Связанные понятия
Да́чное — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга, между Автово и Ульянкой.
Ста́рая Дере́вня — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Большой Невки, напротив Елагина острова (Приморский район). До начала XX века административно принадлежал Стародеревенской волости Петербургского уезда, впоследствии включён в состав Новодеревенского (пригородного) участка наряду с Новой Деревней и Коломягами.
Пороховы́е — исторический район на востоке Санкт-Петербурга (Красногвардейский район).
Петрогра́дская сторона (общепринятое сокращение — П. С. или Петроградская) — один из исторических районов Санкт-Петербурга, располагающийся в административных границах Петроградского района города. До переименования Санкт-Петербурга в Петроград Николаем II 18 (31) августа 1914 года именовалась Петербургской стороной. Является одной из пяти cторон Петербурга, наряду с Адмиралтейской, Выборгской, Канцевской (находилась в устье р. Охты) и Московской.
Весёлый Посёлок — исторический район Санкт-Петербурга. Расположен на правом берегу реки Невы. Входит в состав Невского района. Является частью исторического района Правый берег Невы.
Упоминания в литературе
Одним из самых интересных мест, с точки зрения развития района, является площадь Мужества, которая долгое время была центростремительной точкой большого жилого массива. Если посмотреть на современную карту Петербурга, то станет ясно, что площадь – своеобразная «приграничная» область для двух районов: Выборгского и Калининского. Сама она находится на территории Выборгского района, а метро с одноименным названием – в Калининском. Да и проспекты, которые, как реки, стекаются к ее центру, тоже находятся в обоих районах. Так что, вспоминая историю этой местности, будем иметь в виду, что она относится к биографиям двух близлежащих районов. Итак, к концу XVIII века в районе современной площади Мужества сформировался перекресток нескольких главных улиц Лесного, а к концу XIX – началу XX века район перекрестка стал одним из его центров общественной жизни. Местные жители часто называли его «пятачком». 2-й Муринский проспект, выходящий на перекресток, был главным проспектом
всего района Лесное. К началу ХХ века по проспекту ходила паровая конка.
Происхождение названия местности, расположенной между семейством Тверских-Ямских и Новослободской улицей – Миусы, имеет много толкований, но все они недостаточно достоверны. Единственное, что нам точно известно, – впервые это название появляется лишь в XVIII в. После прокладки Камер-Коллежского вала эти места оказались в черте Москвы, но долгое время не застраивались и служили для выпаса скота и пашни. Застройка началась здесь лишь во второй половине XIX в. Со временем тут образовалась большая площадь с лавками, торгующими
лесными строительными материалами. Середину ее занимала огромная глубокая лужа, под стать знаменитой миргородской, прославленной Н. В. Гоголем, в которой также застревали экипажи. В конце XIX в. городская управа решила отдать часть здешней территории под устройство Миусского парка конно-железных дорог. Это обстоятельство позволяет нам рассказать об истории общественного транспорта в столице.
Проблемой охраны участков живой природы в городе Москве городские власти стали заниматься относительно недавно (с конца ХХ в.), и для этого имелись хорошие предпосылки.
Москва расположена в пределах лесной полосы, леса (хвойно-широколиственные, сосновые и еловые, дубовые и липовые) и сейчас примыкают к ее окраинным частям, а их остатки сохранились в границах современного города.
«Наименования Удельной обладали еще одной интересной особенностью, – указывают А.Г. Владимирович и А.Д. Ерофеев в справочном издании „Удельная, Лесной, Сосновка. Прогулки по округу“ (2007). – В центральной и южной частях поселка они шли по алфавиту с севера на юг – от Вытегорской (ныне Забайкальской) до Нежинской. Из общего правила выпадали только упраздненная ныне Переяславская улица, Скобелевский проспект, Удельная улица (сейчас она вошла в состав Удельного проспекта) и Эмануиловская улица, выходившая к приюту Святого Эммануила в начале Ярославского проспекта. Севернее Вытегорской улицы названия давались уже без всякого порядка; здесь основному принципу не подчинялись три улицы – Коломяжский проспект (ныне – улица Сергея Марго) и получившие названия по фамилиям домовладельцев Осиповский
переулок (первоначально Осиновский; ныне название упразднено) и Громовская улица».
Согласно новому лесному и земельному законодательству в категорию лесного фонда были переданы лесные участки, находящиеся в пользовании сельскохозяйственных предприятий. Осуществлялся возврат земель лесного фонда, предоставленных для нужд промышленности. Ввиду пересмотра границ населенных пунктов происходило включение в земли лесного
фонда участков леса, располагавшихся ранее в черте этих поселений. В результате таких мероприятий площадь земель лесного фонда возросла к 2014 г. на 227,3 млн га.
Связанные понятия (продолжение)
Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) — автотранспортная система в Санкт-Петербурге, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Общая длина всех улиц около 50 км.
Село Алекса́ндровское, Алекса́ндровское — исторический топоним, относящийся к населённому пункту в юго-восточной части Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы, к северо-западу от Рыбацкого и Троицкого поля, вдоль проспекта Обуховской Обороны.
На́рвская заста́ва — территория на юге Санкт-Петербурга (часть Кировского района города), охватывающая площадь Стачек, начало проспекта Стачек и окрестности. Архитектурный центр района — Нарвские триумфальные ворота и ансамбль площади Стачек (в том числе наземный павильон станции метро «Нарвская»).
Сре́дняя Рога́тка — исторический район (до 1958 г. — посёлок) на юге Санкт-Петербурга (между станциями метро «Московская» и «Звездная»). Административно входит в состав Московского района.
А́втово — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Расположен в Кировском районе города.
Жерно́вка — исторический район в восточной части Санкт-Петербурга. Название происходит от деревни (известна с 1778 года), находившейся на левом берегу реки Жерновки (Лапки) при впадении её в Охту.
Гражда́нка , прежде также Горожа́нка — исторический район в Калининском районе Санкт-Петербурга. Располагается между улицами Верности, Бутлерова, Фаворского, Гжатской, проспектом Науки, улицей Вавиловых, Северным, Светлановским проспектами, Окружной и Приозерской железнодорожными линиями.
Ю́го-За́пад — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Бо́льшая (западная) часть района расположена в Красносельском районе, меньшая (восточная) — в Кировском районе города. Граница между районами проходит по проспекту Маршала Жукова.
Вы́боргская сторона ́ — одна из исторических частей Санкт-Петербурга, расположенная на правом берегу рек Нева и Большая Невка. Она, как и левобережная часть Невского района и Нарвская часть (вошедшая в состав Кировского района города), получила известность большим количеством заводов и участием их рабочих в революции 1917 года.
Полю́строво ; на картах с конца XIX века и до 1940 года включительно — Палюстрово, от лат. paluster — болотистый) — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы.
Рыба́цкое — исторический район Санкт-Петербурга. Располагается в Невском районе между рекой Невой, рекой Славянкой, границей посёлка Петро-Славянка и рекой Мурзинкой.
Да́льняя Рога́тка — историческая местность в Санкт-Петербурге в районе Пулковской горы и аэропорта «Пулково», в историческом районе Пулковское. Административно относится к Московскому и Пушкинскому районам города, которые в этом районе разделяются границей, проходящей вдоль Пулковского шоссе в месте его примыкания к Петербургскому шоссе города Пушкина.
Александровский участок — одна из единиц дореволюционного административно-территориального деления Петербурга-Петрограда в статусе пригородного участка. Располагался на левом берегу Невы в районе села Александровского и входил в юрисдикцию Рыбацкой волости Санкт-Петербургского уезда.
Ку́пчино — исторический район на юге Санкт-Петербурга. На его территории расположено несколько муниципалитетов: «Купчино», «Георгиевский», «Балканский», большая часть округов № 72 и № 75, малая часть округа «Волковское».
Пискарёвка — исторический район в Калининском районе Санкт-Петербурга. На территории района расположен МО № 22 Пискарёвка. По названию района названы железнодорожная станция Пискарёвка и Пискарёвский проспект.
Рже́вка-Пороховы́е — район массового жилого строительства на востоке Санкт-Петербурга, расположенный на территории Красногвардейского административного района. Включает в себя муниципальный округ «Пороховые» и юго-западную часть муниципального округа «Ржевка». Площадь жилого района — 1200 га.
Стеклянный городок , Стеклянка — исторический район Санкт-Петербурга. Находится в восточной части города на левом берегу Невы к югу от Обводного канала.
Марты́шкино (швед. Tyris, фин. Tyrö: Тюрё) — исторический район, часть города Ломоносова к востоку от железнодорожного переезда на стыке Морской улицы и улицы Жоры Антоненко.
Ка́менка (Больша́я Ка́менка) — исторический район в Приморском районе Санкт-Петербурга с элементами промышленной застройки .
Красногварде́йская площадь (с 1983 по 1988 год — площадь Бре́жнева) — площадь в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, находящаяся на пересечении Большеохтинского и Среднеохтинского проспектов, проспекта Шаумяна и Якорной улицы. Площадь разделяет на две части, соединённые Комаровским мостом, река Охта.
Линия — один из типов улиц. Улицы-линии существуют в городах России (Санкт-Петербург, Брянск, Владимир, Кольчугино, Грозный, Златоуст, Нальчик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Рязань, Омск, Маркс и Саратов ), Латвии (Рига и Даугавпилс), Финляндии (Хельсинки), Беларуси (Новополоцк, Минск, причём в Минске в прошлом линии были в двух различных частях города), Казахстана (Алматы), Украины (Луганск, Киев, Макеевка). Ранее линии существовали в Барнауле, Петрозаводске и Донецке.
Пески ́ — исторический район Санкт-Петербурга, располагающийся на месте Советских улиц (раньше Рождественских улиц), а также пересекающих их Мытнинской и Дегтярной улиц, Суворовского, Греческого и Лиговского проспектов.
Коню́шенная площадь — одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении набережной канала Грибоедова, Большой Конюшенной улицы и Конюшенного переулка. На площадь выходит Ново-Конюшенный мост.
О́хта — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы, в Красногвардейском районе.
Ко́нная Ла́хта — исторический район Санкт-Петербурга (Приморский район), примыкает к Ольгино с севера. Включён в черту города 17 января 1963 года. В настоящее время входит в состав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Лахта-Ольгино.
Разли́в — исторический район в городе Сестрорецке Курортного района Санкт-Петербурга. Расположен между Финским заливом, Водосливным каналом, озером Сестрорецкий Разлив и 3-й Поперечной улицей.
Щеми́ловка (Фарфо́ровская коло́ния) — исторический район на юго-востоке Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы (округ Ивановский). Располагается между Фарфоровской улицей, проспектом Обуховской Обороны, Леснозаводской улицей, улицей Бабушкина, бульваром Красных Зорь и Московской линией железной дороги.
Коменда́нтский аэродро́м (Коменда́нтское по́ле, альтернативное название — Коменда́нтская да́ча) — исторический район на севере Санкт-Петербурга. Расположен между Коломяжским проспектом, Чёрной речкой, проспектом Сизова и Парашютной улицей.
Измайлово — исторический район на востоке Москвы. В административном отношении входит в состав нескольких районов — «Измайлово», «Восточное Измайлово», «Северное Измайлово», частично «Ивановское», которые входят в Восточный административный округ; в 1991—2005 гг. существовал ТЕОС Измайловский парк.
Балка́нская площадь — площадь в Санкт-Петербурге, примыкающая с востока к железнодорожной станции «Купчино». С востока Балканскую площадь ограничивает Волковский канал. От Балканской площади в восточном направлении начинается улица Ярослава Гашека.
Район Бегово́й — район в Северном административном округе города Москвы. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Беговой.
«Се́верная доли́на » — макрорайон в Выборгском районе Санкт-Петербурга, расположенный около станции метро «Парнас». Жилой комплекс «Северная долина» является одним из крупнейших проектов комплексного освоения территории в городе.
Александровская слободка (укр. Олекса́ндрівська слобі́дка) — историческая местность Киева, расположена в Соломенском районе города.
Свято́шино (укр. Свято́шин, Свято́шино, Свято́шине) — историческая местность, дачный посёлок, жилой массив на западной окраине Киева.
Соло́менка (укр. Соло́м'янка) — историческая местность города Киева. Расположена между железной дорогой, улицей Кудряшова и Воздухофлотским проспектом.
5-й посёлок — микрорайон Махачкалы расположенный в юго-западной части города. Условно граница посёлка проходит по линии пр-т Кирова — пр-т Калинина — пр-т А. Султана. С южной окраины посёлок сливается с посёлком Н. Кяхулай и дачами. Иногда в черту 5 посёлка включается так же жилмасив между улицами Гагарина, Тимирязева и Венгерских бойцов.
Спа́льный райо́н — жилой район города (обычно в крупных мегаполисах или в их пригородах), жители которого вынуждены ежедневно ездить на работу в деловой центр или в промышленный район города и возвращаться домой для того, чтобы переночевать (откуда и пошло название).
Ю́жное Бу́тово — район в Москве, расположенный в Юго-Западном административном округе, а также соответствующее ему одноимённое внутригородское муниципальное образование.
Туре́цкий городо́к , Кадетский Гай (укр. Турецьке містечко, Кадетський Гай) — неофициальные названия жилого массива в Киеве, расположенного в Соломенском районе города вдоль улиц Кадетский Гай и Ивана Пулюя. Однако следует отметить, что под названием "Кадетская Роща" также известна историческая местность, через которую протекает ручей с таким же названием (правый приток Лыбеди). Кадетский Гай известен с конца 18 века как Шулявская Роща, а после постройки здесь 1857 Владимирского кадетского корпуса...
Оре́хово-Бори́сово — крупный жилой массив на юге Москвы, расположенный по обе стороны от Каширского шоссе, на месте бывших сёл Орехово, Борисово, Шипилово и Зябликово. Размеры с запада на восток 4,5 км, с севера на юг — 3,8 км. Преобладают высоты местности 120—180 м над уровнем моря.
Позняки (укр. Позняки) — историческая местность, жилой массив и остатки села на территории Дарницкого района Киева. Располагаются между Днепром, железной дорогой, улицей Ревуцкого и проспектом Николая Бажана. Разделяются на Западные Позняки (между Днепровской набережной и проспектом Григоренко) и Восточные Позняки (между проспектом Григоренко и улицей Ревуцкого). Основная застройка — с начала 1990-х по нынешнее время; Позняки застраиваются как типовым жильём, так и современными дорогими домами.
Упоминания в литературе (продолжение)
Указанный термин подразумевает застройку, в основном заново (аналог массовой) на территории подмосковных (или пригородных в других мегаполисах)
малых городов, поселков городского типа (ПГТ) или даже сельских поселений. В эту же группу входит и коттеджное строительство, включая таунхаусы, смешанные поселки и многоквартирные дома в «лесной» зоне. Обычно выделяются два вида пригородной застройки:
Земледельческая улица с сельским хозяйством связана только косвенно. Ее имя ведется от Земледельческого института – так одно
время назывался Лесной институт, нынешняя Лесотехническая академия. Институт имел еще участок в Коломягах, и там есть Земледельческий переулок. Интересно, что улица и переулок в свое время поменялись названиями: изначально переулок был улицей (по масштабам Коломяг все – улицы), а улица – переулком. От более привычного названия института произошло имя Лесного проспекта и исторической части Лесной (не Лесное, как некоторые почему-то говорят, это сокращение от названия Лесной корпус).
Вторая часть современного Лесного проспекта с 5 марта 1871 г. именовалась Межевой улицей. Межевым назывался институт, к которому она вела. Другое, более известное его название – Лесной. Первоначально это было Практическое лесное училище, переведенное сюда из Царского Села ровно двести лет назад, в 1811 г. Через три года училищу повысили статус, оно стало форст-институтом, от немецкого «ферст» или от английского «форест» – «лес». Немецкий язык в начале XIX столетия в столице Российской империи был распространен больше, однако в вблизи нынешней Лесотехнической академии незадолго до основания училища англичанин Александр Дэвидсон пытался создать образцовую английскую ферму. Поэтому сегодня трудно сказать, от английского или немецкого слова произошло наименование форст-института.
В целом, как уже отмечалось, в XVII—XIX веках имело место движение старожильческого населения по Индигирке с юга на север. Это было связано с несколькими факторами: бегством от оспы, особенно свирепствовавшей в XIX веке; истощением охотничьих угодий (со временем была почти полностью уничтожена популяция соболя), закрытием Зашиверска. В XIX – начале XX века на Индигирке помимо Зашиверска было 29 селений, в каждом из которых было от двух до семи дворов. Три селения – Ожогино, Полоусное
и Шанское – находились в лесной зоне. В этих трех верхних селениях жившие там мещане назывались ожогинцами[14]. Они принадлежали к одному с русскоустьинцами мещанскому обществу, но к другому церковному приходу – Полоуснинскому. Верховские (как их называли) долгое время сохраняли черты русской культуры и русский язык. Однако, в отличие от русскоустьинцев, среди ожогинцев, особенно в районах, граничащих с местами расселения якутов на юге и в районе Аллаихи, было сильным якутское влияние. Практически все верховские в той или иной степени владели якутским языком наряду с русским; большинство, в первую очередь все без исключения мужчины, говорили по-якутски абсолютно свободно. Нередко якутским пользовались и в беседах между собой, русская речь ожогинцев изобиловала якутизмами (Биркенгоф 1972: 48—49). Обе группы – и ожогинская и русскоустьинская, – несмотря на относительную географическую близость, всегда были достаточно обособлены друг от друга. Русскоустьинская группа занимала помимо Русского Устья следующие селения: Косухино, Лобазно, Стариково, Кузьмичево, Осколково, Марково, Косово, Федоровское, Станчик и др.[15] Фактически, как и в случае с Походском и Марковом, под Русским Устьем следует понимать не одно конкретное селение, а всю совокупность маленьких поселков, разбросанных в дельте.
На протяжении 40 лет обитатели домов в Ланском мирились с близким соседством железной дороги. Поэт Александр Блок записал 19 декабря 1910 г.: «…в Лесном. За снегом еле видны семафоры. Поезда ходят уже по высокой насыпи. Ланская неузнаваема». Не забудем, однако, что активное строительство и заселение
территории Ланского происходило уже в послевоенное время, когда на месте деревянных домишек возводили существующие ныне жилые кварталы.
После 1914 г. строительство города сначала замерло. К 1920—1930-м гг. относится опыт
создания на заводских окраинах города коммунального жилья для рабочих. Рождается стиль экономного конструктивизма, когда лаконичная архитектура жилых зданий точно соответствует продуманной скромности и простой рациональности их внутренней планировки. Правда, нормой в 1923 г. считается одна комната для одного человека. Но уже в 1929 г. – это 9 квадратных метров на человека, потом – еще меньше[3]. Зато для рабочих строятся дома культуры, школы, бани, фабрики-кухни. В это время создаются знаменитые авангардистские ансамбли жилых и административных зданий за Нарвскими воротами на проспекте Стачек, на Лесном проспекте, у улицы Бабурина, в районе Щемиловки, у стадиона «Динамо», на Троицком поле и в других, большей частью окраинных местах города.
Поселения, специализирующиеся на
лесной промышленности, расположены в пределах распространения хороших хвойных лесов – на севере европейской части России, в северной части Урала, на юге Сибири и Дальнего Востока. Это 140 малых городов и порядка 305 поселков ранга поселка городского типа и сельского населенного пункта. Организационная структура лесного комплекса (заготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажное производство) предопределяет формирование поселений различной людности. Лесозаготовительные участки и сплавные пункты расположены в поселках городского типа и сельских населенных пунктах. Монофункциональные малые и средние города специализируются на различной деревообработке, целлюлозно-бумажные производства в большинстве случаев расположены в многофункциональных больших городах.
Основными занятиями местного
населения уже давно являются собственное хозяйство и обслуживание дачников. Главное – это рубка и продажа леса и подработки на строительстве домов и бань. Несмотря на обилие лесов (согласно официальным данным, Валдайский район покрыт лесом на 70 %, в реальности же – гораздо больше), здесь за исключением отдельных хвойных участков преобладает низкокачественная древесина. Крупных лесозаготовительных предприятий нет. Местное же население активно рубит лес либо по лесным билетам (как правило, сверх выделенных норм), либо без разрешения лесхозов (по существу – воруют у государства). При этом дома местных жителей находятся в плачевном состоянии – как правило, это черные, покосившиеся избы, явно требующие капитального ремонта. В администрациях сел нам не раз говорили, что население очень слабо использует предоставленные им природой возможности для улучшения своей жизни. Были попытки поддержки индивидуального сельского хозяйства: в 1990-х годах Бюро занятости населения района выделяло специальные средства на содержание скота с условием сдачи молока в детские сады. Никто не согласился.
Децентрализация Большой Москвы, считают градостроители, должна пойти по пути европейских столиц. «Большой Париж» связан с сердцем французской столицы не только автострадами, но и комфортабельными городскими электричками, составляющими единую транспортную сеть с метро. Метростроевцы появятся в Коммунарке к 2017 году, а еще раньше они освоят Сколково и Румянцево; ведутся разговоры о скоростном трамвае – тоже с успехом освоенного в Европе; на станциях Щербинка и Лесной Городок обещают выстроить новые вокзалы, а между ними проложить железнодорожную ветку через город Московский и Внуково. Но станут ли новые москвичи заядлыми и нервными автомобилистами, проводящими полдня в дороге, или предпочтут более экологичный образ жизни преимущественно в таунхаусах, а не в безликих железобетонных коробках, покажет будущее. Как бы там ни было, у Москвы появился реальный шанс вырваться из многовекового кольца. Но хотелось бы, чтоб сохранялась тенденция: чем дальше от центра, тем ниже этажность; а то ведь сейчас уже преодолена боязнь 9-го этажа в Новой Москве, и высотные
жилмассивы (как те же Новые Ватутинки, или, как их называют придорожные рекламные стенды, «Вау-Тутинки») шагнули в глубь присоединенных территорий…
Но войскам Александра Невского не было необходимости двигаться к устью реки Тосны. В среднем течении Назии путь от Новгорода к истоку Невы (позднее – Новгородско-Ореховецкий) пересекался дорогой, проходившей по краю глинта (Балтийско-Ладожского уступа) из Нижнего Поволховья к Ижорскому плато [Петренко 1982, с. 71–75].
Восточная часть этой дороги, ставшая в XVI в. участком ямского тракта от Ладоги до Орешка, наверняка существовала и ранее. Далее на запад она реконструируется по картам XVII в. и средневековым археологическим находкам. Здесь путь пересекал южные притоки Невы на их порожистых участках. Старая лесная дорога, не связывающая между собой крупных населенных пунктов, сохраняется до нашего времени в лесном массиве междуречья Мги и Тосны, где она проходит по песчаным возвышенностям и выходит к последней из названных рек в районе пос. Никольское. Возможно, это сохранившийся отрезок древнего пути, существовавшего здесь со средневекового времени. По нему на соединение с Александром могли прийти ладожане и, возможно, ижора, на землях которой и происходили эти события. Реку Ижору дорога пересекала в ее мелководной части, у порогов, в 15 км от впадения ее в Неву (пос. Войскорово – Ям-Ижора), где имелись броды. Отсюда русские войска в сопровождении местных проводников могли в течение 3–4 часов незаметно для неприятеля лесными тропами вдоль реки Ижоры выдвинуться к ее устью. Александр наверняка знал от местных жителей о расположении шведов, поэтому его отряды могли наступать по обоим берегам реки одновременно, чтобы блокировать неприятельские силы с двух сторон и прижать их к Неве (рис. 22).
Старожилы до сих пор главную причину переселения своих предков связывают с тем, что в Чувашии не хватало леса. Хотя эта причина и озвучивается, и считается ведущей и наиболее значимой, переселение чувашей из районов традиционного проживания вызвал целый комплекс причин, заставив искать и обретать новые земли для поселения. Среди этих причин можно отметить перенаселённость в районах Среднего Поволжья, неурожаи в поволжском регионе в 1920-е годы, в том числе и вызвавшие голод в этих районах, отсутствие необходимых ресурсов для развития крестьянского хозяйства (пахотных земель, покосов и выпасов, лесных массивов), а также поощрение со стороны органов власти переселения на новые земли. Некоторые причины, заставившие покинуть поволжскую родину и переселиться на Урал, раскрывают и семейные предания пермских чувашей: «Там земли мало, народу, население густое, полтора километра – деревня, ещё два – ещё деревня» (д. Большие Кусты Куединского района); «Мой отец приехал… приехал в Коровино на жительство в 1928 г. … в связи с малоземельем на родине…»[106]; «Искали лучшую жизнь на счёт дров, скота, здесь лес был, а там нисколько леса не было» (д. Коровино Куединского района); «Приехали, здесь лучше, чем в Чувашии, дров больше» (д.
Пантелеевка Куединского района); «Здесь было очень хорошо, из-за лесу, он был не дорогой» (д. Дубленёвка Куединского района).
Пожарский и Обыденский переулки спускаются к Москве-реке, параллельно которой проходит Курсовой переулок, переименованный в 1922 г. из
Нижнего Лесного. Старое его название обязано лесным складам на речном берегу, а новое – известным в истории московского просвещения Пречистенским рабочим курсам. Они были открыты в 1897 г. и пользовались большой популярностью. В некоторые годы на них училось до 1500 рабочих, и во время приема выстраивались длинные очереди желающих попасть на них. На курсах преподавали такие крупные ученые и деятели искусства, как историки В.И. Пичета и Н.А. Рожков, химик А.Н. Реформатский, физиолог И.М. Сеченов, артисты Е.Б. Вахтангов, А.И. Южин-Сумбатов, скульптор А.С. Голубкина и многие другие. Все преподаватели, а их насчитывалось до 200 человек, работали без всякого вознаграждения, да и сами курсы несколько первых лет своего существования обходились без помощи со стороны государства. Только с 1911 г. они стали получать ежегодную субсидию от города в 3 тысячи рублей.
Продолжая
далее движение по Московскому проспекту, мы минуем корпуса Областной клинической больницы слева и спортивный городок «Олимпик» справа и пересекаем городскую черту Воронежа. Следует обратить внимание на придорожный гостиничный комплекс «Яр». Он расположен слева по ходу движения после стационарного поста ГИБДД. Среди предлагаемых услуг есть прогулки по лесным дорогам на лошадях. А для того, чтобы об этом знали путешественники, перед главным корпусом установили бронзовую фигуру лошади с куском рельса в зубах. Это не памятник, но посмотреть есть на что. Между прочим, автор конной скульптуры и автор памятника Дмитрию Веневитинову в Новоживотинном – одно и то же лицо, Максим Иванович Дикунов.
В современном Амурске много заводов (целлюлозно-картонный, металлообрабатывающий, деревообрабатывающий и другие). Действует краеведческий музей. В основе планировки этого молодого
города – проспекты, расположенные параллельно реке, с кварталами многоэтажных домов, с бережно охраняемыми естественными лесными массивами. На берегу Амура – прекрасные пляжи.
После шести лет, полных тяжёлых лишений, проведённых в лесных шалашах и землянках, башлинцы были амнистированы, но им запретили
восстанавливать одно общее селение. Сначала царские власти собирались расселить их в шести местах, затем по просьбе населения было вынесено решение об основании трёх сёл. При этом каждый тухум (род) по указу окружной администрации был разделен на три части, каждой из которых было выделено определённое место в одном из аулов, селиться же всему роду компактно было строго запрещено.
Возведение пограничных укреплений началось при Петре I с создания 10-километровой Таганрогской укрепленной линии, которая просуществовала с 1702 по 1712 год. В 1706–1708 годах на западной
границе России была создана более протяженная пограничная укрепленная линия по рубежу Псков – Смоленск – Брянск. Основную роль в этой линии играли крепости и участки отдельных полевых и лесных сооружений и заграждений. В 1718–1723 годах между реками Волга и Дон создается Царицынская укрепленная линия, а в 1731–1735 годах между реками Днепр и Северский Донец – Украинская укрепленная линия.
Что касается лесозаготовок, то они вблизи Раздольного велись весьма интенсивно, причем лес шел не только на строительство местных поселений, на отопление, на военные цели (а позже и на нужды железной дороги – ведь паровозы требовали дров), но и сплавлялся во Владивосток по Суйфуну, о чем подробнее будет написано ниже. Пока в качестве иллюстрации приведем лишь одно объявление из газеты «Владивосток» от 21 марта 1899 года: «Управление Уссурийской казенной железной дороги назначает в пятницу 2 апреля сего года в Общем Присутствии его письменную и устную конкуренцию на сплав в навигацию сего
года из Раздольненской железнодорожной лесной дачи по речке Перевозной, к железнодорожному мосту на оной, а затем доставку к линии дороги 2188 кубических сажен 12-ти вершковых дров смешанных пород, достаточно просохших, вырубки зимою 1897-8 годов.
После Февральской революции и ликвидации полиции вместо частей и участков образовались административные районы. 24 марта 1917 г. Городская дума одобрила «Временное положение о районных думах Петрограда», где, в частности, говорилось: «Территория г. Петрограда в пределах петроградского градоначальства делится на
районы, соответствующие нынешним частям города». Были созданы Адмиралтейский, Александро-Невский, Васильевский (Василеостровский), Выборгский, Казанский, Коломенский, Лесной (Лесновско-Удельнинский), Литейный, Московский, Нарвский, Невский, Новодеревенский, Охтенский (Охтинский), Петроградский, Петергофский, Полюстровский, Пороховской, Рождественский, Спасский административные районы (ЦГА СПб. Ф. 8816. Оп. 1. Ед. хр. 97. Л. 1; Ведомости общественного градоначальства. 1917. 7 апр. № 23. С. 1; 17 сент. № 71. С. 2–3).
30 марта 1901 года наказной атаман Чичагов отправил рапорт (о нём уже упоминалось выше) войсковому наказному атаману Приамурских казачьих войск, где просит «примежевать из окружающих поселковый надел пустолежащих казённых пространств достаточное для увеличения населения посёлка до размера отдельной станицы количество земли… Благодаря близости этого посёлка к г. Владивостоку, а также нахождение его при довольно значительной железнодорожной станции посёлок… имеет все данные к своему развитию… Можно заниматься огородничеством и скотоводством… первое обеспечивается близостью Владивостока и второе – избытком сенокосных и пастбищных мест». Николай Михайлович ведёт речь о 22 тысячах десятин. 25 июля 1901 года войсковой землемер Смородинов конкретизирует: 22 тысячи десятин – в долинах рек Суйфуна, Пачихезы до Кипарисово и плюс почти вся Тигровая казённая дача. Кстати, в это время для казаков действовала норма 67 десятин на мужскую душу. В декабре того же года генерал-лейтенант Чичагов обращается с повторным запросом. Однако следуют отказ за отказом по причине того, что данные земли необходимы для образования новых крестьянских переселенческих участков, а Тигровая дача нужна как единственный оставшийся лесной резерв. Казаки возражали: в сторону посёлка Кипарисово негде располагать новое крестьянское
селение, там все участки заняты, а на Тигровой даче почти весь строевой лес вырублен. Прошения казаков власти не удовлетворяли. 25 сентября 1902 года генерал-губернатор на переписке поставил точку: «В настоящее время в прирезке не вижу надобности. Вопрос отложить до выяснения направления казачьей колонизации в Чичаговский посёлок».
На рубеже ХХ века Архангельская губерния, несмотря на обширность края и обилие земель, лесов, водных богатств и минеральных ресурсов, в хозяйственном отношении отставала от быстро развивавшегося промышленного центра страны. Веками приспосабливаясь к ритмам суровой северной природы, с длинными холодными зимами и кратким нежарким летом, экономика Севера отличалась традиционализмом. Здесь не было ни развитого сельского хозяйства, ни значительной промышленности, а основу экономики составляли лесные и рыбные промыслы и морская торговля[34]. Земли
на Севере были большей частью удельными или казенными, поэтому губерния никогда не знала ни помещиков, ни крепостного права, распространенного в центральных районах страны. Также крестьяне губернии в большинстве своем, не страдали от малоземелья. Север, напротив, выделялся обилием земель и сравнительно легкими условиями получения участков казенных лесов под пашенные расчистки[35]. Однако из-за сурового климата и примитивных способов обработки земли (большинство хозяйств по-прежнему использовало деревянную соху) сельское хозяйство было невыгодно, посевные площади расширялись медленно. Крестьянская пашня занимала всего 80 тыс. дес., или чуть более 0,1 % от общей площади губернии[36]. Еще 180 тыс. дес. занимали луга. Оставшиеся пригодные для использования земли (около трети общей площади губернии) покрывали удельные и казенные леса. Из девяти уездов губернии земледелие служило основой хозяйства только в двух южных уездах – Шенкурском и Холмогорском, а также в южной части Пинежского и Онежского уездов, в остальных же сельское хозяйство было лишь подспорьем к промыслам[37]. Северные крестьяне высевали преимущественно ячмень, рожь и овес, также в огородах сажали картофель. Пшеница в северных широтах не родилась. Из-за частых ранних заморозков в губернии регулярно случались неурожаи, и до 4/5 потребляемого хлеба, как правило, ввозилось из других губерний[38].
Среднерусская черноземная область была с XII по XVIII в. сначала для Суздальско-Владимирского, а потом для Московского центра «оплечьем» в борьбе со степными кочевниками, а левобережная Украина с самого начала русской истории до XVIII в. была тем же «оплечьем» против кочевников для Киевского центра. По лесному северо-западному краю Среднерусской черноземной области шел торговый и колонизационный путь, связывавший Киев с Суздальско-Владимирским и
Московским центрами; юго-западное же начало этого пути проходило в рассматриваемой области по лесистому черниговскому Подесенью. В Среднерусской черноземной области попытка талантливого в. кн. Олега создать из Рязани (расположенной на границе лесного и лесостепного поясов) самостоятельный собирательный русский центр не удалась, между прочим вследствие недостаточно выгодного географического положения Рязани и слабой ее естественной защиты со стороны степи. В левобережной Украине стремления Чернигова (также расположенного на границе лесного и лесостепного поясов) создать независимый от Киева собирательный русский центр также не имели успеха, между прочим вследствие слабой защиты Чернигова со стороны степи и положения его на второстепенной водной артерии, да притом еще на колонизационном пути из Киевской Руси в Суздальско-Владимирскую и Московскую. При московском господстве в одичавшую от постоянной борьбы с кочевниками Среднерусскую черноземную область направилась колонизация недовольных великорусских элементов Московского государства, урегулированная впоследствии царским правительством. При литовско-польском господстве в одичавшую по той же причине левобережную Украину началось движение недовольных малорусских элементов, впоследствии также урегулированное королевским правительством. Столкнувшиеся и слившиеся единоплеменные и единоверные колонизационные волны сделали левобережную Украину достоянием Москвы.
Со 2-й половины XVI века степная охрана Московского государства имела уже двойной ряд укрепленных городов. Переднюю линию укреплений, за которыми сейчас же лежала степь, составляли Алатырь, Данков, Епифань, Пронск, Михайлов, Дедилов, Новосиль, Мценск, Орел, Новгород-Северский, Рыльск, Путивль; заднюю: Рязань, Кашира, Тула, Серпухов и Звенигород. Все
эти города связаны были общей задачей оберегать от степняков путь к Москве, и воеводы их часто пересылались между собой вестовыми письмами, извещавшими о приближении опасности. Важной стратегической базой для этих оборонительных пунктов была полоса лесных засек, простиравшаяся почти непрерывными звеньями через Тамбовские, Рязанские, Тульские и Калужские края, замыкаясь в промежутках, между лесами, укрепленными чертами в виде валов, рвов и надолб…
В отличие от многих муниципальных образований
области Вологодский район является полностью сельским (поселения городского типа, за исключением Вологды, отсутствуют). Это подтверждается и высокой долей занятых в сельском и лесном хозяйстве – 38 % общей численности занятых (рис. 2.2). Достаточно высока доля занятых в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг – 14 % и образования – 13 %.
• Согласно п. 4.7 СНиП 30–02–97, расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений (СНТ)
до лесных массивов должно быть не менее 15 метров.
Тыловая граница
района проходила приблизительно от Новгорода на северной оконечности озера Ильмень через Лугу, Волосово до Копорской губы в Финском заливе. Вся эта территория, за исключением лесных массивов западнее Волхова, называлась прежде Ингерманландия (Ижора), которую Петр Великий в своем стремлении выйти к Балтийскому морю отнял в начале XVIII столетия у шведов и присоединил к Российской империи. Об этом свидетельствовало также то, что здесь проживали в некоторых местах ижорцы – народ, родственный финским племенам и исповедовавший скорее протестантскую веру.
В качестве основных территориальных единиц управления лесами определяются лесничества и лесопарки. На территории Вологодской
области создано 26 лесничеств, в состав которых входит 266 участковых лесничеств, руководит лесничествами Департамент лесного комплекса области (табл. 1).
Улица, на которой находилось оборонное ведомство, так и называлась – Гейдекштрассе, по фамилии бывшего директора, который содержал завод в идеальном порядке. Вокруг сосновых лес – справа и слева, а по просеке проложена улица с трамвайными путями и обычными пассажирскими остановками. Благодаря усилиям директора, не только завод, но и прилежащие территории, всегда выглядели сказочно красиво. Кованая ограда была превращена с помощью покраски в бело – синие замысловатые кружева и тянулась вдоль всей лесной улицы. Фонари в старинном готическом стиле освещали асфальтовую проезжую часть и трамвайные рельсы в ночное время. Остановки – игрушечные теремки с деревянными скамейками казались жилищами лесных гномов.
Ландшафт направления задает Мещерская низменность, которая занимает не только восточную часть Подмосковья, но и южную часть соседней Владимирской области и северную – Рязанской. Мещерская низменность – это гладкая равнина, образовавшаяся вследствие таяния ледника. Она считается краем болот и озер. Также в этой части Подмосковья сохранились довольно большие лесные массивы, в основном состоящие из сосновых лесов и зарослей ольхи в заболоченных низинах. В городском округе Балашиха и частично в Ногинском районе, леса елово-широколиственные и сосново-широколиственные, в которых ели и сосны перемежаются с дубами, липами, кленами, ясенями и вязами. В Шатурском,
Орехово-Зуевском и Павлово-Посадском районах большие площади занимают торфяные болота, из-за чего летом здесь часто бывают лесные пожары. В то же время именно в этой стороне Московской области сосредоточено наибольшее количество природных озер. Озера Святое и Дубовое – крупнейшие в Подмосковье, а Белое (Глухое) – самое глубокое (34 м), с очень чистой, прозрачной водой. Озеро Смердячье примечательно тем, что образовалось в метеоритной воронке диаметром порядка 400 м. Есть предположения о метеоритном происхождении и некоторых других озер, но пока этот вопрос находится на этапе исследований. Другие относительно крупные озера: Бабошкино, Марьино, Бисерово, Луково, Боровое, Матвеевское, Орлево, Светлое, Данилище, Малиновское, Жаркое, Ольтовское, Горбатое, Белое, Муромское, Черное-Торбеевское, Черное, Великое, Долгое, Ильмес. Во многих озерах водятся рыба, раки. Всего в восточной части Московской области насчитывается около 100 озер, часть из них болотные и зарастающие.
Землемеры Алтайской межевой экспедиции, вошедшей в Земельную часть при Главном окружном управлении занимались и лесоустроительными работами, возобновленными с 1885 г., поскольку важной стороной деятельности администрации Колывано-Воскресенского (с 1834 г. – Алтайского) горного
округа было устройство лесного фонда. Решением горного совета от 16–26.1.1783 г. были определены главный формейстер из штаб-офицеров, его помощник из обер-офицеров, унтершихт мейстер для черчения планов и два канцелярских служителя, на которых возлагалось «высшее попечение о сбережении лесов», определение мест и объема рубок леса.
Сформировавшаяся (конец IX в.) форма получения князем и дружиной доли своего дохода «полюдья» способствовала созданию
первого общегосударственного пути, который был, в основном, «зимним». Осенняя часть дороги «полюдья» вела на северо-запад в города древлян Искорень и Овруч, уже по зимнему пути княжеский обоз двигался на северо-восток к Смоленску, передохнув в последнем, обоз поворачивал на юг к верховью Днепра городам Брянск, Новгород-Северный, Севск и Чернигов, а затем шел к р. Десна. Общая длина великокняжеского «кружения» составляла более 1,5 тыс. км. При скорости всадника по лесным тропам 30 км/день на все «кружение» нужно было 50 дневных переходов, в конце которых располагались «становища». К «становищу» вели местные дороги из окрестных мест, к которым заранее свозилась подготовленная по «ряду» с князем дань.
Дворцовый парк состоит из нескольких регулярных ландшафтных территорий, а в его основе лежит Английский сад с центром в виде Белого и Серебряного озер. У стен дворца
находятся Собственный сад, далее на одной оси с ними находятся Нижний и Верхний Голландские сады, а в удалении от стен замка были разбиты Липовый сад, Нижний и Верхний Ботанические сады, сад Ботанической горки, Лесной лабиринт, садик на острове Любви и Водный лабиринт.
Великий Гусляр – город областного подчинения и
является центром Великогуслярского района, где выращивается лен, рожь, гречиха, имеется скотоводство и лесной промысел. В распоряжении туристов, облюбовавших город в летние месяцы, находится гостиница «Великий Гусляр» с рестораном «Гусь», дом колхозника и баржа-общежитие. В городе за последние годы снимался ряд исторических фильмов, в частности «Стенька Разин», «Землепроходец Бархатов», «Садко» и «Гуслярская баллада».
Великий Гусляр – город областного подчинения и
является центром Великогуслярского района, где выращиваются лен, рожь, гречиха, имеются скотоводство и лесной промысел. В распоряжении туристов, облюбовавших город в летние месяцы, находится гостиница «Великий Гусляр» с рестораном «Гусь», Дом колхозника и баржа-общежитие. В городе за последние годы снимался ряд исторических фильмов, в частности «Стенька Разин», «Землепроходец Бархатов», «Садко» и «Гуслярская баллада».
Великий Гусляр – город областного подчинения и
является центром Великогуслярского района, где выращиваются лен, рожь, гречиха, имеются скотоводство и лесной промысел. В распоряжении туристов, облюбовавших город в летние месяцы, находится гостиница «Великий Гусляр» с рестораном «Золотой гусь», Дом колхозника и баржа-общежитие. В городе за последние годы снимался ряд исторических фильмов, в частности «Стенька Разин», «Землепроходец Бархатов», «Садко» и «Гуслярская баллада».
Переселение
людей в преимущественно лесные области междуречья Волги и Оки привело к изменению земледельческой системы. Перестройка сельского хозяйства в XIII–XV вв. и внедрение пашенного земледелия после расчистки лесных участков под поля, плюс рост большого количества деревень привели к новому способу обработки земли – трехполью. Это качественно повышало степень эффективности использования пахотных земель, а соответственно и прокорм населения.
Случившееся связано не с изменением климата, а с действиями человека. Американский ученый Наоми Миллер установила, что обезлесение произошло в бронзовом веке, 2400
лет назад, когда создание многочисленных кузниц привело к огромному спросу на дрова[88]. Это наряду с вырубкой лесов для строительства, обогрева и приготовления пищи в значительной мере объясняет исчезновение лесных массивов по всей Большой Центральной Азии.
Любопытно отметить, что дарственная на земельный участок по набережной реки Мойки в те годы обязывала владельцев «отделать деревом» берега водоема.
Обычно тогда обустройство берегов реки, строительство на них жилых построек сопровождалось вырубкой близлежащих лесных массивов. Однако царским указом категорически запрещалось рубить дуб, клен и липу. В случае же нахождения выделенного участка застройки в зоне произрастания подобных сортов деревьев «их надлежало бережно вырывать из земли и пересаживать в приусадебные сады и огороды».
Эта книга посвящена восьми прилегающим к Финляндскому вокзалу магистралям Выборгской стороны – улицам Комсомола, Михайлова, Академика Лебедева, Боткинской, Комиссара Смирнова, Бобруйской, Финскому переулку, Арсенальной набережной и площади Ленина. Кроме того, в отдельной главе рассказывается о перекрестных
с этими магистралями начале Лесного и Сампсониевского проспектов.
К слову, куренное жжение, несмотря на кажущуюся варварскую сущность, не выходило за рамки природной системы, а потому и не вело к необратимым процессам. Лесное хозяйство заводов – их энергетика – становилось предметом особой заботы, и именно
в заводской зоне впервые практически ставился и решался вопрос восстанавливаемости лесов. Появление заводов означало прекращение всякой нерегламентированной рубки на отводной территории (№ 67), и самый яркий пример эффективности той заботы – сохранившиеся леса Урала.