Меланезийская мифология

Меланезийская мифология — это комплекс мифологических представлений меланезийцев — жителей архипелагов и островов Меланезии, а также отдельных районов Новой Гвинеи. Характер и уровень развития мифологических представлений и мифологического фольклора у меланезийцев определяется такими факторами, как значительная этническая и языковая разобщённость и сохранение (до прихода европейцев) общинно-родового строя, пережившего в разных районах различные стадии развития. На верованиях также оставили свой отпечаток контакты меланезийцев с соседними этносами, в первую очередь — папуасами и жителями островов Полинезии.

Значительное место в верованиях занимают мифы о сотворении мира, которые обнаруживают довольно слабую связь с аграрными культами и ритуалами и имеют определенную тенденцию, с одной стороны, к преобразованию в волшебные сказки, с другого — к развитию героических мотивов. Наиболее архаические версии мифов, в которых демиургами выступают могущественные одинокие существа — духи-змеи (или антропоморфные духи, способны перевоплощаться в змей): То Лагулагу (гуантуна), Агунуа (Сан-Кристобаль), Нденгеи (Фиджи), Вонайо (остров Расселл), Кват и Кахаусибваре (Соломоновы острова), хтоническое существо Виндоне (Новая Каледония) — старуха, с которой связывают добывание огня, пресной воды и появление смерти. Агунуа — главный дух (фигона), воплощенный в огромной змее; в отличие от большинства местных фигон, которые предстают в виде женщин, он предстаёт в образе мужчины. Агунуа создал море, землю, животных, гром и молнию, дождь. С ним связаны ритуалы и церемонии, в том числе жертвование ему первых плодов, и песни магического характера.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я