Связанные понятия
Скай-лобби (англ. Sky lobby, дословно «Небесный вестибюль») — это этаж — пересадочный пункт в небоскрёбах, где люди могут пересесть со специального экспресс-лифта, который останавливается только на этажах скай-лобби, на местный лифт, который уже останавливается на всех этажах данного сегмента здания. Расстояние между скай-лобби составляет, как правило, 20—50 этажей.
Лифт (англ. to lift — поднимать) — разновидность грузоподъёмной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жёстким направляющим.
Двухэтажный транспорт (иногда Двухэтажник, Двухэтажка) — любое двухэтажное транспортное средство (автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолёт, лифт), которое имеет два уровня (палубы) для пассажиров, один выше другого. Может также относиться к дорогам и мостам, у которых проезжие части расположены одна над другой.
Телескопи́ческий трап (иначе телетра́п, также разговорные «рукав», «хобот») — устройство для сообщения самолёта со зданием аэровокзала, без промежуточного выхода на улицу. Гораздо реже телетрап используется в портах для перехода пассажиров из здания морского вокзала на корабль.
Ста́нция закры́того ти́па — станция, посадочная платформа на которой для защиты от прибывающих поездов огорожена от станционных путей стеной, двери в которой открываются во время посадки в вагоны. Конструкция предназначена для предотвращения падения людей на пути, а также ограничения несанкционированного доступа в тоннели метрополитена.
Лифт непрерывного действия (жарг. патерностер, от новолат. paternoster — чётки, дословно «Отче наш») — непрерывно движущийся пассажирский лифт с кабинами на двух человек без дверей.
Двухэтажный автобус — автобус, имеющий два этажа или палубы. Двухэтажные автобусы массово использовались в качестве городского транспорта в Великобритании, а также используются и ныне в некоторых городах Европы, Азии, Австралии. Известнейшим двухэтажным автобусом является, например, лондонский даблдеккер «Рутмастер» (англ. Routemaster), ставший символом города и, возможно, самым узнаваемым автобусом в мире. Кроме того, существуют и междугородние модели двухэтажных автобусов.
Двухэтажный вагон или двухъярусный вагон — вагон, в котором для увеличения пассажировместимости устроены два салона для пассажиров, один над другим.
Та́мбур (фр. tambour «барабан») — небольшое проходное помещение между наружными и внутренними дверями на входе в здание. Тамбур является тепловым шлюзом и препятствует проникновению холодного воздуха с улицы в здание. Тамбур рассчитан на нахождение в нём одного или нескольких человек, оборудования, вагонеток и т.д.Тамбур-шлюз — один из видов заполнения проёмов в противопожарных преградах. К ограждающим конструкциям и заполнениям проёмов предъявляются требования по огнестойкости и пожарной безопасности...
Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница, что в свою очередь от scala — лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30—35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор или с помощью линейного привода.
Двухэтажный городской транспорт — любое городское двухэтажное транспортное средство (автобус, трамвай, троллейбус, конка), имеющее два уровня для пассажиров, расположенных один над другим.
Прицеп-трансформер — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Галерейный дом — тип многоэтажного жилого дома, в котором доступ в квартиры осуществляется с открытых галерей с одной стороны здания. Галереи соединяются как минимум двумя лестницами (два пути эвакуации), иногда и лифтами.
Пассажирский конвейер — движущаяся бесступенчатая дорожка, которая позволяет ускорить или облегчить передвижение пешеходов.
Зал ожидания — место на вокзале, оборудованное для длительного пребывания пассажиров. Одно из важнейших помещений в структуре здания. Является неотъемлемой частью автостанции, аэропорта, вокзала, порта.Может проектироваться как отдельное помещение либо в составе общего пассажирского зала. В последнем случае зал ожидания...
Вагонза́к (вагон для перевозки спецконтингента) — специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.
Фуникулёр (фр. funiculaire, произв. от лат. funiculus — верёвка, канат) — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутой трассе. Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.
81-765/766/767 «Москва» — тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускаемый с 2016 года заводом ОАО «Метровагонмаш» и Октябрьским электровагоноремонтным заводом (ОЭВРЗ) с 2018 года по заказу Московского метрополитена. Вагоны модели 81-765 — моторные головные, 81-766 — моторные промежуточные, 81-767 — прицепные промежуточные.
Парадокс лифта — парадокс, впервые отмеченный Марвином Стерном и Георгием Гамовым, физиками, которые работали в офисах на разных этажах многоэтажного здания. Гамов, офис которого располагался в нижней части здания, заметил, что лифт, первым приезжающий на его этаж, чаще всего двигается вниз. В то время как Стерн, с офисом в верхней части здания, заметил, что первый лифт, который останавливается на его этаже, чаще всего идёт вверх.
Купе (вагон второго класса) — один из типов пассажирских вагонов. На железных дорогах государств СНГ и Балтии стандартная конфигурация – 9 купе по 4 места в каждом (2 верхних, 2 нижних). В других странах встречаются разные варианты компоновки от 3 до 6 мест в каждом купе. В зависимости от типа поезда купе могут иметь как спальные так и сидячие места. Современные купейные вагоны, курсирующие по железным дорогам России, изготавливаются на Тверском вагоностроительном заводе.
Кабуз (англ. Caboose, тормозной вагон) — термин, используемый на железных дорогах Северной Америки для обозначения специальных вагонов, включаемых в конец грузового железнодорожного состава. Первоначально кабузы служили для размещения экипажа состава, который требовался для перевода стрелок, маневровых работ, наблюдения за грузом во время движения и небольшого ремонта и представлял собой платформу, с поставленной на неё кабиной.
«Регистан » (узб. «Registón») — фирменный скорый поезд, курсирующий по маршруту Ташкент — Самарканд и Самарканд — Ташкент три раза в неделю. Назван в честь знаменитой площади - Регистан в Самарканде.
Эвакуационный выход — выход (в здании или сооружении), ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону..
Железнодоро́жный тра́нспорт — вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. В отличие от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по которым он идёт. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими...
Трамва́й (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь), — наземная электрическая железная дорога, вид уличного и частично уличного общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам, используемый преимущественно в городах.Трамвай является одним из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта, из существующих в начале XXI века...
Блок-контейнер — объёмный элемент полной заводской готовности, может быть замкнутым, незамкнутым, трансформируемым. Блок-контейнеры являются объёмными конструктивными элементами мобильных зданий и сооружений контейнерного или сборно-разборного типа (например, модульных зданий).
Кабина — часть транспортного средства или иной машины, в которой при управлении работает водитель (автомобили), пилот (воздушный транспорт), машинист (железнодорожный транспорт, землеройная и строительная техника), рулевой (водный транспорт) или оператор (другая различная техника).
ЭМИЗ — модель пассажирского и грузового подъёмника (лифта), получившая своё название по названию электромеханического инструментального завода, (сокращенно — ЭМИЗ, ныне завод ЭМОЗ, г. Москва), который в 1955—1959 осуществлял наиболее массовый выпуск лифтов данной модели.
Многоярусный автоматический паркинг (сокр. МАП) — многоуровневый паркинг, выполненный в двух и более уровнях металлической или бетонной конструкции/сооружения, для хранения автомобилей, в котором парковка/выдача производится в автоматическом режиме, с использованием специальных механизированных устройств. Перемещение автомобиля внутри паркинга происходит с выключенным двигателем автомобиля (без присутствия человека). По сравнению с традиционными паркингами, МАП значительно экономит площадь, отводимую...
Автоматические платформенные ворота (англ. Automatic platform gate) — система, состоящая из барьера в виде ограждения различной высоты с раздвижными дверьми, чаще всего из стекла, не доходящего до потолка и не изолирующего полностью станцию от путей, она обычно составляет лишь половину высоты системы платформенных раздвижных дверей (например, станция Син-Накано), но иногда оно достигает высоты поезда (например станция Ang Mo Kio MRT Station). Располагается на краю железнодорожных платформ в целях...
Подвал — этаж здания с уровнем пола ниже уровня земли более чем на половину высоты помещений или первый подземный этаж. Служит для размещения различного оборудования, припасов. Характеризуется стабильностью суточных и годовых температур за счёт теплоизолирующих свойств земли и отсутствием естественного солнечного освещения.
Жёлоб безопасности (в просторечии — лежак) — углубление между рельсами станционных путей, предназначенное для спасения людей, оказавшихся на железнодорожном полотне, от наезда поезда. Чаще всего встречается в метрополитенах.
Зона отдыха экипажа — отсек или специально отведённое место внутри самолёта, предназначенное для отдыха членов экипажа при выполнении дальних рейсов. Поскольку максимально допустимая продолжительность работы экипажа ограничена авиационным регламентом, а иногда также трудовым законодательством, рейсы, по длительности превышающие это время, выполняются со сменными экипажами. Члены экипажа могут воспользоваться зонами отдыха в нерабочее время.
Автодом, или трейлер (также кемпер, автодача, караван) — автомобиль с жилым помещением в фургоне, либо отдельным в виде прицепа, либо совмещённым с самим автомобилем. Прототипом домов на колесах и их начальным вариантом являются передвижные повозки фургоны древних людей, которые вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством, в том числе и разведением лошадей. Чаще всего производители используют шасси лёгких грузовиков и устанавливают на него жилой модуль. Кабина автомобиля при этом связана...
Подробнее: Дом на колёсах
Гондола (англ. Gondola, gondola car) — термин, используемый на железных дорогах США для обозначения полувагонов, предназначенных для перевозки сыпучих материалов. Благодаря низким бортам этот тип вагонов также может быть использован для перевозки стальных листов, промышленных катушек и прочих больших грузов, допускающих перевозку в открытом виде.
Механизи́рованная автомоби́льная стоя́нка (сокр. МАС) — автомобильная стоянка, в которой для транспортировки автомобилей применяются специальные механизированные устройства. По сравнению с традиционными наиболее распространёнными типами автостоянок МАС позволяют эффективнее использовать пространство, в том числе сложной конфигурации, выделенное для парковки автомобилей.
Автомобильный накопитель элеваторного типа (АНЭТ) (англ. rotary parking, нем. Paternoster) (другие названия: роторная парковка, роторный паркинг, роторная стоянка, парковочная система вертикального циркуляционного типа, парковочная система роторного (карусельного) типа, патерностер) — роторная система парковки автомобилей, обеспечивающая продолжительное хранение автомобилей на её несущих платформах.
Этаж (от фр. étage), или уровень — часть пространства здания между двумя горизонтальными перекрытиями (между полом и потолком), где располагаются помещения; уровень здания над (или под) уровнем земли.
ЭС1 (ЭС1П) / ЭС2Г (ЭС2ГП) (Электропоезд Сименс, 1-й / 2-й тип, Городской, «Премиум») — семейство пассажирских электропоездов с общим коммерческим названием «Ласточка». Создано на основе платформы Siemens Desiro для ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Электропоезда ЭС1 и ЭС1П — двухсистемные (постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ), ЭС2Г и ЭС2ГП — постоянного тока 3 кВ.
Подробнее: Ласточка (электропоезд)
Макет железной дороги — это макет, воссоздающий объекты железной дороги в миниатюре. Макет может содержать модель железнодорожной станции, части перегона, подъездных путей, локомотивного или вагонного депо. Создание макетов железной дороги — предмет железнодорожного моделизма.
Багажная карусель (в России обычно применяется не совсем точное название ленточный транспортёр) — устройство, расположенное в зале прилёта аэропорта, предназначенное для доставки багажа пассажирам.
Секционные ворота (англ. section, рус. секция) — разновидность ворот, конструкция которых представляет собой соединённые петлями секции. Секции передвигаются по направляющим шинам, прикреплённым к краям проёма и заведённым под потолок помещения. При открывании ворот, секции одна за другой уходят под перекрытие строения, размещаясь в пространстве под потолком.
Проезд снаружи поездов (также используются термины «трейнсёрфинг» (от англ. train — поезд и surfing — сёрфинг, «езда вдоль поверхности»), «трейнхоппинг» («трейнхоп») (от англ. train hop — запрыгивание на поезд) или «зацепинг») — способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, переходных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном...
Бемо (индон. Bemo) — система небольших рейсовых микроавтобусов в Индонезии, в том числе и на острове Бали. Часто бемо имеют отдельную кабину для водителя и салон, оборудованный продольными (вдоль бортов) местами для сидения, вход в который осуществляется только сзади через дверь или просто проём. Бемо массово использовались до середины 1990-х годов, но сохранились и в настоящее время, преимущественно в небольших городах.
81-760/761 «Ока» — модель электровагонов метрополитена, выпускавшихся заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2010 года и Тверским вагоностроительным заводом с 2011 года по 2016 год. Вагон модели 81-760 является моторным головным (Мг), модели 81-761 — моторным промежуточным (Мп). На основе базовой модели также были созданы поезда модификаций А (81-760А/761А/763А «Ока») и Б (81-760Б/761Б/763Б «Ока») со сквозным проходом, у которых добавлен вагон модели 81-763 — прицепной промежуточный (Пп).
Второй свет в архитектуре — помещение с отсутствующими потолочными перекрытиями на одном или нескольких этажах. Такая конструкция создает ощущение большого пространства, легкого и воздушного.
Вертодро́м , вертолётная станция — небольшой аэропорт, предназначенный для обслуживания только вертолётов.
Мебельный лифт — мобильная конструкция на передвижной платформе, зачастую в виде автоприцепа, используемая для транспортировки мебели. Этот лифт изобретен в Германии в начале 80-х годов для облегчения труда грузчиков и решения проблемы проноса мебели через узкие оконные или дверные проёмы. Особенно популярной эта конструкция стала в Голландии, где традиционно строятся дома с очень зауженными дверными проёмами.
Сдвижная дверь — тип двери, открывающейся сдвигом (обычно горизонтально) вдоль специальной направляющей. В небольших автомобилях сдвижные двери практически не используются, но зато активно применяются в микро- и обычных автобусах, чтобы обеспечить посадку-высадку, не заграждая тротуар (как распашной дверью). Они часто используются на боковой стороне грузовых фургонов, так как аналогичным образом позволяют произвести погрузку/выгрузку крупногабаритного оборудования не заграждая доступ. Сдвижные двери...
Турнике́т (фр. tourniquet) — устройство, предназначенное для ограничения прохода людей в случае, когда необходима проверка права входа и выхода для каждого проходящего. Основная задача турникета — создать физическую преграду перед человеком, до его авторизации, которая может осуществляться с помощью механизмов или электронных устройств, или до принятия решения сотрудником, отвечающим за пропуск на территорию. Турникет относится к классу систем контроля и управления доступом (СКУД).