Связанные понятия
81-703 или Вагоны метро типа «Е» серийно выпускались в 1963—1969 годах (опытные образцы с 1959 года) Мытищинским машиностроительным заводом.
Подробнее: Е (вагон метро)
81-702 или Вагоны метро типа «Д» серийно выпускались в 1955—1963 годах. В 1949 году были построены прототипы «М-5» с номерами 401—406, позже 501—506, позже 601—606, позже 701—706 с присвоением типа «УМ-5», позже 801—806 Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском метрополитене до 1995 года, в Петербургском метрополитене до 1992 года, в Нижегородском до 1993 года (переданы из Москвы) и в Киевском метрополитене до 1969 года (переданы в Ленинград). Также три вагона такого...
Подробнее: Д (вагон метро)
Б — тип вагона метрополитена, модернизированная версия типа А, выпускавшийся Мытищинским вагоностроительным заводом в период с октября 1937 года по январь 1939 года.
81-701 или Вагоны метро типа «Г» серийно выпускались в 1939—1940, 1947—1955 годах Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском и в Ленинградском метрополитенах до 1983 года. Всего было выпущено 425 вагонов этого типа.
Подробнее: Г (вагон метро)
А — тип вагона метрополитена, выпускавшегося Мытищинским вагоностроительным заводом в период с 1934 по 1939 год. Был спроектирован специально к открытию московского метрополитена, которое состоялось в 1935 году.
Вагон метрополитена — тип рельсового подвижного состава (вагон), предназначенный для эксплуатации на линиях метрополитена. Ввиду особенностей эксплуатации вагоны метрополитена имеют существенные отличия от вагонов и локомотивов обычных наземных железных дорог. В подавляющем большинстве вагоны метрополитена перевозят пассажиров, однако существуют и специализированные вагоны: для хозяйственных нужд и грузовые.
81-720/721 «Яуза» — тип электровагонов метрополитена. Вагоны модели 81-720 — моторные головные, 81-721 — промежуточные.
81-740/741 «Русич» — модель вагонов метрополитена, серийно выпускавшихся заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2003 по 2013 год. На 2016 год составляет 33 % от общего числа составов метрополитена Москвы, 64 % общего числа составов метрополитена Казани и 77 % общего числа составов метрополитена Софии.
Л — тип вагона метро, контактно-аккумуляторный электровоз, предназначенный для вождения служебных поездов из вагонов типа Еж-6 по обесточенным или неэлектрифицированным линиям метрополитена. Всего Мытищинским машиностроительным заводом было выпущено шесть вагонов типа Л, получивших номера 5686, 5710, 5712, 0087, 0088 и 0089 (по некоторым данным построен также седьмой вагон с номером 5711). В настоящее время сохранился вагон № 0088, на котором аккумуляторы были заменены на дизель-генератор, все остальные...
Вагоны метро типа «И» — экспериментальные вагоны метро для Московского метрополитена. В 1973—85 годах инженеры Мытищинского машиностроительного завода пытались создать «идеальный» вагон, однако из-за несоответствия нормам пожарной безопасности пришлось отказаться от алюминиевых кузовов.
Подробнее: И (вагон метро)
Промежуточный вагон — вагон, эксплуатируемый в составе моторвагонных поездов и сцепляемый между головными. Промежуточные вагоны, как правило, не имеют кабины управления и не могут эксплуатироваться самостоятельно; могут быть как моторными, так и прицепными. В ряде стран на схемах компоновки поездов применяются специальные обозначения для промежуточных вагонов. Так, по русской классификации их обозначают малой буквой п, соответственно, моторные вагоны обозначаются Мп, а прицепные — Пп. В Германии...
Единая система классификации подвижного состава — это система условных обозначений моделей вагонов железных дорог, метрополитена и трамвая СССР и России. Введена в действие в 1976 г. Согласно этой системе, вагонам, выпускающимся отечественными предприятиями, присваивается условный цифровой номер модели. Номер модели состоит из двух частей, разделенных дефисом. Первая часть указывает на тип вагона, например, 15 — железнодорожные цистерны, 71 — трамвайные вагоны.
Головной вагон — вагон моторвагонной секции, электропоезда, дизель-поезда или электропоезда метро, имеющий кабину или отсек с органами управления, с помощью которых машинист управляет поездом.
Прицепной вагон — безмоторный (без тягового двигателя) вагон, эксплуатируемый в составе моторвагонного подвижного состава (МВПС) или трамвая. В отличие от обычных вагонов, прицепные вагоны могут эксплуатироваться только совместно с моторными, для чего имеют соответствующую аппаратуру, а по торцам кузова установлены электрические разъёмы для соединения цепей управления. Однако в разговорной речи прицепными вагонами могут называть и обычные (чаще имеются в виду пассажирские), которые прицепляются к...
Е-КМ (Тип Е, Крюковский Модернизированный) — модернизированная Крюковским вагоностроительным заводом версия электровагонов вагонов метро типов Е, Еж и Ема-502. Поезда формируются из головных безмоторных вагонов типа Е-КМ-Гб (81-7080), переоборудованных из Еж, и, начиная с 22 состава, из Ема-502, промежуточных моторных типов Е-КМ-Пм (81-7081) и Е-КМ-Пм-01 (81-7081-01), переоборудованных из Е и, начиная с 25 состава, из Еж. По состоянию на 2018 год выпущено 27 пятивагонных электропоездов, эксплуатирующихся...
81-722/723/724 «
Юбилейный » (в честь 60-летия Петербургского метрополитена, первоначально — «Охта», — тип электровагонов метрополитена, кузов которого конструктивно повторяет кузова вагонов 81-720/721 «Яуза». Вагоны спроектированы и производятся заводом ОАО «Метровагонмаш» для Петербургского метрополитена с учётом опыта эксплуатации вагонов метро «НеВа» российско-чешского производства. Вагоны модели 81-722 — моторные головные, 81-723 — моторные промежуточные, 81-724 — прицепные промежуточные.
Моторный вагон — вагон, на котором установлен тяговый двигатель (паровая машина, дизельный или электрический двигатель).
Автосце́пка Ша́рфенберга — автоматическое сцепное устройство жёсткого типа, применяемое на железнодорожном и легкорельсовом транспорте Европы, России, стран СНГ для сцепления между собой единиц подвижного состава. В сцепке Шарфенберга осуществляется одновременное механическое соединение и подключение электрических цепей. Сцепка применяется, как правило, только на электрических моторвагонных поездах, где её сложность оправдана удобством эксплуатации.
81-765/766/767 «Москва» — тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускаемый с 2016 года заводом ОАО «Метровагонмаш» и Октябрьским электровагоноремонтным заводом (ОЭВРЗ) с 2018 года по заказу Московского метрополитена. Вагоны модели 81-765 — моторные головные, 81-766 — моторные промежуточные, 81-767 — прицепные промежуточные.
НеВа (обозначение в Петербургском метрополитене — 81-556/557/558, заводское обозначение — 18Mt/19Mt/20Mt) — тип вагонов метрополитена, конструктивно являющийся дальнейшим развитием опытного вагона Skoda 6Mt. Дизайн вагонов, выполненный в итальянском стиле, был создан чешским художником Франтишеком Пеликаном.
81-780/781 «Ладога» — экспериментальная модель вагонов метрополитена, выпущенная ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» в 2011 году.
Система многих единиц (СМЕ) — способ управления подвижным составом, при котором в один поезд сцепляется несколько локомотивов или моторных вагонов, а управление тяговыми двигателями ведётся с одного поста управления и одной локомотивной бригадой, является частным случаем кратной тяги. Применяется на электровозах, тепловозах, моторвагонном подвижном составе, трамваях и троллейбусах. Известны случаи использования по СМЕ грузовых автомобилей и тракторов при перевозке тяжеловесных грузов, а также автобусов...
Плацка́ртный ваго́н — один из видов пассажирских вагонов в России и других странах СНГ. Является самым массовым типом вагонов в этих странах.
Моторвагонный подвижной состав (МВПС) — общее название подвижного состава железных дорог, имеющего обмоторенные вагоны. К МВПС относятся железнодорожные электропоезда, дизельпоезда, автомотрисы, электропоезда (и служебные дизельпоезда) метрополитена. Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге является то, что в нём все или некоторые вагоны как оборудованы двигателями и предназначены для тяги, так и имеют салоны для перевозки пассажиров; в поезде с локомотивной...
71-931 «Витязь» — сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Выпускается в двух вариантах — базовой модели и модификации 71-931М («Витязь-М»), отличающейся изменённой передней и задней маской. По состоянию на 2018 год эксплуатируются в Санкт-Петербурге (СТТП), Краснодаре (Восточное трамвайное депо) и в Москве (депо имени Баумана, Октябрьское депо и депо имени Русакова), ранее один...
В (нем. Baureihe C) — советское обозначение типа трофейных вагонов метрополитена, произведённых в Германии, полученных в качестве репарации и эксплуатировавшихся в СССР после Второй мировой войны.
Рельсовый автобус — так классифицируется подвижной состав для пригородного и местного железнодорожного сообщения серий РА1 и РА2 (в том числе, РА-Ч и РА-В, изготавливаемых на экспорт), выпускаемый заводом «Метровагонмаш».
Подробнее: Рельсовые автобусы завода «Метровагонмаш»
Двухэтажный вагон или двухъярусный вагон — вагон, в котором для увеличения пассажировместимости устроены два салона для пассажиров, один над другим.
Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.
Общий вагон — пассажирский железнодорожный вагон в составе пассажирских поездов, не относящихся к скорым и скоростным, предназначенный для перевозки пассажиров сидя (не имеет мест для лежания). Обычно используется для перевозки пассажиров, чья поездка превышает маршрут обычного пригородного электропоезда, но по длительности не занимает больше 12 часов (в зависимости от маршрута поезда).
Вагон-дефектоскоп — вид подвижного состава железных дорог предназначенный для сплошного скоростного контроля рельсов, уложенных в путь, и выявления в них наружных и скрытых дефектов.
Автомотри́са (фр. аutomotrice от др.-греч. αὐτός «сам» и лат. mōtrīx «двигательница»), а также мотри́са, автовагон, рельсовый автобус (рельсобус) — моторный самоходный железнодорожный вагон, используемый обычно самостоятельно (без прицепляемых вагонов) для перевозки пассажиров и железнодорожного персонала, обслуживания железнодорожных путей и прочих нужд, оборудованный двигателем внутреннего сгорания (в настоящее время практически всегда дизельным, ранее также встречались автомотрисы с бензиновыми...
81-553.1/554.1/555.1 «Славутич» — тип электровагонов метрополитена, являющийся модификацией вагонов метро серии 81-717/714 для Киевского метрополитена. Совместное производство ЗАО «Вагонмаш» и чешского завода «Шкода», с участием Киевского метрополитена. Первая партия поступила в депо «Оболонь» в 2001 году, на линии с 2002 года.
Спальный вагон повышенной комфортности, СВ (вагон первого класса) — железнодорожный вагон, предназначенный для размещения пассажиров при их перевозке с обеспечением необходимых удобств в составе пассажирских поездов.
Электросекция — группа, состоящая из моторных и прицепных электровагонов, часто неразъёмная в эксплуатации и управляемая по системе многих единиц. Несколько сцепленных между собой электросекций образуют электропоезд. Первые электросекции (например С) могли эксплуатироваться как самостоятельные подвижные единицы, однако со временем в ряде стран стали выпускать электросекции, которые могли эксплуатироваться лишь в сцепе с другими электросекциями (в СССР это было сделано начиная с ЭР1). Стоит отметить...
Невский экспресс (№747А/748А) — скоростной пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Поезд был введён в эксплуатацию 11 июня 2001 года.
ЭГ2Тв (Электропоезд Городской, 2-й тип, Тверской), известный также под коммерческим названием «Иволга» — электропоезд постоянного тока напряжения 3 кВ, созданный на ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ) в 2014 году как родоначальник базовой универсальной платформы российских электропоездов нового поколения. Заводское обозначение поезда — 62-4496; заводские обозначения вагонов — 62-4497, 62-4498 и 62-4499 для прицепных головных, моторных промежуточных и прицепных промежуточных вагонов соответственно...
Подробнее: Иволга (электропоезд)
«Авро́ра » — скоростной фирменный поезд № 159А/160А сообщением Москва — Ленинград (Санкт-Петербург), Октябрьской железной дороги. В начале эксплуатации и до 1984 года (по другим данным 1985 года) поезд имел № 9/10. Курсировал между двумя столицами с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. В конце 2009 года ему на смену пришёл скоростной экспресс «Сапсан». Также на этом же маршруте с 2001 года действует во многом аналогичный скоростной поезд локомотивной тяги «Невский экспресс», а в 1984—2009 годах...
Ев («Е венгерский») — тип вагона метрополитена, созданный на базе вагона типа «Еж», и поставлявшийся в Будапештский метрополитен (Венгрия).
Вилочное движение — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая, S-Bahn), при котором линия имеет разветвление и часть поездов направляется по одному ответвлению, а часть по другому.
Экспо 1520 — единственная железнодорожная выставка техники и технологий на пространстве колеи 1520 мм.
Сортиро́вочная го́рка (в железнодорожной терминологии и на жаргоне — просто «горка») в сортировочных станциях или сортировочных парках станций — вид железнодорожного сортировочного устройства для ускорения расформирования составов из грузовых вагонов, использующий для перемещения вагонов земное тяготение, то есть скатывание вагонов и групп вагонов с уклона.
Курьерский поезд — пассажирский поезд, идущий с очень большой скоростью, без остановок на небольших станциях (по словарю Ушакова). Название происходит от слова «курьер».
Тири́сторно-и́мпульсная систе́ма управле́ния (сокр. ТИСУ) — комплекс электронного и электромеханического оборудования для управления различными электрическими нагрузками в системах, имеющих нерегулируемый источник постоянного тока (тяговые двигатели (ТД) электровозов, тепловозов, МВПС, теплоходов, атомоходов, подвижного состава трамваев и троллейбусов и т. п.).
Соединённый поезд — поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой поездов. Согласно ПТЭ, одним из условий соединённого поезда является наличие в голове каждого поезда действующих локомотивов (у сформированного соединённого поезда они будут располагаться в голове и середине), однако зачастую локомотивы могут располагаться и в хвосте (не путать с толкачом) сформированного поезда, также существуют соединённые поезда, составленные из МВПС. Не стоит путать соединённые поезда с применением...
Панто́граф (токосъёмник типа пантограф, пантографный токоприёмник) — токоприёмник с подъемным механизмом в виде шарнирного многозвенника, обеспечивающим вертикальное перемещение контактного полоза.
Специа́льный самохо́дный подвижно́й соста́в (сокр. ССПС) — железнодорожный подвижной состав (автомотрисы, мотовозы, дрезины и прочие самоходные машины) для обслуживания устройств и оборудования железных дорог: пути, контактной сети и устройств энергоснабжения, устройств связи централизации и блокировки. Обязательным признаком такого подвижного состава является наличие собственной тягово-энергетической установки.
Мотовоз — локомотив с двигателем внутреннего сгорания небольшой мощности (до 220 кВт) для маневровых и вспомогательных работ на магистральных, подъездных и других железнодорожных путях.