Связанные понятия
Тракт (нем. Trakt «большая дорога» от лат. tractus «волочение» от traho — «тащу») — устаревший термин для обозначения транспортной дороги, улучшенной грунтовой дороги, а также вообще большая наезженная дорога (большак), соединяющая важные населенные пункты (в отличие от просёлочной, соединяющей сёла и деревни).
Ямска́я гоньба ́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.
Постоялый двор (также заезжий дом) — в Российской империи, тип недорогой гостиницы — помещение для ночлега с двором для размещения лошадей и экипажей. В постоялом дворе обычно имелся также трактир.
Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу. До отмены ямской повинности в XVIII веке лица, выделенные в ямщики, переселялись в ямы — поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для обработки. При строительстве Петербурга с XVIII века вошло в практику также расселение ямщиков в специальных...
Зе́мская по́чта — почтовые службы, организованные во второй половине XIX века большинством земских управ России для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.
Упоминания в литературе
Тогда казаки могли расселяться по собственному свободному выбору – хотя и в пределах общего земельного отвода. Отсюда и название. Во всяком случае, старожилы упорно упоминают станок Вольный, появившийся намного раньше посёлка Чичаговского. В 1869 году после почтовой реформы пост Угловой получил статус
почтовой станции со штатом из трёх солдат (староста, ямщик и сторож). Военно-вьючная тропа мало-помалу улучшилась и стала называться Южно-Уссурийским почтовым трактом. Наконец, весной 1884 года Угловая как почтовая станция заканчивает свою историю, передав функции почтовой станции Подгородняя (находилась в районе нынешней станции Океанская).
Несмотря на отсталость российской экономики, на основных дорогах существовала развитая система перевозки пассажиров. Самым быстрым видом транспорта являлся государственный дилижанс – почтовая карета, обычно запряженная четверкой лошадей, где четверо пассажиров ехали внутри и еще трое – снаружи, вместе с кондуктором и кучером (что стоило дешевле). Кроме того, существовали общественные дилижансы, более медленные и дешевые, которые перевозили до десяти пассажиров, тогда как у более зажиточных семей имелись собственные экипажи. Функционирование дорог находилось в ведении государства, которое строго контролировало передвижения граждан. Лошадей следовало менять на находящихся в ведении все того же государства
почтовых станциях , располагавшихся примерно через каждые 15–30 км, где всем распоряжался станционный смотритель, который «был обязан отдавать предпочтение пассажирам, находящимся на государственной службе. Обычный путешественник мог часами или даже днями ждать лошадей, но процесс можно было ускорить с помощью взятки»[8].
Те же соображения касаются и государственной почтовой службы: поскольку ее становление шло на протяжении достаточно продолжительного отрезка времени, установить точные годы основания станций (станков) в районе современных населенных пунктов не представляется возможным. Например, по картам разных лет видно, что как минимум одна
почтовая станция – Тигровая – находилась между Надеждинским и Раздольным, ближе к первому селению. А из приведенной в приложении газетной статьи понятно, что, например, в 1883 году почтовая станция Раздольное находилась в 5 верстах от одноименной пароходной пристани… Так что к настоящему времени годом рождения селения Раздольного, подтвержденным документами, является 1866-й.
В XII−XIII вв. на Руси появились первые прототипы современных гостиниц – постоялые дворы. Любой путешественник мог получить там питание и приют, но постоялый двор не отличался особым комфортом. Здесь оказывались услуги по размещению лошадей и транспортных средств путешественников. В XV в. постоялые дворы создавались на
почтовых станциях , расположенных недалеко друг от друга. Кроме питания и размещения, оказывался дополнительный набор услуг, выполняемый ямщиками. Они держали лошадей и перевозили «по государевому указу» всех, кто имел специальный документ.
К 1741 г. строительство
почтовых станций было завершено. Основная трасса от Ачинска до Канска была построена. Дальнейшие усилия касались ее улучшения и заселения. Трасса постепенно спрямлялась (так, от Канска до Красноярска дорога прошла южнее устья реки Кан, спрямив при этом 60 верст по отношению к старому пути) и благоустраивалась. Расстояние между почтовыми станциями западнее и восточнее Красноярска было доведено до 25–30 верст. Правительство шло навстречу переселенцам, которые намеревались жить вдоль тракта, их освобождали от налогов и повинностей на три года. Состояние Сибирского тракта от Ачинска до Нижнеудинска высоко оценивал в 1835 г. енисейский губернатор А. П. Степанов. Он писал: «Из Москвы в Кяхту, через всю Енисейскую губернию, от границы Томской до границы Иркутской лежит большая губернская дорога, проходящая через города Ачинск, Красноярск и Канск. В Ачинске – первая станция, в деревне Черемуховой – последняя. Включительно с ними всех станций 21, на 416 верстах… От Ачинска до Красноярска выстроены прекрасные почтовые дома». Города на Сибирском тракте быстро развивались как торгово-промышленные центры. Не был исключением и Красноярск. С 1822 г. он стал центром Енисейской губернии. В 1897 г. через город прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. После строительства Транссиба значение Сибирского тракта стало падать, а роль магистральных, подъездных дорог, напротив, возросла. По ним везли к железнодорожным станциям товары и почту, двигались крестьяне-переселенцы.
Ввиду совершенной невозможности иметь постоянный надзор за телеграфной линией на всем ее протяжении предупреждение порчи изоляторов реальными мерами совещание признало невозможным, но некоторого успеха можно ожидать от более близкого ознакомления путем объявлений проходящих по тракту с обозами возчиков о тех наказаниях, которые установлены законом за порчу телеграфа. Объявления эти необходимо отпечатать в достаточном количестве экземпляров и вывесить на всех
почтовых станциях и в караван-сараях.
Первое упоминание названия «Челбасская» уходит в далекие 1850-е годы. Еще не было отмены крепостного права 1861 года и не существовало поселения со странным названием «Дурноселовка», а на Генеральной карте Кавказского края, изданной при военном сборнике в 1858 году, появилась в Земле Войска Черноморского на реке Челбас
почтовая станция Челбаская (с одной буквой «с»). Находилась она на почтовой дороге, проходящей через станицы Каневскую и Стародеревянковскую.
Новое предприятие под руководством молодого управляющего стало приносить ощутимую прибыль. И граф, решив не ограничиваться одним только заводом, передал Самуилу Полякову «на оптовое содержание несколько близлежащих
почтовых станций ». И не прогадал. Барыши росли как на дрожжах, и в делах был полный порядок.
Связанные понятия (продолжение)
Ямска́я пови́нность — государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Русском царстве c X по начало XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
Стан — историческая административно-территориальная единица в России, часть уезда или княжества. В разные века в понятие «стан» вкладывалось разное значение.
Подоро́жная (
Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.
Курье́р (фр. courrier — бегун от лат. currere — бегать, быстро двигаться) — человек или компания, нанимаемые для доставки сообщений, писем, иной корреспонденции, а также небольших грузов.
Исто́рия по́чты — исследование развития почтовой связи, важный раздел филателии. Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась посредством гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облечённые в символическую форму. С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.
Русская почта в Болгарии — гражданская и военно-полевая почтовые службы, организованные правительством Российской империи на территории Болгарии и функционировавшие во второй половине XIX века.
Железнодоро́жная по́чта — почтовая служба в поездах (почтовых вагонах), отвечающая за транспортировку и обработку почтовых отправлений по пути следования, а также за осуществление обмена почтой с расположенными по маршруту почтамтами и почтовыми отделениями.
Передвижное почтовое отделение , или передвижное отделение связи (сокращённо ПОС), — отделение связи на каком-либо транспортном средстве, которое создаётся для почтового обслуживания там, где нет постоянно действующего отделения связи. ПОС получили распространение в различных странах и могут организовываться в зонах стихийных бедствий и военных конфликтов.
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Почто́вое отделе́ние , или отделе́ние почто́вой свя́зи — объект почтовой связи, осуществляющий приёмку, сортировку, отправку, обработку и доставку почты.
Минская конка — общественный транспорт в городе Минске, действовавший с 1892 по 1928 годы (с перерывом с 1918 по 1921 год в связи с гражданской войной). Ликвидирована в 1928 году с целью дать возможность развития в городе электрического транспорта, трамвая.
Почтовая регалия (нем. Postregal, Post-Regal) — исключительное право правительства содержать в пределах государственной территории почтовые учреждения. Относится к государственной привилегии в области почтового дела, когда государство в политических или общественных интересах брало в свои руки почту или ограничивало частную конкуренцию. Относится к так называемым юридическим регалиям.
Почто́вый ваго́н — железнодорожный вагон, специально предназначенный для перевозки почтовых отправлений, их обработки в пути и обмена в пунктах остановки.
Голуби́ная по́чта — один из способов почтовой связи, при котором доставка письменных сообщений производится с помощью почтовых голубей. Наиболее древний из используемых человеком видов воздушной почты.
Городская почта — местная почта, осуществлявшая доставку и пересылку почтовых отправлений в пределах города. Иногда для оплаты пересылки писем городской почтой выпускались марки городской почты.
Аэрогра́мма (фр. aérogramme, от греч. αέρας — воздух и γραμμα — запись) — вид авиапочтового отправления по сниженному тарифу, вариант закрытого письма (секретки), в филателии особый вид цельной вещи. Аэрограммы могут выпускаться как почтовыми ведомствами, так и частными компаниями.
Полевая почта — вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства.
История почты и почтовых марок Палестины связана с её географическим положением на перекрёстке дорог империй древнего Ближнего Востока, Леванта и Среднего Востока. Почтовая связь в регионе впервые возникла в бронзовом веке, во время правления Саргона Древнего, а последующие империи в течение тысячелетия создали и использовали ряд разных систем почтовой связи.
Почто́вый я́щик — ящик, предназначенный для сбора или доставки почтовой корреспонденции (писем, почтовых карточек и др.).
О́хта — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы, в Красногвардейском районе.
Квартирная или постойная повинность, состоящая в обязанности населения отводить помещения (постой) для войск в местах их постоянного расположения (зимние и летние квартиры) или временных остановок долгое время составляла во всех почти европейских государствах главный способ снабжения вооруженных сил квартирами.
Железнодоро́жная ма́рка — особая почтовая или служебная марка, используемая, как правило, для оплаты почтовых отправлений, которые перевозятся по железной дороге. Могут быть как почтового, так и непочтового характера. Впервые появились в 1846 году. Железнодорожные марки почтового характера могут включаться в каталоги почтовых марок «Скотт», «Ивер и Телье», «Церес» и др. В зарубежном филателистическом обиходе считаются «синдереллами».
Платная дорога — автомобильная дорога, за проезд по которой с водителей взимается определённая плата. Данная форма оплаты вводится с целью покрытия расходов на строительство и содержание дороги. Часто платными являются скоростные дороги, мосты и туннели.
Голуби́ная связь , или вое́нно-голуби́ная по́чта, — один из способов военной связи, при котором доставка письменных сообщений производилась почтовыми голубями.
Читинский острог (другие названия — Читинское плотбище, Читинская слобода) — поселение (острог, опорный пункт) на стрелке рек Ингода и Чита в Забайкалье, возникновение которого связано с походами российских землепроходцев второй половины XVII века.
Да́ча — загородный дом для городских жителей, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания.
Ангарио́н , или ангарейо́н (др.-греч. ἀγγαρήϊον, ἀγγαρεϊον), — древнейшая почтовая служба Персидской империи (Империи Ахеменидов), посредством которой в VI веке до н. э. было установлено сообщение между столицей государства, Сузами, и провинциями, не исключая самых отдалённых. Для осуществления почтовой связи применялись конные курьеры (ангары).
Римские дороги (лат. viae — дороги; ед. ч. via) — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров.
Санная почта на собаках (иногда также обозначается более общим понятием — собачья почта) — один из способов почтовой связи в отдалённых малонаселённых районах Аляски, Северной Канады, Северной Европы и России в XIX веке — первой половине XX века, при котором почта перевозилась собачьими санными упряжками, а также доставленные такой почтой почтовые отправления.
Почто́вая ка́рточка , или пост-ка́рта (от нем. Postkarte), — вид почтового отправления с письменным сообщением, не запечатанное в конверт, а выполненное на специальном стандартном бланке из плотной бумаги или картона. Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года.
Авиапо́чта , или авиацио́нная по́чта (англ. airmail), — вид почтовой связи, при котором почтовые отправления транспортируются воздушным путём с помощью авиации. Наиболее современный и используемый вид воздушной почты.
Рублёвка — неофициальное название территории к западу от Москвы вдоль Рублёво-Успенского, Подушкинского, 1-го и 2-го Успенских шоссе, включающей часть территории Одинцовского района Московской области, застроенной дачами бывшей советской элиты, фешенебельными коттеджными посёлками и резиденциями высших должностных лиц государства.
История Петрозаводска начинается в 1703 году с закладки на берегу Онежского озера по указу Петра I казённого оружейного завода.
Русский Самарканд — широко распространённое в архитектуре и истории название западной части города Самарканд, который находится в Узбекистане. В некоторых источниках также именуется «Европейским» или «Новым» Самаркандом, а также «Южным Петербургом». Начал формироваться в 1870 году.
Вокза́л — комплекс зданий и сооружений или одиночное здание, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения (железнодорожных, водных, воздушных) (например, на станции, в порту, аэропорту), предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа. В зависимости от рода пути сообщения различают вокзалы железнодорожные, морские, речные, аэровокзалы, автобусные и комплексные, совмещающие несколько видов вокзалов. В силу наибольшей доступности железнодорожного транспорта и популярности...
Трещоточная почта , почта с трещоткой, или колотушечная почта (нем. Klapperpost, реже Klapper-Post или Klapper Post), официально — Малая почта (Kleine Post), — частная городская почта «Хаарди и Шоттен», существовавшая в конце XVIII — начале XIX века в Вене (с 1772) и некоторых других городах Австрии. Получила своё название из-за того, что ходившие от дома к дому и собиравшие пересылаемые письма городские почтальоны носили через плечо особые жестянки (ручные трещотки), в которые они колотили, оповещая...
История Санкт-Петербурга начинается с 1703 года. Тогда начали строить петропавловскую крепость. За всё время своего существования он успел побывать столицей трёх государств, трёх революций и имел три разных названия. Основателем города является Пётр I — первый российский император. Он же сделал Санкт-Петербург столицей нового государства — Российской империи. Во времена Великой Отечественной войны город пережил тяжёлую блокаду.
«Кармели́т » (ивр. כרמלית) — средство подземного общественного транспорта в израильском городе Хайфе. Название происходит от горы Кармель, в которой проложен тоннель.
Пожа́рная охра́на Москвы ́ — подразделения и организации пожарной охраны, действовавшие в городе в разное время. Первая охрана появилась в древней Москве в качестве «пожарной повинности». С XVI века за борьбу с возгораниями отвечал Земский приказ. Профессиональная пожарная охрана была организована в столице 31 мая 1804 года по указу императора Александра I. На 2018 год территорию Москвы защищают подразделения Противопожарной службы города Москва, Федеральной противопожарной службы МЧС России, частные...
Ме́стная по́чта — почтовая служба, осуществляющая доставку корреспонденции только в пределах отдельного географического района, обычно в пределах города или по определённому транспортному маршруту. В истории известны случаи, когда местная почта принадлежала государству, а также когда местная почта, известная как частная местная почта, принадлежала некоммерческим компаниям. В наши дни многие коллекционеры почтовых марок создают любительскую местную почту (англ. hobbyists' local posts), выпуская собственные...
Верблю́жья по́чта — один из способов почтовой связи, при котором доставка почтовых отправлений производится с помощью верблюдов через пустынные районы Северной Африки и Азии. Известны исторические примеры использования верблюжьей почты в некоторых других регионах мира.
А́дрес-конто́ра , или адресная контора, также контора адресов — в Санкт-Петербурге и Москве, учреждённые согласно закону от 15 октября 1809 года, особые конторы, отделения полиции, которые были обязаны регистрировать людей обоего пола, прибывавших в столицы для работы по найму или по другим условиям.
История Нальчика — начинается с 1818 года, когда он был основан генералом Русской императорской армии А. П. Ермоловым. Изначально это была крепость для укрепления позиции России на Кавказе. C уменьшением военной напряженности между Россией и Турцией крепость стала играть роль экономического, политического и административного центра региона.