Связанные понятия
Неваля́шка , ва́нька-вста́нька — детская игрушка, принцип действия которой основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх).
Песчаный замок — это тип песчаной скульптуры, похожий на здание, часто на дворец. Два основных строительных ингредиента, песок и вода, доступны в избытке на песчаном пляже, поэтому большинство игр с песком случаются там или в песочнице. Пляжи, подверженные действию приливов, имеют песок, ограничивающий высоту и структуру из-за формы песчинок. Хорошие песчаные скульптуры получаются из немного грязного, с примесями ила и глины, которые помогают связать вместе песчинки неправильной формы. Вариант песчаного...
Подробнее: Песчаная скульптура
Лесной детский сад (также детский сад на свежем воздухе, детский сад на природе) — это формат дошкольного образования для детей от трёх до шести лет, при котором дети проводят большую часть времени на свежем воздухе. Какой бы ни была погода, дети и воспитатели играют, исследуют окружающий мир и изучают лес и другие природные ландшафты. Воспитатели выступают в роли помощников, а не руководителей группы.
«Секре́т » («секре́тики») — детская игровая практика сооружения тайников особой конструкции с мелкими «сокровищами». Это игровое ритуальное занятие было широко распространено среди советских детей.
Ку-ку — игра, в которую родители часто играют с малышами. Мама на глазах ребёнка прячется на несколько секунд за какой-нибудь преградой (шкаф, подушка), а затем показывается с восклицанием: «Ку-ку!» Не обязательно прятаться целиком: зачастую лишь закрывают лицо руками. Конечно, играть может не только мама и даже не обязательно человек: нередко прячут, а затем показывают игрушку. Как правило, дети проявляют интерес к игре с нескольких месяцев жизни.
Упоминания в литературе
В книге представлены занятия, которые можно проводить в
песочнице . Однако мы рекомендуем начать работу с ознакомления с песком, песочницей и правилами поведения. Количество детей зависит от размера ящика. Так, вокруг стандартной песочницы могут свободно встать 3–5 дошкольников, а около большой – до 15 человек. Понятно, что малая песочница рассчитана не более чем на двух человек. При расчете не следует забывать о том, что потребуется место для символической ритуальной фигурки.
С точки зрения автора, этот этап обязателен не только для психотерапевтической работы, но также и при проведении занятий. Цель данного этапа – определить, «узаконить» правила поведения в
песочнице . Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда, психолога, воспитателя к некоему персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки и правила поведения, возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в песочнице. Кто это может быть? При первом посещении песочницы, ознакомлении с ней мы, конечно, предлагаем готовый персонаж: Королева или Царица песка, Король или Царь пустыни, Принцесса Песчинка, Богиня песка, Песочная фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира.… Можно использовать реальных жителей пустыни: например, Король верблюдов или просто верблюд, или Золотой, или Песочный, но все равно верблюд. Прекрасно подходит образ черепахи, в том числе Тортилы. Учитывая склонность современных детей старшего дошкольного возраста к ужастикам, полагаем возможным привлекать соответствующих тематике покемонов, бакуганов, трансформеров, биониклов и прочих монстров. Говоря о реальных жителях пустыни, можно использовать образы сусликов, тушканчиков, змей, известных своей мудростью и беспощадностью, ящериц и, учитывая вездесущность, птиц. Уверена, что вы поняли: выбор персонажа ограничивается лишь вашей фантазией. Безусловно, данная фигурка представляется участникам процесса соответствующим образом украшенная и одетая.
Выбирая место под площадку, не забывайте, что дети довольно быстро растут. Подумайте заранее, как освободившаяся через десять лет площадь впишется в структуру сада в целом, какие функции сможет выполнять, как будет выглядеть. Деревья, под которыми дети сидели в
песочнице , вполне могут стать зеленой крышей над местом вашего отдыха, а сама песочница превратится, например, в мощеную площадку с садовой мебелью.
Интересные результаты были получены С. Н. Теплюк [20]. Она наблюдала за детьми 2 – 3 лет, которым было предложено перенести песок в ведрах, наполняя
песочницу . Эксперимент показал, что малышей не устраивали трудовые действия «понарошку». Секрет заключался в том, что, хотя уровень песка во всех ведрах был одинаков, вес их был разным за счет наличия в них подкладного дна. Почувствовав разницу в весе, малыши предпочитали выбирать то ведро, которое было потяжелее. По-видимому, их привлекало ощущение «мышечной радости», связанной с приложением физических усилий.
Если в семье представлены разные поколения, то, формируя зону отдыха, необходимо это учесть. Для детей надо предусмотреть игровую площадку с
песочницей , качелями и пр. Для взрослых может понадобиться терраса или беседка и т. д.
Связанные понятия (продолжение)
Бассейн с шариками (также, например, сухой бассейн, яма с мячами) — конструкция для детских игр и в некоторых случаях для детской трудотерапии, представляющая собой сухой бассейн, заполненный пластиковыми шариками. Такие конструкции обычно устанавливаются в местах большого скопления людей — например, в крупных торговых центрах или больших ресторанах, — чтобы увлечь детей, пока их родители совершают покупки или занимаются другими делами. Активность в таком бассейне может включать как игры собственно...
Конструктор — это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Готовые части исключают время, необходимое для изготовления специфичных деталей на заказ, а также не требуют специальной подготовки для создания сложных систем. Конструкторы используются для построения временных механизмов, а также в качестве детских игрушек.
Флип флап (также флип-флоп, англ. flip flap или solar toy) — декоративная игрушка, работающая на солнечной энергии.
Подробнее: Флип-флап
Секс-кукла — сексуальная игрушка, имитирующая полового партнёра. Имитируют женское или мужское тело человека, но встречаются и образцы, имитирующие тело животного (овца, корова, лошадь).
Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области педагогики на основе антропософского учения о человеке. Иногда вальдорфских кукол называют также «штайнер-куклы» по имени основателя вальдорфской школы Рудольфа Штайнера. Эти игрушки объединяет забота...
Балансировка камней (англ. rock balancing; искусство равновесия, рок-балансировка) — умение (навык, хобби) располагать природные камни друг на друге сбалансированным образом. Использование клея, тросов, подпорок или колец не допускается.
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Камешки (лат. astragaloi, англ. knucklebones или jacks) — одна из самых древних известных игр.
Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения и/или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства. Куклы-актёры используются также в произведениях прикладных видов пространственно-временнóго искусства (в рекламных роликах, в театрализованных праздничных представлениях, в карнавальных шествиях и в иных действах подобного рода).
Подробнее: Кукла-актёр
Добуцу сёги (яп. 動物将棋, どうぶつしょうぎ до:буцу сё:ги, «звериные сёги») — японская настольная логическая игра для детей, вариант сёги. Альтернативное название — «поймай льва» (англ. catch the lion).
Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории...
Живо́й уголо́к (также зооуголок, зелёный уголок) — небольшое место в помещении школьного или дошкольного учреждения, а также предприятия или организации, украшенное растениями и содержащимися в специально приспособленных клетках, террариумах и/или аквариумах небольших, зачастую декоративных, животных.
Скимборд инг (от англ. skimboard — «скользящая доска») — вид спорта, типа сёрфинга, представляющий собой катание на мелкой воде и по мокрому песку и являющийся разновидностью фансёрфинга. Доска, используемая для катания, называется скимборд.
Качалка на пружине (также пружинная качалка) — приспособление для развлечения и спортивного развития детей, представляющее собой деревянное или пластиковое сиденье, установленное на большой металлической пружине. Устанавливается на детских площадках и других местах детского отдыха. Является достаточно недавним изобретением по сравнению с такими традиционными компонентами детских площадок, как качели, песочницы, горки и пр.
Моделирование из воздушных шариков (иногда твистинг) — создание тех или иных фигур из воздушных шариков, изготовленных специально для этой цели. Как правило, для моделирования используются длинные и тонкие шары (чаще всего 5 х 150 см) различных цветов, хотя в некоторых случаях могут применяться круглые или иных форм и размеров. Чаще всего из воздушных шариков делают фигуры различных животных, однако встречаются фигуры растений, транспортных средств и так далее. Конкретная фигура может быть изготовлена...
Сад камней (яп. 枯山水 карэсансуй, букв. «сухие горы и воды»), также «сэкитэй» (яп. 石庭, букв. «каменный сад») — культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336—1573).
О других видах настенных надписей см. статью Граффити.Спрей-арт (англ. spray art) — одна из разновидностей граффи́ти (итал. graffiti), нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной краски.
Подробнее: Спрей-арт
Футбол в шарах (бампербол, от bumper ball, от bubble bump football, также zorb football, bubbleball, bubble soccer) — это вид футбола, в котором участники облачаются в специальные надувные сферы (бамперболы), похожие на зорбы, и в таком облачении стараются забить мяч в ворота соперника.
Дже́мбе — западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи — чаще всего козьей. По форме относится к так называемым барабанам в форме кубка, по звукообразованию — к мембранофонам. Играют на джембе руками. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность.
У́лей (англ. Hive) — настольная игра на тему беспозвоночных разработанная Джоном Ианни (John Yianni) и опубликованная в 2001 году компанией Gen Four Two. Издатель в России — компания «Мосигра». Цель игры в «Улей» — окружить и захватить королеву пчел противника. «Улей» относится к категории абстрактных стратегических игр.
Игрушечное оружие — это игрушки, которые имитируют реальное оружие, но предназначено для детей и их игр. Хотя некоторые виды игрушечного оружия могут быть потенциально опасными, как правило такие игрушки не причиняют вреда здоровью.
Интеллект шимпанзе наиболее изучен из всех видов животных. Исходя из новейших исследований, их генетическая база совпадает с человеческой примерно на 90%. Шимпанзе настолько генетически близки к человеку, что одно время даже предлагалось относить шимпанзе к роду Люди.
До́чки-ма́тери — детская ролевая игра про семейную жизнь. Инициируют и играют преимущественно девочки (в том числе и мужские роли), что, впрочем, не исключает и участия мальчиков. Чёткие правила отсутствуют. Всё построено на первоначальной идее и распределении ролей, которые по ходу игры могут легко меняться. Для игры, как правило, используются куклы и всевозможный детский «инвентарь» — игрушечная посуда, бельё, интерьеры и др.
Скайбо́кс (англ. sky — «небо» и box — «коробка») — объект в трёхмерной графике, играющий роль неба и горизонта. Представляет собой несложную трёхмерную модель (как правило, куб), с внутренней стороны которой натянута текстура неба (так называемая «кубическая текстура»).
Рези́ночка (китайская прыгалка, также французская прыгалка, кит. упр. 跳皮筋, пиньинь: tiào píjīn, палл.: тяо пицзинь) — детская игра, заключающаяся в прыжках через узкую двойную верёвку или резинку (после того, как она была изобретена), натянутую на различной высоте. В Китае, откуда игра берёт своё происхождение, и во многих других странах, сопровождается пением специальных песен, задающих ритм прыжкам а также порядок их выполнения.
Арбоархитектура (лат. arbor — дерево) или Ботаническая архитектура — направление в архитектуре, предлагающее использовать живые растения как основу строительных конструкций.
Книги-объекты — традиционно относятся к понятию «Книга художника», но иногда выделяются и в отдельный жанр.
Перехо́дный объе́кт (также трансфе́ртный объе́кт) — предмет, создающий ощущение психологического комфорта в необычной или стрессовой ситуации либо снимающий у детей напряжение от расставания с матерью перед сном. В качестве переходных объектов для взрослых людей в стрессовых ситуациях часто выступают мягкая одежда и одеяло, для детей переходными объектами часто служат любимые мягкие игрушки, таким объектам дети нередко дают собственные имена. В раннем возрасте (до 4–5 лет) переходные объекты дают...
Тохе (вьетн. Tò he) — вьетнамская детская традиционная игрушка. Эту игрушку делают вручную и она незамысловата, но очень притягательна.
Прогулочный шар — пластиковый шар с отверстиями для воздуха, собирающийся из двух половин или имеющий открываемый человеком лючок и предназначенный для того, чтобы домашний грызун (хомяк, крыса) мог в нём безопасно перемещаться по помещению.
Пи́ксель-ха́нтинг (англ. pixel hunting — охота за пикселем) — процесс поиска выхода из ситуации (в основном в компьютерных играх в жанре «квест»), когда активная зона (например, предмет, на который нужно нажать мышью, чтобы подобрать или рассмотреть его) оказывается настолько маленькой или незаметной, что её приходится искать «методом тыка».
Гольф (англ. golf) — спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.
Младе́нец , грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.
«Природа любви » — это название эксперимента Гарри Харлоу, американского психолога, профессора Висконсинского университета (1930—1974 г.), президента Американской психологической ассоциации (1958 г.). Эксперимент был проведён в Университетской лаборатории штата Висконсин во второй половине 1950-х годов. Современники считали его неэтичным и жестоким, однако раскрытые в нём истины сильно повлияли на подход к воспитанию детей.
Шаркунок (от русского слова — шаркать) — погремушка, сплетённая из берёсты с семенами (яблочные косточки, горох и т. д.) внутри. Другой вариант шаркунка состоит из деревянных элементов, собираемых подобно головоломке. Шаркунок может состоять из десятков сцепленных друг с другом брусочков с пазами. Предполагается, что деревянный шаркунок происходит с побережья Белого моря.
Классики или классы — старинная детская игра, популярная во всём мире, включая Россию. Играется, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики или другие фигуры («классы»). Играющие, прыгая на одной ноге без ограничения числа прыжков, ей же толкают «бит(к)у» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть битой на черту и не наступить на черту ногой. Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах.
Ку́кла — предмет (фигура) в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов.
Нятнам (вьетн. Võ Nhất Nam) — одна из древних оздоровительных и боевых систем, в основе которой лежат дыхательные, статические, динамические упражнения и прикладные тактические приёмы . До недавнего времени система практиковалась внутри родовой традиции, семьи Нго Суан и прочих родственных семей, приближенных к королевскому двору вьетнамских династий на протяжении целого ряда веков, поэтому мало известна широкому кругу исследователей и просто увлеченных людей. Её родина- земли Тяу-хоан и Тяу-ай...
«Сокс » — одна из разновидностей игры футбэг, очень распространённая среди молодёжи.
Фигуры Джонса — конфигурации планет в космограмме, предназначенные для её блиц-анализа.
Иллюзия с тенью на шахматной доске (в некоторых источниках — иллюзия тени Адельсона) — оптическая иллюзия восприятия цвета, опубликованная профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном в 1995 году. На рисунке 1 изображена шахматная доска, стоящий на ней цилиндр и тень, отбрасываемая цилиндром. На первый взгляд кажется, что клетки A и B разного цвета. Однако, на самом деле, чёрно-белые клетки — просто различные оттенки серых. «Белые» клетки под тенью (включая B) являются...
Мáнкáлá — семейство настольных игр для двух игроков, распространённых по всему миру (особенно в Африке, Средней Азии, в некоторых областях Юго-Восточной Азии и Центральной Америки) и часто называемых игры в зёрна. Можно получить некоторое представление о числе и разнообразии игр этого семейства, проведя аналогию между терминами «игры семейства манкала» и «карточные игры». С другой стороны, значение и роль игр манкала в Африке и Азии уместно сравнить со значением и ролью игры в шахматы на Западе...
Подробнее: Манкала
Пальчиковые игры — общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.
Упоминания в литературе (продолжение)
Организуя процесс освоения предметных действий, взрослый должен дать ребенку понять, что каждое из них осуществляется в специально отведенном для этого месте – копать совком можно в
песочнице , играть в куклы в игровом уголке, рассматривать картинки в книгах и слушать чтение, – в той части групповой комнаты, где есть стул для взрослого и стульчики или коврик для детей. При этом нужно стремиться к тому, чтобы переход из одного места группы в другое был понятен ребенку и чтобы у него формировалась готовность к соответствующей форме деятельности, то есть у малыша должна сложиться структура пространства, в которой каждое место связано с определенным видом деятельности и переход из одной его точки в другую означает и переход от одной деятельности к другой. Поэтому, демонстрируя ту или иную деятельность, нужно обращать внимание на то, чтобы она происходила в соответствующем месте групповой комнаты. При этом важно называть и это место, и те формы активности, которые будут в нем происходить.
Итак, вариант первый: вашему малышу 3–4 года, и его компания ограничивается вами и соседским ребенком. В этом случае достаточно будет выделить небольшую (6–7 кв. м), площадь, лучше в солнечном уголке двора. Поставить здесь следует
песочницу , бассейн, качели и две-три небольшие деревянные игрушки: мышку, собачку, лошадку и т. д. Можно обойтись одной игрушкой и поставить горку или, например, автомобиль.
В «Книге о маленькой школе» Елена Литвяк пишет о том, что пространство начинает существовать для человека только, когда он научится узнавать предметы по их очертаниям. «Предметы наполняют собой нечто, называемое пространством. Они – точки в бесконечном мире, между которыми словно бы протянута невидимая веревочка, дающая чувство безопасности. Первые точки на первой карте жизни. В начале жизни «весь мир» – это мама, она единственный понятный «предмет» и единственное возможное пространство бытия одновременно. От нее ребенок получает пищу, тепло, по ее голосу, мимике и жестам учится распознавать – безопасно ли сейчас окружающее его Нечто? Привычка быть защищенным превращается постепенно в привычку выгораживать себе жизненное пространство – место и вещи, с которыми хорошо. Лет с четырех вещам приходится потесниться – множество людей (помимо родственников) наполняют жизнь ребенка радостью, смыслом, но и тревогами. Из кольца материнских объятий – в недра кроватки, манежа, коляски. Чуть шире –
песочница . Увеличение жизненно важного пространства ребенка и его самосознание – взаимозависящие величины.
Если вы все-таки решили сделать земельный участок любимым местом для отдыха, смело берите в руки инструменты и воплощайте в жизнь свои фантазии. Не позволяют финансовые возможности? Выберите самые необходимые для обустройства элементы и создайте гармоничную композицию. Главное, чтобы вы чувствовали здесь себя легко и свободно, могли отдохнуть от повседневной рутины. Не забудьте про самых маленьких и разместите на участке площадку для игр или
песочницу .
За малышом необходим постоянный контроль: нужно периодически проверять, чем он занят, почему затих, что у него во рту и т. п. Чтобы он не чувствовал себя одиноко, можно время от времени перекликаться с ним, давать новые игрушки. Часть времени, отведенного для бодрствования, дети, начинающие ходить, должны проводить на свежем воздухе, при этом активную ходьбу нужно чередовать с отдыхом в коляске. В
песочницу малышей первого года жизни пускать не следует.
Считать до девяти в два года? Легко! Если это весело, то вовсе не трудно, а наоборот, увлекательно. Чтобы в голове ребенка счет не был связан только со ступеньками, можно считать все, что встретится на прогулке: шишки, камушки, палочки, да хоть ведерки в
песочнице . И считать можно не только до девяти. А еще можно выкладывать сокровища, обнаруженные на прогулке, по размеру: от самой большой шишки к самой маленькой, от самой длинной палочки к самой короткой. Чтобы сформировать у ребенка понятие размера, учебные пособия не нужны. Зачем они, когда кругом столько всего, что можно потрогать, переместить, приложить друг к другу, то есть сравнить опытным путем.
Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в
песочнице ; украшать участок к праздникам (концерт для родителей, малышей, день смеха и т. п.).