Связанные понятия
Сень (старослав. сѣнь) — элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.
Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.
Бо́чка в архитектуре — устоявшееся в русской традиции обозначение своеобразного типа крыши гражданских и церковных зданий. Имеет сложную конфигурацию и по форме представляет собой незамкнутый цилиндр или, реже, полуцилиндр, с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон, напоминающий храмовую главу — «луковицу» в разрезе.
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
«Восьмерик на четверике » — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий).
Упоминания в литературе
В
храмах романского стиля было очень удобно проводить церковную службу, поскольку люди входили в здание и перемещались вперед вдоль нефа к алтарю, как внутри корабля (ковчега) (между прочим, французское слово nef произошло от латинского navis – «корабль»). Романский стиль диктовал непременное требование – перекрытие архитектурных нефов мощными каменными сводами либо двускатной крышей. Вся тяжесть, таким образом, приходилась на стены. В связи с этим стены также должны были выдерживать подобный груз, а значит, быть тяжелыми, толстыми, с небольшими окнами. Естественно, что в этом случае ни одному архитектору не пришло бы в голову даже попытаться расширить строение подобного рода. Препятствием к расширению храма являлось все: и длина бревен, установленных в перекрытии, и боковой распор сводов из камня, которые буквально разваливали стены.
Совсем иначе обстояло дело на Севере, где большинство городов воздвигнуто на лишь слабо всхолмленной равнине, и потому причудливых очертаний линия раздела между вершинами зданий и небом была предметом особой заботы горожан. На любой старинной карте города можно увидеть отдельно вынесенный в фигурную раму силуэт. Здесь в небо устремились увенчанные шатрами колокольни могучих соборов, и началось яростное состязание высот, пока обрушения показали, что несущая способность камня и кирпича исчерпана. Самосознание городских коммун привело к тому, что в состязание вступили и шпили ратуш, а в портовых городах в мелодию шпилей высоких и пониже вступали мачты кораблей и подъемные краны. Русские города – не исключение, и здесь контрапункт колоколен и
глав многочисленных церквей образовал сложный, смягченно зубчатый силуэт, опознававшийся с первого взгляда.
Греки-переселенцы обосновались на северо-восточной части полуострова и до начала – середины IV в. до н. э. занимали территорию небольшую, около 0,08 кв. км. В дальнейшем греческий город разросся в западном направлении и к концу III – началу II в. до н. э. увеличился втрое. Переселенцы прежде всего позаботились об удобной планировке города. В ее основу была положена регулярная система, созданная по принципу перпендикулярно-осевой сетки улиц. Такая
планировка была характерна для многих греческих городов как времени классики, так и эллинизма. Примером таких городов был Олинф или Пирей в Греции. Раскопки Херсонеса Таврического позволяют установить, что город начал строиться по регулярному плану с первых дней своего существования. Трассировка улиц велась в строгой зависимости от специфики рельефа осваиваемой территории с учетом, прежде всего, жизненно необходимых городу интересов: устройства сточных каналов с городища в море и нижнюю балку, организации места удобного причала и стоянки кораблей, учета преобладающих ветров и т. д. Поэтому с юго-запада на северо-восток шли продольные улицы, а под прямым углом к последним с юго-востока на северо-запад располагались поперечные. Продольных улиц археологи определили 8–10, а количество поперечных – 24–25. Все улицы были неширокие, от 3,5 до 6 м. Мощение улиц осуществлялось известняковым мелким камнем, тщательно утрамбованным. Вдоль улиц шли водосточные каналы, выполненные из плит. По ряду улиц были уложены специальные каменные желоба – блоки, выходившие за пределы стен города. Такие огромные желоба и до сих пор можно видеть в стене 5-ой куртины оборонительных стен.
В 1695 году три лестницы, ведущие на второй этаж, были убраны,
и была построена высокая (более сорока трех метров) шестиярусная колокольня, которую в народе прозвали «большой московской свечой». Стройная, грациозная, взмывающая ввысь, она до сих пор является одним из главных высотных ориентиров Замоскворечья. Композиция церкви значительно изменилась, она приняла типичный вид «корабля». «Движение вверх как бы замедлилось, и все сооружение несколько отяжелело. Его первоначальный образ существенно изменился, хотя здание и не потеряло своей художественной выразительности»[41], – пишет Алферова об изменениях конца XVII века.
Первоначально Карфаген играл роль крупной торговой фактории. Ранние финикийские колонии, как уже упоминалось, представляли собой место стоянки кораблей, где мореходы возводили примитивное святилище. Произведенные в 1944-1947 годах раскопки П. Сэнта в Саламбо (современное название портовой территории Карфагена), обнаружили остатки подобного древнейшего финикийского святилища, о размерах которого можно составить себе представление уже по одному тому, что это квадратное помещение
имело план 2x2 м. Сооружение, называемое обычно «часовней Сэнта», сложенное из камней и побеленное, примыкало с одной стороны к пещере, высеченной в скале; перед ним располагался крошечный двор с алтарем, вход в который составлял своего рода лабиринт в виде трех концентрических стен, по нему двигалась к святилищу процессия жертвователей. Вероятно, «часовня» была воздвигнута до начала планомерного заселения города3. Вблизи от нее археологические изыскания 1921-1949 годов, которые велись французскими и американской экспедициями, обнаружили «тофет» – священный участок, поле погребений урн с пеплом детей и мелких животных, принесенных в жертву богам Карфагена, – место, которое получило условное наименование Святилища Танит. Первый древнейший слой святилища хранил валуны-бетилы и небольшие урны различной формы, помещенные в выемках скалы и укрепленные в почве камнями.
Связанные понятия (продолжение)
Бабинец — одна из трёх частей тридильного храма. Название происходит от украинского слова «баба», то есть притвор храма, где во время церковной службы могли стоять женщины. В связи с этим данное понятие преимущественно распространено в Восточной Европе (Украина, Белоруссия, Польша, Чехия) для обозначения западного притвора храма (преимущественно деревянного).
Голицынское барокко — одна из стилевых вариаций («пошибов») в рамках русского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Его прозападные взгляды выразились, в частности, в возведении в подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции.
Ги́рька — фигурная архитектурная деталь, главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовались в русской архитектуре XVI—XVII веков в декоре ворот, крылец, оконных проёмов.
Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Экзонартекс (греч. Εξωνάρθηξ, от εξω — вне, снаружи и νάρθηξ — ларчик, шкатулка) — внешняя открытая паперть, нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» в раннее время архитектуры византийских христианских церквей. Отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основное отличие от собственно нартекса в том, что экзонартекс является внешним «вестибюлем»-притвором, тогда как нартекс — внутренним.
Же́ртвенник — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва для совершения евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды».
Ру́сско-Византи́йский сти́ль — направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. В рамках эклектики мог сочетаться и с другими стилями.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Подробнее: Типы русских деревянных храмов
Зво́нница (ср. Колокольня) — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.
Нарышкинский стиль — условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., иногда также называемого нарышкинским или московским барокко, — ошибочность последнего наименования доказала И.Л. Бусева-Давыдова, которая и предложила принятое сейчас понятие "нарышкинской стиль". Своим названием архитектурное течение обязано молодому боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с элементами архитектуры маньеризма...
Ле́мех (русская черепица) — в русской деревянной архитектуре продолговатые слегка изогнутые дощечки в форме лопатки, служащие для покрытия глав шатров и других округлых форм, наподобие черепицы.
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
Подробнее: Луковичные главы
Тябло ́ (греч. τέμπλον — темплон, алтарная преграда, неверно от лат. tábula — доска) — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.
Глава ́ в архитектуре — декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане. Главка — глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия.
Дынька — декоративное украшение столбов, колонок в виде различных утолщений, по форме приближающихся к шару, в каменной и деревянной архитектуре. Декоративная деталь в древнерусской архитектуре XV—XVII веков для украшения резных столбов, колонок, дверных порталов и оконных наличников, напоминающих по форме дыню. Распространено в деревянном зодчестве до конца XVIII века, и в псевдорусском стиле в XIX — начале XX веков.
Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.
Подклет , подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Лекальный кирпич — кирпич, изготовляемый в виде деталей разной формы, с плоскими постелями и криволинейными боковыми гранями, например с вырезом в форме сегмента цилиндра; употребляется вместо обыкновенного кирпича при кладке колонн, дымовых труб и других частей сооружений с криволинейными очертаниями, чтобы избежать обтёсывания, которое уменьшает прочность кирпича.
Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».
Па́перть , или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде чем входили в церковь.
Тра́пе́зная , устар. тра́пе́за (греч. τράπεζα — стол; лат. refectorium) — помещение (постройка) в церковном учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи (тра́пезы). Применительно к католическим монастырям может также использоваться термин рефекторий. В русской храмовой архитектуре (преимущественно XVII—XIX веков) трапезной также принято называть просторную невысокую (обычно значительно ниже кафоликона того же храма) пристройку с западной стороны, часто имеющую свои отдельные алтари в приделах...
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках...
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Ска́тная кры́ша — один из двух основных типов устройства крыши. В отличие от плоских крыш, скатные имеют уклон поверхности (или поверхностей) для стока талых и ливневых вод. Могут быть чердачные и бесчердачные (с утеплением), с разным количеством скатов.
Благовещенско-Вознесенский приход — приход в городе Ярославле, относится к Ярославской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Алексий Авксентьев.
Солея ́ (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. На концах солеи располагаются...
Го́рнее место (греч. ἡ ἄνω καθέδρα — верхняя (горняя) кафедра) — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Собо́р вселе́нских учи́телей и святи́телей (др.-греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — соборный праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви. Торжество совершается 30 января (12 февраля).
С раннехристианского периода пространство христианских храмов принято украшать иконами и настенной живописью. В искусстве Византии была разработана стройная система построения росписи, имеющая важнейшее значение для церковного искусства Православной церкви и по сей день.
Подробнее: Система росписи православного храма
Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Бегуне́ц — вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз. Ряд кирпичей ставится наклонно в виде зигзагообразной линии. Иногда бегунец совпадает с «волчьим зубом». Вместе с поребриком, аркатурным поясом, кокошниками, шипцом, дельтодоном, язычками, бровками, городками, сухариками, жучками, перлами использовался в древнерусской архитектуре.
Венец капелл — ряд капелл, окружающих апсиду, исходящих лучами и отделенных от хора обходом. Появились в связи с увеличением количества алтарей, что было стимулировано популярностью культа мощей, хранящихся в церкви, массовым характером паломничества и устраиваемых торжественных богослужений.
Убру́с (ст.‑слав. ѹбрѹсъ — «плат, платок, полотенце», от ст.‑слав. бръснѫти, брысати — «тереть») — изображение полотна в иконописи и монументальной храмовой живописи.
Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.
Ца́та (др.-рус. «цята», цѧта — «мелкая монета»; от лат. centus) — элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, расположенный в нижней части православного креста, также часть оклада, древнерусское золотое или серебряное украшение иконы.
Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Подробнее: Конха
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Дом при́чта , при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского...
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Подробнее: Шатёр (архитектура)
Шири́нка — разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение. Применялся для внешней отделки плоских частей каменных построек (фасадов, устоев воротных арок, пилястр, парапетов крепостных стен). Особенно часто ширинки применялись в отделке колоколен, где иногда всё прямоугольное основание верхнего восьмерика и нижний парапет сплошь покрывались ширинками.
Я́рус — ряд, строй, порядок в длину, по уровню; пласт, слой, этаж; каждый из рядов, лежащих один на/над другим.
Бровка — декоративный элемент в архитектуре. Рельефная арка над оконным или дверным проемом, нишей. Бровки использовались в церковной средневековой архитектуре. В особенности часто они применялись в зодчестве Великого Новгорода. Бровки могли быть одинарные или многолопастные, объединяющие под собой несколько ниш или окон. Края арки-бровки обычно делались прямыми, горизонтальными. Часто бровки сочетались с фигурной кирпичной кладкой — поребриком.
Ико́на Бо́жией Ма́тери «Взыска́ние поги́бших» — православная икона Пресвятой Богородицы. Создание образа относится к XVII веку. Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших».
Упоминания в литературе (продолжение)
Этот особняк является ярчайшим примером наследования современными архитекторами элементов функционализма в индивидуальном домостроении. Своего рода «американская мечта» – просто и со вкусом. При всей внешней простоте фасада не обошлось без изюминки – практически отдельно стоящей дымовой трубы, символизирующей мачту вашего семейного корабля. Облицовку такого дома можно выполнить из экономичного материала, например евровагонки, выделив искусственным камнем либо сайдингом лишь выдающийся сегмент, включающий в себя парадное. Обращаю ваше внимание: залогом
красоты фасада являются большие качественные окна с разумным присутствием ажурности
Все
сооружения на Стрелке связаны общим художественным замыслом с Биржей. Так еще более оттеняют ее центральное положение две тридцатиметровые колонны, стоящие симметрично впереди, по сторонам здания. Они воздвигнуты по проекту Тома де Томона почти одновременно с самой Биржей и напоминают о древнем обычае отмечать морские победы установкой триумфальных колонн, украшенных трофеями – отпиленными носами побежденных вражеских кораблей. Так как носы кораблей назывались рострами, то колонны принято было именовать ростральными. Так называются и колонны на Стрелке. Они поставлены здесь как монументальные памятники военно-морской славы России. Вблизи отделка колонн кажется грубоватой. Сложенные из кирпича, они выкрашены в буровато-кирпичный цвет, а мощные пятиметровые аллегорические фигуры у подножий, изображающие четыре русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву, – выполнены без тщательной деталировки. Это сознательный художественный прием: и колонны, и все скульптурные украшения Стрелки рассчитаны на восприятие с больших расстояний, и потому их формы крупны и могучи.
Храм часто уподобляют Ноеву Ковчегу, в котором верные спасаются среди бурных вод мира сего, или лодке апостола Петра, в которой собраны ученики Христовы, плывущие вместе со Спасителем к новой гавани – Небесному Иерусалиму. Образ корабля издавна был символом Церкви. Не случайно
и основное пространство храма называется «неф» (франц.), или «наос» (греч.), что означает «корабль».
Все изображенные сцены разворачиваются в условном пространстве, на нейтральном фоне. Иногда бывает так, что за изображением плывущего
корабля сразу же помещается фигура человека, который, судя по позе и жестам, находится не в море, а на земле, несмотря на то что линия почвы даже не намечена. Вероятно, фигуры располагались хаотично, с их помощью заполнялось свободное пространство поля.
Средняя часть храма называется нефом, то есть кораблем, или четвериком. Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной
в этой части храма являются солея, а также амвон, клиросы и иконостас. Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом. Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.
В Петровскую эпоху впервые стремление к сохранению отдельных объектов облекается в форму государственных указов. (Указ от 13.02.1718 г. о пополнении Кунсткамеры «старыми» и «необыкновенными» вещами, Указ об отправке найденных в Сибири древностей без переплавки в Берги Мануфактур-коллегии, Указ от 20.04.1722 о доставке «вещей старых изрядных» из церквей и монастырей, указ Петра I, предписывавший «собирать в монастырях и приходских церквях раритеты и курьезы и направлять их для апробации в Синод», указы 1720–1722 гг. о сборе и копировании старинных книг и документов и др.[135]) Среди этих документов, положивших начало юридическому оформлению охраны памятников и комплектования музейных фондов, выделяется документ, имеющий непосредственное отношение к протомузеефикации. В 1722 г. Петром Великим воеводе города Переславля-Залесского был направлен Указ о сохранении кораблей переяславской флотилии, построенных в конце XVII в. по приказу и при непосредственном участии Петра I на Плещеевом озере: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер. А буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших яко пренебрегши сей указ»[136]. Во исполнение приказа остатки кораблей были собраны со всей округи и размещены в специально построенных сараях. Этот факт представляется
особо значимым с точки зрения истории музеефикации, поскольку своеобразный «протомузей» был создан на месте создания и нахождения памятников (уничтожен пожаром 1783 г) [137].
Одним из наиболее интересных рисунков является изображение фигуры, которая может иметь форму трапеции, треугольника или дуги. Этот рисунок обычно сопровождается различными дополнительными элементами, изображенными по отдельности или вместе: расходящиеся линии, короткие или длинные, расположенные над рисунком; острый клюв; боковые «ручки» или «уши», а также насечки над ушами. Этот мотив часто интерпретируется как стилизованное изображение Богини-матери с волосами, носом и ушами. Иногда его считают изображением горшка с ручками и с торчащими из него колосьями пшеницы. Опять-таки существует предположение, что это может быть изображение корабля (по ассоциации с корпусом корабля в Петит-Мон, Арзон). В этом случае «клюв» может представлять собой верхушку мачты, «волосы» – ленты, развевающиеся на ветру, а насечки и ручки предназначены для крепления такелажа. Размер и расположение этой сложной фигуры варьируются. В Мане-Рутуаль, Локмариакер, этот рисунок выгравирован на огромной каменной плите, образующей свод камеры, и имеет большие размеры. В «Столе Торговцев» весь огромный ортостат в конце камеры, заостренный по форме, представляет собой «парус» (фото 13). На его тыльной поверхности выгравировано центральное и боковые кольца, на передней поверхности изображен щит, декорированный лентами с внешней стороны, а
с внутренней стороны четырьмя рядами рельефных крюков, расположенных по обе стороны вертикальной оси.
К Государеву бастиону примыкает Невская куртина с гранитной Комендантской пристанью и Невскими воротами, которые прозвали «воротами смерти» – через них выводили политических заключённых на смертную казнь и узников для посадки на корабль при отправке в Шлиссельбургскую крепость. Устройство ворот в этой части крепости началось после 1730-х гг., а полностью работы завершились в 1787 г. при участии архитектора Н.А. Львова. Невские ворота квадратные: высота сооружения – 12 метров, ширина – 12,2 метра. По фасаду портика с
двух сторон от арки выделяются парные тосканские колонны из светло-серого гранита. На широком фронтоне установлен рельеф с изображением якоря, пальмовых ветвей и ленты; крыша украшена по краям гренадами об одном огне.
Тем временем другая система – протестантизм (религия Северо-Западной Европы, пропагандирующая усердный труд и, кстати, идею о том, что мировой успех – знак благосклонности Господа) – развивалась, не отставая от торговли и финансов. Система приобретала
новые формы, что, по словам Макса Вебера, можно считать «духом капитализма». Добавьте в эту смесь достаточно грамотное население, систему патентов и вознаграждение инноваций, в целом хорошее снабжение природными ресурсами (в 1700 году 80 процентов мировой добычи угля приходилось на Британские острова). Объединяем все эти аспекты и подводим триумфальный итог – они породили промышленную революцию. Если вновь обратиться к роману «Робинзон Крузо», то можно заметить, что все нити, непохожие и разные, переплелись в 1719 году. Роман воспринимали по-разному: как пуританскую автобиографию духовного роста, или как рассказ о колониальной эксплуатации и торговле, или как притчу о современном индивидуализме и о трансформации капитализма. В то же время традиционные экономисты использовали Крузо для иллюстрации теорий конкуренции, распределения ресурсов и разделения труда. Но Крузо, или, точнее, Дефо, их опередил: словосочетание «богатство народов» он успел использовать в своем романе добрых три десятка раз. К тому моменту, когда Смит впервые дал классическое объяснение сути спроса и предложения – стоимость товаров падает, если они находятся в избытке, и растет, когда они в недостатке, – Крузо уже испытал это на себе. До крушения корабля Робинзон был, как повествует роман, торговцем в Бразилии, обеспечивая свою жизнь тем, что возил английские товары туда, где они были редки, а следовательно, дороги.
Прежде всего Ситэ. «Остров Ситэ, – говорит Соваль, у которого среди пустословия временами встречаются удачные выражения, – напоминает громадное судно, завязшее в тине и отнесенное ближе к середине Сены». Мы уже объясняли, что в XV столетии это «судно» было пришвартовано к обоим берегам
реки пятью мостами. Эта форма острова, напоминающая корабль, поразила также и составителей геральдических книг. По словам Фавена{50} и Паскье{51}, только благодаря этому сходству, а вовсе не вследствие осады нормандцев, на древнем гербе Парижа изображено судно. Для человека, умеющего в нем разбираться, герб – алгебра, герб – язык. Вся история второй половины Средних веков запечатлена в геральдике, подобно тому как история первой их половины выражена в символике романских церквей. Это иероглифы феодализма, заменившие иероглифы теократии.
Современники, русские и иностранцы, признавали весьма высокое качество российских военных кораблей – быстроходных, маневренных и достаточно устойчивых. Следует отметить, что в начале XVIII столетия, в первые годы своего строительства, новая российская столица
являлась весьма небольшим городом. В районе Адмиралтейства он занимал площадь от Большой Невы до реки Мьи, а у Смольного, на Выборгской стороне и у Литейного проспекта располагались малочисленные разрозненные поселения, окруженные вековыми лесами, болотными топями и заливными лугами.
Традиционно принято считать первым архитектором Петербурга тессинца Доменико Трезини, которого в России, ставшего для него второй родиной, стали звать Андреем Якимовичем. Отнюдь, не стремясь преуменьшить огромный вклад этого фортификатора и зодчего в строительство Петербурга первой трети XVIII века, напомним, что корабль, на борту которого Трезини прибыл в Россию, бросил якорь в Архангельском порту 27 июля 1703 года, то есть через два с лишним месяца после основания крепости Санкт-Питербурх. На берегах Невы Трезини впервые появился в феврале следующего, 1704 года, когда строительство дерево-земляной фортеции на Заячьем острове было уже полностью завершено. Первая работа Трезини в России – строительство форта Кроншлот – осуществлялась по модели, доставленной из Воронежа.
Александр Данилович не поскупился на строительство храма Архангела Гавриила. В Англии были приобретены часовой механизм и пятьдесят колоколов. Часы отбивали каждые четверть часа, полчаса и час, а в полдень звучала получасовая мелодия из всех колоколов, теша слух москвичей. Церковь состояла из трех восьмериков над четвериком, выступавшим из середины вытянутого
«кораблем» нижнего объема. Храм был увенчан тридцатиметровым шпилем с флюгером в виде парящего ангела с крестом в руках. Стены Гаврииловской церкви были декорированы лепниной, скульптурными группами, статуями, картушами, гирляндами из цветов и фруктов. Нижний восьмерик украшали эффектные скульптуры ангелов с орудиями страстей Христа. Особенно удачной находкой Зарудного были массивные волюты главного фасада, выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь.
Чайтья имеет традиционную форму опрокинутого килем вверх корабля. В глубине ее возвышается массивная ступа, а на гладкой поверхности ступы выбиты маленькие углубления для светильников. В полу полукруглые ямки, очевидно, для круглодонных сосудов из пористой необожженной глины, в которых по всей Индии и сейчас держат воду: в любую жару можно иметь прохладное питье. И тогда, значит, монахи тоже пили здесь из таких сосудов.
Очень часто храм Божий
имеет в плане форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти дьявола. Не реже он устраивается в виде корабля, который, как Ноев Ковчег, ведет нас к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг – знак вечности или восьмиугольная звезда, путеводно сияющая верующим.
Племена с восточных берегов полуострова создали общество, подобное архаичной Элладе.
Имевшиеся здесь большие торговые корабли бороздили прибрежные воды, доходя до Рима и Африки. Бывавшие в этих местах греки восхищались пестрыми многоцветными тканями, а также простым, но невероятно прочным полотном, из которого иберийские женщины шили кафтаны своим мужьям-воинам. Даже сельчане изредка надевали парадное, похожее на тогу платье, столь добротное, что носить его можно было долгие годы. Почтение вызывало самобытное оружие иберов, в частности колющий меч, позже заимствованный римлянами. По уверению древнегреческого историка Страбона, «они вывозят хлеб, много вина, масла не только большое количество, но и превосходного качества. К нам прежде приходило отсюда много шерстяных материй; в настоящее время их шерсть считается лучше нашей и действительно это верх красоты. Достойно похвалы наличие письменности и литературы. Нигде на земле нет столько золота, серебра, меди, железа как здесь… Каждый холм, каждая гора представляют собой кучу денег, насыпанную щедрой судьбой. Одним словом, всякий видевший эти места должен согласиться, что здесь находятся неиссякаемые сокровища природы или бездонное казнохранилище какого-нибудь царства. В то же время местные отличаются простотой жизни, пьют воду, спят на голой земле и подобно женщинам носят длинные волосы, заплетая косы».
В источниках того времени отражены события, послужившие причиной распада микенского мира. В древнеегипетских рукописях описаны неурожаи, вызвавшие жестокий голод, упадок торговли, разорение сельских общин и массовые перемещения. Покидая страну целыми родами, люди садились на корабли и пускались в бессрочное плавание по Средиземному морю. Заброшенные города разрушались от землетрясений и набегов соседних племен. Одновременно с гибелью микенской цивилизации Эллада вступила в эпоху, оставшуюся в истории под названием «темные века». Казалось, исчезнувший народ унес с собой мореходство, искусство письма, фрески и секреты обработки камня. Остатки населения возвратились к примитивной технике ремесел и почти первобытной архитектуре. Беспорядки усилились на рубеже тысячелетий, когда исконное население полуострова испытало второе северное нашествие: с балканских гор спустились племена дорийцев, ведущих свой род от Дора, сына Эллина. Уничтожив остатки микенской культуры, дикари
создали собственную систему ценностей и сумели построить новую Грецию – союз городов-государств, удививших мир достижениями во всех сферах человеческой деятельности.
И
все же главным образом собор Св. Павла стал усыпальницей английских полководцев. Многочисленные надгробия украшены скульптурными портретами военачальников в древнеримских тогах и сандалиях, изображениями пушек, военных кораблей и других атрибутов. В художественном отношении надгробия малоинтересны, так как очень похожи одно на другое.
В зависимости от того или иного периода истории человечества изменяется и методика археологии, что привело к появлению специализации по
предметам: например, классическая, средневековая, индустриальная археология и т. д. Археология даже забралась в море. С помощью современного водолазного снаряжения ученые могут исследовать затонувшие корабли и другие давно потерянные остатки прошлого.
В Инженерном доме проводятся разнообразные выставки из богатейших фондов музея. В помещении Иоанновского равелина открыт музей Газодинамической лаборатории, посвященный развитию отечественного ракетостроения и космонавтики. Здесь в 30-е годы располагалась первая в СССР опытно-конструкторская газодинамическая лаборатория по разработке ракетных двигателей. Экспозиция рассказывает об основоположниках космонавтики Константине Циолковском, Николае Жуковском, Сергее Королеве и многих других. Воссозданы помещения, в которых работали конструкторы под руководством основоположника отечественного ракетного двигателестроения Виктора Глушко,
часть мастерских. В музее можно увидеть спусковой аппарат космического корабля «Союз-16», модели образцов ракетно-космической техники, подлинное оборудование и облачение космонавтов – скафандр, теплозащитный костюм, сделанные космонавтами фотоснимки поверхности Луны, Венеры, Марса, Сатурна, а также документы и фотоматериалы об испытаниях ракетных двигателей и пусках первых ракет.
После утверждения власти киевский князь решил продолжить поход и в 866 году на нескольких кораблях отправился в Константинополь. Однако до Византии варяги не дошли: попав в страшную бурю, они потеряли почти все свои суда, отчего были вынуждены вернуться назад. Второе предприятие Тирара оказалось столь же неудачным. Война с половцами не принесла победы, зато навлекла бедствие на киевлян.
В отсутствие правителя город был опустошен чумой так сильно, что пришлось собирать людей для его заселения.