Семипоклонный начал

Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое старообрядцами в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы.

Текст молитвы:

  1. Боже, милостив буди мне грешному.
  2. Создавый мя Господи, помилуй мя.
  3. Без числа согреших Господи, помилуй и прости мя грешнаго.
  4. Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженую и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем.
  5. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
  6. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.

Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец.

В конце каждого из первых семи стихов совершается крестное знамение: с первого по третий и с пятого по седьмой — с поясным поклоном, на четвёртом (после «Достойно есть») - с великим земным поклоном. В конце восьмого стиха совершается земной поклон без крестного знамения.

После реформ Патриарха Никона в обряде Русской Православнной Церкви вместо семипоклонного начала в качестве предначальной обычно используют следующую молитву:

Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас.Несмотря на то, что молитвенное правило для мирян имеет, в общем, рекомендательный характер, и поэтому различия в текстах личных молитв не должны иметь принципиального значения, многие старообрядцы воспринимают семипоклонный начал, как один из элементов, отличающий их от новообрядцев. Так у некоторых старообрядческих согласий (например — «спасовцев») семипоклонный начал даже использовался в качестве правила приёма в свою веру.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я