Неточные совпадения
Пол совсем не есть одна из функций человеческого
организма, пол относится к
целому.
Но неоромантики, декаденты, символисты, мистики восстали против всякого закона, против всякого объективизма, против всякого обращения к универсальному
целому; они интересуются исключительно субъективным и индивидуальным; оторванность от вселенского
организма, произвольность и иллюзорность возводят в закон новой, лучшей жизни.
Болезнь
организма неизбежно дает повышение температуры и
целый ряд ненормальных явлений, но тот же
организм в здоровом состоянии иначе функционирует и дает иную картину.
Специфическая критичность критической философии основана на разрывании живого
целого, на рассечении того живого
организма, в котором совершается акт познания как акт жизни.
Сахалине табели с
целью удешевления стоимости продовольствия ссыльнокаторжных без ущерба для питания
организма» и были произведены опыты продовольствия по способу, рекомендованному Доброславиным.
Жизнь впроголодь, питание иногда по
целым месяцам одною только брюквой, а у достаточных — одною соленою рыбой, низкая температура и сырость убивают детский
организм чаще всего медленно, изнуряющим образом, мало-помалу перерождая все его ткани; если бы не эмиграция, то через два-три поколения, вероятно, пришлось бы иметь дело в колонии со всеми видами болезней, зависящих от глубокого расстройства питания.
Несчастные слонялись возле места привычного труда и голодными глазами заглядывали внутрь; останавливались на площадях — и по
целым часам проделывали те движения, какие в определенное время дня были уже потребностью их
организма: пилили и стругали воздух, невидимыми молотами побрякивали, бухали в невидимые болванки.
Бывает, что даже просто стул вынесут из комнаты, и то ищешь глазами и чувствуешь, что чего-то недостает; представьте же себе, какое нравственное потрясение должно было произойти во всем
организме Надежды Петровны, когда она убедилась, что у нее вынесли из квартиры
целого помпадура!
Она не смела понять, не смела ясно вспомнить, что было… но одно как-то страшно помнилось, само собою, всем
организмом, это — горячий, пламенный, продолжительный
поцелуй в уста, и ей хотелось забыть его, и так хорош он был, что она ни за что в свете не могла бы отдать воспоминания о нем.
Часа через два или три Любовь Александровна, наказанная угрызениями совести внутри и горчичниками снаружи за
поцелуй Бельтова, лежала на постели в глубоком летаргическом сне или в забытьи. Потрясение было слишком сильно,
организм не выдержал.
— Ей хорошо, — злобствовал Пепко, — водки она не пьет, пива тоже… Этак и я прожил бы отлично. Да… Наконец, женский
организм гораздо скромнее относительно питания. И это дьявольское терпение: сидит по
целым неделям, как кикимора. Никаких общественных чувств, а еще Аристотель сказал, что человек — общественное животное. Одним словом, женский вопрос… Кстати, почему нет мужского вопроса? Если равноправность, так должен быть и мужской вопрос…
Повторяясь и не встречая отпора, худое на старые незажившие раны наводило новые и новые и, наконец, довело
организм до того, что всякий новый — даже сравнительно слабый — укол чувствуется мучительнее, нежели
целая свита жесточайших изъязвлений прошлого.
А молодой человек между тем так ясно, так безмятежно смотрит на него, как будто хочет сказать: а согласись, однако, что в настоящую минуту нет ни одного сустава в
целом твоем
организме, который бы не болел!
Все наше воспитание направлено к тому, чтоб сделать для нас наше тело позорным и постыдным; на
целый ряд самых законных отправлений
организма, предуказанных природою, мы приучены смотреть не иначе, как со стыдом; obscoenum est dicere, facere non obscoenum (говорить позорно, делать не позорно), — характеризует эти отправления Цицерон.
Положительных свойств, нужных для изменившихся условий среды, человеческий
организм не приобретает; зато он обнаруживает большую склонность терять уже имеющиеся у него положительные свойства. Медицина, стремясь к своим
целям, и в этом отношении грозит оказать человечеству очень плохую услугу.
Без живосечений познать и понять живой
организм невозможно; а без полного и всестороннего понимания его и высшая
цель медицины, лечение — неверно и ненадежно. В 1895 году известный физиолог, проф. И. П. Павлов, демонстрировал в одном из петербургских медицинских обществ собаку с перерезанными блуждающими нервами; опытами над этой собакой ему удалось разрешить некоторые очень важные вопросы в области физиологии пищеварения. Фельетонист «Нового времени» Житель резко обрушился за эти опыты на проф. Павлова.
И как будто жизнь задалась специальною
целью посмотреть, что выйдет из этого
организма, если ставить его в самые немыслимые положения и условия.
Отдельный человеческий индивид есть не только самозамкнутый микрокосм, но и часть
целого, именно он входит в состав мистического человеческого
организма, по выражению Каббалы, Адама-Кадмона [Этому соответствует на языке позитивизма Grand etre О. Конта, истолкованное по-своему Вл. Соловьевым.
Личность ни на одно мгновение не становится частью какого-то
организма, какого-то иерархического
целого.
Но личность совсем не есть клетка и не входит в
организм, как часть в
целое.
Отношение части к
целому есть отношение математическое, как отношение органа к
организму есть отношение биологическое.
В качестве личности «я» никогда не входит в общество, как часть в
целое, как орган в
организм.
Войско есть некоторый иерархический
организм, в котором каждый чувствует себя частью, приобщается к
целому и занимает определенное место.
Но «я» входит в «мы» — общество, как часть в
целое, как орган в
организм, лишь в качестве индивидуума, в качестве природного человека.
Личность находится вне соотношения индивидуально-частного и общеродового, вне соотношения частей и
целого, органов и
организма.
И все это шло как-то само собой в доме, где я рос один, без особенного вмешательства родных и даже гувернеров. Факт тот, что если физическая сторона
организма мало развивалась — но далеко не у всех моих товарищей, то голова работала. В сущности,
целый день она была в работе. До двух с половиной часов — гимназия, потом частные учителя, потом готовиться к завтрашнему дню, а вечером — чтение, рисование или музыка, кроме послеобеденных уроков.
В молодом
организме Кости сразу забушевала молодая кровь и пленительный образ Маши воплотил в себе ту искомую в эту пору юности женщину, которой отдаются первые мечты и грезы, сладостные по их неопределенности и чистые по их замыслам. Обоюдное признание без объятий и даже без первых
поцелуев явилось настолько, однако, удовлетворяющим его чистые чувства, что сладкая истома и какое-то, полное неизъяснимого наслаждения, спокойствие воцарилось в его душе.
Эта всеобъемлющая природа была предметом его изучения — поднять хотя бы на одну линию завесу с того, чего еще не постигли великие умы, дать человечеству еще лишние доказательства его невежества и ничтожества перед высшей силой, управляющей миром, и этим возбудить в нем парения к небу — вот
цель ученого-естествоиспытателя, независимо от того, применяет ли он свои знания к извлечению из этой природы средств для врачевания больного человеческого
организма, или же только наблюдает теоретически законы природы в их проявлениях в окружающем его мире.
Под «народом» же он понимал то мистический
организм, душу нации, как великое и таинственное
целое, то преимущественно «простой» народ, мужиков.
Его дух был бодр, но плоть оказывалась немощна: от душевных страданий он начал чувствовать чисто физическую боль, стал ощущать незнакомое ему до сих пор расслабление во всем
организме и чувство страха, что решимость дойти до намеченной им
цели — а эта
цель все более и более приближалась — вдруг покинет его в последний, решительный момент, стало закрадываться в его душу.
Социализм есть во всяком случае идея регуляции социального
целого; он все хочет привести в соответствие с социальным
организмом, он противится хозяйственной анархии.
Идеология русской революции, поскольку можно ее обнаружить за оргией интересов и темных инстинктов, основана на вере в народ, в его правду и мудрость, на идеализации народа как простонародья, как класса трудящихся, как рабочих и крестьян, а не как великого
целого, не как мистического
организма.
Теперь я понимаю, что, как бы ни велика была ее скорбь, одной ее было бы недостаточно для смерти, истинной причиной которой был преклонный возраст моей матушки и
целый ряд болезней, естественно расшатавших ее когда-то крепкий и стойкий
организм.