Связанные понятия
Именные поезда Московского метрополитена — составы, имеющие собственные имена, присвоенные в честь каких-либо событий, юбилеев, или в рамках тематических акций. Такие составы имеют различные отличительные особенности, их спектр может быть широким: от простых табличек и надписей с названием поезда на головных вагонах, до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа.
81-765/766/767 «Москва» — тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускаемый с 2016 года заводом ОАО «Метровагонмаш» и Октябрьским электровагоноремонтным заводом (ОЭВРЗ) с 2018 года по заказу Московского метрополитена. Вагоны модели 81-765 — моторные головные, 81-766 — моторные промежуточные, 81-767 — прицепные промежуточные.
81-702 или Вагоны метро типа «Д» серийно выпускались в 1955—1963 годах. В 1949 году были построены прототипы «М-5» с номерами 401—406, позже 501—506, позже 601—606, позже 701—706 с присвоением типа «УМ-5», позже 801—806 Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском метрополитене до 1995 года, в Петербургском метрополитене до 1992 года, в Нижегородском до 1993 года (переданы из Москвы) и в Киевском метрополитене до 1969 года (переданы в Ленинград). Также три вагона такого...
Подробнее: Д (вагон метро)
81-720/721 «Яуза» — тип электровагонов метрополитена. Вагоны модели 81-720 — моторные головные, 81-721 — промежуточные.
А — тип вагона метрополитена, выпускавшегося Мытищинским вагоностроительным заводом в период с 1934 по 1939 год. Был спроектирован специально к открытию московского метрополитена, которое состоялось в 1935 году.
Упоминания в литературе
В настоящее время среди универсальных автомобилей наиболее популярными являются «Жигули», «Фольксваген-гольф», «Тойота-терсел», «Опель-кадет» и др. Они хороши для частых поездок с семьей по городу и еженедельных на дачу, а также для личных постоянных поездок в рабочие дни. В машины универсального типа свободно садятся четыре—пять человек и остается место для багажа, а при снятых задних и пассажирских сидениях салон приобретает солидную емкость для перевоза грузов. Конечно,
эксплуатационные расходы на машину универсального типа больше, чем на мини-автомобили «Ока», «Фиат-уно» и некоторые другие, но это неизбежная плата за универсальность, а при хорошем уходе универсальные автомобили могут прослужить пятнадцать-двадцать лет.
У автомобилей особо малого класса объем двигателя не превышает 1,1 литра. Наиболее характерный представитель – ВАЗ-1111 («Ока»), рис. 1.5.
Связанные понятия (продолжение)
81-740/741 «Русич» — модель вагонов метрополитена, серийно выпускавшихся заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2003 по 2013 год. На 2016 год составляет 33 % от общего числа составов метрополитена Москвы, 64 % общего числа составов метрополитена Казани и 77 % общего числа составов метрополитена Софии.
Л — тип вагона метро, контактно-аккумуляторный электровоз, предназначенный для вождения служебных поездов из вагонов типа Еж-6 по обесточенным или неэлектрифицированным линиям метрополитена. Всего Мытищинским машиностроительным заводом было выпущено шесть вагонов типа Л, получивших номера 5686, 5710, 5712, 0087, 0088 и 0089 (по некоторым данным построен также седьмой вагон с номером 5711). В настоящее время сохранился вагон № 0088, на котором аккумуляторы были заменены на дизель-генератор, все остальные...
81-722/723/724 «
Юбилейный » (в честь 60-летия Петербургского метрополитена, первоначально — «Охта», — тип электровагонов метрополитена, кузов которого конструктивно повторяет кузова вагонов 81-720/721 «Яуза». Вагоны спроектированы и производятся заводом ОАО «Метровагонмаш» для Петербургского метрополитена с учётом опыта эксплуатации вагонов метро «НеВа» российско-чешского производства. Вагоны модели 81-722 — моторные головные, 81-723 — моторные промежуточные, 81-724 — прицепные промежуточные.
Вагоны метро типа «Еж» были созданы на основе вагонов типа «Е». В обиходе данный тип (как и основанный на нём тип «Еж-3») вагонов часто называют «Ёжиками».
Подробнее: Еж (вагон метро)
Б — тип вагона метрополитена, модернизированная версия типа А, выпускавшийся Мытищинским вагоностроительным заводом в период с октября 1937 года по январь 1939 года.
81-703 или Вагоны метро типа «Е» серийно выпускались в 1963—1969 годах (опытные образцы с 1959 года) Мытищинским машиностроительным заводом.
Подробнее: Е (вагон метро)
81-701 или Вагоны метро типа «Г» серийно выпускались в 1939—1940, 1947—1955 годах Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском и в Ленинградском метрополитенах до 1983 года. Всего было выпущено 425 вагонов этого типа.
Подробнее: Г (вагон метро)
НеВа (обозначение в Петербургском метрополитене — 81-556/557/558, заводское обозначение — 18Mt/19Mt/20Mt) — тип вагонов метрополитена, конструктивно являющийся дальнейшим развитием опытного вагона Skoda 6Mt. Дизайн вагонов, выполненный в итальянском стиле, был создан чешским художником Франтишеком Пеликаном.
Экспо 1520 — единственная железнодорожная выставка техники и технологий на пространстве колеи 1520 мм.
Е-КМ (Тип Е, Крюковский Модернизированный) — модернизированная Крюковским вагоностроительным заводом версия электровагонов вагонов метро типов Е, Еж и Ема-502. Поезда формируются из головных безмоторных вагонов типа Е-КМ-Гб (81-7080), переоборудованных из Еж, и, начиная с 22 состава, из Ема-502, промежуточных моторных типов Е-КМ-Пм (81-7081) и Е-КМ-Пм-01 (81-7081-01), переоборудованных из Е и, начиная с 25 состава, из Еж. По состоянию на 2018 год выпущено 27 пятивагонных электропоездов, эксплуатирующихся...
81-780/781 «Ладога» — экспериментальная модель вагонов метрополитена, выпущенная ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» в 2011 году.
71-931 «Витязь» — сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Выпускается в двух вариантах — базовой модели и модификации 71-931М («Витязь-М»), отличающейся изменённой передней и задней маской. По состоянию на 2018 год эксплуатируются в Санкт-Петербурге (СТТП), Краснодаре (Восточное трамвайное депо) и в Москве (депо имени Баумана, Октябрьское депо и депо имени Русакова), ранее один...
Оборо́тный тупи́к — часть станции метрополитена, легкорельсового транспорта или трамвая, предназначенная для разворота подвижного состава.
В (нем. Baureihe C) — советское обозначение типа трофейных вагонов метрополитена, произведённых в Германии, полученных в качестве репарации и эксплуатировавшихся в СССР после Второй мировой войны.
«Кра́сная стрела ́» — скорый фирменный поезд № 001А/002А Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Исторически первый фирменный поезд в СССР и России.
ЭГ2Тв (Электропоезд Городской, 2-й тип, Тверской), известный также под коммерческим названием «Иволга» — электропоезд постоянного тока напряжения 3 кВ, созданный на ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ) в 2014 году как родоначальник базовой универсальной платформы российских электропоездов нового поколения. Заводское обозначение поезда — 62-4496; заводские обозначения вагонов — 62-4497, 62-4498 и 62-4499 для прицепных головных, моторных промежуточных и прицепных промежуточных вагонов соответственно...
Подробнее: Иволга (электропоезд)
Вагоны метро типа «И» — экспериментальные вагоны метро для Московского метрополитена. В 1973—85 годах инженеры Мытищинского машиностроительного завода пытались создать «идеальный» вагон, однако из-за несоответствия нормам пожарной безопасности пришлось отказаться от алюминиевых кузовов.
Подробнее: И (вагон метро)
Вагон метрополитена — тип рельсового подвижного состава (вагон), предназначенный для эксплуатации на линиях метрополитена. Ввиду особенностей эксплуатации вагоны метрополитена имеют существенные отличия от вагонов и локомотивов обычных наземных железных дорог. В подавляющем большинстве вагоны метрополитена перевозят пассажиров, однако существуют и специализированные вагоны: для хозяйственных нужд и грузовые.
81-553.1/554.1/555.1 «Славутич» — тип электровагонов метрополитена, являющийся модификацией вагонов метро серии 81-717/714 для Киевского метрополитена. Совместное производство ЗАО «Вагонмаш» и чешского завода «Шкода», с участием Киевского метрополитена. Первая партия поступила в депо «Оболонь» в 2001 году, на линии с 2002 года.
«Лотос » — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 005Ж/005Г) Российских железных дорог, курсирующий ежедневно по маршруту Астрахань — Москва — Астрахань.
Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Представляет собой городскую систему движения электропоездов по основному ходу Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном.
Плацка́ртный ваго́н — один из видов пассажирских вагонов в России и других странах СНГ. Является самым массовым типом вагонов в этих странах.
Вилочное движение — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая, S-Bahn), при котором линия имеет разветвление и часть поездов направляется по одному ответвлению, а часть по другому.
Кросс-платформенная пересадка — пересадка с одного направления движения на другое в метрополитене или на железнодорожном транспорте, осуществляемая переходом на другую сторону той же платформы, а не переходом на другую станцию или платформу. Как правило, при такой организации движения в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении.
Единая система классификации подвижного состава — это система условных обозначений моделей вагонов железных дорог, метрополитена и трамвая СССР и России. Введена в действие в 1976 г. Согласно этой системе, вагонам, выпускающимся отечественными предприятиями, присваивается условный цифровой номер модели. Номер модели состоит из двух частей, разделенных дефисом. Первая часть указывает на тип вагона, например, 15 — железнодорожные цистерны, 71 — трамвайные вагоны.
МЦД-1 «Одинцово – Лобня» — первая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2019—2020 годах. Маршрут, связывающий подмосковные города Одинцово и Лобню, пролегая через территорию Москвы, соединяет Савёловское и Смоленское направления Московской железной дороги и будет иметь длину 52 км и 28 остановочных пунктов, который будет преодолеваться за 80 минут с интервалом в час пик 5—6 минут. Маршрут предполагает 12 пересадочных остановочных пунктов на метро, МЦК и другие железнодорожные...
ЭС1 (ЭС1П) / ЭС2Г (ЭС2ГП) (Электропоезд Сименс, 1-й / 2-й тип, Городской, «Премиум») — семейство пассажирских электропоездов с общим коммерческим названием «Ласточка». Создано на основе платформы Siemens Desiro для ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Электропоезда ЭС1 и ЭС1П — двухсистемные (постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ), ЭС2Г и ЭС2ГП — постоянного тока 3 кВ.
Подробнее: Ласточка (электропоезд)
Спальный вагон повышенной комфортности, СВ (вагон первого класса) — железнодорожный вагон, предназначенный для размещения пассажиров при их перевозке с обеспечением необходимых удобств в составе пассажирских поездов.
Челно́чное движе́ние — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая), при котором один и тот же поезд двигается в обе стороны по одному и тому же пути, без оборота в конечных пунктах.
Ста́нция закры́того ти́па — станция, посадочная платформа на которой для защиты от прибывающих поездов огорожена от станционных путей стеной, двери в которой открываются во время посадки в вагоны. Конструкция предназначена для предотвращения падения людей на пути, а также ограничения несанкционированного доступа в тоннели метрополитена.
Наземная станция — обобщающее название нескольких типов станций метрополитена, отличительной особенностью которых является расположение непосредственно на поверхности. Существует два типа наземных станций: открытые и крытые.
МЦД-2 «Нахабино – Подольск» — вторая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2019—2020 годах. Маршрут, связывающий подмосковные города Нахабино и Подольск, пролегая через территорию Москвы, соединяет Рижское и Курское направления Московской железной дороги и будет иметь длину 80 км с 38 остановочными пунктами на нём, который будет преодолеваться за 116 минут. Маршрут предполагает 15 остановочных пунктов с пересадкой на метро, МЦК и другие железнодорожные направления.
Головной вагон — вагон моторвагонной секции, электропоезда, дизель-поезда или электропоезда метро, имеющий кабину или отсек с органами управления, с помощью которых машинист управляет поездом.
«Солове́й » (№ 105/106) — ночной фирменный (с 1 февраля 2010) скорый поезд Российских железных дорог, курсирующий по маршруту Курск — Москва — Курск. В 2005—2008 годах название «Соловей» носил также поезд № 81/82 сообщением Курск — Санкт-Петербург. Ранее для поезда № 105/106 часто использовалось неофициальное название «Курский соловей».
Промежуточный вагон — вагон, эксплуатируемый в составе моторвагонных поездов и сцепляемый между головными. Промежуточные вагоны, как правило, не имеют кабины управления и не могут эксплуатироваться самостоятельно; могут быть как моторными, так и прицепными. В ряде стран на схемах компоновки поездов применяются специальные обозначения для промежуточных вагонов. Так, по русской классификации их обозначают малой буквой п, соответственно, моторные вагоны обозначаются Мп, а прицепные — Пп. В Германии...
Путево́й съезд — соединение двух железнодорожных путей с применением стрелочных переводов (по которому подвижной состав может съехать с одного пути на другой). Съезды — типичный элемент путевого развития железнодорожных станций.
Колонная станция глубокого заложения — разновидность станции метрополитена, находящейся на большой глубине. Представляет собой центральный и два боковых зала, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. В зависимости от типа станции кольца обделок передают нагрузку на колонны через клинчатые перемычки либо через прогоны, образуя колонно-прогонный комплекс.
Купе (вагон второго класса) — один из типов пассажирских вагонов. На железных дорогах государств СНГ и Балтии стандартная конфигурация – 9 купе по 4 места в каждом (2 верхних, 2 нижних). В других странах встречаются разные варианты компоновки от 3 до 6 мест в каждом купе. В зависимости от типа поезда купе могут иметь как спальные так и сидячие места. Современные купейные вагоны, курсирующие по железным дорогам России, изготавливаются на Тверском вагоностроительном заводе.
Служебная соединительная ветвь (соединительная ветвь, ССВ; другие названия — межлинейник, передаточный тоннель) — соединительный участок линий метрополитена, использующийся для перевода составов с одной линии на другую. В различных транспортных системах может использоваться или не использоваться для пассажирского движения. Так, в Московском метрополитене пассажирское движение по ССВ осуществляется только между Арбатско-Покровской линией и Солнцевским радиусом Калининско-Солнцевской линии, между Большой...
Ев («Е венгерский») — тип вагона метрополитена, созданный на базе вагона типа «Еж», и поставлявшийся в Будапештский метрополитен (Венгрия).
Автоведение — система частичного или полного автоматического (без непосредственного постоянного участия машиниста) управления поездом. В России подобные системы внедрены на Российских железных дорогах, Санкт-Петербургском и Казанском метрополитенах. Система автоведения, используемая на этих линиях, имеет собственное название «Движение».
МЦД-4 «Апрелевка – Железнодорожный» — четвёртая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2021 году. Маршрут, связывающий подмосковные города Апрелевка и Железнодорожный, пролегая через территорию Москвы, соединяет Киевское и Горьковское направления Московской железной дороги и будет иметь длину 85 км с 35 остановочными пунктами. При этом первоначально маршрутом предполагалось соединить города Апрелевку на Киевском направлении и Королёв на Ярославском направлении МЖД.
Автосце́пка Ша́рфенберга — автоматическое сцепное устройство жёсткого типа, применяемое на железнодорожном и легкорельсовом транспорте Европы, России, стран СНГ для сцепления между собой единиц подвижного состава. В сцепке Шарфенберга осуществляется одновременное механическое соединение и подключение электрических цепей. Сцепка применяется, как правило, только на электрических моторвагонных поездах, где её сложность оправдана удобством эксплуатации.