Связанные понятия
Два коня против пешки — одно из сложных окончаний; в теории эндшпиля этот раздел разработан в начале XX века А. Троицким, который установил, что мат 2 конями возможен (в ряде позиций) благодаря наличию у соперника пешки; продвигаясь вперёд, она лишает его возможности добиться пата и позволяет стороне, имеющей коней, построить матовую сеть.
Вилка в шахматах — положение в шахматной партии, когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого игрока. Имеет большое значение, когда среди фигур, оказавшихся под боем, есть две фигуры, ценностью большей, чем фигура, нападающая на них, и нет возможности её побить. В данном случае часто возможен выгодный размен, поскольку за один ход невозможно увести больше одной фигуры из-под боя (см. Все о вилке).
Перекры́тие , выключе́ние (англ. interference, line-closing) — тактический приём в шахматах, расположение фигуры или пешки на линии действия дальнобойной фигуры, создающее препятствие её движению по этой линии. В практической игре часто понимается как расположение собственной фигуры на линиях действия дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их атакующих или защитных действий. Примером может служить партия Р. Рети — Е. Боголюбов (Нью-Йорк, 1924), где белые осуществили комбинацию с использованием...
Тема Загоруйко — тема в шахматной задаче, а также форма (вид) перемены игры с осуществлением не менее чем трёхфазной, единой для всех фаз, простой перемены игры с не менее чем двумя вариантами в каждой фазе. Впервые реализована Леонидом Загоруйко в 1948 году.
Взя́тие (англ. capture) в шахматах — ход фигуры (или пешки) на поле, занятое фигурой (пешкой) соперника. Взятая фигура снимается с доски, что считается частью того же самого хода.
Упоминания в литературе
Естественно, по большей части трактат посвящен бою на мечах с кинжалом, брокьеро или плащом. Эти более практические сведения излагаются очень ясно. Во введении, «Della spada et pugnale»[63], автор замечает: «Переходя от простого к сложному, нам, видимо, следует теперь поговорить о тех видах оружия, которыми в наши дни пользуются чаще прочих; мы имеем в виду меч в сочетании с кинжалом: конечно, они гораздо ценнее и для
наступления, и для защиты. Поэтому нужно сказать, с этим оружием можно одновременно применять желательное искусство защиты и удара, что невыполнимо только с мечом… Эти два предмета имеют разные размер и вес, и каждому из них должна отводиться такая роль в наступлении и обороне, на которую они способны. Иными словами, поскольку кинжал короток, то он применяется для защиты левой стороны до высоты колена, а меч – для защиты всей правой стороны и левой ниже колена. Пусть вас не удивляет, что кинжалом предлагается защищать всю левую сторону, ибо он сделает это с большой легкостью, если встретит меч у первой и второй четверти. Но если он встретит меч в третьей или четвертой четверти, то это будет опасно, так как сила удара там слишком велика»[64].
«Ясно, что комбинация должна нести в себе что-то завораживающее, это должна быть комбинация с матовым финалом, с жертвами, где сила духа будет торжествовать над грубой материей… Это то, что нравится всем без исключения…. Но современная
техника защиты не позволяет проводить такие комбинации, пресекает их в самом зародыше. Жертва фигуры и даже пешки представляется уже чем-то особенным, а жертва ладьи без ярко выраженного комбинационного мотива стала уже реликтом в партиях ведущих шахматистов. Ну, а легендарные проходы короля через всю доску, когда белому или черному монарху под ураганным огнем приходится пересекать минные поля, они вообще отошли в предания старины глубокой. Времена «вечнозеленой» и «бессмертной» партий, сыгранных Адольфом Андерсеном в XIX веке, канули в прошлое. И меньше всего я думал, что когда-либо мне удастся воскресить этот мятежный, романтический дух на шахматной доске и создать комбинацию, которая будет удовлетворять всем самым строгим критериям»
По данным психологических исследований, проводимых со спортсменами-боксерами, известно, что время атакующих действий боксеров находится в среднем 140–200 мс.
Тогда как время простой защитной реакции составляет 400–450 мс (В.И. Филимонов, 2000; В. Н. Остьянов, И. И. Гайдамак, 2001). Обращает внимание тот факт, что время даже простой защитной реакции минимум в два раза больше времени атаки, или быстроты удара. На самом деле атакующее движение может быть неожиданным не только по времени (начало атаки), но и по траектории, и по используемой части тела. В этом случае время ответной реакции увеличивается уже в 3–4 раза, и таким образом, шансы на защиту у противника становятся ничтожными. Следовательно, любой человек, независимо от уровня своего физического развития и предварительной подготовки не успевает среагировать на реальную атаку при определенных условиях. Эти условия можно легко обеспечить в реальной ситуации путем контроля дистанции до противника. Для гарантированного нанесения поражающего удара в выбранную цель необходимо обеспечить лишь дистанцию вытянутой руки (в любом направлении).
В боевой обстановке одиночные приемы защиты используются, как правило, в различных соединениях друг с другом, образуя целостное действие, которое используется для защиты от нескольких ударов или увеличения степени надежности защиты для обеспечения страховки от возможного или прогнозируемого продолжения атаки противника. Такие
действия определяют как комбинированную защиту, так как различные способы защиты выполняются одновременно.
Подготовительные тактические действия активно осуществляются при помощи большой маневренности, атаками и контратаками, одной или двумя сериями ударов руками и ногами, а также бросками, сваливаниями, переводами и т. д. Кроме того, в подготовительных
действиях большую роль играют защиты, после которых создаются удобные положения туловища для атак и контратак. Следует иметь в виду, что противник ставит такие же задачи и так же активно их решает.
Связанные понятия (продолжение)
Кре́стик , крест (англ. cross) — тема в шахматной композиции; один из механизмов положения. Совокупность вариантов решения, в каждом из которых шахматная фигура (например, король, ферзь или ладья) двигается на одно поле по фронтали (то есть по горизонтали или вертикали) в четырёх различных направлениях, образуя при этом чётко обозначенную геометрическую фигуру. В качестве темы крестик обычно сочетается с другими задачными идеями.
Критический ход — термин в шахматной композиции, обозначающий переход дальнобойной (критической) фигуры через точку пересечения (критическое поле), где она затем перекрывается запирающей фигурой (например, для замурования). Может также служить для освобождения линии для другой дальнобойной фигуры (Тертоновское сдвоение). Используется в игре как белых, так и чёрных фигур.
Ладья против лёгкой фигуры — эндшпиль, в котором у одного шахматиста из фигур остаётся одна ладья, а у его соперника — слон, либо конь.
Пешечная дуэль — это логическая игра на шахматной доске. В ней участвуют два игрока, у каждого перед началом игры по три (иногда более) пешки, расположенные друг против друга на противоположных крайних горизонталях. Первыми ходят белые. Каждый ход состоит из передвижения одной из пешек своего цвета. Первым ходом каждый из игроков может идти не далее, чем до середины доски, и на любое количество клеток во все последующие ходы. Пешки ходят вперёд либо назад. Задача каждого из игроков — оставить противника...
Максимуммер (англ. Maximummer, нем. Längstzüger) — вид сказочной шахматной композиции.Задача, где чёрные обязаны делать геометрически самые длинные ходы (дистанция измеряется между центрами полей). В случае, когда существует несколько ходов одинаковой максимальной длины, чёрные имеют право выбора любого из них. Если условие определено для обеих сторон, такая разновидность называется «двойной максимуммер» (double maximummer).
Батаре́я — две или более дальнобойные фигуры, объединение которых по одной линии усиливает потенциал атаки по этой линии.
Э́хо (англ. echo), в шахматах и шахматной композиции — несколько (две или более) позиций, комбинаций, манёвров, симметричных относительно друг друга полностью или частично. Может служить в качестве темы в задаче или этюде.
Перекрытие плахутты — в шахматной композиции, жертвой фигуры на критическом поле вызывается взаимное в двух вариантах перекрытие двух дальнобойных фигур соперника (Л—Л‚ Ф—С и Ф—Л); перекрывающая фигура затем отвлекается по линии действия других фигур. Характерный признак перекрытия Плахутты — создание двух тематических угроз (аналогично перекрытию Новотного). Однако по сравнению с последним перекрытие Плахутты требует для своего выражения на ход больше. В четырёх- и многоходовых задачах перекрытие...
Поля соответствия — поля на шахматной доске, по которым маневрируют фигуры соперников, оказываясь как бы связанными друг с другом. Появляются обычно в эндшпиле, когда ряд ходов одной...
Вариант отравленной пешки — название нескольких шахматных дебютов, в которых пешка считается «отравленной или ядовитой», потому что её взятие приводит либо к немедленному ухудшению позиции, либо к существенной потере материала. Самым известным считается положение, возникающее в варианте Найдорфа после ходов...
Угро́за — нападение на один из объектов позиции неприятеля, создавая реальную опасность для его положения. Обычно угроза предшествует какому-либо действию на доске.
Переме́на игры ́ — направление в тематике шахматной композиции. Основным принципом данного направления является замена одного идейного комплекса вариантов иллюзорной игры и (или) тематического ложного следа новым комплексом, возникающим в результате вступительного хода действительного решения или другого ложного следа.
Преиму́щество двух слоно́в — позиционное преимущество наличия у одной из сторон двух слонов, а у другой — слона и коня или двух коней.
Шахматы Капабланки — вариант шахмат, предложенный Капабланкой для спасения от ничейной смерти, которая, как считал Капабланка, угрожает классическим шахматам.
Выжидательный ход — шахматный термин, обозначающий ход, с помощью которого одна сторона передает очередь хода другой. Как правило, принципиального воздействия на рисунок позиции выжидательный ход не оказывает.
Миниатю́ра (англ. miniature), в шахматах и шахматной композиции — задача или этюд, в начальной позиции которых число фигур обеих сторон в сумме не превышает семи. Название дано в 1902 году немецким проблемистом О. Блюменталем.
Качество (в шахматах) — соотношение шахматных фигур, которое выражает преимущество ладьи перед лёгкой фигурой (конём или слоном). Понятие выигрыш качества означает ситуацию, когда у соперников равное число фигур соответствующих типов, за исключением того, что у одного игрока есть лишняя ладья, а у второго — лишняя лёгкая фигура.
Звёздочка , звезда (англ. star) — тема в шахматной композиции; один из механизмов положения. Совокупность вариантов решения, в каждом из которых фигура (например, король, ферзь или слон) двигается на одно поле по диагонали в четырёх различных направлениях, образуя при этом чётко обозначенную геометрическую фигуру. В качестве темы звёздочка обычно сочетается с другими задачными идеями.
Преимущество первого хода в шахматах — гипотетическое преимущество игрока (белых), который делает первый ход в шахматах. Шахматные практики и теоретики в целом согласны с тем, что белые начинают игру с некоторым преимуществом. Собранная статистика с 1851 года поддерживает это представление; белые последовательно выигрывают чуть чаще, чем чёрные, и обычно набирают от 52 до 56 процентов. Процент побед белых примерно одинаковый для турнирных игр между людьми и между компьютерами. Однако преимущество...
Таск-монстр (англ. task — задача и фр. monstre — чудовище) — рекордная задача на мат в максимальное число ходов. Видным мастером этого жанра был Отто Титус Блати. В современной шахматной композиции рекорд принадлежит английским проблемистам М. Морсу и Д. Хетерингтону, которые добавили к 200-ходовой задаче Вальтера Йёргенсена («Die Schwalbe», 1976 год, специальный приз) ещё 26 ходов (при легальной позиции и использовании обычного комплекта фигур). При увеличении числа фигур (3 белых слона) рекорд...
Зада́ча о восьми́ фе́рзя́х — широко известная задача по расстановке фигур на шахматной доске. Исходная формулировка: «Расставить на стандартной 64-клеточной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не находился под боем другого». Подразумевается, что ферзь бьёт все клетки, расположенные по вертикалям, горизонталям и обеим диагоналям. Обобщение задачи — расставить максимальное количество взаимно не бьющих друг друга ферзей на прямоугольном поле, в частности, квадратном поле, со стороной...
Лави́рование (шахматы) — маневрирование фигур с целью создания и использования слабостей в лагере соперника. Стратегический приём.
Перекры́тие Гримшо́у (англ. Grimshaw interference) — тема в шахматной композиции, при которой две дальнобойные разноходящие фигуры (одна из них может быть пешкой) в двух вариантах привлекаются на одно и то же поле, где перекрывают друг друга.
Ферзь и пéшка прóтив ферзя́ — один из самых сложных типов ферзевых окончаний. Теорию этого окончания начали разрабатывать сравнительно недавно (М. Ботвинник, П. Керес, Ю. Авербах, А. Шерон, Р. Фонтана). Трудности анализа обусловлены широким диапазоном действий ферзя и наличием бесчисленных вариантов. Легче всего, как показывает практика, проводится в ферзи центральная (королевская или ферзевая) пешка, труднее — слоновая и коневая; наиболее сложно провести крайнюю пешку. При достижении предпоследней...
Перекрытие Новотного в шахматной композиции — жертва фигуры в точке пересечения линий действия двух дальнобойных разноходящих фигур соперника (ладьи и слона), создающая перекрытие этих фигур. Особенность перекрытия Новотного в шахматной задаче состоит в том, что нередко попадание жертвенной фигуры на поле пересечения создаёт одновременно 2 тематические угрозы (в двухходовке — 2 мата). В трёх- и многоходовых задачах или этюдах перекрытие Новотного может осуществляться с критическими ходами — такова...
Часы Фишера — разновидность шахматных часов, предложенная и запатентованная одиннадцатым чемпионом мира по шахматам Робертом Фишером.
Вариант дракона — полуоткрытое начало, возникающее в сицилианской защите после ходов...
Тема Руденко — тема в шахматной задаче, комбинация на перемены игры; две фазы связаны таким образом, что матующие ходы идейных вариантов одной фазы становятся множеством идейной угрозой в другой. Тема позволяет органично включить в содержание задачи фазу с произвольной переменной. Названа именем В. Руденко, впервые выразившего тему в следующей двухходовке.
Коррекции тема , тема коррекции (от латинского correctio — исправление) — тема в шахматной задаче. Различают белую и чёрную темы коррекции.
Блокиро́вка (шахматы) (блокирование поля) — тактический приём, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. Особый вид завлечения: так при завлечении объект нападения — завлекаемая фигура, при блокировке — блокированная.
Закрытые дебюты — характеризуются начальным ходом белых 1. d2-d4 и ответом чёрных 1. … d7-d5.
Ладья и пешка против ладьи — один из основных типов ладейных окончаний. Имеет большое практическое значение. Провести пешку в ферзи в этом эндшпиле удаётся далеко не всегда, так как слабейшая сторона располагает несколькими методами защиты — в зависимости от того, насколько далеко продвинута проходная пешка. Наиболее опасная пешка — центральная, наименее опасная — крайняя.
Замурование в шахматах — термин, означающий ограничение линии действия дальнобойной фигуры ходом другой фигуры того же цвета на эту линию. Если в результате такого хода дальнобойная фигура полностью лишается возможности двигаться, такое замурование называется полным. В остальных случаях говорят о частичном замуровании. Может служить темой в задаче или этюде. Замурование фигуры часто сопровождается её критическим ходом. В многообразии форм различают две следующие разновидности...
Индийская тема — в шахматной композиции, одна из старейших комбинаций, составляющих основу тематики логической школы в задаче. 1-я композиция на Индийскую тему под названием «Индийская задача» опубликована в «Чесс плейерс кроникл» (1845) под псевдонимов Дхагирд (Dhagird — ученик), а 2 недели спустя в несколько изменённом виде — в «Паламеде». Её автор — английский миссионер в Индии Г. О. Ловдей (англ. Henry Augustus Loveday; 1815—1848; отсюда название).
Разме́н — ход, которым собственная фигура отдаётся за такую же или равноценную фигуру партнёра.
Дебютная книга — данное понятие относится либо к книге шахматных дебютов, либо к базе данных шахматных дебютов, используемых шахматной программой.
Фланговые дебюты — шахматные дебюты, начинающиеся любым ходом белых, кроме 1. е2-е4 и 1. d2-d4. Они строятся главным образом на фигурном и пешечно-фигурном воздействии на центр. Часто могут переходить в дебюты других групп. За исключением Английского начала менее агрессивны в смысле получения дебютного преимущества.
Защи́та (англ. defense) — в шахматах и шахматной композиции отражение наступающих действий соперника.
Бруннера — Тертона тема в шахматной композиции, разновидность темы освобождения линии: дальнобойная фигура переходит через критическое...
Ретроградный анализ (ретроанализ, РА) — жанр шахматной композиции, в котором для выполнения задания необходимо определить предысторию заданной позиции. Согласно международному Кодексу, ретроанализ принадлежит к особым видам шахматной композиции. Ретроградный анализ, в свою очередь, подразделяется на ряд ретрожанров — ретрокомпозиции классического стиля, кратчайшие доказательные партии, ретракторы, нелегальные кластеры, задачи на раскраску, задачи без доски или без фигур и другие.
Угро́за в шахматной композиции — игра, возникающая после сделанного хода, которая, без учёта ответного хода противоположной стороны, приводит к выполнению задания.
Избыточная защита — защита с «запасом», то есть число защищающих превышает число атакующих фигур, важного пункта позиции, вокруг которого должна развернуться борьба. Термин введён в шахматную теорию Ароном Нимцовичем.
Упоминания в литературе (продолжение)
Важным и интересным фактом, имеющим отношение к оружию и доспехам, является то, что сначала было изобретено оружие, а лишь затем доспехи. Обратную ситуацию едва ли можно себе представить, потому что доспехи не были бы изобретены, если бы не была нужна защита от оружия. С тех пор первой задачей войны было наступление, а второй – оборона как при изготовлении оружия и доспехов, так и при разработке военных планов. По этой причине оборона всегда отставала от наступления, хотя со временем она, возможно, обогнала его; и это объясняет огромное значение нового оружия или нового метода, которые внезапно начинают применяться при ведении войны, прежде чем враг сумел изобрести средства или способы защиты от него. В бесчисленных случаях, когда победа быстро и решительно оказывалась у одной из противоборствующих сторон, в то время
как обе стороны были равны по численности и оснащенности, это произошло потому, что сторона-победитель застала другую сторону врасплох, применив какое-нибудь неожиданное оружие или маневр. Ставит в тупик то, насколько мало этот исторический факт принимался в расчет авторами стратегий. Однако на мысль о том, что его изначально признавали, наводит сходство двух слов – стратегия (strategy) и военная хитрость (stratagem), которые произошли от одного греческого корня.
К основным разделам хапкидо относят: таньчжон хоуп (искусство управления внутренней энергией); муксан (медитация); нап поп (техника падений и прыжков); квон поп (техника ударов руками); пхальчаги (техника ударов ногами); момпульги (броски, болевые и удушающие приемы); хосинсуль (самооборона); кибон доньчжак (базовые комбинации); туксу доньчжак (специальные техники); а также работа с прикладными предметами: палка, нож, ремень, зонт, наручники, меч. На более продвинутых уровнях обучения к обязательным разделам относят защиту от 2, 3, 4 нападающих, вооруженных ножом, палкой, мечом; защиту других лиц от нападения,
защиту от нападения группы людей и целый ряд других техник. Обязательным разделом хапкидо является кыпсо (искусство нахождения уязвимых точек на теле человека) и некоторые методы восточной медицины, необходимые для оказания первой помощи при травмах и повреждениях.
Основные действия противоборствующих сторон в конфликте делятся на две большие группы: наступательные и оборонительные. Первая группа включает такие основные внешние действия, как захват противников, оккупация спорных территорий и объектов, нанесение прямого ущерба собственности, способы физического насилия. Все перечисленные действия имеют своей целью препятствие реализации интересов противоположной стороны конфликта. Вторую группу составляют
действия, направленные на защиту спорных объектов и территорий, в т. ч. от уничтожения или повреждения материальных ценностей, различных превентивных поступков и т. п. Если оборонительные действия направлены на сохранение имеющегося на данный момент соотношения позиций, охрану тех интересов, которые реализовывались до сих пор беспрепятственно, то наступательные – на изменение соотношения позиций и утверждение нереализованных интересов. При этом следует отметить, что существует еще и третий возможный тип действий – отступление, сдача позиций, отказ (полный или частичный) от достижения своих интересов. Но отступление носит временный и вынужденный характер, используется как уловка, с тем, чтобы собрать силы для последующих наступательных или оборонительных действий. Однако отступление не является непременным атрибутом конфликта.
Боевая позиция. Первое, с чего начинается обучение бойца, – боевая позиция. Это понятие в известной мере условно: в бою боец всегда находится в движении, он не стоит на одном месте. Между тем, если рассматривать боевую позицию, как исходное положение, из которого боец начинает каждое свое движение и в которое возвращается, выполнив тот или иной прием или маневр, то принятый термин не должен вызывать опасений – он правилен по существу. А при изучении техники все удары, защиты и соединения их постоянно разучиваются
из неподвижной боевой позиции, как исходного положения. Это кажущееся несоответствие реальной боевой обстановке не должно смущать тренера. Боевая позиция – это и сознательная, произвольная физическая установка организма, выражающаяся в приспособлении всех органов человека к наилучшему восприятию.
Вполне очевидно, что исторический разработчик каратэ
учитывал изначально цель атаки – защита своей жизни от самурайского меча одним стремительным и мощным ударом. Отсюда родилась идея соревновательного каратэ – выиграть в одно касание, где бой останавливают после каждого выполненного удара и оценивают проведённое боевое действие. Ценность отдельно взятого удара в штурмовом бою ГРОМ не имеет решающего значения. Стратегией удара является не его завершающая роль, а рассматривается как звено в цепочке достижения финала.
Завершает книгу глава «Восстановление данных на жестких дисках». В ней рассмотрены ситуации, когда по тем или иным причинам автоматические средства восстановления оказываются бессильны, и человеку приходится действовать «голыми руками», погружая их по локоть в двоичные нули и единицы, разбросанные по жесткому диску. Еще лет десять назад такая глава занимала бы центральное место в книге под названием «Восстановление данных». Однако поскольку сейчас существуют эффективные средства автоматического восстановления и программы резервного копирования, изложенные в этой
главе методы можно отнести, скорее, к разряду экстремальных. И предназначены они в первую очередь для любителей острых ощущений и тех, кто никак не может заставить себя применять «цивилизованные» методы защиты своих данных.
Здесь, всего в двух рисованных сценах, можно найти превосходное изображение греческого оружия и узнать, как его использовали; и, поскольку мы знаем, что горцы точно так же действовали своим широким мечом и круглым щитом, можно заключить, что люди бронзового века в общем и целом сражались подобным образом. Вполне понятно, зачем во время атаки щит держали горизонтально, будь то при ходьбе или при беге: если предмет такого размера держать перед собой близко к телу, то колени будут задевать за его нижнюю кромку. Щит нужно держать на отлете, но в положении, когда он всегда готов к
защите, в то время как мечом в другой руке можно ударить снизу в защитное приспособление противника или, наоборот, сверху, целясь в шею.
Самыми поражаемыми целями в бою на холодном оружии являются туловище, голова и обе руки, но, прежде всего вооруженная. Выдвинутое вперед оружие делит части тела бойца на секторы нанесения ударов и уколов, определяя их как внутренний или наружный, нижний или верхний. В свою очередь, положения оружия, с острием в сторону противника, получили номерные обозначения и
стали верхними позициями и защитами, или нижними позициями и защитами, закрывающими аналогичные секторы от нападений.
Полный перечень вооружений окинавского кобудо достаточно обширен и включает в себя как деревянные, так и стальные предметы, однако последние, скорее, исключение из
правил. Серпы являются оружием изначально, и вопрос лишь в технике работы с ними, тогда как палки и шесты – вещи мирные, требующие очень специфических навыков для превращения их в грозные орудия нападения и защиты.
Это не может не ввести в заблуждение. Но второе возражение против такого обозначения значительно серьезнее, поскольку следствием является множество ошибок. Дело в том, что классификация «оборонительные» и «наступательные» подразумевает, что оборона и наступление – взаимоисключающие идеи, в то время как истина заключается в том, что они дополняют друг друга. Каждая
форма войны является одновременно оборонительной и наступательной. И не важно, насколько ясна наша позитивная цель или как высок наш наступательный дух, – мы не можем развить агрессивную стратегическую линию без поддержки оборонительной почти на всех главных направлениях. В отношении тактики дела обстоят так же. Даже самый убежденный сторонник наступления признает необходимость наличия в своем арсенале и винтовки, и лопаты. Когда же дело доходит до живой силы и материалов, мы знаем, что без определенной степени защиты ни корабли, ни орудия, ни люди не смогут сосредоточить все свои силы на нанесении удара. В действительности нет безоговорочного выбора между атакой и обороной. В агрессивных операциях всегда стоит вопрос, насколько далеко в применяемые нами методы должна проникнуть оборона, чтобы позволить нам максимально использовать имеющиеся ресурсы, чтобы парализовать силы противника. То же самое и в обороне. Даже ее классическое использование предполагает дополнение наступлением. Находясь внутри крепости, люди знают, что рано или поздно она падет, если только контратака на осадившие крепость отряды или пути подвоза противника не снизит мощь атаки.
Самооборона является основой крав маги. Различные техники этой системы были разработаны для того, чтобы дать возможность изучающему крав магу защитить себя и других людей от враждебных, жестоких действий, предотвратить травмы, а также победить и нейтрализовать нападающих. Техники самообороны крав
мага включают в себя защиту от различных попыток проявления агрессии, таких как удары руками, ногами, захваты и заломы. Данные техники также применяются при ситуациях, когда вашей жизни угрожает опасность, то есть когда нападающий вооружен, например, палкой, ножом, пистолетом и даже ручной гранатой.
Чем больше дистанция на которой вы находитесь от нападающего, тем лучше для вас. Оптимальной дистанцией считается такое расстояние, с которого противник не может достать вас самым длинным своим оружием, не сделав для этого хотя бы один шаг вперед. Однако сохранять оптимальную дистанцию не всегда возможно. При сокращении дистанции старайтесь, чтобы голова и передняя часть тела располагались как можно дальше от противника, а наиболее уязвимые части вашего тела были прикрыты выставленными вперед руками. Если у вас есть с собой какие-либо предметы (зонт, верхняя одежда и т. д.) также
используйте их в качестве защиты. Ни в коем случае не стойте фронтально по отношению к противнику, желательно развернуться к нему вполоборота. Помните, что умение управлять дистанцией является очень важным вашим оружием. Пока вы контролируете дистанцию, у вас всегда есть выбор дать отпор нападающему или просто попытаться убежать от него, что в очень многих ситуациях может оказаться самым адекватным действием. Однако в некоторых ситуациях бывает выгодно находиться как можно ближе к противнику. В этом случае противник лишается возможности использовать преимущества длинной дистанции, что делает недоступными для него многие участки вашего тела.
Создание механических устройств такой сложности, как танк, которое происходило под влиянием войны и шло просто от идеи, было выдающимся достижением. Французы первоначально видели эту идею в ликвидации проволочных заграждений (т. е. расчистке пути атакующей пехоте. – Ред.), но скоро пришли к пониманию (как это сделали и британцы), что требуется прежде всего защита своей атакующей пехоты от пулеметов врага. В
ходе реальных боевых действий оригинальная конструкция танка претерпела сравнительно мало изменений, но при более продуманном подходе, возможном в мирное время, после Первой мировой войны одно за другим последовали усовершенствования, которые приобрели еще больший размах в ходе Второй мировой войны.
Для защиты от всевозможного зла использовались символы мироздания. Таким образом, возможным противникам как бы показывалось,
что человек находится под защитой “всего света”.
В целом можно утверждать, что основы современного рукопашного боя были заложены усилиями большой группы специалистов, среди которых выделяются упомянутые выше В.С. Ощепков, Н.Н. Ознобишин и В.А. Спиридонов. Все они разными путями пришли к осознанию необходимости создания отечественной системы защиты и нападения, но именно благодаря широте их воззрений и творческому подходу к работе рукопашный бой стал той универсальной системой ведения ближнего боя, эффективность которой была доказана
в ходе многочисленных военных действий.
Чем больше дистанция, на которой вы находитесь от нападающего, тем лучше для вас. Оптимальной дистанцией считается такое расстояние, с которого противник не может достать вас самым длинным своим оружием, не сделав для этого хотя бы один шаг вперед. Однако сохранять оптимальную дистанцию не всегда возможно. При сокращении дистанции старайтесь, чтобы голова и передняя часть тела располагались как можно дальше от противника, а наиболее уязвимые части вашего тела были прикрыты выставленными вперед руками. Если у вас есть с собой какие-либо предметы (зонт, верхняя одежда и т. д.) также
используйте их в качестве защиты. Ни в коем случае не стойте фронтально по отношению к противнику, желательно развернуться к нему вполоборота.
Вера государственных деятелей в атомное оружие как в сдерживающий агрессию фактор, по-видимому, основывается на иллюзии. Вполне вероятно, что угроза применить это оружие может быть воспринята в Кремле менее серьезно, чем в странах, расположенных по эту сторону железного занавеса, народы которых находятся на опасно малом удалении от России и ее стратегической бомбардировочной авиации. Угроза применить атомное оружие для
защиты этих народов может привести только к ослаблению их решимости оказать сопротивление. Отрицательное действие такой угрозы уже причинило большой вред.
Удары руками имеют разные варианты исполнения и назначения в зависимости от боевой ситуации и отличаются по различным признакам, зависящим от: 1) цели нанесения (уязвимые места головы или туловища), 2) формы выполнения (прямые, снизу, сбоку), 3) силы нанесения (сильные – > 75 %, средние – от 75 до 50 %, слабые – < 50 % от максимальной силы удара), 4) скорости нанесения (быстрые – > 75 %, средние – от 75 до 50 %, медленные – < 50 % от максимальной скорости удара), 5) тактики применения (атакующие, встречные, ответные, финты, отвлекающие), 6) направления передвижения, 7) дистанции нанесения (ближней, средней, дальней), 8) способа перемещения (шагом или скачком в разных вариантах), 9) количества наносимых ударов (одиночные, серии), 10) использования защиты (руками, туловищем, передвижением) (И.И. Горевалов, 1994, Г.С. Гагонин, 1977, Г.П. Галочкин, 1999, А.А. Кадочников, 2000, Е.В. Калмыков, 1996, В.А. Киселев, 2006).
2. Самозащита – система подготовки к защите против превосходящего по количеству и вооруженности противника и в правовых условиях. Подготовка к ней по тем же причинам может вестись только в
условном, несоревновательном режиме. Практически оба термина по содержанию техники мало отличаются друг от друга.
В ударных единоборствах основные
действия включают в себя атаку и защиту, ибо если предусматривать только атаку, то будет не бой, а только избиение. Поэтому основные действия подразделяются на атакующие и защитные.
Так уж повелось, что издания, посвященные компьютерной безопасности, чаще всего можно грубо разделить на те, которые рассчитаны на профессионалов, и те, что предназначены для новичков. Ко всему прочему издания подобного рода обычно рассматривают вопросы безопасности
исключительно с точки зрения защиты.