Неточные совпадения
Есть два
понимания трансцендентного: или Бог, как трансцендирование моей ограниченности, или как таинственная, актуальная бесконечность, предполагающая отчужденность
человеческой природы, ее внебожественность.
Коллективизм глубоко противоположен
пониманию социализма, как превращения человека из объекта в субъект, он именно имеет тенденцию превращать
человеческую личность в объект.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и
понимание познания как акта целостного духа, экзальтация творчества в
человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.
Торжествовало
понимание христианства, которое я считал искаженным и приспособленным к дурным
человеческим интересам.
Для
понимания сложности и хитрости
человеческой души нужно прибавить: у меня это было вроде того, как богатый человек чувствует, что совсем не дорожит материальными средствами.
Я решаюсь занять собой не только потому, что испытываю потребность себя выразить и отпечатлеть свое лицо, но и потому, что это может способствовать постановке и решению проблем человека и
человеческой судьбы, а также
пониманию нашей эпохи.
Свободой воли особенно дорожили с точки зрения уголовно-процессуального
понимания человеческой жизни.
Понимание Бога и Богочеловека-Христа как судьи и карателя есть лишь выражение
человеческого состояния,
человеческой тьмы и ограниченности, а не истины о Боге и Богочеловеке-Христе.
Это представляет интерес для
понимания противоречивости
человеческой природы вообще.
Никакой позитивизм не в силах искоренить из
человеческого сознания метафизическое
понимание причинности.
Ромашов, дорогой мой, если бы животные, например собаки, обладали даром
понимания человеческой речи и если бы одна из них услышали вчера Дица, ей-богу, она ушла бы из комнаты от стыда.
Часто восстают против так называемого «дагерротипного копированья» действительности, — не лучше ли было бы говорить только, что копировка, так же, как и всякое
человеческое дело, требует
понимания, способности отличать существенные черты от несущественных?
Не говорите о мнениях польского певца, что «это милосердие, святое заблуждение». Нет, это плоды долгой и добросовестной думы, глубокого
понимания судеб славянского мира. Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше
человеческий: это
понимание врагов, потому что
понимание — разом прощение, оправдание, примирение!
Ни один соблазн не удерживает людей так долго в своей власти, не отдаляет так людей от
понимания смысла
человеческой жизни и ее истинного блага, как забота о славе, об одобрении, уважении, похвале людской.
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной
человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее
понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и религиозной философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
Однако что значит в этом смертно-серьезном деле голое
понимание? Требуется что-то другое, гораздо более прочное и глубокое. «Позади твоих мыслей и чувств, брат мой, стоит могучий повелитель, неведомый мудрец, — он называется Сам. Так говорил Заратустра». Этот «Сам» живет не
пониманием, не мыслями, а тем, что непосредственно исходит из глубочайших глубин
человеческой души.
Ясно, что дело тут не в том или ином
понимании жизни и божества, а в чем-то гораздо более существенном и изначальном, — в невероятном обнищании
человеческой природы и, что еще страшнее, в спокойном примирении человека со своим убожеством.
Человеческое сознание подвержено разнообразным иллюзиям в
понимании отношения между этим миром, в котором человек чувствует себя порабощенным, и иным миром, в котором он ждет освобождения.
Человеческое достоинство есть освобождение от рабства, освобождение и от рабьего
понимания религиозной жизни и отношений между человеком и Богом.
Понимание человеческой личности, как микрокосма, противоположно
пониманию органически-иерархическому, которое превращает человек в подчиненную часть целого, общего, универсального.
Единственное истинное гипостазирование есть гипостазирование самого
человеческого существа,
понимание его как личности.
Такого рода антропология совсем не раскрывает учения об образе и подобии Божьем в человеке и может быть источником натуралистического
понимания человеческой природы.
Шекспир, Достоевский, Л. Толстой, Стендаль, Пруст гораздо больше дают для
понимания человеческой природы, чем академические философы и ученые — психологи и социологи.
Существует глубокая пропасть между
пониманием человеческого совершенства и Божественного совершенства.
Духовное же
понимание жизни всегда предполагает не только
человеческую, но и божественную жизнь.
Я отчасти психолог и знаток
человеческого сердца. Психические явления, наблюдаемые мною в окне, доступны моему
пониманию, как таблица умножения. Когда по лицу молодой женщины плавает блаженная улыбка, в моей голове теснятся такие мысли...
Только благодаря такому низкому, мелкому
пониманию значения драмы и появляется среди нас то бесчисленное количество драматических сочинений, описывающих поступки, положения, характеры, настроения людей, не только не имеющих никакого внутреннего содержания, но часто не имеющих никакого
человеческого смысла [Пускай не думает читатель, что я исключаю написанные мной случайно театральные пьесы из этой оценки современной драмы.
Понимание страданий личностей и причин заблуждений людских и деятельность для уменьшения их ведь есть всё дело жизни
человеческой.
В истории понятия «дух» большую роль играло
понимание духовности как универсальных, всеобщих начал
человеческой жизни в отличие от частного и индивидуального.
Философия, не поднимающаяся до
понимания духа, свойственного религиозному сознанию и мистическому опыту, все же различает дух и называет идеальными ценности, которые должны быть реализованы в
человеческой жизни.
Но в восточном христианстве есть особенное
понимание сердца как центрального ядра
человеческого существа и его духовной жизни.
Держась новозаветного
понимания духа, Тареев считает, что дух не есть вторая или третья составная часть
человеческой природы, а есть божественное начало в человеке.
Но он почему-то вообразил, что это есть материалистическое
понимание исторического процесса, в то время как борьба эта, как и всякая
человеческая активность, есть борьба духа, и результаты ее зависят от состояния духа.
Критика откровения, т. е. очищение его от наивной объективации, ведет к
пониманию откровения как действия духа на дух, духа Божьего на дух
человеческий, на
человеческую свободу и
человеческое сознание и совесть, которые активны.
Такое
понимание человеческой природы не соответствовало бы идее Творца, принижало бы богоподобное достоинство человека.
Такое пассивное
понимание человеческой природы делает человека существом недостойным боговоплощения.
Она, постоянно развивавшая в себе начала терпимости и широкого
понимания всего
человеческого, даже порока и преступления?.. Ведь если он и не прежний ее Александр, блестящий лицеист, живший одно время в общении с простым народом, опальный помещик, заподозренный, хотя и несправедливо, в замыслах против"существующего порядка вещей", то ведь он не преступник, не пария, не подлая душа! И подсудимым позволяют держать защитительные речи, не кричат на них, не оскорбляют их.
Свойственное же нашему времени миросозерцание есть то
понимание смысла
человеческой жизни и вытекающее из него руководство поведения, которое было открыто христианским учением в его истинном значении 1900 лет тому назад, но было скрыто от людей искусственным и лживым церковным извращением.
Никто не может сказать, на сколько дано человеку достигнуть этим путем
понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов; и что на этом пути не положено еще умом
человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров, и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.