Связанные понятия
Междугородный и пригородный трамвай (интерурбан) — вид рельсового транспорта, соединяющий разные города или один город с его пригородами. Интерурбаны отличаются от обычных железных дорог тем, что организация их работы гораздо ближе к трамваю, что выражается в частности в более лёгком подвижном составе (как правило, электрическом), частых остановках, лёгком строении пути, устройстве совмещённого пути и т. д. Нередко часть маршрута, проходящая по центру города, ничем не отличается от линии обычного...
Трамвай на шинах (калька с фр. tramway sur pneus, tram sur pneus) — вид городского общественного транспорта, совмещающий свойства шпурбуса, троллейбуса и трамвая. В настоящее время линии трамвая на шинах открыты во Франции (Нанси, Кан, Клермон-Ферран, пригороды Парижа), в Китае (Тяньцзинь и Шанхай), Италии (Падуя, континентальная часть Венеции) и Колумбия (Медельине). Предлагалось строительство линий в итальянской Л’Акуиле, в Казахстане (Алма-Ате и Астане), России (Ярославль), США (Лас-Вегас), но...
Штадтбан (нем. Stadtbahn) — трамвайная или легкорельсовая система, содержащая сегменты, построенные по стандарту метрополитена — как правило, тоннели, располагающиеся в центральной части городов.
Валансьенский трамвай — современная трамвайная система, один из видов общественного транспорта Валансьена. Действует с 16 июня 2006 года. По состоянию на конец 2007 года трамвайная сеть состоит из одной линии, которая обслуживает не только сам Валансьен, но и восемь других коммун.
Подзе́мный трамва́й , также ме́тротра́м, пре-метро (premetro) — рельсовый городской транспорт подземного-надземного типа, разновидность скоростного трамвая (легкорельсовый транспорт), реже — обычного трамвая.
Франкфуртский трамвай — трамвайная система, существующая с 1872 года, и наряду с метрополитеном и городскими электропоездами является третьим видом рельсового общественного транспорта во Франкфурте-на-Майне.
Скоростно́й по́езд — поезд, следующий со скоростью, превышающей среднюю скорость железнодорожного сообщения на данных железных дорогах.
Паровой трамвай — трамвай, приводимый в движение паровой машиной; паровой поезд городской железной дороги. Паровые трамваи стали появляться в городах в 1870-х годах, когда начался переход городских железных дорог с конной тяги на механическую. Первый паровик вышел на улицы Нового Орлеана в 1873 году. Поезда на такого рода дорогах стали водить танк-паровозы «трамвайного» типа, с вертикально расположенным котлом, внешне — закрытые, как вагоны. Впоследствии — с конденсацией пара.
Метрополитен на шинном ходу является технологией рельсового транспорта с использованием некоторых элементов автодорожного. Поезда используют резиновые шины, которые катятся по специальным дорожкам, сделанным из бетона или специальной стали.
Грузовой трамвай — вид уличного рельсового транспорта для перевозки (развозки) грузов в пределах города, одно из применений трамвая. Грузовой трамвай является транспортной организацией, которая предоставляет услуги грузоперевозок городским потребителям. Имеющиеся практически в каждом трамвайном хозяйстве служебные вагоны, перевозящие грузы для нужд обслуживания трамвайной сети, не являются частью специализированной грузовой транспортной организации и зачастую являются модификацией пассажирских вагонов...
Берлинский автобус — один из основных видов общественного транспорта Берлина. Городскую автобусную сеть (наряду с метрополитеном, трамваем и паромом) по договору с Сенатом Берлина обслуживает единственный оператор: BVG.
Берлинский трамвай (нем. Straßenbahn Berlin) — трамвайная система столицы Германии, состоящая из 190 км рельсового полотна, 22 маршрутов общей длиной 430 км.. Линии трамвая сохранены только в той части Берлина, которая ранее была столицей ГДР, то есть в Восточном Берлине. В середине XX века европейские страны активно избавлялись от трамвая как от «устаревшего вида транспорта», Западный Берлин не стал исключением.
Двухэтажный вагон или двухъярусный вагон — вагон, в котором для увеличения пассажировместимости устроены два салона для пассажиров, один над другим.
Римский троллейбус (итал. Rete filoviaria di Roma) является важной частью общественного транспорт Рима. Система открыта 23 марта 2005, осуществляются ускоренные пассажирские перевозки.
Автоведение — система частичного или полного автоматического (без непосредственного постоянного участия машиниста) управления поездом. В России подобные системы внедрены на Российских железных дорогах, Санкт-Петербургском и Казанском метрополитенах. Система автоведения, используемая на этих линиях, имеет собственное название «Движение».
Высокоскоростной наземный транспорт (ВСНТ) — наземный железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение скоростных поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специализированным путям, либо со скоростью более 200 км/ч по существующим путям. Движение таких поездов, как правило, осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям — высокоскоростной магистрали (ВСМ), либо на магнитном подвесе (маглев).
Калининградский трамвай — самая западная трамвайная система России, единственная действующая трамвайная система Калининградской области. Является самой старой трамвайной системой на территории современной России (действует с 1895 года). Калининградский трамвай — одна из трёх сохранившихся трамвайных систем России с метровой колеёй (ещё — в Пятигорске и Евпатории).
Экспресс — поезд, судно, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью и меньшим числом остановок. В широком значении: быстрое, без задержек обслуживание, оперативная информация.
Волжский трамва́й — трамвайное хозяйство города Волжский Волгоградской области. Трамвай в Волжском работает с 1963 года. Действует 8 маршрутов. Волжский — единственный город в СССР, где трамвайное движение открыли новые вагоны Gotha T2-62 (В2-62). Систему эксплуатирует МУП «Волжская автоколонна № 1732».
Венские уличные железные дороги ведут свою историю с открытия в 1865 году конки. С 1897 года началась постепенная электрификация сети. Пик развития сети пришёлся на конец 20-х, начало 30-х годов XX века, с этого времени густота и протяжённость сети снижаются в связи с заменой трамвая метрополитеном на наиболее загруженных направлениях.
Подробнее: Венский трамвай
Тунисский трамвай (фр. Métro léger de Tunis, араб. المترو الخفيف لمدينة تونس) — система легкорельсового транспорта в виде современного высокопровозного многовагонного скоростного трамвая в городе Тунис, выходящая также в некоторые его пригороды. Несмотря на присутствие слова Métro в названии, метрополитеном не является. Открыта в 1985 году. Общая длина 8-ми линий — 32 км, всего в системе 66 станций. С сетью трамвая связан пригордно-городской поезд TGM, который также обслуживает город и некоторые...
1000 мм, метро́вая колея́ — ширина колеи узкоколейных железных дорог. Расстояние между внутренними гранями головок рельсов составляет 1 метр или 1000 миллиметров.
Поезд с наклоняемым кузовом (англ. Tilting train) — тип поезда с механизмом наклона вагонов при повороте, позволяющим проходить повороты на обычной железной дороге с бо́льшей скоростью без ощущения дискомфорта пассажирами.
Легкоре́льсовый тра́нспорт (также Лёгкий рельсовый транспорт, ЛРТ, от англ. Light Rail) — городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъёмностью и скоростью сообщения.
Железнодорожный транспорт Франции — сеть железных дорог во Франции, находящаяся в собственности «Réseau Ferré de France» (RFF) и под управлением «Национальной компании французских железных дорог» (SNCF).
График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов.
Скоростно́й трамва́й — разновидность наземного либо наземно-подземного легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный (реже частично уличный) вид городского пассажирского транспорта.
Челно́чное движе́ние — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая), при котором один и тот же поезд двигается в обе стороны по одному и тому же пути, без оборота в конечных пунктах.
Железнодорожный путь совмещённой колеи предназначен для использования подвижным составом с разной шириной колеи.
Подробнее: Совмещённая колея
Нижегородская городская электричка — один из видов рельсового транспорта Нижнего Новгорода. Вместе с метрополитеном образует систему скоростного рельсового транспорта города. Состоит из двух линий — Сормовской и Приокской. Основана на базе ГЖД 24 июня 2013 года, как дополнение к метрополитену.
Сортиро́вочная ста́нция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.
Парк путей — группа станционных путей одного назначения, специализированных в зависимости от характера и объема работы станции.
Трамва́й Росто́ва-на-Дону ́ — единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей с 1887 года. В 2018 году стоимость проезда в трамвае составляет 17 руб., льготный проезд для пенсионеров и школьников — 8,5 руб. (по транспортной карте). Оплата при входе водителю.
Ве́нский метрополите́н (нем. Wiener U-Bahn) — система линий метрополитена в Вене, состоящая из пяти линий. Является, наряду с S-Bahnом, трамваем и автобусной сетью, важной составляющей общественного транспорта столицы Австрии.
Конта́ктный рельс — жёсткий контактный провод или третий рельс, предназначенный для осуществления скользящего контакта с токоприёмником подвижного состава (электровоза, моторного вагона) изобретенный афро-американским инженером Гранвиллом Вудсом.
Лёгкое метро, лёгкий метрополитен — вид регулярного скоростного внеуличного рельсового городского транспорта. По своим характеристикам занимает промежуточное положение между классическим метрополитеном и легкорельсовым транспортом.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Перехва́тывающая парко́вка — стоянка, располагающаяся вблизи автотранспортных путей следования населения из места проживания (как правило, периферийные, жилые зоны города) в места осуществления трудовой деятельности (если она осуществляется в деловой части города, то такие места, как правило, находятся в центре городского пространства). Перехватывающие парковки позволяют уменьшить загруженность автотранспортной системы города, освободив её от части личного автотранспорта. Обычно размещаются вблизи...
Нижегоро́дский трамва́й — система трамвая в Нижнем Новгороде, работающая с 1896 года, одна из старейших трамвайных систем в России.
Невский экспресс (№747А/748А) — скоростной пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Поезд был введён в эксплуатацию 11 июня 2001 года.
Берли́нская городска́я электри́чка (S-Bahn) (нем. S-Bahn Berlin) — пригородно-городской поезд (S-Bahn), один из видов общественного транспорта в Берлине и Бранденбурге, Берлинской агломерации.
Пике́т (от фр. piquet — кол) — точка разметки расстояния на железнодорожных линиях, как правило, с шагом 100 м. На местности обозначается столбиком (пикетным знаком) с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.
Трамва́й (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь), — наземная электрическая железная дорога, вид уличного и частично уличного общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам, используемый преимущественно в городах.Трамвай является одним из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта, из существующих в начале XXI века...
«Авро́ра » — скоростной фирменный поезд № 159А/160А сообщением Москва — Ленинград (Санкт-Петербург), Октябрьской железной дороги. В начале эксплуатации и до 1984 года (по другим данным 1985 года) поезд имел № 9/10. Курсировал между двумя столицами с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. В конце 2009 года ему на смену пришёл скоростной экспресс «Сапсан». Также на этом же маршруте с 2001 года действует во многом аналогичный скоростной поезд локомотивной тяги «Невский экспресс», а в 1984—2009 годах...
Трамва́йно-пешехо́дная у́лица — часть улично-дорожной сети, предназначенная для движения трамваев, пешеходов, велосипедистов и автомобилей экстренных служб. Движение частного автотранспорта по данной улице запрещено. В ночное время по данной улице возможен проезд коммунальной уборочной техники и автомобилей, обслуживающих торговые точки на данной улице (при условии отсутствия альтернативных проездов). В некоторых городах Европы (например Алексантеринкату в Хельсинки) допускается проезд по трамвайно-пешеходной...
Здесь приведён
список действующих метрополитенов мира, согласно их определению Международным союзом общественного транспорта и Робертом Швандлем, автора более 30 книг о метро. На март 2019 года в мире насчитывается 188 систем метрополитена в 175 городах 56 стран. Первым метрополитеном стал Лондонский, открытый в 1863 году и впервые электрифицированный в 1890 году. Он же является самым старым в мире. Самым длинным является Шанхайский метрополитен, а самым загруженным — Пекинский. По количеству станций...
Брюссельский метрополитен — система линий метрополитена в столице Бельгии Брюсселе. Единственный полноценный метрополитен Бельгии (так называемое лёгкое метро Шарлеруа является по сути сетью скоростного трамвая, пре-метро в Антверпене — подземный трамвай). Открыт в 1976. Насчитывает 59 станций. Общая продолжительность линий 39,9 км. Среднее расстояние между станциями примерно 650 метров. Эксплуатирует метро муниципальное предприятие STIB/MIVB.