Связанные понятия
Штадтбан (нем. Stadtbahn) — трамвайная или легкорельсовая система, содержащая сегменты, построенные по стандарту метрополитена — как правило, тоннели, располагающиеся в центральной части городов.
Железнодорожный транспорт Нидерландов находится под управлением правительственного агентства ProRail, которое выдаёт концессии на использование сети железных дорог различным операторам. Протяжённость железнодорожной сети составляет 2809 километров. Железнодорожный путь имеет ширину колеи 1435 мм.
Хорва́тские желе́зные доро́ги (хорв. Hrvatske željeznice, HŽ) — национальная железнодорожная компания Хорватии, сформированная после распада Югославии.
Группа компаний Japan Railways (яп. JRグループ JR Гурупу), либо просто — JR, состоит из 8 частных обществ, между которыми 1 апреля 1987 года были разделены железнодорожные пути существовавших ранее японских национальных железных дорог (JNR).
Подробнее: Японские железные дороги
Железнодорожный транспорт Украины — сеть магистральных железных дорог на территории Украины. Также к железнодорожному транспорту относятся ведомственные железнодорожные ветви, промышленные узкоколейные и обычные железные дороги.
Нью-Джерси Транзит (англ. New Jersey Transit Corporation) — корпорация, обеспечивающая пассажирское транспортное сообщение по всему штату Нью-Джерси, а также в округах Ориндж и Рокленд штата Нью-Йорк. Нью-Джерси Транзит является оператором автобусных маршрутов, нескольких линий скоростного трамвая и сети пригородных железнодорожных маршрутов на территории всего штата. Некоторые железнодорожные линии заходят в город Нью-Йорк и в Филадельфию. За исключением одной из железнодорожных линий, конечным...
Железнодорожный транспорт — один из основных видов транспорта в Сербии, объединяющий все крупные города страны, а также соединяющий Сербию со многими государствами Европы, в том числе и с Россией.
Нижегородская городская электричка — один из видов рельсового транспорта Нижнего Новгорода. Вместе с метрополитеном образует систему скоростного рельсового транспорта города. Состоит из двух линий — Сормовской и Приокской. Основана на базе ГЖД 24 июня 2013 года, как дополнение к метрополитену.
Железнодорожный транспорт в Албании находится в ведении албанской национальной железнодорожной компании Hekurudha Shqiptarë (HSH, Албанские железные дороги). На железных дорогах Албании используется стандартная европейская колея размером 1435 мм. Локомотивы всех поездов — дизель-электрические, произведены чешской компанией ČKD.
Железнодорожный транспорт Белоруссии — сеть магистральных железных дорог в Белоруссии. Также к железнодорожному транспорту относятся ведомственные железнодорожные ветви, промышленные узкоколейные и обычные железные дороги.
Железнодорожный транспорт в Монголии — один из видов транспорта в Монголии. Железнодорожным транспортом в 1990 году выполнялось 75% грузоперевозок в стране. Общая эксплуатационная длина дороги — 1815 км.
Ри́мский метрополите́н (итал. Metropolitana di Roma) — подземная транспортная система в Риме. Открылась в 1955 году. Состоит из трёх линий — линии А (оранжевая), линии B (синяя) и линии С (зелёная). В перспективе — строительство четвёртой линии. Линии А и В пересекают город крест-накрест и имеют пересадочный узел на станции «Термини», после продления линии С на один перегон в 2018 году появился второй узел на станции «Сан-Джованни». В римском метрополитене действует линейно-маршрутная система движения...
Моско́вский железнодоро́жный у́зел — единый железнодорожный комплекс, сложившийся и функционирующий в масштабах Московского региона. Сформировался к концу XIX века. До настоящего времени сохраняет основной объём пассажирских и грузовых перевозок. Московский узел — крупнейший железнодорожный узел в СНГ и один из крупнейших в мире.
Генуэзский метрополитен — лёгкое метро города Генуя, состоящее из одной линии, которая соединяет центр Генуи с пригородом Ривароло и северо-западом городского центра. Обслуживанием в настоящее время занимается компания Azienda Mobilità e Trasporti, которая обеспечивает весь городской транспорт города.
Здесь приведён
список действующих метрополитенов мира, согласно их определению Международным союзом общественного транспорта и Робертом Швандлем, автора более 30 книг о метро. На март 2019 года в мире насчитывается 188 систем метрополитена в 175 городах 56 стран. Первым метрополитеном стал Лондонский, открытый в 1863 году и впервые электрифицированный в 1890 году. Он же является самым старым в мире. Самым длинным является Шанхайский метрополитен, а самым загруженным — Пекинский. По количеству станций...
Железнодорожный транспорт ЮАР — сеть железных дорог в ЮАР, играющая важную роль в транспортной инфраструктуре страны. Являются наиболее развитыми железными дорогами в Африке. Все крупные города подключены к железнодорожной сети. Железнодорожные дороги находятся в государственной собственности.
Неаполитанский метрополитен (итал. Metropolitana di Napoli) — система линий скоростного транспорта Неаполя. В состав системы принято включать как линии собственно метрополитена, так и участки пригородных железнодорожных линий, а также четыре фуникулёра.
Железнодорожный транспорт в Монако Княжество Монако не обладает большой сетью железных дорог ввиду своего карликового размера. Единственная железнодорожная станция Монако-Монте-Карло расположена на линии Ницца — Ментона — Вентимилья. Станция была открыта в 1867 году, реконструирована в 1999 году. Линия имеет европейскую колею и обслуживает её французская железнодорожная компания SNCF.
Легкоре́льсовый тра́нспорт (также Лёгкий рельсовый транспорт, ЛРТ, от англ. Light Rail) — городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъёмностью и скоростью сообщения.
Метрополите́н (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. underground, амер. англ. subway) — подземная (внеуличная) городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения.
Железнодорожный транспорт в Финляндии Сеть железных дорог Финляндии — это 5919 км линий с шириной колеи 1524 мм. Из них 3067 км электрифицированы на переменном токе с напряжением 25 кВ. Стандарт колеи 1524 мм, действовавший в Российской империи, позволяет поездам следовать из Финляндии во все страны бывшего СССР, а также другие страны, использующие колею 1520 мм.
Бельгия имеет довольно обширную железнодорожную сеть. Общая протяженность линий составляет 3 374 км (почти 0,1 км на 1 кв.км площади), в том числе 3 022 км — двухпутные и 3 002 км — электрифицированных линий. Ширина колеи составляет 1 435 мм. На рядовых линиях применяется напряжение — 3 кВ, а на высокоскоростных — переменное 25 кВ. В 2006 году начался процесс постепенного перехода на европейскую систему управления движением поездов.
Подробнее: Железнодорожный транспорт в Бельгии
Железнодорожный транспорт в Гайане Длина железных дорог на 2005 год составляет 187 км, из них 139 км имеют ширину колеи 1435 мм, а 48 км — 914 мм. Железнодорожная сеть страны изолирована от соседних государств. В локомотивном парке — тепловозы.
Транспорт Камеруна представлен автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и трубопроводным типами транспортных сообщений.
Берли́нская городска́я электри́чка (S-Bahn) (нем. S-Bahn Berlin) — пригородно-городской поезд (S-Bahn), один из видов общественного транспорта в Берлине и Бранденбурге, Берлинской агломерации.
Ве́нский метрополите́н (нем. Wiener U-Bahn) — система линий метрополитена в Вене, состоящая из пяти линий. Является, наряду с S-Bahnом, трамваем и автобусной сетью, важной составляющей общественного транспорта столицы Австрии.
Электрифицированный железнодорожный транспорт столичного региона (кор. 수도권 전철 Судоквон чончхоль) — единая система электрифицированного железнодорожного подземного и пригородного транспорта столичного региона (город с особым статусом Сеул, город-метрополия Инчхон, провинция Кёнги-до, часть провинций Канвон-до и Чхунчхон-пуктдо) в Республике Корея. Первая линия была открыта 15 августа 1974 года с первой линией Сеульского метрополитена. В настоящее время состоит из 18 линий и 429 станций. Все линии...
Берли́нский метрополите́н (нем. U-Bahn Berlin) составляет вместе с берлинской городской электричкой основу общественного транспорта столицы Германии.
Гонко́нгский трамва́й — наземная трамвайная система Гонконга, одна из трёх систем мира, где на постоянной основе используются трамваи-даблдекеры (две другие — в Блэкпуле и Александрии), и единственная в мире, использующая исключительно даблдекеры. Также имеет крупнейший в мире парк двухэтажных трамваев (160 вагонов).
Железные дороги в Гондурасе были построены в конце 19 — начале 20 века двумя американскими конкурирующими корпорациями — United Fruit Company (управлялась железнодорожной компанией Tela) и Standard Fruit Company (была национализирована и в настоящее время управляются государственной железнодорожной компанией FNH — Ferrocarril Nacional de Honduras, Национальная железная дорога Гондураса).
Китайские национальные дороги (англ. China National Highways, кит. упр. 国道, пиньинь: Guódào, буквально «национальные дороги») представляют собой сеть магистральных автодорог по всей территории материкового Китая. Несмотря на то, что они именуются магистралями (например, шоссе Циньбао), не все из них в настоящее время являются многополосными скоростными дорогами.
Железнодорожный транспорт Кении Первая железнодорожная линия на территории Кении была введена в эксплуатацию в 1901 году. Это была Угандийская железная дорога.
Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Представляет собой городскую систему движения электропоездов по основному ходу Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном.
Транспорт в Новой Зеландии — система средств для перевозки пассажиров и грузов на территории Новой Зеландии. В настоящее время основные перевозки производятся на автомобильном транспорте и авиацией. Исторически до европейской колонизации племена маори использовали реки для перемещения, в XIX веке началось активное строительство железных дорог.
Предприя́тие промы́шленного железнодоро́жного тра́нспорта (ППЖТ) — обособленное транспортное предприятие, либо отдельный транспортный цех завода, шахты, фабрики, электростанции или иного промышленного объекта, в задачу которого входит транспортировка промышленных грузов (продукции, сырья, отходов производства) с одного промышленного объекта на другой, либо, чаще всего, от объекта до станции, входящей в сеть РЖД.
Лёгкое метро, лёгкий метрополитен — вид регулярного скоростного внеуличного рельсового городского транспорта. По своим характеристикам занимает промежуточное положение между классическим метрополитеном и легкорельсовым транспортом.
Пекинский метрополитен (кит. упр. 北京地铁, пиньинь: Běijīng Dìtiě) — система скоростного рельсового транспорта Пекина, столицы Китая, действующая с 1969 года (первая в стране) и бурно развивающаяся с конца XX века. Занимает 2-е место среди метрополитенов в мире по длине линий (первое — Шанхайский метрополитен) и по годовому пассажиропотоку, а также второе место по пиковому суточному пассажиропотоку после Московского метрополитена.
Транспортная система
Франции является одной из самых плотных и эффективных в мире. Плотность автомобильных дорог составляет 146 км, железных дорог — 6,2 км на 100 км².
Скоростной маршрут Санкт-Петербург — Хельсинки — система высокоскоростного железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией. Длина маршрута — 407 км, время в пути 3 ч 27 мин.
Служебная соединительная ветвь (соединительная ветвь, ССВ; другие названия — межлинейник, передаточный тоннель) — соединительный участок линий метрополитена, использующийся для перевода составов с одной линии на другую. В различных транспортных системах может использоваться или не использоваться для пассажирского движения. Так, в Московском метрополитене пассажирское движение по ССВ осуществляется только между Арбатско-Покровской линией и Солнцевским радиусом Калининско-Солнцевской линии, между Большой...
Эстака́дный тра́нспорт , надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) — городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде. Линии эстакадного транспорта строятся в городах мира с конца XIX века. Одной из первых была надземка Нью-Йорка на паровой тяге...
Франкфуртский трамвай — трамвайная система, существующая с 1872 года, и наряду с метрополитеном и городскими электропоездами является третьим видом рельсового общественного транспорта во Франкфурте-на-Майне.
Тунисский трамвай (фр. Métro léger de Tunis, араб. المترو الخفيف لمدينة تونس) — система легкорельсового транспорта в виде современного высокопровозного многовагонного скоростного трамвая в городе Тунис, выходящая также в некоторые его пригороды. Несмотря на присутствие слова Métro в названии, метрополитеном не является. Открыта в 1985 году. Общая длина 8-ми линий — 32 км, всего в системе 66 станций. С сетью трамвая связан пригордно-городской поезд TGM, который также обслуживает город и некоторые...
Трамвай-поезд — концепция, в соответствии с которой трамваи могут использовать инфраструктуру железных дорог наравне с обычными поездами. Таким образом становится возможным создание комбинированных транспортных систем, сочетающих преимущества обоих видов транспорта (трамваев и поездов железных дорог). Первая система такого типа начала действовать в 1992 году в Карлсруэ (Германия).
Железнодоро́жная сеть — совокупность всех эксплуатируемых железных дорог — транспортная система для перевозки грузов и пассажиров. Понятие железная дорога является более узким, ограничиваясь описанием транспортных средств. В то же время, под железнодорожной сетью подразумевают не только группы транспортных средств данной транспортной системы, но и всю совокупность тяговых подстанций и прочей инфраструктуры, необходимой для нормальной эксплуатации железных дорог.
Ли́ния Ту́а (порт. Linha do Tua) — узкоколейная железная дорога в Португалии, в округе Браганса. Железнодорожная ветка протяжённостью 133,8 км связывает сельское поселение Туа (где узловая станция) с городом Брагансой (в тупике). Ширина колеи — 1000 мм, рельеф по маршруту — холмистый. На июль 2010 года действовал лишь участок Кашан-Карвальяйш.