Связанные понятия
Каноне́рская ло́дка , каноне́рка, канло́дка (нем. Kanonenboot от итал. cannone «пушка») — класс небольших боевых кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней.
Минный заградитель (минзаг) — специализированный военный корабль или летательный аппарат, предназначенный для постановки минных заграждений.
Ми́нный кре́йсер — класс больших миноносцев водоизмещением 400…1600 тонн, существовавший в конце XIX — начале XX века. Отличался усиленным артиллерийским и минным (от устар. самодвижущаяся мина — торпеда) вооружением, предназначенным для уничтожения миноносцев противника. Минные крейсера имели до 15 орудий калибром до 47 мм или 2…3 орудия 120-75 мм, и до 5 торпедных аппаратов. Согласно принятой в то время классификации относились к кораблям 2-го ранга и служили для отражения минных атак и несения...
Флагманский корабль — флагман, корабль, на котором находятся командующий или командир соединения, штаб и флагманский командный пункт (ФКП), оборудованный средствами управления. На ФКП развёртываются штабные посты, находятся офицеры связи взаимодействующих соединений и частей флота (флотилии), сухопутных войск и авиации. Флагманский корабль носит флаг, присвоенный командиру данного соединения. В ночное время флагманский корабль носит флагманский огонь. Флагманским кораблём обычно называют также лучшие...
Миноноска — специальное минное судно водоизмещением от 20 до 100 тонн, основным вооружением которого являются мины или торпеды.
Упоминания в литературе
Во второй половине 1920-х гг., когда были выделены деньги для замены самого древнего из устаревших линкоров, германский военно-морской флот столкнулся с необходимостью выбора: принять легкий план строительства прибрежного флота или трудный – океанского. Уже был практически решен вопрос о строительстве монитора с 28-сантиметровыми орудиями в разрешенных по водоизмещению пределах (10 тыс. т). Этот тихоходный корабль с мощной броней предназначался для использования в оборонительных операциях в Северном море или в наступательных – в Данцигской бухте. Но командующий флотом адмирал Ценкер решил
разработать совершенно новый тип корабля: с дизельной установкой, легким бронированием и скоростью до 26 узлов, что превышало скорость любого из существующих линкоров (кроме трех английских линейных крейсеров). Шесть 28-сантиметровых орудий значительно превосходили вооружение любого более быстроходного иностранного военного корабля. Дизели обеспечивали судну максимальную дальность хода более 20 тыс. миль, что в три раза превышало дальность любого корабля с паровым двигателем. Кроме того, дизели всегда готовы немедленно дать полный ход – особенно ценное качество для любого рейдера, действующего в одиночку и желающего избежать контакта с более мощным противником или настигнуть обнаруженное торговое судно.
Чтобы загнать «Кенигсберг» вверх по Руфиджи, потребовалось немалое соединение военных кораблей, а чтобы уничтожить его там – девять месяцев времени. Особые мелководные мониторы с 6-дюймовыми орудиями пришлось доставлять в Африку аж из самого Соединенного Королевства. Представляют интерес две особенности этих операций. Во-первых,
практически впервые для корректировки стрельбы орудий британских кораблей по «Кенигсбергу», укрывшемуся в безграничных мангровых зарослях, был использован самолет. И во-вторых, в фарватере реки было затоплено судно-брандер, которое не должно было позволить рейдеру ускользнуть в море, пока шли приготовления к последней фазе операции.
Интересна еще судьба легкого крейсера «Кёнигсберг». Вой на застала его у берегов восточно-африканских германских колоний. Он сейчас же вышел в море, захватил несколько призов и в Занзибаре уничтожил английскую канонерскую лодку «Пегас», но затем, узнав о приближении значительных английских морских сил, решил использовать свою команду для защиты колонии. «Кёнигсберг» сгрузил свою артиллерию и все тяжести на шаланды, ввел его в реку Руффиджи и поставил в хорошо укрытой бухте вне выстрелов с моря. Легкая
артиллерия крейсера домашними средствами была переделана в сухопутную, а четыреста человек команды составили ядро обороны под командой полковника фон Леттова. Эта крошечная армия, состоящая из трех тысяч белых и восьми тысяч черных, в продолжение трех с половиной лет выдерживала эпическую борьбу против англичан, причем постоянно одерживая победы, жила и сражалась исключительно за счет захвата у противника технического и всякого другого имущества. Эта армия положила оружие, только получив известие о заключении мира. Чтобы уничтожить «Кёнигсберг», англичанам пришлось прислать из Англии мелкосидящие мониторы, специально построенные для бомбардировки фландрских берегов.
Англия также готовилась к сражениям. Начиная с 40-х годов XX века во флоте Великобритании появились подводные мониторы «М-1», «М-2», «М-3». Немного позднее один из них был переоборудован в подводный авианосец.
При этом орудийная башня была заменена просторным ангаром, где располагался гидросамолет.
Для установки зенитного прожектора на каждый монитор было решено использовать лежащие на складах еще с царских времен прожекторы Манжета, диаметром 75 сантиметров, с электрическим дистанционным управлением, предназначенные для боевого освещения целей ночью и
ранее используемые на крейсерах типа «Аврора» и броненосцах типа «Бородино». Эти раритеты имели дальность освещения – три мили (более пяти километров), около ста миллионов свечей осевой силы света! Такого старья мне на радостях выделили десять единиц и еще полтысячи угольных свечей к ним.
Связанные понятия (продолжение)
Бронено́сец — броненосный артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море.
Ави́зо (исп. aviso, итал. avviso «уведомление»), посыльное судно или авизное судно — небольшой военный, сравнительно быстроходный корабль, который использовался для разведки и посыльной службы в XVII—XIX вв. В русском флоте специально авизо не строились, а в этих целях обычно использовались устаревшие суда (корабли).
Кре́йсер (нидерл. kruiser от kruisen — крейсировать, плавать по определённому маршруту; мн. ч. кре́йсеры или крейсера́) — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие. Со второй половины...
Линейный корабль — русское название класса самых мощных артиллерийских бронированных кораблей в XX столетии. До начала Второй Мировой войны линейные корабли являлись символом могущества ВМС морских держав — средством обеспечения господства на морских ТВД. Линейные корабли предназначались для нанесения мощных артиллерийских ударов по кораблям противника (в первую очередь по себе подобным линейным кораблям), в целях обеспечения боевой устойчивости соединений и для разрушения стратегических береговых...
Миноно́сец — надводный мореходный корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого является торпедное.
Учебное судно — специально построенное или переоборудованное служебно-вспомогательное судно для плавательной практики курсантов морских учебных заведений. Термин появился в середине XIX века, однако фактически первые учебные суда появились значительно раньше.
Минный транспорт — крупный корабль, основным/одним из основных назначений которого является доставка на борту в район операций группы минных или торпедных катеров (вооружённых шестовой миной либо буксируемой миной или торпедами соответственно). Впервые идея создания подобного класса корабля была предложена лейтенантом (впоследствии - вице-адмиралом) С. О. Макаровым в 1876 году и воплощена на следующий год переоборудованием в минный транспорт пассажирского парохода «Великий князь Константин».
Ми́нный ка́тер — класс малых боевых судов — носителей активного минного оружия — шестовых, буксируемых, метательных или самодвижущихся мин/«мин Уайтхеда» (торпед; название «мина Уайтхеда» оставалось в Российском Императорском Флоте нарицательным для торпед всех систем и изготовителей вплоть до 1917 года). Также минные катера использовались и для постановки минных заграждений. Имели распространение в последней трети XIX — первые годы XX веков, став предшественниками миноносок (которые, в свою очередь...
Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения.
Броненосец береговой обороны — подкласс броненосцев, существовавший во второй половине XIX — первой половине XX веков. Броненосцы береговой обороны стали логическим развитием мониторов и канонерских лодок. Отличались умеренным водоизмещением, малой осадкой, вооружались артиллерией крупного калибра. Предназначались для действий в прибрежных районах с целью защиты побережья, поддержки флангов сухопутных сил, обстрела береговых укреплений, операций на мелководье, а также на реках и озёрах.
Эска́дра (от фр. escadre через итал. squadra от лат. exquadra — четырёхугольный боевой строй) — оперативное объединение в военно-морском флоте, предназначенное для решения оперативных боевых задач на морских и океанских театрах военных действий.
Вспомогательный крейсер — быстроходный коммерческий корабль или пассажирский лайнер, оборудованный вооружением и применяющийся в ходе военных действий на море как сторожевое, патрульное, досмотровое или конвойное судно (в ВМФ Великобритании), либо как рейдер в (ВМФ Германии и ВМФ Японии).
Дредноут (англ. dreadnought — «бесстрашный», по имени первого корабля этого класса) — появившееся в начале XX века поколение артиллерийских военных кораблей, характерной особенностью которых было однородное артиллерийское вооружение из большого числа орудий только крупного калибра (all-big-gun). В широком смысле термин может применяться к кораблям различных классов, обладающим этой особенностью (линейным кораблям, линейным крейсерам, тяжёлым крейсерам и т. д.), однако наиболее часто это понятие ассоциируется...
Шестовая мина — тип морского минного оружия, имевший применение в конце XIX века. Представлял собой заряд взрывчатого вещества, расположенного на конце длинного шеста.
Гидроавиано́сец , также гидроавиатра́нспорт, авиате́ндер, авиама́тка и гидрокре́йсер — корабль, обеспечивающий групповое базирование гидросамолётов с возможностью их выпуска в полёт и приёма с воды.
Военные действия на
море в Первую мировую войну в основном заключались в морской блокаде флотами Антанты Германии и попытках Германии нарушить британское и французское судоходство, осуществить блокаду России (по поставкам огнестрельных припасов, воздухоплавательных машин, броневых автомобилей, стрелкового оружия и т.д.) с помощью подводных лодок и рейдеров.
Охотник за подводными лодками — подкласс малого боевого корабля, предназначенного для поиска и уничтожения подводных лодок при несении дозорной службы или охранении транспортных судов и кораблей.
Бронено́сный кре́йсер — класс крейсеров, существовавший во второй половине XIX — начале XX веков. Являлись вторым по силе классом военных кораблей ведущих флотов после броненосцев. Наиболее характерной чертой броненосных крейсеров был броневой пояс по ватерлинии.
Эска́дренный миноно́сец (сокр. эсми́нец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной службы, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений, а также дымовых завес...
Плавучая база (сокр. плавбаза) — в Военно-Морском Флоте: рейдовое судно обеспечения, предназначенное для обеспечения базирования соединений кораблей, в основном, в пунктах базирования, реже в море. Плавбазами также называются транспортно-рыбоперерабатывающие суда, предназначенные для приема улова в море от добывающих судов и обеспечения добывающих судов промснаряжением и продовольствием.
Додредноут , или линкор додредноутного типа (англ. Pre-dreadnought battleship) — класс линкоров, выделившийся после появления класса дредноутов во второй половине первого десятилетия XX века, совершившего кардинальную революцию в мировом кораблестроении.
Госпитальное судно (или санитарный транспорт) — судно, предназначенное для перевозки раненых и больных. Деятельность госпитальных судов определялась Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 годов. Они широко применялись во время мировых войн. Одними из самых известных госпитальных судов были ГСЕВ (госпитальное судно Её Величества) «Британник», ГСЕВ «Аквитания» и ГСЕВ «Мавритания».
Кильватерная колонна (строй кильватера) — строй кораблей, при котором они следуют на установленном между ними расстоянии (дистанции) в кильватерной струе, один за другим, иначе говоря, в кильватер друг другу. Иногда по отношению к такой формации использовалось название анфилада.
Торпедный катер — класс быстроходных маломерных боевых кораблей, основным оружием которых является торпеда.
Сторожевой корабль — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей (судов) от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.
Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.
Корве́т — класс военных кораблей, предназначенных для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз (ВМБ).
Дивизио́н корабле́й — постоянное формирование на флоте, первичное тактическое соединение однородных кораблей 2-го, 3-го и 4-го рангов.
Бло́кшив — обычно старое, несамоходное судно и/или баржа, оставленное в гавани для помещения на нём лазарета, таможенного пакгауза, тюрьмы, склада, казармы и других служб. В редких случаях в блокшив переделывают новые недостроенные суда, достройка которых по каким-либо соображениям была сочтена нецелесообразной. В качестве блокшива могут использоваться корабли самых разных классов, за исключением только самых малых судов.
Шлюп (боевой корабль моторный, класс) (англ. sloop) — появился в Англии во время Первой мировой войны. К шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.
Батаре́йная па́луба — одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения орудий среднего калибра и жилых отсеков.
Лине́йный кре́йсер — класс артиллерийских кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании. Появились в начале XX века как развитие броненосных крейсеров. Они должны были составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла. Результаты морских сражений Первой мировой войны, а также Вашингтонское морское соглашение 1922 года прервали эволюцию линейных крейсеров. В дальнейшем прогресс в области силовых...
Флот открытого моря (нем. Hochseeflotte) — основной военный флот германских кайзеровских ВМС в ходе Первой мировой войны, который базировался в Вильгельмсхафене.
Дивизия, Дивизия кораблей, Дивизия морская (от лат. divisio — разделение) — основное тактическое формирование (соединение, дивизия) флота вооружённых сил (ВС) государств мира.
Лидер эскадренных миноносцев — подкласс торпедно-артиллерийских кораблей, существовавший в военно-морских силах ряда стран в первой половине XX века. Термин «лидер флотилии» (англ. Flotilla Leader) впервые появился в британском флоте в годы Первой мировой войны и обозначал крупный эсминец, приспособленный для размещения командира флотилии со своим штабом, и превосходящий обычные эсминцы размерами, скоростью и вооружением. Советская военно-морская классификация определяла лидер, как корабль подкласса...
Современный Фрега́т (от итал. fragata; fregata — разновидность галер Средиземноморья) — класс военно-морских кораблей, предназначенных для поиска и уничтожения атомных подводных лодок в море, противолодочного охранения, противовоздушной и противоракетной обороны авианосцев.
Подробнее: Фрегат
Военно-морские силы Румынии (рум. Forţele Navale Române) — один из видов вооружённых сил Румынии. В основном включают в себя военно-морской флот, морскую пехоту, части и подразделения специального назначения.
Водоизмещение корабля (судна) — одна из основных характеристик любого водного транспортного средства: общее количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна). Масса этого количества жидкости равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.
Линейные корабли типа «Кайзер» (нем. Kaiser-Klasse) — серия германских линейных кораблей 1910-х годов. По сравнению с предшествовавшими линкорами типа «Остфрисланд», число башен главного калибра на них было сокращено до пяти, но за счёт более удачного линейно-диагонального их расположения на каждый борт могли вести огонь те же восемь орудий, а в пределах ограниченных углов наведения — все десять; также вновь были серьёзно усилены броневая и подводная защита линкоров, выведя тип «Кайзер» по этим параметрам...
Угольщик , иногда углевоз (англ. Collier) — тип судна специальной конструкции, предназначенный для перевозки угля насыпью.
Спуск судна — технологический процесс в судостроении и судоремонте. В процессе спуска корпус судна, изначально находящийся на берегу (или в доке), перемещается в воду.
Треба́ка , трамбак, трембакул, трабакколо, требакула (от итал. trabaccolo) — парусное двухмачтовое грузовое, торговое или рыболовецкое судно, распространённое на Средиземноморье в начале XVII века.
Лёгкие крейсера (КРЛ) типа «Светлана» — первые крейсера Российского императорского флота (РИФ) с турбинами в качестве двигателя, строительство которых начато для Балтийского и Черноморского флотов Российской империи, но после достройки вошедшие в ВМФ СССР.
Упоминания в литературе (продолжение)
– Вас понял, капитан, – ответил Крис, обратив внимание, что на
тактическом мониторе появились шесть красных отметок, шедших прямо к первой двойке их истребителей «Ястреб». Истребитель «Ястреб» получил своё название за изогнутые крылья, на которых подвешивались ракеты. Встроенные четыре легких лазерных турели могли обеспечивать хороший концентрированный огонь по противнику. Даже перехватчики Андров, получившие прозвище «Крабы» из-за своей формы, не всегда выходили победителями в схватке с «Ястребами».
Через несколько минут Илья Георгиевич вновь находился на центральном посту. Он смотрел на большой монитор, возле которого сидел штурман. На жидкокристаллическом экране пульсировали две точки: красная – мини-субмарина «Адмирал Макаров» и зеленая, обозначавшая судно, на которое предстояло высадить
десант. Они находились практически рядом, шли пересекающимся курсом, и по вычислениям компьютера должны были встретиться где-то через минуту. Но полного их сближения кавторанг допускать не собирался. Он приник к маске перископа.
Граф Морт Шекл наблюдал за разворачивающейся
атакой по многочисленным мониторам, в том числе отражавшим и действия отдельных боевых единиц. Весь поток данных обрабатывался и вносился в общую базу по Химере. Выводы Виконта подтвердились, как и основные выкладки самого командующего. Проявление мутировало и одной из причин была невозможность долгого существования тёмной сущности без подпитки галактической энергии прародительницы явления. В результате, Химера пытается приспособиться, взяв за основу то, что могло прекрасно существовать автономно и при меньшей суммарной массе материи. Попутно, копировалось вооружение и другие технические средства, включая мобильные средства.
На тактических мониторах у штурманов-операторов одновременно появились отметки целей на цифровых картах местности. Целые «созвездия» легли на координатные сетки, обозначились границы зон обстрела
зенитных комплексов, стали видны скрытые до поры радиолокационные комплексы условного противника. Такая же информация появилась и у пилотов на дублирующих мониторах.
Впрочем, погружение проходило без проблем. Мерцающая светло-зеленая точка
на мониторе медленно, но верно смещалась вниз. В верхнем же углу экрана бесстрастно отщелкивали цифры: «минус 100 метров», «минус 150», «минус 200»…
На
мостике, небольшом возвышении у центрального пульта, освещенном мертвенным синим светом экранов, стояли старпом и штурман капитан-лейтенант Ревунков. Оба вглядывались в экран главного монитора, словно читали интересную книгу.
Старпом пробежался пальцами по клавиатуре компьютера, выводя на монитор данные от разных специалистов. Через
пару секунд новая сводка была готова, и он принялся ее озвучивать:
Внутри обитаемой сферы во
время погружения поддерживаются нормальное атмосферное давление и газовый состав воздуха. Система жизнеобеспечения включает кислородные баллоны с дозаторами, через которые атмосфера внутри сферы пополняется кислородом, и сборник углекислого газа со сменными кассетами, заполненными поглотителем СО2 (обычно гидрат окиси лития или калия). Вентиляторы постоянно прогоняют воздух через поглотитель углекислого газа, а также через специальный фильтр вредных примесей, заполненный активированным углем и палладием. Таким образом осуществляется очистка атмосферы в кабине. Контроль за содержанием в ней различных компонентов производится с помощью специальных индикаторов, показывающих процентное содержание в атмосфере кислорода, двуокиси и окиси углерода. Имеются также мониторы давления, температуры и влажности внутри кабины.