Дольник

До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — стиховедческий термин, использовавшийся различными теоретиками стихосложения в различных значениях. Все эти значения сводятся к тому, что дольник — одна из форм чисто тонического стиха (см. тоническое стихосложение), тем не менее, границы того, что считать дольником, у разных теоретиков различаются. Согласно Холшевникову, дольник возникает, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами (иктами) в случайных местах сокращается с двух слабых слогов до одного, и это на сегодня наиболее распространённое понимание термина. Некоторые теоретики считают дольником и более расшатанный стих, в котором величина междуиктового интервала колеблется от 0 до 2 (именно такое определение предлагала Литературная энциклопедия 1929—1939). Квятковский же, активно разрабатывавший свою альтернативную терминологию, в своём «Поэтическом словаре» описывает дольник как «крайне условный термин». Тем не менее, на сегодня наиболее распространённым пониманием термина является описанное у Холшевникова: «Основной признак дольников: интервалы между иктами переменны, то два слога, то один, обычно с преобладанием 2-сложных, что создает ощутимую инерцию 3-сложников.»Таким образом, дольник есть вид тонического стиха, в котором междуиктовый интервал колеблется в пределах от одного до двух слогов. Важным условием отнесения стиха к дольнику является тот факт, что чередование односложных и двухсложных интервалов между иктами должно быть случайным. В том случае, если в пределах стиха или даже строфы наблюдается фиксированная схема, определяющая порядок чередования интервалов различной длины, говорят о логаэде. Ранее использовался также термин «паузник», но в настоящий момент он употребляется редко, так как в современном стиховедении не несёт смысла, отличного от смысла термина «дольник».

Более расшатанные формы тонического стиха обозначаются терминами тактовик и акцентный стих. У тактовика колебания длины междуиктового интервала составляют два слога (иногда выделяют «расшатанные тактовики» с колебаниями в три), в акцентном стихе нет ограничений на величину колебаний. Расцвет дольников в русском стихосложении начинается в период Серебряного века, когда эту форму активно применяет целый ряд крупнейших русских поэтов (Брюсов, Блок, Ахматова, Гумилёв, Есенин и другие) и продолжается поныне. Разновидностью дольника можно считать и русский гекзаметр.

Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я