Международная конкурентоспособность

Международная конкурентоспособность- это возможности стран противостоять друг другу в мировой торговле в смысле

a) расширения экспорта, б) ограничения импорта.

Это тема имеет ряд аспектов.

1) Ценовая конкурентоспособность(в международном плане важно контролировать в стране уровень инфляции и поддерживать «реалистический», то есть приемлемый для иностронных партнеров, валютный курс). При инфляции экспорт становится относительно дороже (при неизмнности валютного курса вчера экспортируемая единица продукта стоила внутри страны 100 рублей, сегодня 105, но долларовая выручка не изменится, следовательно, экспортные затраты выше, прибыльность вызова падает), а импорт становится дешевле(по- прежнему считаем стабильным валютный курс; импорты ввозят товары, но вчера они их продавали за 100 рублей, сегодня- уже за 105 рублей, ибо инфляция вызывает рост цен не только на отечественные, но и на ввозимые товары).

Другая сторона дела- валютный курс. Если он завышен относительно иностранной валюты, в которой идут расчеты, то национальный экспорт становится менее выгодным (экспорты за свои вырученные доллары получают на национальном валютном рынке меньше рублей, нужных для ведения собственного производства), а импорт становится привлекательнее (на прежнее количество рублей обменивается больше долларов). Если валютный курс занижен, то положение дел с экспортом и импортом становится прямо противоположным: экспортеры выручку в инвалюте обменивают на возрастающую массу рублей, импортеры теряют, или для приобретения прежней суммы долларов им нужно располагать большим количеством рублей.

2) Неценовая конкурентоспособность во многих случаях более значима, чем ценовая. Особенно это важно для техно- и наукоемких продуктов, вообще для продуктов сложного труда, имеющих длительные сроки эксплуатации в производстве, в домашнем хозяйстве, в военном деле и пр. Параметры качества, эксплуатационные характеристики, условия и своевременность поставок, способы расчетов, уровень послепродажного обслуживания- эти и близкие к ним факторы обеспечивают успех в конкуренции.

3) Наличие и разветвленность зарубежной распределительной сети, налаженность и надежность партнерских связей в мире.

Многие неуспехи российских внешнеторговых операций объясняются конкурентными слабостями с этой стороны. Японцы, традиционно делавшие ставку на экспорт товаров, а не на прямые инвестиции за рубежом, располагают свыше 6 тыс. торговых компаний, из которых всего 16 контролируют основную массу японского экспорта и импорта. Их функции: подготовка документации по экспортно- импортным операциям, их финансирование, услуги по транспортировке и хранению грузов, маркетинговая деятельность, создание полностью интегрированных сбытовых систем определенных видов продукции и др. В то же время в мире многие фирмы пользуются не услугами торгово- экономических компаний, а используют варианты прямой продажи (через своих агентов по продаже, работающих за комиссионные, или через иностранных партнеров, реализующих затем товары конечному потребителю). В этом случае компании создают свою специальную экспортную службу (см.: Дэниелс Дж. Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес.- М., 1998. Гл.13).

4) Поддержка государством экспортной деятельности. Специальные государственные службы по международной торговле оказывают разнообразные услуги (помощь фирмам в разработке стратегии экспорта, в установлении зарубежных контактов, в проведении маркетинга, доступ к базом данных, оргаизация тарговых выставок и др.) Особую роль играют вопросы кредитов, гарантий, страхований. Так, известный Экспортно- импортный банк США, будучи федеральным, специализируется на кредитовании внешнеэкономических сделок. Кредиты предоставляются или плямо иностранным партнерам, покупающим американские товары, или посредникам. Действует система гарантий для фирм, которые выделяют кредиты зарубежным покупателям продукции США. Эти гарантии защищают от коммеческих и политических рисков. К последним относятся: неконвентируемость валюты, экспроприация, аннулирование импортных лицензий, иные действия со стороны других государств, затруднящие возврат кредита.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я