Связанные понятия
Фо́рум (лат. forum) — типология общественного пространства в древнеримском градостроительстве; центральная городская площадь, сформированная несколькими общественными зданиями, где протекала общественная жизнь города, уличная жизнь под открытым небом, заключались сделки, велись переговоры.
Гипокауст (лат. hypocaustum, от др.-греч. ὑπο- — приставка со значением под- и καυστός — горячий, раскалённый, подогретый) — наиболее распространённый тип классической античной, в особенности древнеримской, отопительной системы, предназначенной для обогрева одноэтажных зданий. Представлял из себя открытое пространство под полом, которое обеспечивало доступ горячего воздуха в комнаты над ним из печи или камина.
Ри́мский фо́рум (лат. Forum Romanum) — форум в центре Древнего Рима, вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций, курию, и приобрел политические функции.
Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных ниже их источников.
Перисти́ль (перистилиум) — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др.-греч. περίστῡλος («окружённый колоннами» от др.-греч. περί- «вокруг» и др.-греч. στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в Древнем Египте, Персии и т. п.
Упоминания в литературе
Большинство моделей нехрамовой архитектуры относятся к категории вотивных, в том числе – башня и портик из Вульчи, которые, возможно, изображают здания, построенные рядом со святилищем. Как вотивный предмет интерпретируют каменную модель купальни, приобретенную на рынке древностей в Таормине и ныне хранящуюся в Академическом художественном музее в Бонне: в ней к водоему, связанному с резервуаром с помощью небольшого канала, ведет пролет лестницы, что представляет собой систему, которая известна по устройству римских
терм . Водолечебницы обычно находились при святилищах, поэтому больной вполне мог поднести эту модель экс-вото божеству-целителю. В стране тревиров модели вилл можно рассматривать наряду с другими моделями, выполнявшими функции вотивных и священных предметов: это хранящиеся в Музее истории и искусства Люксембурга храм в антах с троном богини-матери и странное здание, где высокий вход под фронтоном, фланкирован колоннами. Сюда же следует отнести модели-эдикулы, которые символизировали большое жилище и могли служить для отправления домашнего культа, как, например, ларарии, которые часто изображали здание.
Широкой известностью в Древнем Риме пользовались императорские бани (
термы ). Они назывались так потому, что каждый новый император, восходя на престол, считал обязательным построить какой-нибудь новый банный комплекс, чтобы завоевать тем самым популярность в народе (так оно и случалось). При этом каждое новое сооружение старались построить больше и роскошнее, чем предыдущие. Например, знаменитые термы Каракаллы, появившиеся в 215 г. вмещали сразу 2500 человек, а сидячих мест из мрамора здесь было 1600.
Неисчерпаемо богатым оказалось римское наследие. Уже в I веке до н.э. перед общественными зданиями и жилыми домами разбивались по правильной сетке участки с подстриженными деревьями, цветниками, водоемами, садками для рыб, статуями, а с обратной стороны – тенистые парки. Множество прекрасных вилл окружало Рим и другие италийские города. Общество охватило увлечение громадными садовыми ансамблями. Достаточно назвать знаменитую виллу императора Адриана в Тиволи с ее сложным и разнообразным садовым устройством. На испанской земле о произведениях искусства такого размаха и масштаба судить невозможно, да и вряд ли они могли создаваться в таком объеме и на таком художественном уровне. Подобно тому как существовавшие в каждом испанском городе
термы уступали в размерах и роскоши термам Рима, так и устройство садов выглядело проще и скромнее. Современное же представление о садах испанской провинции связано с более ограниченной сферой их применения, как части здания, с образом перистильного сада городских домов и загородных вилл.
Однако следует признать, что римляне во много раз превзошли древних греков в строительстве парных бань, которые у них назывались
термами . По свидетельству римского историка Марцелина, площади пространства терм были колоссальны и могли поспорить с небольшим городом. Одна большая терма занимала до 12 га, и это далеко не предел. А все потому, что римские термы являлись не только банными помещениями, но и общественными, культурными, спортивными, увеселительными заведениями.
В Риме много примеров классического воплощения барочного стиля, недаром во всех отелях наиболее популярной туристической экскурсией является «Барочный Рим». Кстати, совсем недалеко от Санти-Апостоли расположена церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, прекрасный образец римского барокко, надо только развернуться в сторону самого высокого городского холма – Квиринальского, на котором находится официальная резиденция Президента Итальянской Республики и выйти на улицу Виа-дель-Квиринале. Впрочем, если у вас найдётся немного времени, то, пожалуй, стоит подняться и к Квиринальскому дворцу, хотя бы для того, чтобы посмотреть не только на сам дворец, монументальное сооружение Фламинио Понцио, Фонтана и Лоренцо Бернини, но и на громадные античные мраморные изваяния Кастора и Поллукса, некогда стоявшие перед
термами Константина. Оттуда же, из античности, и гранитные чаши фонтанов, и ещё из более глубокой древности – пятнадцатиметровый обелиск, вывезенный в своё время из Египта для мавзолея Августа.
Связанные понятия (продолжение)
И́нсула (лат. Insula, МФА (лат.): ) — в архитектуре Древнего Рима — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Инсулы появились не ранее III века до н. э.
Амфитеа́тр (от греч. άμφιθέατρον — «вокруг», «театр», заимствовано через немецкий или фр. amphithéâtre) — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами (римский амфитеатр) либо углублено в землю (греческий амфитеатр).
Преторий или Преториум (лат. praetorium) — палатка полководца и место под неё в лагере римской армии, позже, в Римской империи, этим термином называли штаб императорской гвардии, административное здание, присутственное место, центральную площадь.
Сполии (лат. spolia, букв. «трофеи») — элементы декора, особенно колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений (как правило, языческих храмов) и использовались при строительстве новых зданий (как правило, храмов христианских).
Большая Клоака , Великая Клоака, Клоака Ма́ксима (лат. Cloaca Maxima от лат. cluere — чистить) — часть античной системы канализации в Древнем Риме.
Форум Цезаря (лат. Forum Cæsari, также Forum Iulium) — первый из императорских форумов Рима. Цезарь поручил Цицерону в 54 году до н. э. купить участок земли на сумму 60 — 100 миллионов сестерциев. На этом участке Гаем Юлием Цезарем в 54 — 46 годах до н. э. был построен новый форум как расширение Римского Форума. В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы (Venus Genetrix) и Серебряная базилика (basilica Argentaria), своего рода античная биржа. Вдоль Clivus Argentarius сохранились...
Стоа или стоя (более распространенный вариант русскоязычного произношения) (греч. Στοά — «портик») — в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.
Династия Флавиев (лат. Flavii), иногда именуемая также Первой династией Флавиев — династия римских императоров, правившая в 69 — 96 гг. Основатель — Веспасиан (69—79) — пришёл к власти после Гражданской войны (68—69).
Гимна́сий (др.-греч. γυμνάσιον от др.-греч. γυμνάς — обнаженный, др.-греч. γυμνασία — упражнение, практическое учение, практика) — воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции.
Вилла Армира (возведена в 50—70-е годы I века н. э. — обитаема до конца IV века, около 378 года; болг. Вила «Армира», лат. Villa Armira) — единственная хорошо сохранившаяся пригородная римская вилла на территории Болгарии, а также в пределах бывших римских провинций Балканского региона. Была обитаема как минимум 300 лет. Расположена в горной местности у хребта Восточные Родопы приблизительно в 4 км к юго-западу от города Ивайловград. Представляет собой пышно разукрашенный частный дворец классической...
Мраморный план Рима (лат. Forma Urbis Romae или Forma Urbis marmorea) — античный монументальный план города Рима, созданный в эпоху Септимия Севера в 203—211 годах. До наших дней сохранился фрагментарно.
Аго́ра ́ (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами).
Трикли́ний (лат. triclinium ← др.-греч. τρί-κλῑνον — столовая с тремя застольными ложами от др.-греч. τρεῖς, τρία — три + др.-греч. κλίνη — ложе, кровать) — пиршественный зал, столовая, выделенная в отдельную комнату под влиянием греческой традиции. Римляне ели, возлежа на ложах-клиниях (лектус триклиниарис). В доме могло быть несколько триклиниев. В триклиниях как правило располагалось три ложа буквой П; если их было два, это называлось биклиний.
Большой цирк (лат. Circus Maximus) — в древнем Риме самый обширный ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.
Алтарь Мира (Ara Pacis Augustae) — алтарь в честь римской богини мира, воздвигнутый римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа из Испании и Галлии в 13 году до н. э. Был установлен на северной окраине Рима (северо-восточный угол Марсова поля) и освящён сенатом 30 января 9 года до н. э. Освящение алтаря ознаменовало собой наступление эпохи «римского мира» (Pax Romana).
Ви́лла (лат. villa — загородный дом) — в прошлом в большинстве случаев загородный дом в классическом римском и итальянском стиле, как правило, предназначенный для сезонного проживания. Для строительства стен использовали камень и кирпич, а для отделки и украшения виллы обычно использовали мрамор, ротонды, колонны и фрески.
Одео́н (др.-греч. Ὠιδεῖον или др.-греч. ᾠδεῖον) — здание для проведения певческих и музыкальных состязаний, построенное в Афинах при Перикле. Впоследствии использовалось для различных общественных целей.
Римская империя (лат. Imperium Romanum, др.-греч. Βασιλεία Ῥωμαίων) — постреспубликанская фаза в развитии древней римской государственности, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Единственное государство в истории, которому принадлежало всё побережье Средиземного моря. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени с правления первого императора Октавиана Августа до раздела империи...
Дворец сенаторов (итал. Palazzo Senatorio) — ренессансное общественное здание, построенное в 1573-1605 гг. по проекту Микеланджело на Капитолийском холме в Риме. Сейчас в нём располагается мэрия города Рима.
Пери́птер (др.-греч. περίπτερος — окружённый колоннами, «кругокрылый»; от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма времён архаики и классики; прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой. Расстояние от неё до стен наоса равно одному интерколумнию. Вокруг со всех сторон чаще всего применялся дорический ордер, колонны стояли в один ряд.
Римский театр , как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него. Места для зрителей в римских театрах занимают не больше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней. Сцена имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут с мест для зрителей на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру. Все эти отличия можно наблюдать...
Список римских императоров в хронологическом порядке, курсивом выделены узурпаторы. Не обозначены полководцы, поднявшие восстания против центральной власти, но формально не провозглашённые императорами (за исключением традиционно включаемых, например, Макриан Старший). В качестве соправителей указаны наследники власти (начиная с середины I века статус наследника почти всегда совпадал с титулом цезаря), официальные соправители, иногда — регенты при неактивности императора.
Толос , фолос (др.-греч. θόλος) в древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху толосы часто были культовыми сооружениями (например, асклепион в Эпидавре), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись. Роберт Грейвс отмечает, что греческие подземные толосы, использовавшиеся...
Ри́мская коло́ния (лат. colonia, мн. ч.: coloniae) — городское поселение римских граждан в захваченных Римом землях. Статус колонии обычно предоставлялся крупному или стратегически значимому городскому поселению, которое было основано по постановлению Римского сената или же волей римского народа. Постановление о наделении города статусом колонии выдавали специально назначенные триумвиры или, реже, квинквевиры (triumviri или quinqueviri coloniae deducendae). Римская колонизация опиралась на сеть колоний...
Имплювий (также имплювиум, лат. impluvium от in — «в» + pluvia — «дождь», букв. «водосбор») — бассейн в средиземноморском доме. Впервые возник в древнеиталийском и древнеримском жилище домусе, затем стал необычайно популярен в древнеримской и древнегреческой архитектуре античности, когда в условиях засушливого климата в целях экономии воды древний очаг на дне атриума был убран, и на его месте появился четырёхугольный неглубокий бассейн-имплювий. Дождевая вода стекала в него по четырёхскатному черепичному...
Ростра (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) — в Древнем Риме ораторская трибуна на форуме.
Прона́ос (от др.-греч. τὸ προνάον) — открытая или закрытая пристройка перед входом в храм, передняя, проходная часть античного храма, прихожая, дословно: предзал. Говоря иными словами, пронаос — это преддверие храма; полуоткрытая часть античного богослужебного здания между входным портиком и наосом (целлой). Спереди пронаос часто ограждается двумя колоннами, с боков — стенами в виде антов.
Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом. Экседра может быть открытой или украшенной колоннами. Экседры являлись обязательной частью античных терм и дворцов.
Эди́кула (уменьшит. от лат. aedis дом, храм, часовня), буквально означает небольшой дом или храм. В Древнем Риме слово имело два значения. Эдикулами назывались домашние священные уголки, в которых помещали небольшие алтари или статуи лар и пенатов, покровительствующих семье или домашнему очагу. Название эдикула использовалось также для обозначения небольшой ниши в бо́льших по размеру храмах, опирающейся на пьедестал, увенчанной фронтоном и окружённой колоннами. Именно в последнем значении слово используется...
А́триум или а́трий (лат. atrium от ater «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), каведиум (лат. cavedium «углубление» от cavus «пустой») — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей.
Лупана́рий (также лупана́р, лат. lupānar или lupānārium) — публичный дом в Древнем Риме, размещённый в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupa) — так в Риме называли проституток.
Пале́стра (греч. Παλαίστρα) — частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). В общем смысле, слово Палестра может употребляться как обозначение площадки для упражнений в гимнасии или как синоним учреждения, в котором молодые люди обучаются различным видам спорта.
Римские дороги (лат. viae — дороги; ед. ч. via) — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров.
Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
Гипподром (др.-греч. ἱππόδρομος, от ἵππος — лошадь и δρόμος — бег, площадь для состязаний в беге) — у древних греков и римлян — место, специально предназначенное для проведения конных состязаний, гонок колесниц.
Померий (лат. Pomerium) — античная граница, обозначавшая священные пределы города Рима, его сакральная граница.
Римская религия , как и древнегреческая религия, не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами...
Áкрополь (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь — место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город, населённый земледельцами. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время.
Подробнее: Акрополь
Лимес (лат. Limes — «дорога», «граничная тропа», позже просто «граница») — укреплённый рубеж (вал, стена) со сторожевыми башнями, возведённый на границе Римской империи. Лимес служил Римской империи как защитное сооружение и как средство таможенного контроля. На проходных пунктах велась торговля с «внешним миром». Провинции рядом с лимесом назывались лимитрофами и охранялись лимитанами. Самые известные участки лимеса — это Верхнегерманско-ретийский лимес протяжённостью в 550 км и Вал Адриана в Великобритании...
По́диум (лат. podium, от греч. πόδιον — ножка, основание), по́дий — в архитектуре прямоугольная возвышенная платформа с лестницей с одной, как правило торцевой, стороны и отвесными остальными сторонами.
Римская Греция — период греческой истории после победы Рима над коринфянами в битве при Коринфе в 146 г. до н. э. до переименования города Византия в 330 году в Новый Рим, позднее Константинополь, римским императором Константином I и переноса в него столицы Римской империи.
Ант, анта или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен храма, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для антаблемента. Наиболее часто встречаются в пронаосах древнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.
Подробнее: Анты (архитектура)
Базили́ка (бази́лика; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Прови́нция (лат. provincia) в Древнем Риме — единица административно-территориального деления земель вне Апеннинского полуострова. До реформ Диоклетиана (ок. 296 года) была самой крупной административной единицей, впоследствии входила в состав диоцеза.
О́рдерная арка́да — ряд арочных проемов в стене с применением архитектурного ордера. Ордер частично или полностью теряет своё конструктивное значение — антаблемент является частью стены и перестает быть перекрытием, лежащим на колоннах. Колонны теряют несущую функцию и превращаются в полуколонны (или пилястры). Ордерная аркада представляет собой тектоническое сочетание аркады на пилонах, на пролеты которой наложена ордерная колоннада.
Упоминания в литературе (продолжение)
Возникли крупные ансамбли и отдельные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: форумы, амфитеатры и театры,
термы , крытые рынки, базилики. Впервые распространились 5–6-этажные дома – инкулы и загородные виллы. Римляне проявили себя и как прекрасные инженеры: поскольку границы империи раздвигались, строились мосты и акведуки, некоторые из них служат и сегодня. При этом они не забывали о красоте зданий, особое внимание уделялось также планировке и отделке интерьеров.
Римляне строили форумы, амфитеатры, триумфальные арки,
термы , базилики, грандиозные дворцы и загородные виллы. Римские архитекторы занимались также и сооружением коммуникаций, дорог и мостов. До начала III в. до н. э. архитектура Рима была представлена строгими формами. Здания и сооружения не привлекали взгляда красотой декора и архитектурными излишествами. В последующие века от простоты и суровости Рима не осталось и следа. Завоеванные территории стали неиссякаемым источником богатств. В страну широким потоком хлынули произведения греческого искусства. Если скульптурные портреты и статуи просто вывозили из Греции и устанавливали в Риме, то в архитектуре римляне, используя достижения греческих мастеров, создавали новые методы и формы сооружений.
Одна из самых оживленных магистралей современных Афин – проспект Королевы Амалии – начинается с обширной площади. В древности она называлась непереводимым словом «теменос», под которым подразумевалась священная земля, заранее отведенная под строительство храма. Сегодня к северу от этого места находится участок раскопок. Археологи открыли
термы и остатки домов, некогда располагавшихся на окраине города, вблизи крепостной стены, сложенной из материалов, заготовленных для обители Зевса Олимпийского. В раскопе видны части колонн, которым так и не довелось украсить храм. Обнаруженные детали удивляют отсутствием каннелюр и входят в кладку основания. Судя по крестообразным надпилам, строители тщетно пытались распилить исполинские барабаны, в итоге употребив их целиком.
Аква Вирго снабжал водой
термы (общественные бани) Агриппы, возведенные на Марсовом поле. Вокруг терм были разбиты сады, украшением которых служили многочисленные скульптуры и скульптурные композиции, портики и бассейны. Для постоянного дренажа заболоченной почвы Марсова поля были созданы специальные каналы.
Каждый новый император, восходя на престол, строил общедоступные
термы , тем самым приобретая популярность в народе. Термы, построенные в 215 г. императором Каракаллой, одновременно вмещали 2500 человек, в них было 1600 мраморных сидений.
В XV столетии Париж был разделен на три города, резко отличных друг от друга, независимых, обладавших каждый своей физиономией, своим специальным назначением, своими нравами, обычаями, привилегиями, своей историей: Ситэ, Университет и Город. Ситэ, расположенный на острове, самый древний из них и самый незначительный по размерам, был матерью двух других городов, напоминая собою – да простится нам это сравнение – маленькую старушку между двумя стройными красавицами дочерьми. Университет занимал левый берег Сены, от башни Турнель до Нельской башни; в современном Париже эти места соответствуют: одно – Винному рынку, другое – Монетному двору. Ограда его довольно широким полукругом вдалась в поле, на котором некогда Юлиан Отступник воздвиг свои
термы . В ней находился и холм Святой Женевьевы. Высшей точкой этой каменной дуги были Папские ворота, почти на том самом месте, где ныне расположен Пантеон. Город, самая обширная из трех частей Парижа, занимал правый берег Сены. Его набережная, обрывавшаяся, вернее, прерывавшаяся в нескольких местах, тянулась вдоль Сены, от башни Бильи до башни Буа, то есть от того места, где расположены теперь Провиантские склады, и до Тюильри. Эти четыре точки, в которых Сена перерезала ограду столицы, оставляя налево Турнель и Нельскую башню, а направо – башню Бильи и башню Буа, известны главным образом под именем «Четырех парижских башен». Город вдавался в поля еще дальше, чем Университет. Высшей точкой его ограды (возведенной Карлом V) были ворота Сен-Дени и Сен-Мартен, местоположение которых не изменилось и до сих пор.
Римляне строили форумы, амфитеатры, триумфальные арки,
термы , базилики, грандиозные дворцы и загородные виллы. Римские архитекторы занимались также и сооружением коммуникаций, дорог и мостов. До начала III в. до н. э. архитектура Рима была представлена строгими формами. Здания и сооружения не привлекали взгляда красотой декора и архитектурными излишествами. В последующие века от простоты и суровости Рима не осталось и следа. Завоеванные территории стали неиссякаемым источником богатств.
Многие современные курорты возникли на месте древнеримских
терм . К ним относится болгарский курорт Золотые Пески. В далекие времена здесь находились термы, развалины которых сохранились до наших дней. На месте римских бань и были отстроены общественные бани Софии.
Первые
термы появились задолго до нашей эры и через некоторое время стали так популярны, что богатые римляне проводили в них большую часть времени. Наравне с амфитеатрами они были чем-то вроде культурных центров. Римские же легионеры, завоевывая все новые страны Европы и Азии, распространяли в них и культ бань и омовений.
Тенденции эпохи эллинизма лягут в основу художественного творчества римской эпохи. Римляне долгое время будут пользоваться художественным мастерством греческих скульпторов и живописцев. И только к концу республиканского периода и началу императорского искусство Рима приобретет определенную самостоятельность. Однако прямо связанное с историей и культурой Греции, которая являлась римской колонией, искусство Рима не сформирует новых ярких стилистических тенденций. Оно будет базироваться в основном на традициях эллинистической Греции, впитав в себя те характеристики ее искусства, которые соответствовали запросам богатой и роскошной Римской империи. На вооружение будут взяты стилистическая пышность, выразительность и декоративность искусства эллинизма. Однако в строительном деле римляне достигнут непревзойденных до 18 века результатов. С широким введением в строительное дело римского бетона на территории империи возникнут необыкновенные по силе инженерной мысли сооружения, начиная с Пантеона и заканчивая базиликами,
термами , акведуками. (Рис 2.74, Рис. 2.75, Рис. 2.76 Акведук). Синтез заимствований художественной культуры эллинизма и собственной развитой инженерной мысли создал на территории Рима и в его колониях самобытное римское искусство. Римское строительное искусство дало толчок к развитию архитектуры с использованием новых конструкций практически по всей Европе и Передней Азии. Заимствовав эллинистические традиции, римское искусство пошло дальше в разрушении целостного тектонического чувства. Утилитарно необходимые здания замещаются часто зданиями представительского характера, храмов строится значительно больше, чем было необходимо. Появляются чисто репрезентативные сооружения, такие как триумфальные арки (Рис. 2.77)
Знаменитые римские
термы отличались великолепной монументальной архитектурой, имели воздушное отопление и водопровод. Располагались в них помещения для купания с ваннами, в которые подавалась вода различной температуры, бассейны, тепидариумы (залы для потения) с холодным и влажным жаром, комнаты, в которых можно было натереться целебными мазями и сделать массаж, игровые, музыкальные и спортивные залы, стадионы, трапезные и даже библиотеки.
Черты новой, романской архитектуры нетрудно заметить и в городской церкви Санти-Апостоли. Считается, что ее основал Карл Великий во времена, когда флорентийцы жили неприметно и скучно, не умея забавляться ничем, кроме драк с соседями. Хронисты впервые упомянули о ней в 1075 году, и с тех пор здание, как ни странно, почти не изменилось. Приземистое, лишенное фасадных украшений, с крайне аскетичным интерьером, чуть оживленным двумя рядами колонн, позаимствованных на развалинах римских
терм , оно проникнуто унылым духом раннего Средневековья. Между тем ярко выраженный романский стиль Санти-Апостоли стал образцом для подражаний столь многочисленных, что теперь ее скромные формы можно узнать даже в самых пышных флорентийских церквях.
В отличие от римских
терм , в восточных банях полностью отсутствовали физические и умственные развлечения. Само убранство было гораздо более скромным по сравнению с роскошными римскими термами. Кстати, мылись в турецких банях не полностью раздетыми, а с обязательной набедренной повязкой из полотенца. Женщины посещали баню отдельно от мужчин, причем у девственниц в хамаме был особый статус: им позволялось мыться полностью обнаженными.
Устройством городских дел занялся родственник диктатора Публий Сулла, а сами Помпеи стали уже официально именоваться колонией. В сочинениях Цицерона содержится хвала новому правителю, якобы «свершившему благо, несовместимое со счастьем коренных помпеян». Знаменитый философ несколько преувеличил его заслуги, хотя миролюбивая политика римлян действительно имела место. Ощутив притягательную силу счастливого края, колонисты старались не обострять ситуации. С их приходом город обрел деятельных, богатых и щедрых управителей, коими являлись дуумвиры Квинктий Вальг и Марк Порций. Заняв высокую должность градоначальников выборным путем, они «на собственные деньги, в благодарность за оказанную им честь построили место для зрелищ и подарили его Помпеям». Об этом свидетельствует надпись на стене амфитеатра. Во времена римского господства был возведен крытый театр, переделаны заново старые Стабийские
термы , замощены улицы с одновременным устройством тротуаров.
С этого времени Камерон увлекся античными формами. В 1767 г. он отправился в Италию, где занимался изучением античного строительства. Молодому архитектору было дано разрешение самого папы римского на раскопки древних
терм императора Тита.