Связанные понятия
Филатели́я (греч. philéō, люблю + atéleia, освобождение от оплаты) — область коллекционирования и изучения знаков почтовой оплаты (например, почтовых марок) и других филателистических материалов. Самым непосредственным образом областью изучения филателии является также история почтовой связи. В некоторых случаях под филателией может также подразумеваться совокупность собственно предметов филателистического коллекционирования (например, «магазин „Филателия“»).
Колле́кция в филатели́и, или филателисти́ческая колле́кция (от лат. collectio — собрание), представляет собой систематизированное собрание филателистических материалов, включая знаки почтовой оплаты, почтовые штемпели и т. д. В случае систематизированного собрания непосредственно почтовых марок говорят о коллекции марок. Филателистические коллекции могут иметь научный, исторический, художественный или иной интерес.
Филатели́ст — собиратель почтовых марок и других знаков почтовой оплаты, руководствующийся при создании своей коллекции принципами филателии. При этом филателист не просто коллекционирует марки как таковые, а исследует в рамках выбранного филателистического направления совокупность знаков почтовой оплаты и других филателистических материалов, изучает историю и развитие почты, оформляет и компонует свою коллекцию для участия в филателистических выставках.
Филателисти́ческие материа́лы — почтовые марки, сцепки, блоки, малые листы, цельные вещи, целые вещи, оттиски почтовых штемпелей, почтовые наклейки и другие знаки почтовой оплаты, являющиеся объектами коллекционирования филателистов.
Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года. Коллекционирование открыток называется филокартией.
Упоминания в литературе
Какой же до недавних пор была структура рынка искусства? Она базировалась на четырех столпах: коллекционер, дилер, художник, эксперт – и долго функционировала без существенных изменений. Коллекционеры, появившиеся лишь в XVI в. (до этого
коллекционирование не было частной, индивидуальной практикой, а собрания чаще всего посвящали природным артефактам), покупали искусство по знакомым нам сегодня причинам. Так они выражали свои художественные вкусы, вкладывали деньги, демонстрировали высокое социальное положение. Обычным явлением были коллекционеры, собиравшие произведения искусства ради ученых изысканий. Коллекционер – знаток или ученый – это, пожалуй, наиболее типичный образец коллекционера прошлого и почти вымерший вид сегодня. Выносить собственные суждения и заниматься исследованием творчества заинтересовавших художников коллекционер мог и не будучи ученым – под чутким наблюдением независимого эксперта. Но и те раньше были скорее представителями научного мира, поддерживая обращенность старого мира искусства в прошлое, где акцент делался на изучение работ уже умерших художников, а не современных тенденций. Экспертиза была ценна настолько, насколько энциклопедически обширны и одновременно специализированы были познания в истории искусства.
Однако эти колебания музейной потребности имеют не только количественный, но и содержательный характер; на определенных этапах в зоне повышенного внимания общества оказываются то одни, то другие объекты, разные профили и виды музеев. Так, в эпоху Возрождения и в ХУЛ-ХУШ вв. наибольший интерес вызывало
коллекционирование предметов искусства, в XIX в. тесная связь музеев с наукой обусловила появление многочисленных «профильных» групп музеев, связанных с той или иной областью человеческого знания и деятельности (исторические, естественно-научные, этнографические, педагогические и т. п. музеи). Однако до XIX в. практически все музеи возникали через коллекционирование, случаи музеефикации оставались единичными.
Главной особенностью его работы являются комплексность, охват почти всех направлений
коллекционирования и наличие вспомогательных сервисов. Продажа с аукционов и в салоне, формирование личных и корпоративных коллекций, оценка и экспертиза, обучение антикварному делу и участие в интернет-аукционах – все возможно для его клиентов.
Первый из выпусков, представленных в архиве автора монографии (Белая гвардия, 2011 год)23, стоил 120 рублей. Ныне, весной 2014 года, выпуски уверенно расходятся при цене 154 рубля24. Автор сочтёт свою цель достигнутой, если после прочтения данной монографии кто-нибудь станет относиться к трезвеннической символике чуть бережнее, кто-то осмелится выставить на всеобщее обозрение магнит или чашку с эмблемой Праздника трезвости. Предел мечтаний – читатель, приступивший к сбору, изучению и систематизации трезвеннических символов, то есть к их
коллекционированию .
Особое место в сборнике занимает убедительное по тщательности исследование памятников иконописи в их технико-технологических параметрах – небольшая, но предельно ёмкая статья Т. М. Мосуновой. На основе мастерски исполненных материально-технических анализов автор выявляет иконы-подделки рубежа XIX–XX веков собрания ГТГ («Облачный чин», датируемый ранее XV веком, и Царские врата из собрания С. П. Рябушинского, имевшие ранее привязку к искусству рубежа XV–XVI веков). Настоящая работа на фоне современного разгула новодельства, ставшего в последнее время особенно очевидным, крайне актуальна. Именно по этой причине исследователю постоянно приходится иметь дело с жесткими оппонентами, ибо проблема эта впрямую связана с «рынком иконы» и частным
коллекционированием .
Читая выходящую литературу, лишний раз приходится убеждаться: сколько авторов – столько и методик выращивания и
коллекционирования кактусов. И это, очевидно, хорошо. Начинающий кактусист имеет возможность синтезировать что-то свое, в соответствии с собственными возможностями и взглядами. Предлагаемая книжка – подведение некоторых итогов 30-летнего опыта выращивания кактусов в домашней коллекции, а также опыт их выращивания на открытом воздухе. Число растений в коллекции автора менялось, насчитывая в отдельные годы до 300. За немногим исключением, коллекция формировалась за счет растений, выращиваемых из семян. Автор убежден, что только таким путем можно по-настоящему познать эти удивительные растения, а коллекционирование кактусов со временем может перерасти в настоящее увлечение.
Однако мы стремились как можно более полно осветить нарастающий кризис в сборе археологических данных. Эта тема требует полного охвата во всех вводных курсах, так как многие первокурсники уверены, что археология – это поиск сокровищ или
коллекционирование чудесных артефактов. В каждом курсе по археологии должна быть подчеркнута ответственность за сохранение наследия прошлого как обществом в целом, так и профессионалами. Именно поэтому книга завершается изложением основных этических принципов археологии.
Деятельность комиссии складывалась из регулярных научных заседаний, где заслушивались теоретические сообщения и осуществлялось знакомство с художественно-педагогическим опытом членов комиссии, работавших на опытных учебных станциях и в художественных музеях. Комиссия осуществляла подготовку статей и книг, широкую выставочную деятельность, целенаправленное
коллекционирование детского рисунка, а также научные экспедиции, собиравшие материалы по примитивному искусству. Из воспоминаний Г.В.Лабунской известно, что нередко устраивались «выездные заседания». В таких случаях обсуждение проблем происходило в школах и детских садах, в музеях – сразу после занятий или экскурсий.
И вновь здесь сплошные претензии на оригинальность, самобытность, новизну. Между тем, история книжной культуры имеет массу примеров подобного и даже более впечатляющего обращения с книгами. Скажем, француз Антуан Мари Анри Булар (1754-1825) собрал крупнейшую в Париже частную библиотеку, спятил на почве
коллекционирования книг и стал превращать принадлежавшие ему многочисленные квартиры в библиотеки. По легенде, Булар заполнил томами аж восемь домов, выкладывая из книг крепости, замки, колодцы, улицы, площади. Ну, что тут скажешь? Эргономично. И, главное, живо напоминает современных дизайнеров.
Связанные понятия (продолжение)
Темати́ческая филатели́я — коллекционирование почтовых марок, а также других филателистических материалов на определённую тему или связанных с определённым понятием. К таким темам может относиться практически всё — от птиц на почтовых марках до известных врачей и истории Юго-Западной Англии. Тематическая филателия зародилась в 1920-е годы и постепенно достигла широкого развития в среде коллекционеров.
Ви́ды филателисти́ческих колле́кций — подразделы коллекционирования знаков почтовой оплаты, определяемые поставленной целью и собираемым филателистическим материалом. Филателистические коллекции помещают в альбомы и кляссеры и экспонируют на филателистических выставках.
Филателистическая литература — опубликованные печатные материалы, относящиеся к филателии и содержащие главным образом информацию о почтовых марках, истории почты и других аспектах филателистического коллекционирования.
Альбо́м для ма́рок , или альбо́м ма́рок, — книга, часто со свободно вставляемыми листами (для последующего их добавления), в котором хранится и демонстрируется коллекция почтовых марок.
Почто́вая ка́рточка , или пост-ка́рта (от нем. Postkarte), — вид почтового отправления с письменным сообщением, не запечатанное в конверт, а выполненное на специальном стандартном бланке из плотной бумаги или картона. Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года.
Рарите́т (нем. Rarität, от лат. raritas — редкость) — в филателии весьма редкая почтовая марка (или её разновидность), а также очень редкие почтовый штемпель, цельная вещь или целая вещь, которые существуют в настоящее время в небольшом количестве экземпляров и представляют собой ценный коллекционный экземпляр. Особое значение имеет определение степени редкости филателистических материалов при оценке членами жюри филателистической выставки экспонатов выставки.
Цельная вещь — принятое в филателии название филателистических материалов, объединяющее различные объекты коллекционирования: почтовые конверты и карточки, листы почтовой бумаги, всевозможные формуляры и бланки, другие виды почтовой документации, на которых напечатаны знаки почтовой оплаты или тексты, их заменяющие. Не следует их путать с целыми вещами — конвертами или карточками, на которых марки наклеены, например, с конвертами первого дня.
Филателисти́ческий ди́лер — компания или лицо, которое торгует почтовыми марками и филателистической продукцией. К ним также относятся лица, продающие почтовые марки для повседневного использования или служебные марки и марки гербового сбора для использования на документах. Торговцы, которые предлагают эту продукцию собирателям марок (филателистам), могут быть различными по характеру и виду продаваемого ими филателистического товара, а их бизнес по размеру может различаться от небольших домашних...
Конве́рт (нем. Kuvert, фр. couvert, couvrir — покрывать) — оболочка для вкладывания, хранения и пересылки бумаг или плоских предметов. Наиболее распространены почтовые конверты.
«Спорти́вная филатели́я», или «Спорт на почто́вых ма́рках», — название одной из крупных областей тематического коллекционирования знаков почтовой оплаты и штемпелей, посвящённых спорту, Олимпийским играм, чемпионатам мира и другим спортивным соревнованиям, спортсменам и их спортивным достижениям, физкультурному движению, спортивным союзам и организациям, или связанных с ними.
Филокарти́я (от греч. «φιλέω» — люблю и фр. «carte» — карточка) — область коллекционирования, изучения и систематизации открыток.
Филателисти́ческая эксперти́за (лат. expertus — опытный, сведущий) — исследование марок и других филателистических материалов специалистами высокой квалификации — экспертами с целью верификации подлинности марки и гашения, оценки качества, выявления косметического ремонта, скрытых дефектов, правильности франкировки.
Целая вещь — обобщающее филателистическое наименование почтовых отправлений, прошедших почту, с почтовыми марками и без.
Катало́г почто́вых ма́рок — список информации о почтовых марках, составленный с целью облегчения их поиска и классификации по различным признакам.
Знак почто́вой опла́ты , или почто́вый знак, — материальное свидетельство оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи (почтой) по утверждённым тарифам на внутренней и международной почтовой корреспонденции. Являются предметом особой области коллекционирования — филателии.
Класси́ческая ма́рка — почтовая марка выделяемого филателистами типа, к которым, как правило, относятся почтовые марки, изданные на заре выпуска почтовых марок, например, примерно до 1870 года (иногда и в более поздние годы).
Бони́стика (фр. bonistique) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в то время. Возникла в начале XX века и тесно связана с нумизматикой.
Конве́рт пе́рвого дня (КПД) — специальный немаркированный конверт, на котором наклеенные почтовые марки либо блоки погашены в первый день их выпуска. КПД относится к целым вещам и представляет собой самостоятельный предмет коллекционирования (филателистический конверт). Практика издания специально подготовленных КПД началась в США в 1851 году.
Максимафили́я (реже ма́ксимум-филатели́я, аналогофили́я) — особая область филателии, занимающаяся изучением и созданием картмаксимумов. Она признана Международной федерацией филателии (ФИП) и как одно из направлений в филателии курируется специализированной комиссией ФИП.
Филателистическая выставка — временный публичный показ филателистических коллекций почтовых марок и других филателистических материалов и литературы. Филателистические выставки — неотъемлемый элемент в развитии контактов и творческого соревнования между филателистами и наглядно отражают развитие филателии. Для награждения лучших экспонатов на филателистических выставках прибегают к медалям, плакетам, дипломам, почётным грамотам и т. п.
«Чёрный пе́нни » (англ. Penny Black) — первая в истории почтовая марка стандартного типа. Выполнена в чёрном цвете и имеет достоинство в 1 пенни (отсюда название). Первые почтовые марки, а также штемпельные конверты увидели свет в Англии в 1840 году. Их появление было обусловлено введением унифицированного дешёвого тарифа на письма и связано с именем Роуленда Хилла (1795—1879).
Филателистический журнал — периодическое издание, знакомящее с новостями филателии, историей почты и филателии, теорией и практикой филателии, деятельностью филателистических организаций и т. д.
Поддельная марка (также подделка; по значению соответствует англ. philatelic fake) — подлинная марка, которая была определённым образом видоизменена в целях получения наживы. Согласно Всемирной почтовой конвенции подделка почтовых марок является противоправным деянием. Как правило, поддельные марки выпускаются в ущерб коллекционерам, хотя могут быть выпущены в ущерб почте, то есть для франкирования почтовых отправлений.
Про́бная ма́рка , про́бный о́ттиск, или про́ба, — в филателии напечатанный прототип, эскиз, проект утверждённой и выпущенной в обращение почтовой марки.
Фальши́вая ма́рка (также фальши́вка, фальсифика́т; от нем. falsifikat, лат. falsificatum — подделанное; по значению соответствует англ. philatelic forgery) — марка, которая является имитацией подлинной почтовой марки, но напечатана без ведома и без разрешения соответствующего почтового ведомства. Изготовление фальшивых марок, фальсификация, в большинстве государств преследуется законом наряду с фальсификацией денежных знаков.
Специальное гашение , сокращённо спецгашение, — почтовое гашение, специально организуемое ведомством почтовой связи в честь выдающегося события или памятной даты.
Почто́вый ште́мпель — применяющееся почтой устройство для получения ручным или механическим способом штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, нанесения каких-либо пометок и т. п., либо оттиск такого устройства.
Маркированный конверт — собирательное название различных почтовых конвертов с напечатанным или вытисненным знаком почтовой оплаты, часто в виде стандартных почтовых марок, указывающим на предоплату почтового сбора. Это один из видов цельных вещей.
Картма́ксимум , или карт-ма́ксимум (от фр. cartes-maximum), — художественная открытка с наклеенной на лицевой стороне почтовой маркой того же рисунка и с гашением, имеющим отношение к рисунку. Является объектом коллекционирования в особой области современной филателии — максимафилии.
Разнови́дность (англ. variety, фр. variété, нем. Abart) — в филателии марка или цельная вещь, отличающаяся от остальных экземпляров бумагой (сортом), рисунком (деталями, ретушью и др.), цветом, водяным знаком (наличием или отсутствием, положением и проч.), зубцовкой или просечкой (размерами, формой), клеем (сортом, рифлением, цветом и др.), печатью, надпечатками и др.
«Скотт » — каталог почтовых марок мира, издаваемый на английском языке издательством англ. Scott Publishing Company, дочерней компанией издательства Amos Press, обновляется ежегодно и описывает все почтовые марки всего мира, которые редакторы издательства считают выпущенными с целью почтового обращения. Каталог издаётся в шести больших томах (по состоянию на 2006 год), а также на CD. Система нумерации, которая используется в «Скотте» для идентификации марок, наиболее распространена среди коллекционеров...
Марочный лист (продажный лист, или почтовый марочный лист) — часть типографского листа бумаги с напечатанными почтовыми марками, на которые тот разрезается в типографии перед передачей почтовой администрации. Марочные листы такого размера удобнее перевозить, хранить, учитывать и использовать для целей почты. Иногда марочные листы совпадают по размерам с типографскими листами.
Образе́ц — в филателии почтовая марка, предназначенная для направления в качестве образца в соответствующие организации (к примеру, в органы Всемирного почтового союза, для нужд министерства, в средства массовой информации) в рамках сотрудничества с ними почтовой администрации.
Гаше́ние — совокупность различных способов аннулирования знаков почтовой оплаты, отдельных либо находящихся на почтовых отправлениях, с помощью определённых пометок, предотвращающих дальнейшее использование знаков для оплаты почтовых услуг. Гашение следует отличать от надпечатки и франкотипа.
Эссе ́ — в филателии напечатанный прототип, эскиз, проект почтовой марки, предполагавшейся к выпуску, но не утверждённой и потому нереализованной.
Оши́бки печа́ти на почто́вых ма́рках — совокупность ошибок, брак технического (технологического) характера, допущенный при печати официально выпущенных в обращение почтовых марок. Ошибки печати при производстве почтовых марок появляются, главным образом, по вине сотрудников типографии, изготавливающей заказ.
Худо́жественный маркиро́ванный конве́рт (ХМК), или маркиро́ванный иллюстри́рованный конве́рт, — издаваемый в СССР, России и других странах маркированный конверт с иллюстрацией на лицевой (адресной) стороне. В филателии является видом цельной вещи.
Репроду́кция — воспроизведение предметов искусства путём фотографии, клише (копирование) или ручного воспроизведения оригинала. Самая главная цель — сохранить подлинность объекта, максимально точно передать информацию о нём и его внешний вид.
Се́рия почто́вых ма́рок — полный выпуск почтовых марок, связанных между собой одним назначением, событием, темой, поводом выпуска, которому они посвящены, имеющих похожий стиль оформления и преимущественно разных номиналов, хотя все марки серии могут быть и одного номинала.
Вы́резка — в филателии вырезанный из цельной или целой вещи или почтового документа фрагмент прямоугольной, квадратной или другой формы, содержащий погашенные знаки почтовой оплаты, оттиски различных почтовых или других штемпелей и штампов (например, предварительного гашения).
Рожде́ственские ма́рки — почтово-благотворительные и почтовые марки рождественской тематики, выпускаемые во многих странах мира в преддверии 25 декабря и предназначенные для использования на праздничных почтовых отправлениях, например, рождественских открытках. Являются регулярными почтовыми марками, в отличие от рождественских виньеток, или марок-наклеек, и действительны для оплаты почтового сбора в течение всего года. Обычно поступают в продажу в начале октября — начале декабря и печатаются значительным...
Подробнее: Рождественская марка
Фиска́льные марки (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis — казённый), или знаки обязательных сборов, — непочтовые марки, являющиеся квитанциями, удостоверяющими получение денежных средств от населения и юридических лиц в государственную или местную казну. Фискальные марки выпускаются почти во всех странах. Иногда используются в качестве почтовых (почтово-гербовых).
Подробнее: Фискальная марка
Письмо ́ в значении сообщение — текст на бумаге или других материалах, используемый при переписке между двумя и более адресатами.