Цзиньвэнь

Цзиньвэнь (кит. 金文; пиньинь: jīn wén) — отлитые или выгравированные надписи на китайских бронзовых сосудах для жертвоприношения или музыкальных ритуальных инструментах в эпоху Шан-Чжоу (XIII—IV вв. до н. э.).

Наиболее часто цзиньвэни встречаются на треножниках для мяса «дин» 鼎, сосудах для зерна «гуй» 簋, колоколах «чжун» 鐘. А также на бронзовых сосудах для вина: «ю» 卣, «цзун» 尊, «гу» 觚, «цзя» 斝; и для воды: «и» 匜, «пань» 盤, «ху» 壺.

В отличие от цзягувэней 甲骨文, которые являются гадательными надписями в форме лаконичных вопросов и ответов, цзиньвэни это ритуальные надписи, образующие законченный текст. В эпоху Западная Чжоу они располагаются на дне или внутренних стенках сосудов, таким образом, при заполнении жертвенной пищей надписи не были видны, то есть служили средством коммуникации между живыми и духами предков. В последующий период, однако, надписи часто выносятся на внешнюю сторону материального носителя, становясь частью эстетического облика последнего.

Наибольшей по объёму считается надпись на бронзовом треножнике «Мао-гун дин» 毛公鼎, состоящая из 497 иероглифов.

По статистике на 1985 год насчитывалось 2420 расшифрованных иероглифов категории цзиньвэнь — среди более 3000 известных всего. В собрании Шанхайского Музея, опубликованном в 1987, к периоду Восточная Чжоу относятся 392 надписей из 47 государств. В каталоге «Цзиньвэнь иньдэ» 金文引得 (2001) значатся 5758 отдельных надписей эпох Шан и Чжоу на 9916 артефактах.

Помимо палеографической и филологической ценности, надписи на бронзе уникальны как наиболее ранние документы в области китайского права.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я