Животные в религии и мифологии

Животные в религиозных представлениях и мифах играют огромную роль, отображая представления различных народов о мироздании (космогонические мифы, космологические мифы), о своём происхождении (антропогонические мифы, тотемические мифы), они участвуют в качестве культурных героев, зачастую им приписывают сверхъестественные способности.

Существует множество научных теорий и изысканий о мифах.

Сегодня большинство ученых склоняются к мнению, что мифы являются древнейшей формой понимания и осмысления мира, природы, общества и человека.Фольклорно-религиозные мифы возникли из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека и выражали жизненный опыт древних культур, их отношение к миру, коллективные переживания отдельных племен и народов, массовое сознание и коллективное подсознание.

Мифология стала исходной формой человеческого мышления, источником последующих, более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного.Французский этнолог Леви-Брюль считал, что мифологическое сознание мыслит символами и образами, объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Мифологическое мышление имело черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной аффектной, моторной сферы, но не было лишено определенной логики.Так франзузкий этнолог К. Леви-Стросс признав теорию коллеги Леви-Брюля о мышлении древних людей на чувственном, эмоциональном уровне, в то же время показал, это мышление способно к обобщениям, классификации и логическому анализу, обладает теми же свойствами гомологии, оппозиции, корреляции и трансформации, какие характерны и для научного мышления.

Специфика мистического мышления по мнению Леви-Стросс заключается в том, что символы, которыми оно оперирует, связаны с непосредственными ощущениями и чувственными качествами, что не мешает им выступать "посредниками между образами и понятиями и в качестве знаков преодолевать противоположность чувственного и умозрительного" [Мелетинский 1976, с. 83]Мифологическое мышление заключается в том, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды. Мир для первобытного человека представлялся не пустым или неодушевленным, но изобилующим жизнью. Эта жизнь проявляется для древнего человека, в звере, в растении, в ударе грома, во внезапной тени, в жуткой и незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте.

В древних культурах на интуитивном уровне люди чувствовали свою общность происхождения с животными от единого предка, что совсем недавно получило подтверждение ученых.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я