Связанные понятия
Защи́та (англ. defense) — в шахматах и шахматной композиции отражение наступающих действий соперника.
Ша́хматная та́ктика — совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.
Перегру́зка — шахматная ситуация, когда фигуры (фигура) не в состоянии справиться с поставленными задачами, что позволяет сопернику провести типичный тактический приём — использование перегрузки.
Маневри́рование — ряд манёвров одной или несколькими фигурами, носящий длительный характер. Манёвр — это несколько ходов одной фигурой с одной конкретной целью. Маневрирование проводится, например, с целью улучшения позиции, централизации фигур, захвата важных пунктов и т. д. Различают также выжидательное, вынужденное и оборонительное маневрирование. Особый вид маневрирования — лавирование.
Демонстрация — военная хитрость, целью которой является отвлечение сил и внимания противника от направления главного удара путём имитации удара на второстепенном направлении.
Упоминания в литературе
Интуиция характерна для некоторых полководцев. Они принимают решения о военных действиях без логического анализа, интуитивно на основе восприятия картины боевых действий или зрительного представления ее. В качестве примера можно привести Гитлера. С 1941 года он в качестве главы государства и верховного главнокомандующего реально руководил боевыми действиями. Бывший рейхминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер вспоминал: «Гитлер принимал все решения, не прибегая к справкам. Он намеренно отказывался анализировать положение и логически обосновывать свои идеи, не пользовался услугами аналитиков, никогда не перепроверял планы военных операций и не рассчитывал возможные контрмеры противника. Его фельдмаршалы как простые сотрудники имели право только совещательного голоса, и обсуждению подлежали только нюансы заранее принятого фюрером решения» [см.: 88, с. 96]. Интуиция Гитлера базировалось на его уникальной фотографической памяти, которая работала практически автоматически, без напряженной концентрации: «Гитлер не просто запоминал голые цифры, в его голове они прочно были привязаны к реальным ситуациям и проблемам» [там же, с. 90]. Возможно, эйдетическая память легла в основу его
способности к генерическим образам – отвлечениям, обобщениям, суждениям без помощи слов. Т. А. Рибо говорил: «У охотничьей собаки, несомненно, существуют генерические образы человека и разной дичи, в зрительной или обонятельной форме. И разве мы не видим у нее в то время, когда она бросается по следам своего хозяина или куропатки, некоторого рода суждения или утверждения, тем более несомненного, что оно выражается в действии?» [156, с. 87]. Об интуитивном мышлении Гитлера также свидетельствует его пристрастие к молниеносным войнам и способность избегать покушений.
Хорошей концентрацией овладеет только тот, кто сможет отвлечь органы чувств от
объекта сосредоточения. Очень важно сначала заложить основу в виде правильного дыхания, правильного выполнения асан и отвлечения от окружающей действительности. На таком фундаменте удастся успешно возвести надстройку, т. е. концентрацию и медитацию.
Частые, но короткие, не более 1–5 секунд, колебания внимания в процессе напряженной и интересной работы не оказывают заметного влияния на его устойчивость. Но если эти периоды увеличить до 15–20 минут, это обязательно приведет к непроизвольному отвлечению от объекта. Этот научно подтвержденный факт служит неоспоримым доказательством непроизводительности монотонной
деятельности: любой процесс, связанный как с физическим, так и с интеллектуальным усилиями, должен включать в себя несколько разнообразящих его действий.
Ускоренные курсы овладения техникой и тактикой ведения боя с длинным предметом (120–150 см) и коротким предметом (25–30 см) формируются по тем же методическим принципам, выделяющим две верхние защиты (от нападений с внутренней и наружной сторон), а также атаки однотемповые уколом в открытый сектор и переводом. Дальнейшее совершенствование обучаемых направляется на освоение ложных коротких атак (для разведывания и отвлечения
внимания противника), а также для ознакомления с ситуационными возможностями применения действий наступления и обороны.
Подвижная игра – «это одна из форм активности человека, которая воздействует на личность через коллектив и в которой практические отношения, материальное благосостояние не играют никакой роли. Позитивный ход эмоциональных переживаний, ощущение свободы действия и полет
воображения являются необходимыми составляющими отвлечения от трудовой деятельности».
Связанные понятия (продолжение)
Ёж — шахматный термин, обозначающий пешечную структуру, характеризующуюся расположением чёрных пешек по шестому ряду или, реже, белых пешек по третьему ряду. Одна из наиболее популярных дебютных систем начиная с 1970-х годов.
Бруннера — Новотного тема (известна также как Бруннера — Плахутты тема) в шахматной композиции, характеризуется тем, что после взаимного перекрытия 2 дальнобойных разноходящих фигур на критическом поле (по Новотному) для выполнения задания приходится прибегнуть к механизму отвлечения (по Плахутте); таким образом, для воплощения темы требуется не менее 3 ходов. Предложена Э. Бруннером (1912).
Освобожде́ние по́ля — тактический приём, позволяющий освободить необходимое для другой фигуры поле.
Угро́за — нападение на один из объектов позиции неприятеля, создавая реальную опасность для его положения. Обычно угроза предшествует какому-либо действию на доске.
Избыточная защита — защита с «запасом», то есть число защищающих превышает число атакующих фигур, важного пункта позиции, вокруг которого должна развернуться борьба. Термин введён в шахматную теорию Ароном Нимцовичем.
Блокиро́вка (шахматы) (блокирование поля) — тактический приём, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. Особый вид завлечения: так при завлечении объект нападения — завлекаемая фигура, при блокировке — блокированная.
Замурование в шахматах — термин, означающий ограничение линии действия дальнобойной фигуры ходом другой фигуры того же цвета на эту линию. Если в результате такого хода дальнобойная фигура полностью лишается возможности двигаться, такое замурование называется полным. В остальных случаях говорят о частичном замуровании. Может служить темой в задаче или этюде. Замурование фигуры часто сопровождается её критическим ходом. В многообразии форм различают две следующие разновидности...
Лави́рование (шахматы) — маневрирование фигур с целью создания и использования слабостей в лагере соперника. Стратегический приём.
Ключевые поля — в пешечных окончаниях и некоторых других позициях поля, занятие которых фигурами сильнейшей стороны ведёт к достижению поставленной стратегической цели. Для сохранения равновесия защищающаяся сторона должна препятствовать захвату соперником этих полей. В пешечных окончаниях маневрирование нередко сводится к перемещению королей по полям соответствия в борьбе за ключевые поля. Различают ключевые поля проходной и блокированной пешек. Ключевые поля проходной пешки, перешедшей демаркационную...
Слабое поле , также слабый пункт — в шахматах поле, которое не может быть атаковано пешкой. Является одним из ключевых понятий в шахматной стратегии и тактике. Пункт принято называть слабым для игрока, если игрок это поле не может атаковать своей пешкой, в противоположность этому, данный пункт для соперника считается сильным.
Славянский стиль самозащиты (СлавСтС) — русский стиль рукопашного боя, отличительной чертой которого является установка на защиту от нападения нескольких противников, максимальное расслабление во время боя, отсутствие захватов за одежду (конечности) и своеобразная ударная техника.
Комбинация (в шахматах) (позднелат. combination — соединение) — это жертва материала (пешки, фигуры, качества и т. п.) с последующим форсированным манёвром, необходимая для достижения цели.
План игры ́ — совокупность следующих одна за другой стратегических операций, выполняемых по самостоятельному замыслу в соответствии с требованиями создавшейся на доске позиции.
Комбинацио́нное зре́ние — способность шахматиста предвидеть возможность комбинации: термин введён Михаилом Ботвинником. Является одной из разновидностей шахматного мышления...
«Страте́го » (англ. Stratego) — настольная военно-стратегическая игра для двоих, проходящая на клетчатом поле с участием 40 закрытых фигур с каждой стороны. Игрокам известны только собственные фигуры; вид каждой вражеской фигуры выявляется во время её атаки. Цель заключается в обнаружении и захвате уникальной фигуры противника — флага.
Ночные боевые действия — организованная активность любых видов вооружённых сил, ведущаяся в тёмное время суток (при высоте солнца над горизонтом не более 18°) с целью достижения эффекта внезапности или поддержания непрерывности воздействия на противника.
Висячие пешки — шахматный термин, означающий пару расположенных на смежных вертикалях пешек, не защищённых другими пешками. Обычно подразумевается, что речь идёт о ферзевой и слоновой пешках, поскольку именно такая конфигурация на практике возникает наиболее часто.
Маскировка в военном деле — комплекс мероприятий, направленных на введение противника в заблуждение относительно наличия, расположения, состава, действий и намерений своих войск (сил). В английском языке русское слово «маскировка» иногда используется в транслитерации англ. maskirovka для обозначения всеобъемлющей роли маскировки в советской военной доктрине.
Танк (англ. tank) — в компьютерных или настольных ролевых играх — игрок, отвлекающий в бою внимание противника (монстра) на себя, предотвращающий нанесение урона слабозащищённым персонажам (например, магам или лучникам). Основной задачей танка является нахождение на верхней строчке списка агрессии противника. Эта задача, зачастую, решается путём использования специфических умений танка, основанных на искусственном наборе ненависти (держать «агро»).
Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.
«Вечное нападение » — разновидность позиционной ничьей, а также тема в шахматном этюде. Слабейшая сторона спасается путём непрерывного преследования одной или нескольких фигур соперника, лишая его тем самым необходимого темпа, чтобы использовать своё материальное и/или позиционное преимущество.
Нападе́ние в шахматах — создание угрозы взять неприятельскую фигуру. Считается, что фигура нападает на фигуру соперника, если в соответствии с правилами первая фигура может взять вторую на том поле, на котором та находится. Тактический элемент атаки.
Угро́за в шахматной композиции — игра, возникающая после сделанного хода, которая, без учёта ответного хода противоположной стороны, приводит к выполнению задания.
Далаван Бастон (Добле Бастон) — филиппинское боевое искусство. Техника Добле Бастон разделяется на ряд тренировочных упражнений, таких как синавали и редондо, и способов их боевого применения. Основой боевого применения техник раздела Добле Бастон являются входы в атаку противника, обезоруживания и завязки рук.
Же́ртва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего или позиционного преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват или перехват инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
Разноцветные слоны , или разнопольные слоны, (разг. «разноцвет») — в шахматах, устоявшееся название для пары слонов разных сторон, передвигающихся по полям разного цвета. Белый чернопольный слон и чёрный белопольный слон, равно как и белый белопольный и чёрный чернопольный, — разноцветные слоны. Формально определение «разнопольные слоны» более точно, но на практике используются оба варианта с преобладанием первого.
Куб Линка — это методика оценки интеллектуальных процессов и когнитивных функций. Наиболее простой и хорошо изученной в клинике формой наглядно-действенного мышления является процесс решения конструктивных задач, а его наиболее прoстой моделью могут служить задачи типа кубиков Кооса или куба Линка. В школе А. Р. Лурия эта методика с успехом использовалась для анализа «лобного» синдрома. В детской психологии под названием «Уникуб» она входит в арсенал развивающих игр.
Завлечение (привлечение) — тактический приём, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определённое поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры. Например, в партии M. Видмар — М. Эйве (Карловы Вары, 1929) белые осуществляют комбинацию, дважды использовав тему завлечения.
Вилка в шахматах — положение в шахматной партии, когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого игрока. Имеет большое значение, когда среди фигур, оказавшихся под боем, есть две фигуры, ценностью большей, чем фигура, нападающая на них, и нет возможности её побить. В данном случае часто возможен выгодный размен, поскольку за один ход невозможно увести больше одной фигуры из-под боя (см. Все о вилке).
Реше́ние зада́ч — процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации — задачи; является составной частью мышления.
Фактор внезапности или просто внезапность — один из ключевых принципов военного искусства, суть которого заключается в достижении успеха путём действий, которые имеют эффект неожиданности для противника. Использование фактора внезапности во многих ситуациях позволяет парализовать волю противника к сопротивлению, дезорганизовать управление войсками и нанести ему поражение при недостатке сил и средств. Очень часто внезапность воздействия ставит перед противником жёсткие временные рамки на ликвидацию...
Отравленная пешка (фигура) — в шахматном жаргоне — пешка (фигура), которая не защищена явным образом, но взятие которой приводит или может привести к существенному ухудшению положения взявшего её игрока.
Э́ндшпиль (от нем. Endspiel — «конец игры») — заключительная часть шахматной или шашечной партии.
Уничтожение защиты — тактический приём, используемый для устранения (путём жертв или разменов) фигур или пешек соперника, защищающих или прикрывающих другие фигуры (в частности, короля). Нередко уничтожения защиты — составной элемент различных комбинаций.
Вторже́ние — проникновение фигур атакующей стороны в расположение сил соперника.
Критический ход — термин в шахматной композиции, обозначающий переход дальнобойной (критической) фигуры через точку пересечения (критическое поле), где она затем перекрывается запирающей фигурой (например, для замурования). Может также служить для освобождения линии для другой дальнобойной фигуры (Тертоновское сдвоение). Используется в игре как белых, так и чёрных фигур.
Мака дай дай сёги (摩訶大大将棋 или 摩?大大象戯 (яп. мака огромные шахматы)) — настольная игра шахматного типа для двух игроков, средневековый вариант сёги на доске 19 × 19.
Экономичность формы — в шахматной композиции, выполнение авторского замысла минимальными средствами (в начальной позиции, игре и финале); один из художественных принципов, обеспечивающих единство формы и содержания композиции.
Поля соответствия — поля на шахматной доске, по которым маневрируют фигуры соперников, оказываясь как бы связанными друг с другом. Появляются обычно в эндшпиле, когда ряд ходов одной...
Пратьяхара (санскр. प्रत्याहार, pratyāhāra IAST, букв. «отбрасывание, отрешение») — техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены.
Полуоткрытые дебюты — возникают при начальном ходе белых 1. e2-e4 и любом ответе чёрных, кроме 1. …e7-e5. Популярность полуоткрытых начал в современной шахматной практике обусловлена большей возможностью контригры для чёрных, позиционно-манёвренным лавированием в дебюте с переносом комбинационной игры на стадию миттельшпиля. Полуоткрытые начала ведут преимущественно к сложной борьбе с минимальными возможностями быстрого упрощения. Борьба за центр в Полуоткрытых началах может принимать различные формы...
Италья́нская па́ртия — шахматный дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Cf8-c5. Относится к открытым началам.
Изолированная пешка , разг. «изолятор» — шахматный термин, обозначающий пешку, на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета.
Защи́та (англ. defense) в шахматных этюдах — отражение наступательных действий противника.
Ретроградный анализ (ретроанализ, РА) — жанр шахматной композиции, в котором для выполнения задания необходимо определить предысторию заданной позиции. Согласно международному Кодексу, ретроанализ принадлежит к особым видам шахматной композиции. Ретроградный анализ, в свою очередь, подразделяется на ряд ретрожанров — ретрокомпозиции классического стиля, кратчайшие доказательные партии, ретракторы, нелегальные кластеры, задачи на раскраску, задачи без доски или без фигур и другие.
Упоминания в литературе (продолжение)
Другими словами, те, кто стремится в полной мере испытать эффект Озарения, должны пройти сначала через борьбу и напряжение
всех сил, затем через отвлечение и релаксацию. Но, обретя нелегкий опыт, они имеют более благоприятное положение, что дает им возможность достичь немыслимых прежде результатов, действовать на пике своих возможностей, открывая и закрепляя новые уровни продуктивности.
Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие, доходчиво разъяснить смысл его поступков. Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка, угрожать ему. Если что-то запрещается категорически, то следует предложить малышу альтернативу. Запретив одно, нужно сразу же предложить что-то другое, нельзя оставлять ребенка в бездеятельном состоянии. И все же ребенок может расшалиться, перестать слушать взрослого. В этом случае для малыша первого и второго годов жизни действенным будет метод отвлечения: «Смотри, к нам птичка прилетела!» На третьем
году жизни использование метода отвлечения следует рассматривать как шаг назад. Конструктивным в данном случае будет предложение ребенку на выбор нескольких интересных дел. Свобода выбора импонирует формирующейся личности, так как не сковывает ее самостоятельности, инициативности.
Стратегия переговоров (рис. 3) подразумевает временный отказ субъекта от активной формы сопротивления с целью разряжения напряжения и выбора адекватной формы реагирования. Данная стратегия основана на взаимодействии с агрессивной средой путем активных переговоров в
виде убеждения, запугивания, отвлечения внимания и других словесных наглядно-эмоциональных форм.
–
частые отвлечения во время выполнения задания даже в течение 5–7 минут;
Жалящий удар не относится к категории действительно сильных ударов, хотя его применение оправдано интересами стратегии поединка. Жалящие удары используются для создания бреши в обороне противника и отвлечения его
внимание, перед проведением мощной атаки.
Вражеские разведчики, вероятно, будут запущены не только перед фронтом основных наступающих сил, но и с флангов, дугообразной
линией для отвлечения противника, потому что враг будет знать, что в противном случае вы можете внезапно появиться у него с фланга и напасть на него с той стороны, где он окажется почти беспомощным. Возможно, разведчики с обеих сторон вступят в контакт друг с другом, и за этим последует бой между ними. И в этом случае та сторона, разведчики которой сильнее, сможет отбросить противника и обеспечить явное преимущество. Однако в конце концов за разведчиками последуют основные силы, и начнется бой.
Естественно, при подобном состоянии водителя сложная ситуация на дороге чревата ДТП. Поэтому не стоит садиться за руль, если степень усталости тяжелая или даже средняя, – от нее может избавить только отдых, а с гарантией – сон. Легкую усталость может снять тонизирующий напиток, например чай или кофе. Но конечно, бывают ситуации, когда приходится ехать, несмотря на усталость. Несколько рекомендаций на такой случай: откройте окно – свежий воздух (даже если это воздух большого города) лучше для усталого человека, чем неподвижная атмосфера салона автомобиля; увеличивайте дистанцию, чтобы получить возможность маневра в ситуации, требующей быстрых решений; снижайте скорость – усталый водитель не может реагировать на изменение с той же быстротой, что и бодрый водитель; не включайте монотонную музыку – она сильно расслабляет, а уставший человек и так хочет спать, ему не нужен дополнительный толчок к подушке; если вы курите, то обязательно проветривайте салон – сигаретный дым не столько бодрит, сколько отупляет, снижает скорость реакции, а кажущаяся многим бодрость возникает исключительно из-за того, что человек в процессе курения чем-то занят и не убаюкивается монотонностью собственных движений. Кроме того, сигарета в руке – это и отвлечение внимания, и невозможность применения техники скоростного руления, которая
требует работы обеих рук. Следует также отметить, что в случае ДТП горящая сигарета может оказаться в салоне и продолжать тлеть, что чревато возгоранием.