Связанные понятия
Почтовая станция (ранее в России также называлась почтовым станом) — в прошлом почтовое учреждение в России и ряде других стран, где отдыхали проезжающие (пассажиры), меняли почтовых лошадей и другие средства передвижения и где производился обмен почтой между почтарями.
Ямска́я гоньба ́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.
Ямска́я слобода — название пригородных слобод многих городов России, в старину заселённых ямщиками, обязанными некогда «гонять» почту.
Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу. До отмены ямской повинности в XVIII веке лица, выделенные в ямщики, переселялись в ямы — поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для обработки. При строительстве Петербурга с XVIII века вошло в практику также расселение ямщиков в специальных...
Постоялый двор (также заезжий дом) — в Российской империи, тип недорогой гостиницы — помещение для ночлега с двором для размещения лошадей и экипажей. В постоялом дворе обычно имелся также трактир.
Упоминания в литературе
К 1741 г. строительство почтовых станций было завершено. Основная трасса от Ачинска до Канска была построена. Дальнейшие усилия касались ее улучшения и заселения. Трасса постепенно спрямлялась (так, от Канска до Красноярска дорога прошла южнее устья реки Кан, спрямив при этом 60 верст по отношению к старому пути) и благоустраивалась. Расстояние между почтовыми станциями западнее и восточнее Красноярска было доведено до 25–30 верст. Правительство шло навстречу переселенцам, которые намеревались жить вдоль
тракта , их освобождали от налогов и повинностей на три года. Состояние Сибирского тракта от Ачинска до Нижнеудинска высоко оценивал в 1835 г. енисейский губернатор А. П. Степанов. Он писал: «Из Москвы в Кяхту, через всю Енисейскую губернию, от границы Томской до границы Иркутской лежит большая губернская дорога, проходящая через города Ачинск, Красноярск и Канск. В Ачинске – первая станция, в деревне Черемуховой – последняя. Включительно с ними всех станций 21, на 416 верстах… От Ачинска до Красноярска выстроены прекрасные почтовые дома». Города на Сибирском тракте быстро развивались как торгово-промышленные центры. Не был исключением и Красноярск. С 1822 г. он стал центром Енисейской губернии. В 1897 г. через город прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. После строительства Транссиба значение Сибирского тракта стало падать, а роль магистральных, подъездных дорог, напротив, возросла. По ним везли к железнодорожным станциям товары и почту, двигались крестьяне-переселенцы.
Проспект проходит по трассе старого Новгородского
тракта , который вел к переправе через Неву в районе села Спасского (территория Смольного). Путешественники отмечали, что «в 1713 дорога к городу… была очень топкая и очень плохая… весь путь весной и осенью был усеян лошадьми, павшими в упряжи между трясинами». В районе пересечения Обводного канала и Лиговского проспекта (Ямская слобода) от тракта отходила вторая дорога, пересекавшая Фонтанку между современными Обуховским и Семеновским мостами. По словам Ф.-Х. Вебера, в 1720-х гг. она была уже вымощена.
Надежной транспортной магистралью из центральной России в Петербург являлся водный путь по рекам, каналам и озерам к Ладоге и далее – вниз по Неве. Также с юга к Неве вел старый Новгородский
тракт . Он пролегал там, где местность у болотистой приморской низины резко поднималась метра на полтора и становилась сухой. Этот перепад высот фиксирует древний берег Балтийского моря около пяти тысяч лет назад. В городской части тракт постепенно превратился в одну из главных транспортных магистралей – Лиговскую улицу (ныне это проспект). Сейчас из-за ремонтов, подсыпок, многократного профилирования городских улиц и проспектов древний береговой уступ, по которому проходил новгородский тракт, почти исчез, но в нескольких дворах между Лиговским проспектом и улицами Пушкинской и Восстания есть сложенные из известняковых плит стены – они маркируют уступ, бывший здесь когда-то на берегу древнего моря.
Пожалуй, апофеозом невезучести Дмитровского направления можно считать события второй половины XIX века. Город Дмитров являлся тогда центром обширного уезда (в его состав входили земли нынешних Дмитровского, Сергиево-Посадского, Талдомского, Пушкинского районов), и, казалось, можно было ожидать, что развернувшееся железнодорожное строительство не обойдет его стороной. Но открытая в 1862 году стальная магистраль прошла не через центр уезда, а по его восточной окраине – на заштатный Сергиев Посад. Ближайшая к Дмитрову станция оказалась у монастырской слободы Хотьково. С тех пор бедным жителям уездного центра приходилось добираться до Москвы самым причудливым образом – 30 верст на лошадях на восток до Хотькова, а затем 60 верст на поезде до Москвы. И все-таки это было удобнее и быстрее, чем трястись 70 верст по прямому, но разбитому Дмитровскому
тракту . Собственной железной дороги Дмитрову пришлось дожидаться почти сорок лет. Да и прошедшая, наконец, через город Савеловская дорога оказалась, фактически, тупиковой. Поездов дальнего следования по ней проходило по две-три пары в сутки, а сегодня и вовсе осталось только пригородное сообщение.
Тогда казаки могли расселяться по собственному свободному выбору – хотя и в пределах общего земельного отвода. Отсюда и название. Во всяком случае, старожилы упорно упоминают станок Вольный, появившийся намного раньше посёлка Чичаговского. В 1869 году после почтовой реформы пост Угловой получил статус почтовой станции со штатом из трёх солдат (староста, ямщик и сторож). Военно-вьючная тропа мало-помалу улучшилась и стала называться Южно-Уссурийским почтовым
трактом . Наконец, весной 1884 года Угловая как почтовая станция заканчивает свою историю, передав функции почтовой станции Подгородняя (находилась в районе нынешней станции Океанская).
Связанные понятия (продолжение)
Ямска́я пови́нность — государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Русском царстве c X по начало XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
Поса́д (также подо́л) — первоначально населённая посадскими людьми территория за пределами княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря, центрального укрепления) под защитой стен последних; та часть, которой будущий город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы; позднее, рядовой, не уездный город.
Слобода ́ (Слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Беларуси и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.
Стан — историческая административно-территориальная единица в России, часть уезда или княжества. В разные века в понятие «стан» вкладывалось разное значение.
Бирю́ч (бирчий, бирич) — в Древней Руси глашатай, помощник князя по судебным и дипломатическим делам, который объявляет по улицам и площадям постановления князя, воеводы или царя. Упоминается в русских письменных памятниках с X века, с конца XVII столетия слово выходит из употребления.
Уе́зд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с 1721 года — в Российской империи, с 1918 года — в РСФСР, с декабря 1922 года — в СССР.
Подробнее: Уезды России
Межева́я кни́га — документ имущественного характера, дававший детальную информацию о размерах и границах земельных владений.
Гужево́й тра́нспорт (гуж — кожаная или верёвочная петля в упряжи) — вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. В качестве тягловых животных используются лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени (и даже овцы, страусы, слоны, ламы, верблюды, жирафы и другие). В зависимости от типа ходовой части различают колёсный и санный гужевой транспорт.
Шлях (укр. шлях, белор. шлях — путь, от польск. szlach, ср.-в.-нем. slag — след, колея) — на Украине и на юге России XVI—XVII веков степная дорога около южных границ, также большая наезженная дорога, тракт.В старину шляхами называли степные дороги, по которым степные кочевники совершали свои набеги на славянские поселения. Играли в древней Руси огромную историческую роль в политическом, военном и торговом аспектах. По этим старинным путям двигались на Русь азиатские кочевые племена, начиная с печенегов...
Мыт — место, где останавливались возы, лодки, позже название торговых и проезжих пошлин по суше и рекам. Устанавливать мыт могло только правительство, но иногда оно уступало его частным лицам и духовенству.
Соко́льск — бывший город, вошедший в состав города Липецка. Располагался на месте нынешних районов Сокол и Сокольское в Правобережном округе Липецка.
Шоссе (фр. chaussée) или шоссейная дорога — дорога с искусственным покрытием, чаще всего — твёрдым, обязательно с устройством на основе дорожного полотна поверх грунтового основания, и с канавами для стока воды по обочинам.
Сакма ́ (вероятно от тюрк. sok «бить») — изначально след на земле, оставленный зверем или конницей.
Пристань — специально оборудованное место для причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях. Предназначается для посадки-высадки пассажиров и перегрузочных операций в период навигации. Обычно имеет 1—2 причала.
Ямско́й прика́з — орган центрального государственного управления в допетровской Руси в XVI — начале XVIII века, который отвечал за регулярные почтовые и транзитные перевозки (ямскую гоньбу). Впервые в письменных источниках упоминается в 1516 году.
Арское поле (тат. Арча кыры) — широкая равнина (поле), во времена позднего средневековья занимавшая площадь непосредственно к востоку от Казанского кремля, ограниченная реками Казанкой и Булаком.
Городо́к — тип населённого пункта или его части (микрорайон, квартал, группа домов), в России и в странах бывшего СССР, который обычно отделён от других населенных территорий по причине сложного рельефа, реки, других природных особенностей (Приморский, Заречье…) или по своему назначению (Звёздный городок, Авиагородок, Университетский, Военный и так далее).
Оренбургский почтовый тракт — дорога между Симбирском и через переправу в Самару на левый берег Волги, проходит по территории Самарской луки.
Яку́тский тракт (Яку́тско-Ирку́тский тракт, Приле́нский тракт) — главный почтовый тракт от Иркутска до Якутска. Был проложен в XVII — первой половине XVIII века. В начале XX века общая протяжённость составляла 2766 вёрст.
Сиби́рский тракт или Моско́вский тракт (другие названия: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога, Государева дорога и т. п.) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая и обратно. На востоке (в Сибири) в пределах России заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. На западе конечной точкой считалась Москва...
Байка́льский тра́кт (также — Байка́льское шоссе́) — автомобильная дорога 25К-011 в Иркутской области России, связывающая город Иркутск и посёлок городского типа Листвянка на Байкале (у истока реки Ангары). Является частью федеральной трассы М55 под обозначением М55Л. Протяжённость — 68 км.
Княжий тракт , до начала XX в. также известный как Гостинец — дорога времен Киевской Руси, соединявшая Киев с Молдовой. Часть тракта пролегала по территории современной Тернопольщины — по склонам гор Медоборы (Толтры).
Дромо́ним (от др.-греч. Δρόμος — бег, движение, путь, дорога, проход + ὄνομα — имя, название) — вид топонима. Собственное имя любого пути сообщения: наземного, водного, подземного, воздушного, как правило за пределами населенных пунктов. В отличие от улиц в населенных пунктах — употребление этих названий не является обязательным, как само их существование. Множество путей существуют, не имея имен. Название иногда может упоминаться в официальных документах, что тоже не является нормой, а скорее стремлением...
А́втово — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Расположен в Кировском районе города.
Почто́вый тракт — в России с XVIII века название дороги, по которой осуществлялась перевозка почтовых отправлений.
Да́льняя Рога́тка — историческая местность в Санкт-Петербурге в районе Пулковской горы и аэропорта «Пулково», в историческом районе Пулковское. Административно относится к Московскому и Пушкинскому районам города, которые в этом районе разделяются границей, проходящей вдоль Пулковского шоссе в месте его примыкания к Петербургскому шоссе города Пушкина.
Пески ́ — исторический район Санкт-Петербурга, располагающийся на месте Советских улиц (раньше Рождественских улиц), а также пересекающих их Мытнинской и Дегтярной улиц, Суворовского, Греческого и Лиговского проспектов.
Журавлиная железнодорожная ветка — узкоколейная железная дорога, ответвление промышленной Белорецкой железной дороги от разъезда Шушпа на станцию Журавлиное болото. Длина 18 км. Построена в 1912 — 1914 году китайскими рабочими.
Се́верные желе́зные доро́ги — казённые железные дороги, образованные в 1907 году при слиянии Московско-Ярославско-Архангельской и Петербурго-Вологдо-Вятской железных дорог. Основные линии построены в 1868—1913 годах. Проходили по территории Московской, Владимирской, Ярославской, Тверской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Новгородской губерний.
Се́верная Сама́рка — садоводческий массив во Всеволожском районе Ленинградской области. Объединяет в себе садоводческие товарищества: «Северная Самарка», «Красный октябрь», «Нива», «Эскалатор», «Чёрная Речка». Расположен восточнее 2-го километра дороги Карьер Мяглово — Островки.
Чёрный шлях — историческое название дороги, связывающей Крым с Правобережьем Днепра. Использовался для торговли, передвижения людей и скота.
Рублёво — микрорайон города Москвы, административно являющийся посёлком. Посёлок расположен за МКАД, на правом берегу Москва-реки. Его территория относится к району Кунцево Западного административного округа и вместе с частью Рублёва-Архангельского является протуберанцем Москвы.
Александровский участок — одна из единиц дореволюционного административно-территориального деления Петербурга-Петрограда в статусе пригородного участка. Располагался на левом берегу Невы в районе села Александровского и входил в юрисдикцию Рыбацкой волости Санкт-Петербургского уезда.
Заво́лжский поса́д (Заво́лжье) — торгово-ремесленное поселение (посад) древней Твери. Посад располагался к северу от Кремля, за рекой Волгой (отсюда название). Через заволжье проходила дорога в Новгород.
Село Алекса́ндровское, Алекса́ндровское — исторический топоним, относящийся к населённому пункту в юго-восточной части Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы, к северо-западу от Рыбацкого и Троицкого поля, вдоль проспекта Обуховской Обороны.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.
Бу́тово — историческая местность к югу от МКАД, которая включает в себя два района Москвы: Северное и Южное Бутово, относящиеся к Юго-Западному административному округу, а также прилегающие к ним населённые пункты в восточной части Ленинского района Московской области, в том числе деревня Бутово, давшая название всей местности. Бутово является «спальным районом» с довольно благополучной экологией.
Прота́сов яр (укр. Протасів яр) — историческая местность, расположенная в Соломенском и частично в Голосеевском районе города Киева. Простирается на восточном склоне Батыевой горы вдоль одноимённых улицы и спуска (спуск в 2003 году получил имя Николая Амосова), которые в советские времена назывались улица и спуск Степана Разина. По улице движение транспорта было одностороннее вверх, а по спуску — одностороннее вниз. За улицей Протасов яр также закрепилось народное название Военно-Грузинская дорога...
Ку́пчино — исторический район на юге Санкт-Петербурга. На его территории расположено несколько муниципалитетов: «Купчино», «Георгиевский», «Балканский», большая часть округов № 72 и № 75, малая часть округа «Волковское».
За́псковье — исторически сложившийся микрорайон города Пскова. Назван по расположению на противоположном от центра города берегу реки Пскова́.
Подго́рное (урочище Подго́рное) — исторический район Всеволожска, находится в его южной части.
Дистанционный столб (или почтовый столб) — дорожный знак, показывающий расстояния до почтовых населённых пунктов в единицах измерения расстояния (почтовых милях) или в единицах измерения времени (часах) и предназначенный для расчёта времени, требующегося для проезда и доставки почтовых отправлений.
Сукино́ болото — историческая местность, располагавшаяся на территории современных районов Печатники и Текстильщики в Юго-восточном округе Москвы. Было сначала засыпано, а затем частично ликвидировано при помощи установки грунтово-дренажных систем. Сегодня основную часть Сукина́ болота занимают бывший завод АЗЛК (впоследствии «ОАО Москвич», далее — концерн «Автофрамос», а ныне — Рено Россия) и электродепо «Печатники».
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Седанка — пригород Владивостока, расположен на берегу Амурского Залива в Советском районе города. Называется по реке, протекающей по его территории. Входит в «Санаторную зону» Владивостока.
Упоминания в литературе (продолжение)
С 1770 года Валдай приобретает статус города, включен в Новгородскую губернию. XVIII—начало XIX века – время расцвета небольшого городка. Дело в том, что он оказывается расположенным на важнейшем в то время российском
тракте Москва—Санкт-Петербург. В Валдае развиваются торговля, ремесла, его жители занимаются в основном ямской гоньбой, извозом, содержат многочисленные постоялые дворы, развивается кузнечное и литейное дело. Мастера-литейщики изготавливают знаменитые на всю Россию валдайские ямщицкие колокольчики, популярными становятся валдайская художественная строчка, крендели.
Затем я проехал по почтовому
тракту дальше до ст. Зиминской на р. Оке. Указание А. И. Лушникова о выходах угленосной свиты в берегах этой реки подтвердилось. Верстах в двенадцати выше станции, вблизи заимки (выселка) Кулгунай, в береговых обрывах выступали пласты угля. Этот выселок стоял на окраине тайги и состоял из нескольких изб, в которых можно было поселиться. Сговорившись с крестьянами о помещении, я вернулся в Зиминское для найма рабочих.
Невский проспект – почти ровесник Петербурга. Рождение улицы было связано с освоением левобережной части города. В начале 1710-х годов были проложены две прямые дороги – от Адмиралтейской верфи-крепости и от Александро-Невского монастыря – к старинному Новгородскому
тракту (он проходил здесь по линии современного Лиговского проспекта). Дорога в направлении Адмиралтейства изначально служила главным въездом в новую столицу. В первой трети XVIII века она представляла собой березовую аллею с редкими строениями. Называли ее Большая перспективая. В 1738 году было дано официальное наименование: Невская Проспективая улица. Это имя связано с Александро-Невским монастырем (с 1797 года – лавра). Тогда же началась ее планомерная застройка между Мойкой и Фонтанкой.
Московская застава – одна из городских застав Петербурга, созданных в XVIII в., здесь при пересечении Царской перспективы с Лиговским каналом начинался собственно Московский
тракт – дорога на Москву. Тут находились шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и сторожевая будка с караульными, где у проезжавших проверяли подорожные и взимали сборы. В петровское время рогатки ставили для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга, извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трех камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения. Покинуть столицу и отсутствовать в ней дозволялось лишь «с запиской от Сената, только чтоб не более пяти месяцев». Вторая, или Средняя, рогатка находилась в районе современной площади Победы, а третья, Дальняя, – возле мельничной плотины у подножия Пулковской горы. Неподалеку от современной площади Московские ворота на Лиговском канале существовала Ближняя рогатка.
Министерство внутренних дел в 1847 г. разрешило двум предпринимателям открыть движение 10-местных парных летних и зимних экипажей по 5
трактам (от Смоленского рынка до Красной пл., от Красной пл. до Покровского моста, Рогожской и Крестовской застав и от Калужских ворот до Тверской заставы), а также по нескольким загородным линиям (летом – в Сокольники, от Страстного монастыря к Петровскому парку, в Останкино). В 1848 г. московский генерал-губернатор разрешил еще одному предпринимателю Кудреватому открыть движение экипажей по тем же маршрутам. С каждой лошади в пользу города предприниматели ежегодно уплачивали (как и извозчики) по 1 руб. 43 коп. Первые два предпринимателя взимали с пассажиров 10 коп. за проезд в городе и 25 коп. за городом; Кудреватый брал в городе 15 коп, за городом – 30 коп., так как у него были общественные кареты больших размеров. Перевозки на линейках были значительны по своему объему. Особенно доходной являлась Покровская линия от Красной пл. до Покровского (ныне Электрозаводского) моста и Введенской пл. На этой линии работали линейки не только крупных, но и мелких предпринимателей линеечного промысла. Летом линейки курсировали от Ильинских ворот по Мясницкой мимо Николаевского вокзала через Сокольники в село Богородское. По городским линиям курсировали 128 линеек.
Только один парень показал очень серьёзные познания в истории города. Оказалось, что первое название города было Семиозёрск, второе (переименовали при царе батюшке) Покровск и уже третье (при советской власти) – Энгельс. Монумент отображает историю образования города: когда-то на быках возили соль, о чем символизирует чаша на спине быка, по Эльтонскому
тракту , и в этом месте образовалась перевалочная база, а потом и город. Три сельди означают одно из занятий местного населения – рыболовство. Под быком выложен из цветных камней флаг города, в нем тоже есть треугольник белого цвета, символизирующий соль. Город обязан своим рождением именно соли. Проезжаю город Энгельс, затем Маркс и останавливаюсь на ночлег в придорожной гостинице в селе Орловское. Цена номера – 300 рублей. Душ, стирка, путевые записи и глубокий сон.
Известны многие бугры: Лягалины, что в урочище Лягалино возле Малого Окулова, в котором были найдены каменные орудия; Золотые и Мордовщик у села Липня, слева от Арзамасского
тракта .
Между последними
трактами по речкам Ингульцу, Саксагани и Ингулу до Балацкого разбросаны были запорожские зимовники, а ниже Балацкого не было никаких зимовников; только в летнее время, когда запорожцы садились вдоль Днепра и Буга до самых лиманов, для рыбных ловель и звериных гонов, только тогда здесь появлялись временные запорожские жилища; с турецкой же стороны по всем местам от Сечи до Гарда, между Днепром, Бугом и лиманом, вовсе не было никаких селений; на всем пространстве этих двух трактов и на далеком расстоянии от них была одна дикая степь; лесов тут почти не было, кроме леса на Громоклее, впадающей в Ингул выше Балацкого, где рос лесной байрак около мили в длину, да на реке Ингульце, около Балацкого, и у реки Буга, в виде малых терновников и чащ. Польские купцы шли в Гард через крепость Архангельск, Цыбулев и другие русские города и селения; из Гарда они продолжали путь или в Сечь, или в Очаков; в последнем случае купцы переправлялись через Буг выше Гарда около версты; в этом месте переправы стояла запорожская застава из 80 человек с особым полковником во главе, без ведома которого никто не смел ни переезжать из земель запорожских казаков на турецкую сторону, ни из земель турецких на запорожскую сторону[85]; для полной безопасности проезжавших по степям запорожских казаков пограничными полковниками давался особый знак, пернач, который путешественники обязаны были хранить во время их поездки и предъявлять по требованию запорожскому товариществу или кому-либо из его старшин.
Возвращаясь к
тракту в сомон Нарийн Тэл, обращаем внимание на многочисленные древние захоронения у скал правого борта долины. Это вертикальные плоские каменные плиты с едва различимыми тюркскими письменами, выбитыми в камне. Очевидно, в давние времена рядом находилась ставка каких-то воинственных племён, а может быть, кровавые битвы дали начало этому печальному древнему кладбищу. А.В. раньше находил надгробия даже в ближайших скалах.