Культуркампф
«Культуркампф » (нем. Kulturkampf — «борьба за культуру») — период жёсткой борьбы правительства Германской империи во главе с канцлером Отто фон Бисмарком за установление государственного контроля над Римско-католической церковью.
Этот термин вошёл в употребление в 1873 году, когда учёный и прусский государственный деятель, придерживавшийся либеральных взглядов Рудольф Вирхов обозначил впервые борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанства или, конкретнее, борьбу Бисмарка (и примкнувших к нему национал-либералов) против католической партии Центра и в целом притязаний католической церкви при папе Пии IX.
После периода мирных отношений с церковью, прусское правительство, немедленно вслед за объединением Германии в январе 1871 года, опасаясь партикуляристских стремлений католического духовенства под влиянием решений I Ватиканского собора и папских притязаний, перешло к новой системе церковно-государственного права. Инициатором этой политики был канцлер Бисмарк, главным исполнителем его планов — прусский министр народного просвещения и исповеданий А. Фальк. Бисмарк, бывший стойким протестантом , никогда не доверял до конца лояльности католиков по отношению к вновь созданной Германской империи, особенно его встревожила изданная Ватиканским сбором Декларация о папской непогрешимости . Католики, составлявшие Центральную партию, были недовольны тем, что в империи главную роль играла протестантская Пруссия, и часто выступали против политики Бисмарка.
Началом конфликта послужило упразднение в июле 1871 года Бисмарком поддерживаемого либералами Комитета Римской католической церкви в прусском министерстве культуры, в ноябре он запретил священникам высказываться на политические темы с кафедры. В марте 1872 года была произведена инспекция всех религиозных школ; в июне из всех государственных школ были уволены учителя религии; согласно определению германского рейхстага в Германии перестал существовать Иезуитский орден; в декабре дипломатические отношения с Ватиканом были разорваны. Затем последовали знаменитые «майские законы» (11, 12 и 13 мая 1873 года), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой. Органами надзора, кроме общих полицейских учреждений, с обер-президентами и министром во главе, был специальный государственный суд для церковных дел. Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, только первое, как более от них страдавшее, начало борьбу против них.
Пик борьбы пришёлся на 1875 год, когда гражданский брак был объявлен обязательным на территории всей Германии; епархии, не шедшие на уступки государству, лишались всякой помощи с его стороны, а неподчинившиеся священники высылались из страны. После ряда протестов со стороны католических епископов, обошедшихся некоторым из них годами тюрьмы и тысячами марок штрафов, папа Пий IX, энцикликой от 5 февраля 1875 года, объявил принятые законы не имеющими силы; преследуемым епископам он, в той или иной форме, выразил своё благоволение (например, архиепископ познанский Ледоховский, приговоренный в 1874 году к двухгодичному тюремному заключению, был возведён в сан кардинала). Прусское правительство на протесты отвечало прекращением всех выдач на католическую церковь из средств государственного казначейства и новыми законами об управлении церковными имуществами и диоцезами (1875—1876).
В то же время католическая Партия центра отчаянно противилась мерам Бисмарка и успешно противостояла ему в немецком парламенте, где после выборов 1874 года она увеличила своё представительство (1871 год — 63 депутата в Рейхстаге и 724 000 голосов, 1874 год — 91 депутат и 1 445 000 голосов) и образовала сильную оппозиционную коалицию, в союзе с другими партиями представлявшую весьма опасную силу; консервативная партия также была недовольна.
Бисмарк, бывший прагматиком, решил отступить. Он признал, что многие из мер были излишними и лишь усилили противостояние Центральной партии, чья поддержка ему была необходима для борьбы с социал-демократией. После прихода нового папы Льва XIII в 1878 году стало гораздо легче пойти на компромисс. Фальк получил отставку; место его заняли сочувствовавшие клерикальным стремлениям сперва Путкаммер (1879), потом — Госслер (1881). К 1887 году, когда папа Лев XIII объявил конфликт завершённым, большая часть майских законов была отменена или значительно смягчена; в 1891 году католической церкви была даже выдана субсидия в 16 млн марок, накопившихся с 1875 года.
В результате этой борьбы государству удалось установить контроль над образованием и государственными архивами, в то же время этот конфликт послужил причиной отчуждения целого поколения католиков от национальной жизни Германии.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Ультрамонта́нство (от выражения итал. papa ultramontano — «папа из-за гор» (Альп) < лат. ultra — «далее», «за пределами» + лат. montis — «горы») — идеология и течение в Римско-католической церкви, выступавшие за жёсткое подчинение национальных католических церквей папе римскому, а также защищавшие верховную светскую власть пап над светскими государями Европы. Позднее термин стал обозначать наиболее ортодоксальное, наиболее последовательное направление клерикализма.
Прусская уния — попытка примирения немецких лютеран и кальвинистов, предпринятая в рамках единой государственной церкви Пруссии.
Франкфуртское национальное собрание (нем. Frankfurter Nationalversammlung) — первый общегерманский парламент, заседал во франкфуртской церкви Святого Павла с 18 мая 1848 по 31 мая 1849 года. Его созыв стал одним из результатов Мартовской революции в странах Германского союза.
Упоминания в литературе
Известно, что после 1917 года в России начала проводится политика жесткого секуляризма и террора против церкви. А с 1871 года в Германии начала проводится знаменитая политика «
Культуркампф » – политика секуляризма и жесткого давления на католическую церковь.
Связанные понятия (продолжение)
Малогерманский путь объединения Германии (нем. Kleindeutsche Lösung der Deutschen Frage) — одна из двух основных моделей решения германского вопроса, выработанных представителями германской политической мысли в период после завершения Наполеоновских войн.
Пангерманский (Всенемецкий) союз (нем. Alldeutscher Verband) — с 1891 по 1939 гг. один из сильнейших идеологических центров в Германской империи. Его программа была экспансионистской, пангерманской, милитаристской и национальной. Особенно в габсбургской Австро-Венгрии, где ещё до Первой мировой войны были ярко выражены юдофобия и антиславянство.
Исповедующая церковь (нем. Bekennende Kirche) — христианское движение Сопротивления в нацистской Германии.
Лютеранская ортодоксия — эра становления лютеранства, последовавшая за составлением Книги Согласия в 1580 году и продлившаяся до 1675. Отличается догматической стройностью, приближённой к средневековой схоластике. Оформилась в полемике с иезуитами. Приверженность церковной традиции, выраженной в преданности её историческому духовному опыту и поиске совместного пути спасения в Мистическом Теле Христовом (Церкви), вызвала реакцию в лице пиетизма, сосредоточенного прежде всего на личностном поиске Бога...
Густава-Адольфа общество (нем. Gustav-Adolf-Stiftung) — союз членов евангелическо-лютеранской Церкви для поддержки братьев по вере в Германии, Австрии и других странах. Основано в 1832 году в Лейпциге и названо по имени Густава II Адольфа, шведского короля, пришедшего на помощь лютеранских государствам Германии во время Тридцатилетней войны.
Независимая евангелическая лютеранская церковь (нем. Selbständige Evangelisch-Lutherische Kirche), SELK — конфессиональная лютеранская деноминация Германии, член Европейской лютеранской конференции и Международного лютеранского совета. Объединяет около 36 000 прихожан в 200 конгрегациях. Кафедра находится в Ганновере.
Объединение Германии (1871) — создание в 1871 году вокруг королевства Пруссия федеративного государства Германская империя из нескольких десятков независимых государств с немецким населением.
Германский вопрос или германская проблема (нем. Deutsche Frage) — одна из важнейших европейских геополитических проблем XIX—XX веков, касающаяся вопроса политического статуса и границ Германии, существовавшая в различных формах с момента ликвидации Священной Римской империи в 1806 году до воссоединения Германии в 1990 году.
«Неме́цкие христиа́не » (нем. Deutsche Christen) — движение, организованное в мае 1932 года сторонниками национал-социализма среди немецкого духовенства Евангелической церкви Германии. Возглавлялось Людвигом Мюллером. Представители движения были согласны с расовыми идеями национал-социалистов; они публично заявляли, что христиане, имеющие еврейских предков, являются христианами в новозаветном смысле, но не немецкими христианами. Они также поддерживали нацистский тезис «позитивного христианства», отрицавший...
Первый Шпейерский Рейхстаг — рейхстаг Священной Римской империей, работавший с 25 июня по 27 августа 1526 года в городе Шпайер, Германия.
Секуляриза́ция (позднелат. saecularis — мирской, светский). Исходно — термин католического церковного права, обзоначающий выход из монашеского ордена с возвратом в миряне или переходом в белое духовенство (лат. clerici saeculares). В дальнейшем понятие существенно расширилось...
Интерим (лат. Interim — промежуточный) — так называются предварительные постановления, которыми несколько раз в течение XVI века по инициативе императора Карла V имелось в виду сблизить протестантов с католиками на почве догматики и учения о церковных обрядах.
Герма́нский сою́з (нем. Deutscher Bund) — объединение независимых германских государств и вольных городов, созданное после Венского конгресса на месте распущенной в 1806 году Священной Римской империи.
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Рейнский кризис (нем. Rheinkrise; фр. Crise du Rhin) — дипломатическое противостояние между Францией и Германским союзом во главе с Пруссией в 1840 году.
Пангерманизм (нем. Alldeutschtum, лат. Pangermanismus) — культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности. Сформировалось в начале XIX века.
Антиклерикали́зм (от др.-греч. άντι — против и κληρικός — клирик) — социальное движение, направленное против религиозных организаций и духовенства, религиозной власти в политической, экономической и культурной областях общества, а также в сфере науки и образования. На волне просвещения XVII века, когда атеизм в Европе пережил первую большую волну распространения, антиклерикализмом стали называть любые антицерковные позиции; независимо от сопутствующего вероисповедания или радикальности антиклерикальных...
Ю́нкер , мн. ю́нкеры — социальный класс дворян — землевладельцев (помещиков) в Германии, прежде всего Пруссии.
Евангелическая уния или Протестантская уния (нем. Protestantische Union) — объединение восьми протестантских князей и семнадцати протестантских городов в Священной Римской империи, образованный незадолго до начала тридцатилетней войны. Основанная в 1608 году уния была возглавлена кальвинистом курфюрстом Пфальца Фридрихом IV.
Суперинтендент (нем. Superintendent: супер + интендант) — управляющая должность в ряде лютеранских церквей, примерно соответствующая епископу.
Северогерманский союз (нем. Norddeutscher Bund) — федеративный союз германских государств, основанный в 1866 году и включавший все немецкие земли севернее реки Майн. Являлся предшественником Германского рейха (империи) 1871 года.
Ландта́г (нем. Landtag, от Land — земля, страна и Tag — собрание) — парламент земли (земский парламент) в Германии и Австрии, земляной парламент Южного Тироля (в составе Италии), а также парламент княжества Лихтенштейн. В различный период времени ландтаги имели различия, в разных государствах и странах.
Имперские сословия (имперские чины; нем. Reichsstände) — субъекты Священной Римской империи, обладающие правом голоса в рейхстаге. В отличие от прочих подданных империи имперские сословия не подчинялись никому, кроме императора. В социальном плане имперские сословия представляли собой высшее дворянство, высшее духовенство и патрициат имперских городов, образующие в совокупности важнейшую социальную базу империи. В государственно-правовом плане представители имперских сословий являлись правителями...
А́угсбургское испове́дание (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburger Bekenntnis) — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, вошедшем в историю как Аугсбургский рейхстаг. Католики в ответ написали папское опровержение (Confutatio Pontificio), а от лица православных...
Секуляриза́ция (от лат. saecularis «светский, мирской») — изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства.
Католическое действие — обобщающее название массовых католических организаций мирян, действующих под церковным руководством и имеющих своей целью продвижение католических идей и принципов в общество. В XX веке подобную деятельность стали именовать «апостольством мирян», её основные принципы были определены в декрете Второго Ватиканского собора Apostolicam Actuositatem.
Вормсский рейхстаг (нем. Reichstag zu Worms) — заседание рейхстага, собранное новоизбранным императором Карлом V в 1521 году в городе Вормс. В нём приняли участие совет курфюрстов, совет имперских князей и совет имперских городов. Рейхстаг был открыт 27 января и длился до 25 мая 1521 года.
Французский
Закон о разделении церквей и государства от 9 декабря 1905 года (фр. Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l'Etat) стал первым законом, положившим начало процессу полного отделения церкви от государства в социально-экономических условиях, приближенных к жизни современного общества. Был разработан правительством левого блока Луи Эмиля Комба.
Пиети́зм — изначально движение внутри лютеранской и реформатской церквей, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Возник как реакция на духовное охлаждение в церквях. Пиетизм во время своего возникновения (XVII век) противопоставлялся лютеранской ортодоксии, акцент в которой делался на догматику, которая далеко не всегда была...
Галлика́нство , Галликанизм (фр. Gallicanisme) — термин, объединяющий церковные, политические и правовые учения и доктрины, распространённые во Франции в Средневековье и Новое время. Две основные идеи галликанства — определённая независимость национальной Церкви от папской власти и признание за государством или монархом права иметь властные полномочия во французской Церкви.
Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса. История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.
Подробнее: История кальвинизма
Гейдельбергский катехизис (лат. Catechisis palatina) — исповедание реформатской церкви, составленное в 1563 г. на немецком языке, по поручению курфюрста Фридриха III Пфальцского, Каспаром Олевианом и Захарией Урсином. Катехизис был опубликован в год окончания Тридентского собора и имеет ярко выраженную антикатолическую направленность (пункт 80 клеймит папскую мессу как идолопоклонство). Всего катехизис содержит 129 вопросов и ответов. В 1618 году Дордрехтский синод включил этот катехизис в число...
Реституционный эдикт (нем. Restitutionsedikt) или Эдикт о реституции — указ, изданный 6 марта 1629 года императором Священной Римской империи Фердинандом II. Являлся попыткой восстановить религиозные и территориальные установления Аугсбургского мира 1555 года. Согласно прокатолической точке зрения, включённая в Аугсбургский мир оговорка Reservatum ecclesiasticum запрещала впредь секуляризацию католических земель (после 1555 года католические земли не могли передаваться под власть протестантов). Однако...
Вольный город , свободный город (нем. Freie Stadt, Freistadt) — в немецком праве обозначение города, являвшегося самостоятельным территориально-политическим образованием, независимым от государственных образований, территориями которых он был окружён. Термин не используется для современных городов-государств.
Швабский округ , Швабский имперский округ (нем. Schwäbischer Reichskreis) — один из имперских округов Священной Римской империи.
Освободительная война (нем. Befreiungskrieg, Freiheitskrieg) — принятый в немецкой историографии термин для названия общенационального вооружённого движения немцев за освобождение от наполеоновской оккупации. Эта война велась немцами на историческом фоне соперничества Пруссии и Австрии за доминирование в новой объединённой Германии. Она представляет собой важный эпизод общеевропейской войны против Наполеона, известной как Война шестой коалиции.
Просвещённый абсолюти́зм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.
Чехословацкая гуситская церковь (чеш. Církev československá husitská, CČSH или CČH) — христианская национальная церковь, отделившаяся от Католической церкви после 1-й мировой войны в бывшей Чехословакии. Она возводит свою традицию к реформаторам-гуситам и почитает Яна Гуса как своего идейного наставника. Территория деятельности церкви практически полностью ограничена территориями современных Чешской и Словацкой Республик.
Герма́нский тамо́женный сою́з (нем. Deutscher Zollverein) — бывший союз большинства немецких государств, согласившихся отменить все таможенные преграды между собой, а из пошлин, взимаемых на границах территории союза, образовать общую кассу, с распределением её доходов между участниками, соответственно числу жителей.
Шмалька́льденская война ́ (нем. Schmalkaldischer Krieg; 1546—1547) — война между императором Карлом V и протестантами Шмалькальденского союза. Первый крупный вооружённый конфликт между католиками и протестантами. Войска союза потерпели сокрушительное поражение при Мюльберге, что привело к подписанию Виттенбергской капитуляции. По ней курфюршество перешло от эрнестинской к альбертинской линии Веттинов. Бо́льшая часть земель побеждённых досталась союзнику Карла протестантскому герцогу Морицу Саксонскому...
Имперские рыцари (нем. Reichsritterschaft) — категория нетитулованной знати Священной Римской империи, непосредственные вассалы императора, получавшие землю в феод за военную службу. Имперские рыцари не были одним из имперских сословий, подобно тому, как на Руси опричники не считались боярами. Случаи возведения отдельных имперских рыцарей в княжеское достоинство были крайне редки.
Протестанти́зм , или протеста́нтство (от лат. protestatio, onis f — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отдельных случаях — возражение, несогласие), — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
Чешские братья (нем. Böhmische Brüder; чеш. Jednota bratrská, лат. Unitas Fratrum), Община богемских братьев, также моравские братья и гернгутеры — христианская евангелическая деноминация, основанная в Чехии (в Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов. Основой богословия чешских братьев стали идеи Яна Гуса и Петра Хельчицкого.
Баварская Советская Республика — кратковременное государственное образование, провозглашённое советом рабочих и солдатских депутатов 6 апреля 1919 в Мюнхене. По версии БСЭ и Л.Д. Троцкого, провозглашена 13 апреля. Просуществовала до 3 мая 1919 года.