Связанные понятия
Новодел ьная монета, англ. restrike, нем. Neuschlag/Neuprägung — монетовидный знак, отчеканенный по прототипу существующей монеты для коллекционеров-нумизматов.
Новоде́л — вновь напечатанный почтовым ведомством или с его разрешения знак почтовой оплаты с помощью уже ранее использованных оригинальных печатных форм после прекращения печати того же знака почтовой оплаты для почтового обращения вне зависимости от того, остаются ли ещё в обращении к моменту изготовления новодела изначальные знаки почтовой оплаты или нет.
Знак коллекционера (нем. Sammlerzeichen) — нанесённый на предмет коллекционирования знак, обозначающий право собственности коллекционера на данный предмет. Знаки коллекционеров появились в XVI—XVII веках, когда коллекционирование вошло в моду, и использовались до начала XIX века.
Экзонумия — коллекционирование нумизматических объектов, не попадающих под статус официальных государственных денежных знаков: жетонов, надчеканов, удлинённых монет, сувенирных медальонов, поддельных монет и других подобных предметов. Экзонумия тесно связана с нумизматикой, многие нумизматы также являются экзонумистами.
Антикварная книга . В русском языке термин «антикварная книга» является производным от латинского слова антиквар (antiquarius).
Упоминания в литературе
В качестве особого случая рассматривают здания из недолговечных материалов (например, деревянные оштукатуренные усадебные дома эпохи классицизма). Они не считаются памятниками материальной культуры, и при их реставрации достаточно часто применяется метод целостного восстановления. Многочисленные восстановленные «на оптимальную дату» дома-музеи, музеи-усадьбы – тому примеры. Однако их многочисленность должна настораживать музейного специалиста. Понятием «подлинности» нельзя пренебрегать. Следует различать реконструкции, основанные на достоверных данных (пушкинское Михайловское, уничтоженное в 1918 г., было восстановлено на основе многочисленных изобразительных и письменных источников), и реконструкции, являющиеся «приблизительными», гипотетическими
новоделами (пушкинское Захарово, переставшее существовать еще в XIX в., было отстроено к юбилею поэта в 1999 г. на основе исследований фундамента и текста купчей, по проекту типового дома, какой, по мнению реставраторов, мог здесь существовать в начале XIX в.).
На первый взгляд трудно даже определить, в какие годы этот дом выстроен. Стиль модерн соблюден в его облике настолько точно, что хочется датировать его происхождение эпохой декаданса, то есть началом прошлого столетия. Между тем это совершенный «
новодел », выполненный именно с оглядкой на гравюры, изображающие парижские предместья столетней давности. Дом хорош для большой семьи – ведь особенность проекта в том, что два его крыла в некоторой степени автономны. Единственный недостаток проекта – сложная крыша, требующая ежегодных капитальных вложений
Очень распространенным типом имитации трещин был рисованный кракелюр. Чаще всего его можно встретить на иконах, которые подверглись реставрации. На грунтовых чинках или участках, где авторская живопись была потерта, иконописцы-старинщики дописывали изображение в стиле оригинала и рисовали кистью тонкие линии кракелюра, так как другими способами его в этих случаях нельзя было получить. «Трещины» могли также предварительно процарапать, а рисовать по царапинам. Но встречаются и полностью заново созданные
новоделы – имитации с «кистевым» кракелюром. Нам попадались подобные иконы, в частности, из бывшей коллекции А.М. Постникова.
Связанные понятия (продолжение)
Нумизма́тика (от лат. numisma, nomisma, numismatis — «монета» ← др.-греч. νόμισμα, νόμισματος — «установившийся обычай, общепринятый порядок; монета») — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. От нумизматики как науки следует отличать нумизматическое собирательство, или коллекционирование монет.
Коллекционирование монет — это процесс систематизированного собирания монет по каким-либо признакам (страна, год, эпоха, рисунок на монете, материал, из которого она изготовлена, монетный двор и т. п.) с целью создания коллекции. Монеты, собираемые коллекционерами, часто включают бывшие в хождении недолгое время (то есть монеты в отличном состоянии), отчеканенные с ошибками, особенно красивые или исторически ценные экземпляры. Коллекционирование монет следует отличать от нумизматики, которая изучает...
Копия в искусстве (лат. copia — множество, запас) — художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью его воспроизведения в той же манере, материале и с сохранением размеров подлинника (иногда в уменьшенном или увеличенном виде).
Экслибристика (от латинского ex libris — из книг) — коллекционирование экслибрисов (книжных знаков).
Коллекциони́рование (от лат. collectio «собирание, сбор») — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, видеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) или объекты природы (насекомые, минералы, раковины...
Рарите́т (нем. Rarität, от лат. raritas — редкость) — в филателии весьма редкая почтовая марка (или её разновидность), а также очень редкие почтовый штемпель, цельная вещь или целая вещь, которые существуют в настоящее время в небольшом количестве экземпляров и представляют собой ценный коллекционный экземпляр. Особое значение имеет определение степени редкости филателистических материалов при оценке членами жюри филателистической выставки экспонатов выставки.
Анти́к — материальный остаток античного мира, преимущественно художественного характера.
Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.
Политипа́ж (фр. polytypage) — типовой книжный декор для многократного использования в разных изданиях. Как правило, политипаж более или менее изобразителен: это заставка, виньетка или даже целая иллюстрация. В противном случае, уместнее использовать термин «наборный орнамент».
Сви́ток Иису́са На́вина (англ. Joshua Roll, каталожное обозначение Cod. Vat. Palat. gr. 431, сигла в каталоге греческих библейских рукописей А. Ральфса 661) — иллюминированная рукопись Книги Иисуса Навина, созданная, предположительно, в эпоху Македонского ренессанса. Хранится в Ватиканской апостольской библиотеке. Форма свитка с иллюстрациями, обрамлёнными текстом, является уникальной для средневекового византийского и христианского искусства.
Фалери́стика — коллекционирование орденов, медалей, значков, любых нагрудных знаков (в том числе почётных, юбилейных, ведомственных, об окончании учебных заведений и т. д.), а также наука, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории этих предметов, их систем и их атрибуцией.
Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажей до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Кабинет редкостей , или кунсткамера (англ. Cabinet of curiosities, нем. Wunderkammer, Kunstkammer) — комната для размещения и хранения тематических коллекций, состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, как природных, так и рукотворных. Кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке, их расцвет пришёлся на XVII век — период барокко. Такие коллекции создавались, как правило, либо представителями высшей аристократии, либо учёными-натуралистами...
Ре́тро (также стиль ретро; ретростиль от лат. Retro «назад», «обращённый к прошлому», «ретроспективный») — достаточно абстрактный художественно-исторический термин, применяемый для описания различных категорий старинных вещей, имеющих некую культурную и/или материальную ценность, и, как правило, нечасто встречающихся в современной повседневной жизни с её нарочитой практичностью и стремлением к избавлению от «лишних» деталей.
Музей искусства Жироны (кат. Museo de Arte de Girona) появился в результате слияния старинного Провинциального музея антиквариата и изящных искусств (Museo provincial de antigüedades y bellas artes) и Епархиального музея (Museo diocesano), объединивших свои арт-активы.
Иллюминированные рукописи (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами. В русской традиции помимо термина «иллюминированные» для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи. С изобретением книгопечатания рукописные книги постепенно вышли из употребления.
Подробнее: Иллюминированная рукопись
Златник (также — золотник) — первая древнерусская золотая монета, чеканившаяся в Киеве в конце Х — начале XI века вскоре после Крещения Руси князем Владимиром.
«Древнерусская миниатюра в Государственном историческом музее » — серия комплектов цветных открыток, которые воспроизводят избранные иллюстрации рукописных книг, хранящихся в отделе рукописей Государственного исторического музея (Москва). Каждый комплект состоит из 16-ти открыток, отпечатанных на мелованной бумаге и подобранных в номерные тематические выпуски.
«Памятники древнего зодчества » — книжная серия, выпускавшаяся издательством «Советский художник» (Москва) с 1968 до 1972 года. Книги серии представляли собой альбомы увеличенного горизонтального формата, в белых целлофанированных переплётах с изображением древнего герба соответствующего города в центре. Каждый альбом предварялся вступительной статьёй об уникальных памятниках архитектуры, с резюме на английском, французском и немецком языках. В качестве иллюстраций использовались репродукции циклов...
Филотайми́я или календари́стика — коллекционирование и изучение карманных календарей. Изучает быт и историю людей, которая отображается на календарях.
Музей живой истории — не научный термин, применяемый для определения некоторых видов музеев. Соответствует зарубежному понятию: археологический музей под открытым небом, или музей экспериментальной практической археологии.
Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Колле́кция в филатели́и, или филателисти́ческая колле́кция (от лат. collectio — собрание), представляет собой систематизированное собрание филателистических материалов, включая знаки почтовой оплаты, почтовые штемпели и т. д. В случае систематизированного собрания непосредственно почтовых марок говорят о коллекции марок. Филателистические коллекции могут иметь научный, исторический, художественный или иной интерес.
Эпиграфика в Китае — традиционное направление исторических исследований в Китае и других странах Восточной Азии.
«Подлинный портрет кота великого князя Московии », или «Подлинное изображение кота великого князя Московского» (фр. Le vray portrait du chat du grand duc de Moscovie), — эстамп чешского художника Вацлава Холлара (нем. Václav Hollar, 1607—1677).
Медалье́рное иску́сство — искусство изготовления монет и медалей: гравирование штемпелей для чеканки или, в древности и Средние века, лепки форм для отливки монет и медалей. Вид пластического искусства малых форм, родственный глиптике.
Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
Эмблема (др.-греч. ἔμ-βλημα — «вставка; выпуклое украшение, инкрустация») — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или иной смысл.
Сфрагистика (от греч. σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
Чхэккори кор. 책거리?, 冊巨里? («книги и вещи») — произведения корейской живописи, представляющие собой вид натюрморта, где преобладающими предметами являются книги.
Букини́стика (от фр. Bouquiniste — букинист, фр. Bouquin — старая книга) — торговля старой книгой и другими печатными антикварными изданиями. Кроме того, букинистикой называют совокупность разного рода старой и старинной полиграфической продукции (старые книги, старинные книги, брошюры, открытки, газеты, журналы, афиши, прокламации, билеты, летучие издания), собранной в одном месте. Букинисты — специалисты по букинистической торговле — обычно являются знатоками старинных редких изданий. Условно принято...
Надчеканка , надчекан или контрмарка — нанесение определенного клейма на монету с целью подтверждения её подлинности, продления хождения или обозначения иной смысловой нагрузки.
Филобутонистика — коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц, их внешнего вида, надписей, символики изображений, материала, места и времени изготовления. Составление художественных произведений из пуговиц.
Монета — денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства. Кроме полноценных монет выпускаются разменные, коллекционные, памятные и инвестиционные монеты. Чаще всего монеты изготавливаются из металла методом чеканки и имеют форму правильного круга.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco «украшаю») — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления...
Феррарите́т (от сочетания двух слов: фамилии «Феррари» и слова «раритет»; нем. Ferrarität, англ. Ferrarity) — фальшивая марка, поддельная марка или преднамеренно изготовленный с помощью подлинных клише и оригинальных материалов макулатурный экземпляр в период около 1900 года, после широкого распространения информации о скупке Филиппом де Феррари за большие деньги редких разновидностей почтовых марок для своей коллекции.
Бони́стика (фр. bonistique) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в то время. Возникла в начале XX века и тесно связана с нумизматикой.
Книгопечатание — процесс создания печатной продукции (книг). Термин обычно употребляют в историческом контексте.
Филатели́ст — собиратель почтовых марок и других знаков почтовой оплаты, руководствующийся при создании своей коллекции принципами филателии. При этом филателист не просто коллекционирует марки как таковые, а исследует в рамках выбранного филателистического направления совокупность знаков почтовой оплаты и других филателистических материалов, изучает историю и развитие почты, оформляет и компонует свою коллекцию для участия в филателистических выставках.
Лапида́рий (от лат. lapis — камень) — экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах (в том числе надгробиях). Под данное понятие также попадают остатки скульптур и строений, то есть части некогда единого целого (иногда неизвестного происхождения), зачастую выставленные в местах археологических раскопок.
Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Хрисоэлефантинная скульптура (от греч. χρυσός — золото и ελεφάντινος — слоновая кость в род.п.; вариант — хризоэлефантинная) — скульптура из золота и слоновой кости. Была характерна для античного искусства (преимущественно колоссальные статуи богов). Состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнажённое тело; из золота исполнялись одежда, оружие, волосы.
Пи́нака , пи́нак (др.-греч. πίναξ — дощечка для записей, писчая табличка) — в Древней Греции таблички из дерева, обожжённой глины, мрамора или бронзы. Они преподносились в дар богам (вотивный предмет), а также использовались для записей. Пинаки также прикреплялись к стенам гробниц.