Связанные понятия
Традиционная тибетская медицина — традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5-7 вв. Сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы.В современной медицинской науке оценки тибетской медицины неоднозначны.
Ним , или Ниим, или Азадирахта индийская (лат. Azadirachta indica), также маргоза — древесное растение, вид рода Азадирахта (Azadirachta) семейства Мелиевые. Происходит из тропических и субтропических районов Пакистана, Бангладеш, Индии и Мьянмы.
Традиционная китайская медицина (ТКМ, англ. Traditional Chinese Medicine, TCM) — система современных учений и практик, зародившаяся в Древнем Китае и возникшая из внимательного наблюдения за функционированием человеческого организма и последующей систематизации этих наблюдений с использованием характерной для данного региона парадигмы, которую можно охарактеризовать как учение о символах и числах. В Китае рассматривается как часть науки о «воспитании жизни» («ян шэн сюе» — 養生學), куда помимо медицины...
Рудра́кша (санскр. रूद्राक्ष — «глаза Рудры» , лат. Elaeocarpus ganitrus) — вид вечнозелёных широколиственных деревьев семейства элеокарповых. Произрастает по преимуществу на Индо-Гангской равнине и в предгорьях Гималаев. Используется в народной медицине. Древесина рудракши светло-белого цвета. Она достаточно прочна, за что её ценят — так, во время Второй мировой войны её использовали для изготовления самолётных винтов.
Са́дху (санскр. साधु, sādhu IAST) — термин, которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.
Упоминания в литературе
Надо сказать, что Герберт Шелтон не имел классического медицинского образования (что само по себе часто ставится ему в вину его оппонентами). Однако образование Шелтона было весьма разносторонним. Он успешно окончил колледж врачей, «не признающих лекарств», аспирантуру в специальном колледже хиропрактиков, школу врачей-натуропатов. Шелтон пропагандировал исцеление человека природными факторами – водой, воздухом, отдыхом, выполнением физических упражнений, а также питанием натуральными продуктами. Кроме того, он посвящал много времени учению
аюрведы – традиционной древнеиндийской медицины и философии. Будучи талантливым писателем, Шелтон издал семь томов, посвященных здоровому образу жизни, теориям болезни и оздоровления, а также правильному питанию как одному из главных условий хорошего самочувствия и долголетия. Принципы раздельного питания он впервые опубликовал в книге «Правильные сочетания пищевых продуктов». В работе «Ортотрофия. Основы правильного питания» Шелтон изложил целую философию питания. Подчеркивая сложность механизмов расщепления и усвоения пищи и важную их роль для нормального состояния и самочувствия человека, Шелтон писал: «Питание – это сумма всех процессов и функций, определяющих рост и развитие, поддерживание и восстановление организма, его воспроизводство. Это – восстановление тканей, а не просто накопление жира или стимуляция жизненных сил».
Аюрведа сравнивает врача с воином. Как воин, владеющий многими видами оружия, будет более эффективен в сражении, так и врач, обучившийся многим методам лечения, быстрее победит болезнь. Вайдьи очень хорошо знали принципы питания и образа жизни, которые необходимо назначать пациенту в соответствии с его типом конституции, возрастом, местом проживания и возможными недугами. Они владели наукой мармавидьи, включавшей в себя акупунктуру, хиропрактику (диагностику по ладони), точечный массаж и гирудотерапию. Арийский медик имел совершенные знания в лечении травами и минералами. Он был обучен элементам йоги и методам медитации; должен был вести праведный образ жизни. Аюрведа, как достаточно гибкая система, давала возможность повсеместного ее применения без ограничения времени. Об этом гласил ведический принцип передачи знания: «место – время – обстоятельства». Иначе говоря, знание не следует переносить механически; его необходимо приспособить к местным условиям.
Однако образование Шелтона было весьма разносторонним. Он успешно окончил колледж врачей, «не признающих лекарств», аспирантуру в специальном колледже хиропрактиков, школу врачей-натуропатов. Шелтон пропагандировал исцеление человека природными факторами – водой, воздухом, отдыхом, выполнением физических упражнений, а также питанием натуральными, естественными продуктами. Кроме того, он посвящал много времени учению
аюрведы – традиционной древнеиндийской медицины и философии. Будучи талантливым писателем, Шелтон издал семь томов, посвященных здоровому образу жизни, теориям болезни и оздоровления, а также правильному питанию как одному из главных условий хорошего самочувствия и долголетия. Принципы раздельного питания он впервые опубликовал в книге «Правильные сочетания пищевых продуктов». В работе «Ортотрофия. Основы правильного питания» Шелтон изложил целую философию питания. Подчеркивая сложность механизмов расщепления и усвоения пищи и важную их роль для нормального состояния и самочувствия человека, Шелтон писал: «Питание – это сумма всех процессов и функций, определяющих рост и развитие, поддерживание и восстановление организма, его воспроизводство. Это – восстановление тканей, а не просто накопление жира или стимуляция жизненных сил».
Представление о болезнях как о следствии загрязнения организма вредными веществами сформировалось очень давно. Древние врачи разработали немало способов очищения. Одним из наиболее ценных источников подобных знаний является
Аюрведа – древнеиндийский медико-философский трактат, название которого приблизительно можно перевести как «чистое знание о жизни». Согласно аюрведическим представлениям, гармония и счастье, о которых мечтают люди, являются не абстрактными категориями, а вполне реальными целями, достичь которые может практически любой человек. В текстах Аюрведы содержатся не только общие философские рассуждения, но и конкретные рекомендации, касающиеся достижения этих целей. В Аюрведе собрано значительное количество советов по оздоровлению и очищению организма.
Когда равновесие дош нарушается в процессе нездоровой жизни, они становятся теми силами, которые вызывают болезненные процессы. Поэтому приведение их в гармоничное, близкое к врожденному типу конституции состояние, а потом и коррекция врожденного типа конституции по необходимости является главной задачей
Аюрведы . То есть, проще говоря, следует не только «потушить огонь» болезни, но и проработать глубинные причины, вызвавшие эту болезнь. Исходя из этой концепции и была создана Аюрведа, «наука о жизни» с санскрита. Это целостное медицинское и философское знание подходит к лечению человека ИНДИВИДУАЛЬНО, согласно его типу конституции, а не назначается всем одна таблетка и к тому же в одной дозировке: аспирин от простуды, но-шпа от боли в животе, а мезим при несварении. Хотя Аюрведа работает в основном с препаратами растительного происхождения, но обычный врач, использующий обычные химические препараты, должен знать, что, например, тот же аспирин очень аккуратно надо принимать людям с лидирующей Питта-дошей, так как они склонны к эрозивным процессам слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. Субтильным Вата-пациентам надо назначать препараты в минимальных дозах, Капхам – в больших дозировках. Если Питтам полезны лекарственные горечи, то Ватам они категорически противопоказаны. Врачу необходимо уделять достаточно внимания укреплению печени и коррекции функций желчевыводящих путей у пациентов Питта-типа, это их «больное место», для Ват в первую очередь назначать успокаивающие препараты, и так далее.
Связанные понятия (продолжение)
Йо́га (дев. योग, IAST: yoga) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.
Литература индуизма — тексты, являющиеся частью литературной традиции индуизма, большая часть которых была составлена на санскрите. Ключевую роль в изучении Вед и других санскритских текстов индуизма, играют морфология и лингвистическая философия.
Гхи , или ги (хинди घी, бенг. ঘি) — разновидность очищенного топлёного масла, которое широко используется в Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка) для приготовления пищи, лечения и проведения религиозных ритуалов. Один из наиболее популярных и характерных продуктов индийской кухни.
Бра́хманы или брами́ны (от санскритского слова IAST Brāhmaṇa IAST; дев. ब्राह्मण) — члены высшей варны индуистского общества.
Са́дхана (Sādhanā IAST, साधना IAST) — санскритский термин, которым в индуизме и буддизме называют духовную практику и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то». Садхана включает в себя ряд духовных дисциплин различных индуистских и буддийских традиций. Садхане следуют ради достижения разных духовных и ритуальных целей, ради духовного очищения и прогресса в духовной жизни. Целями садханы могут быть достижение духовного просветления, чистая любовь к Богу, освобождение из цикла...
Нетрадиционная медицина , Альтернативная медицина или Парамедицина — собирательное название методов, претендующих на способность лечить (или предупреждать) болезни, эффективность и безопасность которых не была доказана научным методом. Типичными примерами являются гомеопатия, акупунктура и натуропатия. Нетрадиционную медицину называют альтернативной, так как она часто применяется вместо официальной медицины. Также альтернативной называют и парамедицину. При этом слово парамедик (англ. paramedic, термин...
Праная́ма (санскрит प्राणायाम , Prāṇāyāma IAST, букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений в йоге. Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии. Пранаяма упоминается в «Йога-сутрах» Патанджали, описывается в Хатха-йога-прадипика, Сиддха-сиддханта паддхати и других текстах.
Та́пас (санскр. तपस्, Tapas IAST, «тепло», «жар», «истязание», «аскеза») — в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип, лежащий и в основе мироздания, и в основе религиозного благочестивого поведения. Упоминается ещё в «Ригведе» (VIII, 59, 6; X, 109, 4; 136, 2; 190, 1), где описывается его творческий потенциал на космическом и спиритуальном уровнях. Е. А. Торчинов указывает на то, что слово «тапас» означает не всякое тепло, а тепло птицы, высиживающей птенцов...
Гу́ру ́ (санскр. गुरू — достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер) в индуизме и буддизме — духовный наставник, учитель. В пенджабском сикхизме — титул главы религиозной общины.
Амри́та (санскр. अमृत, amṛta IAST, «бессмертный») — в индуистской мифологии — напиток богов, делающий их бессмертными. Предание гласит, что амриту получали путём пахтания Молочного океана (кширодаматхана). Богам амриту доставляла Мохини.
Си́ддхи (санскр. सिद्धिः, siddhi IAST) — сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов (махасиддхов).
Фитотерапи́я (от др.-греч. φυτόν — «растение» и θεραπεία — «лечение», уст. траволечение) — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них. Лекарственные растения могут применять в свежем, сушеном виде, а также путем выделения из них действующих веществ с помощью несложной обработки, которая сохраняет структуру природного комплекса компонентов (настой, экстракт и др.).
Шра́ута (санскр. श्रौतम् Śrautam IAST) — консервативная ритуалистическая традиция ведийской религии в индуизме, основанная на священных писаниях шрути. Практикуется по сегодняшний день в некоторых местах в Индии и является малочисленным течением в современном индуизме. Термин «шраута» представляет собой вриддхи (производное) от «шрути», также как смарта — от смрити.
Инди́йские (дхарми́ческие) рели́гии — религии, сложившиеся на Индийском субконтиненте. К индийским религиям относят индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, включая все их течения и родственные им религиозные традиции. Индийские религии представляют собой подгруппу восточных религий. Они имеют схожую систему основных верований, основанных на дхарме, способов поклонения и связанных с ними религиозных практик, что объясняется общностью их исторического развития, в ходе которого они оказали влияние друг...
Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма.
Подробнее: Направления индуизма
Бхагавадги́та (Бхагавад-гита, или просто «Гита»; санскр. भगवद् गीता, Bhagavad Gītā IAST «Песнь Го́спода») — памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, часть шестой книги «Махабхараты» (Бхишмапарва, главы 23—40), состоит из 18 глав и 700 стихов. Один из базовых текстов индуистской философии.
Пра́на (санскр. प्राण prāṇa IAST — букв «дыхание» или «жизнь») — в йоге, традиционной индийской медицине, эзотерике — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз.
Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).
Смри́ти (санскр. स्मृति, smṛti IAST «запомненное») — категория священных писаний индуизма. Термин обычно используется по отношению к текстам, дополняющим шрути — изначальные ведийские писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить...
А́гама (санскр. आगम, āgama IAST) — термин в индуизме. Употребляется как общее название одной из категорий индуистских священных писаний и также применяется для обозначения конкретных текстов некоторых направлений индуизма. К агамам принадлежит большое количество индуистских санскритских текстов. Существуют шиваитские, вайшнавские и шактистские агамы. В шиваитских агамах высшей реальностью провозглашается Шива. В вайшнавских агамах (Панчаратре и Вайкханаса-самхитах) верховным Богом объявляется Вишну...
Корова почитается как свяще́нное животное в индуизме, джайнизме, зороастризме, также почиталась ранее в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Употребление говядины и даже забой коров в индуизме является табу. Из-за этого табу возник фразеологизм «священная корова» — тот, кто обладает правовым иммунитетом.
Сома (санскр. सोम), от протоиндоиранского *sauma-) — важный ритуальный напиток у индоиранцев и в более поздних ведийской и древнеперсидской культурах, персонифицируемый как бог.
Ша́стра (санскр. शस्त्र, śāstra IAST, «наставление, правило, руководство, сборник, священная книга или трактат», «призыв, гимн») — вид пояснительного текста, использующийся в индийских религиях; комментарий к сутре. В более широком смысле шастра — знание о каком либо предмете или узкой области науки. Например, обозначение умения владения каким-либо типом оружия (например, астра-шастра (санскр. अस्त्र, astra IAST, «виды метательного оружия»). В трактате «Артхашастра», написание которого приписывают...
Ма́нтра (санскр. मन्त्र) — набор звуков, отдельных фонем, слов или группы слов на санскрите, которые, по мнению практикующих, имеют резонансное (активируют зоны тела), психологическое и духовное воздействия.Мантра — может применяться как формула почитания. Мантры — одна из основных тем, освещенных в индийских шастрах ведийского происхождения.
Джайни́зм (санскр. जैन, jaina IAST от санскр. जिन, jina IAST, «победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного...
Брахма́ны (санскр. ब्राह्मण, Brāhmaṇa IAST) — священные писания индуизма, часть литературы шрути. Представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие ведийские ритуалы.
Сама́дхи (от санскр. समाधि, samādhi IAST — «умственная, или внутренняя, собранность») — используется термин в индуистской и буддийской медитативных практиках. Самадхи есть то состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом). В буддизме самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (благородный восьмеричный путь), подводящая человека вплотную к нирване.
Аса́на (а́сана) (санскр. आसन, āsana IAST, aasana — сидячая поза, место для сидения, поза) — согласно Йога-сутрам Патанджали, «это положение тела, которое удобно и устойчиво».
Как отмечает Клаус Клостермайер, само понятие «история индуизма» является внутренне противоречивым. Индуисты называют свою традицию санатана-дхарма «вечной дхармой», а всё, что имеет религиозное значение, считают анади — не имеющим начала. В случае с индуизмом, его история не играет в изучении традиции ту же роль, что в христианстве или буддизме. Возникновение индуизма и его развитие не связаны с каким-либо центральным историческим событием или общим историческим движением. Большинство индуистов...
Подробнее: История индуизма
Нади (санскр. नाडी, nāḍī IAST — канал, трубка, вена, пульс) — система каналов (шротов), по которым в соответствии с представлениями йоги и тантры движется жизненная энергия (прана). Слово «нади» происходит от корня «nad», означающего «полую трубку», «звук», «вибрацию» и «резонанс». Также нади переводят как «движение», происхождение санскритского термина от корня «nad» (नद्).
Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma IAST), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
Хари (санскр. हरि) — одно из имён Вишну и Кришны в индуизме, числится как 650-е имя в «Вишну-сахасранаме». На санскрите «хари» означает жёлтый или жёлто-коричневый цвет (цвет Солнца и сома). Термин широко используется в индуистской литературе, буддистской, джайнистской и сикхской религиях.
Шру́ти (санскр. श्रुति śruti IAST «услышанное») — канон священных текстов индуизма, изначальные богооткровенные ведийские тексты. Согласно принятой в современной индологической науке точке зрения, они не относятся к какому-то определённому историческому периоду, а принадлежат к различным этапам развития индуизма — от времени, когда были составлены самые древние ведийские тексты — до послеведийского периода упанишад канона муктика. Другой основной категорией священных писаний индуизма являются смрити...
Джна́на , джня́на или гья́на (санскр. ज्ञान, jñāna IAST) — санскритский термин, который означает «знание». В философии индуизма обычно используется для указания на «истинное знание». В монистических направлениях индуизма, таком как адвайта-веданта, совершенством джнаны является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. Часто в индийской философии для этого используется термин «атма-джнана» который обычно переводят как «самоосознание...
Ахи́мса (санскр. अहिंसा, ahiṃsā IAST) — поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, направленное против самого зла, а не против людей, его творящих (отсутствие ненависти). Ахимса, непричинение вреда, состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом — ни мыслью, ни словом, ни делом.
Санньяса (деванагари: संन्यास, sannyāsa IAST — «отречение») — этап жизни в индуизме, который характеризуется отказом от материальной жизни и сосредоточением на духовном. Человек на этапе санньясы называется санньяси, или санньясин.
Сва́ми (санскр. स्वामी - букв. "господин", санскр.) — почётный титул в индуизме. Обращение используется как к мужчинам, так и к женщинам.
Кундалини (санскр. कुण्डलिनी, kuṇḍalinī; лат. Kundalini, «свёрнутый кольцом», «свёрнутый в форме змеи») — в йоге и эзотерике название энергии, сосредоточенной в основании позвоночника человека. Существуют различные методы и практики «пробуждения» Кундалини, то есть подъёма этой энергии вверх по позвоночнику, по основным семи чакрам.
Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведийского периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведийской религии.
Кумкум (бенг. কুমকুম, kumkum IAST, санскр. कुङ्कुम, kuṅkuma IAST) или кумкума — порошок, используемый в индуизме для социальных и религиозных меток.
Ри́ши (иногда рши; санскр. ऋषि, ṛṣi IAST — «провидец», «мудрец») — мудрецы в индуизме, которым боги открыли ведийские гимны.
Дхармаша́стры (Dharmaśāstra IAST в переводе с санкр. — «наставление в дхарме») — древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы.
Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.
Бра́хман (санскр. ब्रह्मन्, МФА: ; от बृह्, brh, «расти, нарастать» и मन्, man, «отражать, верить, мыслить, разум»; первоначально — «молитва») — в индийской идеалистической философии, как в ведийской вообще, так и в йоге в частности, понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.
Аро́матерапи́я — разновидность альтернативной медицины, в которой используются полезные свойства растительных эфирных масел. Используется в салонах красоты и массажных кабинетах.
Упоминания в литературе (продолжение)
Профилактический подход к болезням в
Аюрведе настолько важен, что ему даже уделяется больше внимания, чем лечению. Главная цель Аюрведы – это достижение здоровья путём установления РАВНОВЕСИЯ и ГАРМОНИИ, а не путём борьбы с болезнями. В современной же медицине мы все боремся, успешно боремся, ничего не могу сказать. В лечении острых состояний, в онкопатологии (выявленной на ранней стадии), тяжёлых декомпенсированных состояний, многих инфекционных заболеваний современная медицина очень сильна. Но зачастую пресловутый принцип «за что боролся, на то и напоролся» вылезает в виде побочных эффектов сильнодействующих химических препаратов, и вред от них превышает пользу. Основой профилактических мер является знание типа врождённой конституции человека – знание Пракрити.
Неудивительно, что в наш век химических препаратов
аюрведа получила огромное признание и широкое распространение во всем мире. Прежде всего этому способствовал индивидуальный и целостный подход аюрведических врачей к человеку, при котором организм рассматривается не как совокупность отдельных органов, но как единое целое. Популярность аюрведы обусловлена и тем, что аюрведа использует только природные средства, изучает влияние окружающей среды на тело, ум и душу, а главное – является не просто набором оздоровительных средств, но выраженной в философско-психологических концепциях многовековой мудростью Востока, врачующей душу. Традиция аюрведы рассматривает человека как одухотворенное, творческое проявление Природы, находящееся с ней в тесной взаимосвязи.
Человеческое прикосновение, например рукопожатие, уже открывает для человека целительную силу воздействия массажа. О его оздоравливающих свойствах люди знали уже в древние времена, что могут подтвердить надписи на древнегреческих рельефах, саркофагах и пирамидах, сведения в различных гравюрах, в записях в китайских книгах («Конг-фу». 2698 г. до н. э.), индийских («
Аюрведы ». 1800 г. до н. э.), свидетельствующие о широком использовании массажа для поддержания здоровья, омоложения и лечения различных недугов.
На сегодняшний день очень популярно понятие йоготерапии. Под йоготерапией понимается умение с помощью йоги и
аюрведы поддерживать свое здоровье, умение замедлить процессы старения. Ну а при наличии уже возникших проблем – умение справиться с болезнью без привлечения традиционной медицины, глотания горстей таблеток, кучи обследований и ощущения безнадежности ситуации.
Ответ можно найти в одном из канонических текстов хатха-йоги – Хатха-Йога-Прадипике: «Те, в ком доши находятся в дисбалансе, должны практиковать шесть очистительных действий, прежде чем приступать к пранаяме» [ХЙП, 2:21]. Здесь Сватмарама, автор текста, использует понятийный аппарат
Аюрведы – древней медицинской системы Индии, и под дисбалансом дош понимаются те или иные отклонения в здоровье. Иными словами, приступая к практике пранаямы, нужно трезво оценить состояние своего здоровья и при наличии отклонений использовать очистительные процедуры. Забегая вперед, скажу: использование шаткармы может носить и профилактический характер, помогая избегать проблем со здоровьем, к которым мы имеем индивидуальную склонность.
Авиценна, будучи основателем целого направления медицины в Средней Азии, изучал аюрведические каноны в существовавшем уже тогда переводе на фарси. Таким образом, можно заметить, что
Аюрведа – это не просто традиционная индийская медицина, а древняя традиция, которая была использована в самых разных культурах. Основные принципы Аюрведы, действительно, легко приспособить к любым культурным, историческим, географическим, этнографическим и климатическим условиям. Доказательство этого – невероятный всплеск интереса к ней в наши дни, подтверждающий, что принципы древней медицины могут достаточно эффективно использоваться в условиях современного мира.
В Индии сосуществуют два министерства здравоохранения: одно министерство отвечает за «обычную» медицину, а другое занимается нетрадиционными методами лечения. В штате Керала практикуют только традиционные целители, которые лечат с помощью
Аюрведы . Там обычной медицины нет. Любопытно, что, сравнив однажды статистику, исследователи выяснили, что продолжительность жизни жителей Кералы на 25 % выше!
Древнеиндийская медицина, изложенная в «
Аюрведе » (I в. до н. э.), использовала около 800 растений, которые и в настоящее время актуальны. С III в. н. э. в Индии началось возделывание лекарственных растений.
Древнеиндийская медицина, изложенная в
Аюрведе (I в. до н. э.), использовала около 800 растений, которые произрастают и в настоящее время. С III в. н. э. в Индии началось возделывание лекарственных растений.