Перемена игры

Переме́на игры́ — направление в тематике шахматной композиции. Основным принципом данного направления является замена одного идейного комплекса вариантов иллюзорной игры и (или) тематического ложного следа новым комплексом, возникающим в результате вступительного хода действительного решения или другого ложного следа.

Первые примеры перемены игры появились в начале XX века в виде задач-блоков. Основные типы перемены игры были впервые рассмотрены итальянским проблемистом Альберто Мари в двух статьях, опубликованных в бельгийском журнале «L'Echiquer» в 1928 году. Главные виды перемены игры классифицированы советским шахматным композитором Львом Лошинским в 1951 году на основе двухходовой задачи. Тематика перемены игры может распространяться и на задачи с бо́льшим количеством ходов.

Минимальное количество фаз для наличия перемены игры — две. Главные виды двухфазной перемены:

  • простая перемена — ходы чёрных в разных фазах повторяются, но ответы белых на них различаются
  • перемена защит (перемена по Рухлису) — ходы чёрных в фазах различаются, но ходы белых из одной фазы повторяются в другой фазе
  • произвольная перемена — в разных фазах не повторяются ни ходы чёрных, ни ходы белых

чередование игры — на одни и те же ходы чёрных в каждой фазе следуют постоянные ответы белых, но в обратном порядке.Многофазная перемена — параллельный синтез трёх или более комплексов вариантов. Многофазные задачи можно условно разделить на четыре группы:

  • перемена, имеющая единый вид для всех фаз
  • перемена различного вида в каждой паре фаз
  • перемена различного вида в каждом идейном варианте
  • циклическая взаимосвязь тематических вариантов всех фаз.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я