Связанные понятия
Эмблема хакеров — предложена в октябре 2003 года Эриком Рэймондом как символ отношения к хакерской культуре. На эмблеме изображён «планёр» (англ. glider) — одна из фигур игры «Жизнь».
Цифровая копиячеловека (его цифровой (виртуальный) двойник, цифровой клон) — цифровой человек или цифровой актёр — создание или воссоздание образа человека и его голоса с использованием CGI (англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, сгенерированные компьютером») — компьютерной графики и звука, который часто неотличим от реального человека — актёра. Цифровая копия (цифровой клон) может быть сделан с человека или любого существа с целью, например, использования в кино.
Глобальное освещение (англ. global illumination) это название ряда алгоритмов, используемых в трёхмерной графике для более реалистичной имитации света. Такие алгоритмы учитывают не только прямой свет от источника (англ. direct illumination), но и отражённый свет от различных поверхностей (англ. indirect illumination).
Моделирование жидкости (англ. fluid simulation) — область компьютерной графики, использующая средства вычислительной гидродинамики для реалистичного моделирования, анимации и визуализации жидкостей, газов, взрывов и других связанных с этим явлений. Имея на входе некую жидкость и геометрию сцены, симулятор жидкости моделирует её поведение и движение во времени, принимая в расчёт множество физических сил, объектов и взаимодействий. Моделирование жидкости широко используется в компьютерной графике и...
Символический искусственный интеллект — это собирательное название для всех методов исследования искусственного интеллекта, основанных на высокоуровневом «символическом» (человекочитаемом) представлении задач, логики и поиска. Символический ИИ лёг в основу доминирующей парадигмы исследований ИИ с середины 1950-х до конца 1980-х.
Повсеместные вычисления (вездесущие вычисления, юбикомп, от англ. ubiquitous computing) — понятие, обозначающее модель взаимодействия человека с вычислительной системой, в которой пользователь окружён вычислительными устройствами, пронизывающими окружающую среду, интегрированными в повседневные вещи. В отличие от виртуальной реальности, где в компьютере отражается виртуальный мир, при повсеместных вычислениях компьютеры привносятся в реальный мир вокруг человека, этот мир состоит из множества цифровых...
Космический док — предлагаемая в научно-фантастических произведениях, а также в концептуальных проектах космических агентств конструкция, похожая на «сухой док» для космических аппаратов, располагающаяся на низкой околопланетной орбите. Постройка такой конструкции с использованием современных технологий является возможной.
Посткомпью́терная э́ра (посткомпьютерная эпоха; англ. Post-PC era) — тенденция рынка, наблюдающаяся с конца 2000-х и в 2010-х годах — характеризующаяся снижением продаж персональных компьютеров в пользу так называемых «посткомпьютерных устройств» — мобильных устройств, по простоте интерфейса приближающихся к бытовой технике, таких как: смартфоны, интернет-планшеты и другие планшетные компьютеры, а также мобильные, носимые и вездесущие компьютеры.
Стэнфордский тор — проект космического поселения (большой космической станции, т. н. «Пространственной среды») в форме тора (бублика), способного вместить от 10 до 140 тысяч жителей.
Смарт-холодильник или Интернет-холодильник (англ. Smart refrigerator или англ. Internet refrigerator) — холодильник, в котором есть встроенный компьютер, имеющий сенсорный экран, подключенный к сети Интернет и иногда имеющий встроенного виртуального голосового помощника (ассистента) с элементами искусственного интеллекта. Первые интернет-холодильники появились на пике бума доткомов, в числе первых моделей — Digital Dios от LG Electronics и Screen Fridge от Electrolux.
Адаптивный веб-дизайн (англ. Adaptive Web Design) — дизайн веб-страниц, обеспечивающий правильное отображение сайта на различных устройствах, подключённых к интернету и динамически подстраивающийся под заданные размеры окна браузера.
Процедурное текстурирование — метод создания текстур, при котором изображение текстуры создается с помощью какого-либо алгоритма (процедурного алгоритма).
Съёмка с экрана , пересъёмка — процесс копирования кинематографического, телевизионного, реже фотографического изображения, осуществляемый одновременно с показом кинофильма.
Пи́ксель-ха́нтинг (англ. pixel hunting — охота за пикселем) — процесс поиска выхода из ситуации (в основном в компьютерных играх в жанре «квест»), когда активная зона (например, предмет, на который нужно нажать мышью, чтобы подобрать или рассмотреть его) оказывается настолько маленькой или незаметной, что её приходится искать «методом тыка».
Пузырь Алькубьерре — идея, основанная на решении уравнений Эйнштейна, предложенная мексиканским физиком-теоретиком Мигелем Алькубьерре, в которой космический аппарат может достичь сверхсветовой скорости. Движение выше скорости света невозможно для объектов с действительной ненулевой массой в нормальном пространстве-времени. Однако вместо перемещения выше скорости света в пределах локальной системы координат космический корабль может двигаться, сжимая пространство перед собой и расширяя его позади...
Нео-гео (неогеометрический концептуализм, англ. Neo-Geo) — одно из направлений в абстрактном искусстве XX столетия. Стиль нео-гео возник в американском искусстве в начале 80-х годов и часто рассматривается как продолжение традиций не столько классической геометрической абстракции первой половины XX века, сколько поп-арта. Нео-гео — это абстракция эпохи постмодернизма, отказавшаяся как от утопических амбиций Малевича или Мондриана, так и от предельно личного и драматического начала абстрактного экспрессионизма...
Подробнее: Неогео
«Киберпространство » (англ. Sprawl trilogy) — научно-фантастическая трилогия Уильяма Гибсона. В неё входят романы «Нейромант», «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв», также персонажей «Киберпространства» можно встретить в рассказах «Джонни-мнемоник», «Отель „Новая роза“» и «Сожжение Хром». Иногда название трилогии переводят на русский язык как «Муравейник».
Брендированный контент (branded content, брендед контент) — рекламный приём, взаимоинтеграция бренда и развлекательного (/информационного) материала, при котором рекламное обозначение не является очевидным, и таким образом размываются традиционные границы, которые определяют категории «реклама» и «развлечение». Брендированный материал объединяет понятия «реклама» и «развлечение» в единое и представляется как развлекательное содержание с высокой долей качественного спонсорского представления.
«Культурный софт » (Cultural Software) - концепция, представленная Львом Мановичем, исследователем цифровых медиа, профессором Высшей школы Городского университета Нью-Йорка, согласно которой программное обеспечение является универсальной логикой, которой подчинено большинство культурных процессов. Под «культурным софтом» понимаются те типы программ, которые поддерживают производство практик, объединённых понятием «культура». В концепции «Культурного софта» объектом исследований выступает программное...
Посвящение в свете (англ. Tribute in Light) — световая инсталляция на участке Граунд-Зиро в Нью-Йорке. Инсталляция посвящена памяти жертв терактов 11 сентября. Она сооружена из направленных вверх 88 прожекторов, создающих два мощных луча света похожие на Башни-близнецы. Расположена в 120 метрах от фонтанов Башен-близнецов.
Оптический поток — это изображение видимого движения объектов, поверхностей или краев сцены, получаемое в результате перемещения наблюдателя (глаз или камеры) относительно сцены. Алгоритмы, основанные на оптическом потоке, — такие как регистрация движения, сегментация объектов, кодирование движений и подсчет диспаритета в стерео, — используют это движение объектов, поверхностей и краев.
Триггер (англ. trigger — спусковой крючок) — в компьютерных играх механизм, проверяющий присутствие каких-либо объектов игрового мира в заданном пространстве или расстояние от этих объектов до специальной точки. При выполнении условий (например, объект находится в триггерной зоне и этот объект — игрок) срабатывает определённое событие или цепь событий (скрипт). Например (в случае с игроком), на него нападает враг, взрывается бомба, он проваливается сквозь землю и т. д.
Прямая фотография или непосредственная фотография — направление в фотоискусстве, основанное на отображении окружающей действительности в реалистической документальной манере, и настолько объективно, насколько позволяют технические средства. При этом отвергаются какие-либо трансформации изображения как при съёмке, так и при постобработке.
Фристайл — это один из самых первых стилей катания, придуманный человеком после изобретения скейтборда. В этом стиле трюки делаются только на плоскости.
Escape the room (рус. побег из комнаты, покинуть комнату, выйти из комнаты...) — жанр компьютерных игр, поджанр квестов, основная цель которого — найти выход из запертого помещения, используя любые подручные средства. Чаще всего в качестве движка игр этого жанра используется Adobe Flash, реже — реальные фотографии и видео. Передвижение и взаимодействие с игровым миром осуществляется с помощью мыши.
Инструмент разработки игр — это специализированное программное обеспечение, помогающее или облегчающее создание компьютерной игры.
Эффект Кулешова — при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом. Описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, а также в более ранних его статьях.
Фундус — нормализованные строительные и архитектурные детали, использующиеся для создания сборно-разборных декораций в кинематографе. Фундусные декорации создаются из фундуса, представляющего собой набор стандартных деталей, соединяемых при помощи струбцин, шарниров или клиновых соединений. В СССР первая фундусная система была внедрена в 1925 году и позволяла создавать любые декорации в павильонах киностудий и на натуре. Детали фундуса рассчитаны на многократное использование в разных декорациях...
Международный день анимации (англ. International Animation Day) — международный праздник всех тех, кто так или иначе имеет отношение к анимации и искусству мультипликации. Отмечается ежегодно 28 октября.
Фэйдер или
фейдер (англ. fader, от fade «затихать») — орган управления параметрами физического или виртуального устройства, регулятор ползункового типа (в отличие от вращающейся ручки — поворотного энкодера). Широко распространено в аудиотехнике, в частности, фейдеры используются в большинстве микшерных пультов и значительной части MIDI-контроллеров.
Ана́логовая брешь (англ. analog hole) — фундаментальная и непреодолимая уязвимость любых методов защиты от копирования цифровых данных, таких как аудио, видео, изображения и текст, связанная с возможностью копирования этих данных в аналоговой форме, доступной для восприятия человеком.
Фо́ллоу-фо́кус (англ. Follow Focus) — устройство управления фокусировкой объектива, используемое в киносъёмочных аппаратах, видеокамерах и цифровых кинокамерах. Фоллоу-фокус выполняет эргономическую функцию, повышая удобство работы кинооператора или фокус-пуллера (1-го ассистента оператора, англ. Focus Puller), а также позволяет осуществлять фокусировку при помощи дистанционного управления. Главная функция фоллоу-фокуса — предотвращение тряски при фокусировке и перевод вращения рукоятки в плоскость...
«Подрывные инновации » (англ. Disruptive innovation) — инновации, которые изменяют соотношение ценностей на рынке. При этом старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше проходила конкуренция, теряют свое значение.
Метод тонирования Гуро ́ — метод закрашивания в трёхмерной компьютерной графике (затенения), предназначенный для создания иллюзии гладкой криволинейной поверхности, описанной в виде полигональной сетки с плоскими гранями, путём интерполяции цветов примыкающих граней. Метод впервые предложен Анри Гуро в 1971 году.
Mеханические вычислительные устройства — устройства для автоматизации вычислений, которые состоят из механических компонентов, таких как рычаги и шестерни, а не на основе электронных компонентов. Наиболее распространенными примерами являются арифмометры и механические счётчики, которые используют повороты шестерёнок для сложения чисел. Более сложные примеры могут выполнять умножение и деление, и даже дифференциальный анализ (правда, большинство таких устройств использовали аналоговые методы)
Трилогия отчуждения — принятое в киноведении обозначение трёх сходных по тематике и стилистике фильмов, снятых Микеланджело Антониони в начале 1960-х годов. Трилогию образуют фильмы «Приключение» (1960), «Ночь» (1961) и «Затмение» (1962). Все три фильма чёрно-белые и во всех трёх занята гражданская жена режиссёра Моника Витти. Иногда к этой группе относят и следующую работу Антониони, цветной фильм «Красная пустыня» (1964).
Микроробот ы (или микроботы) - это область микроробототехники, в частности проектирование мобильных роботов с характерными размерами менее 1 мм. Это название также может быть использовано для роботов, способных к работе с компонентами размером в микрометры.
Имп-арт (англ. imp-art от impossible — невозможный и art — искусство) или импоссибилизм — самостоятельное направление в оп-арте, нацеленное на изображение невозможных фигур.
Звуковая игра , аудиоигра (англ. audio game) — электронная компьютерная игра, у которой игровая информация передаётся через звук. Данные игры не относятся к видеоиграм, так как в них не задействуется изображение.
Колесо Илона или, как его ещё иногда называют, Шведское колесо — роликонесущее колесо, позволяющее транспорту двигаться в любом направлении. Своё название оно получило от шведского изобретателя Бенгта Илона, разработавшего его. Идея создать такое колесо пришла к нему в 1973 году, когда он работал инженером в шведской компании «Mecanum AB».
Цветопереда́ча — общее понятие, характеризующее влияние спектрального состава источника света на зрительное восприятие цветных объектов, сознательно или бессознательно сравнивается с восприятием тех же объектов, освещённых стандартным источником света.
Анси́бл (англ. Ansible, также транслитерируется как анзи́бль) — вымышленное устройство, упоминаемое в произведениях американской писательницы-фантаста Урсулы Ле Гуин.
Массюрреализм (англ. Massurrealism) — одно из направлений современного искусства конца XX столетия, для которого характерно сочетание массмедиа, поп-арта, сюрреалистических образов и современных технологий. Термин массюреализм был введен художником по имени Джеймс Сихейфер в 1992. Это своего рода эволюция сюрреализма с использованием технологий и массмедиа. Иногда массюрреализм...
Трендвотчинг (Трендвочинг) — это практика регулярного отслеживания потребительских и индустриальных трендов, применяемая компаниями для создания инновационных продуктов, услуг и коммуникаций. Трендвотчинг позволяет выделить закономерности в поведении и предпочтениях потребителей, чтобы увидеть новые возможности для создания инноваций. В некоторых источниках трендвотчинг называют трендспоттингом или кулхантингом.
Трёхмерная реконструкция (3D-реконструкция) — процесс получения формы и облика реальных объектов. Процесс может быть выполнен пассивными, либо активными методами. В случае, если форма модели может меняться во времени, говорят о нежёсткой или пространственно-временной реконструкции.
Умный замок (англ. Smart lock, смартлок) — это электронный замок, который открывается и закрывается благодаря беспроводному взаимодействию со смартфоном владельца. Вторая основная функция смартлока — возможность со смартфона открывать и закрывать его удаленно. Большинство смартлоков устанавливаются на механические замки (одни из самых простых типов замков) и по сути являются накладкой на них. В последнее время также стали появляться умные замки, которые монтируются на электрические и электромеханические...
Призраки Броккена (нем. Brockengespenst), также называемый горным призраком — тень наблюдателя на поверхности облаков (тумана) в направлении, противоположном Солнцу. Эта тень может казаться очень большой и иногда окружена цветными кольцами (так называемая глория). Призрак может и шевелиться (иногда совершенно неожиданно) из-за движения облачного слоя и колебания плотности в облаке.
Подробнее: Брокенский призрак
Праксиноско́п (греч. πράξιν— «действие» и σκοπέω — «смотрю») — оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков, запатентованный Эмилем Рейно (фр. Emile Reynaud) 30 августа 1877 года. Созданный на основе зоотропа и фенакистископа, праксиноскоп стал ещё одной докинематографической технологией.
Ли́ца Черно́ва (англ. Chernoff faces) — отображение многомерных данных в виде человеческого лица, его отдельных частей. Люди легко распознают лица и без затруднения воспринимают небольшие изменения в нём.
Краудтестинг (англ. crowdtesting, crowd — «толпа» и testing— «тестирование») — привлечение к задачам обеспечения качества продукта широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий (как правило, специализированные крауд-платформы).