Ар брют

Ар брют, или ар-брют (фр. Art brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неогранённое искусство), — направление в изобразительном искусстве середины ХХ века. Понятие ар брют было введено французским художником Ж. Дюбюффе (1901—1985) в 1945 году для обозначения собранной им коллекции картин, исполненных душевнобольными, детьми, внеевропейскими «дикарями» и примитивистами. Жан Дюбюффе, помимо личного воплощения концепции ар брют, выставлял работы упомянутых выше социальных групп. В 1945 году в письме к своему другу, художнику Рене Обержонуа, он впервые употребил в отношении картин из психдиспансера термин «ар-брют» — art brut, «грубое искусство». Он был твердо убежден, что именно такое искусство есть максимально честное и лишено налета стереотипов. Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. В частности, ар брют не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов и т. д.

В качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин искусство аутсайдеров, англ. outsider art (см. также Категория:Маргиналы в искусстве), который ввел в 1972 году искусствовед Роджер Кардинал. Близкие явления — маргинальное искусство, наивное искусство, визионерское или интуитивное искусство, фольк-искусство, новый вымысел (фр. Neuve Invention), примитивизм.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я