может полноценно расслабиться в фазу диастолы, его камера недостаточно расширяется и не может принять весь необходимый объем крови. Следовательно, меньший объем крови поступит в
большой круг в фазу систолы.
Во время сокращения сердца,
т. е. во время систолы, артериальное давление крови поднимается, и это называют максимальным, или систолическим, давлением. Во время диастолы артериальное давление падает, и это давление принято называть минимальным, или диастолическим. В медицинской практике повсеместно артериальное давление измеряют в плечевой артерии. Для этого нужно занять удобную позу сидя или лежа, рука должна лежать в расслабленном состоянии ладонью вверх. Манжетка тонометра накладывается на плечо на 2 см выше локтевого сгиба так, чтобы между ней и поверхностью плеча проходил указательный палец. Перед наложением манжетки воздух из нее удаляется. Фонендоскоп прикладывают в локтевом сгибе на плечевую артерию без надавливания. Перед тем как приложить фонендоскоп, я советую вам определить место пульсации плечевой артерии (именно там и нужно зафиксировать фонендоскоп). Появление тонов сердца при выслушивании соответствует максимальному давлению, а их исчезновение – минимальному.
Вернемся к сократительной деятельности сердца. Во время сокращения предсердий желудочки расслаблены, и наоборот. Сначала сокращаются предсердия, затем – желудочки, потом наступает короткая пауза между сокращениями (и предсердия и желудочки расслаблены), после чего цикл
повторяется. Сокращение сердца называется систолой, расслабление – диастолой.
Может ли сердце не работать, то есть находиться в состоянии
покоя? Может. Период систолы (сокращения) предсердий и желудочков чередуется с диастолой – расслаблением сердечной мышцы. Во время диастолы кровь направляется из вен в предсердия, затем при сокращении предсердий она поступает в желудочки, которые еще расслаблены. Таким образом, время систолы и диастолы желудочков и предсердий различно.
Электрокардиография (ЭКГ) является важным методом диагностики утомления. В состоянии острого утомления
отмечаются признаки перегрузки желудочков сердца и диффузные изменения миокарда (уплощение зубца Т, удлинение электрической систолы и предсердно-желудочковой проводимости, отрицательный зубец Т в III и II отведениях). В основе дистрофических изменений в мышце сердца лежит недостаточное коронарное кровообращение и развитие гипоксии.
При дальнейшем нарастании нарушения гемодинамики, обусловленном изменением соотношения между МОК и ОЦК, ухудшением почечного кровотока
и систолы сердца появляется быстрая утомляемость при обычной физической нагрузке, одышка, увеличение пульса, акроцианоз.
Сокращение сердца (когда оно выбрасывает
кровь в артерию) называется систолой, расслабление (когда оно заполняется притекающей по венам кровью) – диастолой.