Неточные совпадения
«И разве не то же делают все теории философские, путем мысли странным, несвойственным человеку, приводя его к знанию того, что он давно знает и так верно знает, что без того и жить бы не мог? Разве не видно ясно в
развитии теории каждого философа, что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его главный смысл жизни и только сомнительным
умственным путем хочет вернуться к тому, что всем известно?»
Сильное
развитие чахотки, как говорят медики, тоже способствует помешательству
умственных способностей.
Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается
развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?
— Каково: это идеал, венец свободы! Бабушка! Татьяна Марковна! Вы стоите на вершинах
развития,
умственного, нравственного и социального! Вы совсем готовый, выработанный человек! И как это вам далось даром, когда мы хлопочем, хлопочем! Я кланялся вам раз, как женщине, кланяюсь опять и горжусь вами: вы велики!
А у него этого разлада не было. Внутреннею силою он отражал внешние враждебные притоки, а свой огонь горел у него неугасимо, и он не уклоняется, не изменяет гармонии ума с сердцем и с волей — и совершает свой путь безупречно, все стоит на той высоте
умственного и нравственного
развития, на которую, пожалуй, поставили его природа и судьба, следовательно, стоит почти бессознательно.
Я не про
умственное его
развитие говорю, а про характер, про целое человека.
— Конечно, мой милый. Мы говорили, отчего до сих пор факты истории так противоречат выводу, который слишком вероятен по наблюдениям над частною жизнью и над устройством организма. Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в
умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к
развитию, и мотивы стремиться к
развитию. Это объяснение достаточное. Но вот другой такой же случай. По размеру физической силы, организм женщины гораздо слабее; но ведь организм ее крепче, — да?
Высказывалась мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для
развития русской
умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком.
Баадер.] но в нашу
умственную эпоху она требует серьезного обоснования и
развития.
Ах,
развитие умственных способностей, быстрота и соображение.
— Прототипом бывшего прапорщика Акима Акимыча был Ефим Белых, осужденный за «ложное… понятие о патриотизме, показывающее недостаток
развития умственных способностей, приведшее к убийству».] редко видал я такого чудака, как этот Аким Акимыч.
Какова была степень
умственного и нравственного
развития высших сословий, это мы видели уже в прошедшей статье.
Все эти факты убеждают нас, что тогдашним административным и правительственным деятелям действительно чуждо было, по выражению г. Устрялова («Введение», стр. XXVIII), «то, чем европейские народы справедливо гордятся пред обитателями других частей света, — внутреннее стремление к лучшему, совершеннейшему, самобытное
развитие своих сил
умственных и промышленных, ясное сознание необходимости образования народного».
Рассмотрение этой темной стороны приводит его к заключению, что «нигде положение дел не представляло столь грустной и печальной картины, как в нашем отечестве» (стр. XXII), и что «Россия, невзирая на благотворное
развитие основных элементов своих, далеко не достигла той цели, к которой стремились все государства европейские и которая состоит в надежной безопасности извне и внутри, в деятельном
развитии нравственных,
умственных и промышленных сил, в знании, искусстве, в смягчении дикой животной природы, одним словом — в том, что украшает и облагороживает человека» (стр. XXV).
Поэтому он Вергилия заменяет какой-нибудь другой
умственной пищей, смотря по степени личного
развития каждого, от Дарвина и Молешотта до Золя и Ксавье де Монтепена включительно.
В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его
умственного и нравственного
развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора. Преимущество своего положения Илья Ильич объясняет Захару таким образом...
Это общество, столько перенесшее и выстрадавшее, так часто останавливаемое враждебными обстоятельствами в естественном ходе своего
развития, так стесняемое в самых чистых и высоких своих стремлениях, связанное во всем по рукам и ногам вследствие совершенно неравномерного распределения в нем
умственных и вещественных преимуществ, — это общество, не имея возможности действовать, искало отрады по крайней мере в слове — умном, смелом, благородном, выводившем на посмеяние все низкое и пошлое и выражавшем живое стремление к новому, лучшему, разумному порядку вещей.
Много эта критика сообщит ему живых воззрений, много породит отрадных, прекрасных явлений в области
умственной жизни, много подействует на
развитие общества!
— Но почему? — изумился монах. — Разве радость сверхъестественное чувство? Разве она не должна быть нормальным состоянием человека? Чем выше человек по
умственному и нравственному
развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Сократ, Диоген и Марк Аврелий испытывали радость, а не печаль. И апостол говорит: постоянно радуйтеся. Радуйся же и будь счастлив.
Они всегда на виду у всех с своими идеями и стремлениями, и, следовательно, их
умственное и нравственное
развитие не может оставаться тайною для читателей.
В то самое время, как «Морской сборник» поднял вопрос о воспитании и Пирогов произнес великие слова: «Нужно воспитать человека!», — в то время, как университеты настежь распахнули двери свои для жаждущих истины, в то время, как
умственное движение в литературе, преследуя титаническую работу человеческой мысли в Европе, содействовало
развитию здравых понятий и разрешению общественных вопросов: — в это самое время сеть железных дорог готовилась уже покрыть Россию во всех направлениях и начать новую эру в истории ее путей сообщения; свободная торговля получила могущественное
развитие с понижением тарифа; потянулась к нам вереница купеческих кораблей и обозов; встрепенулись и зашумели наши фабрики; пришли в обращение капиталы; тучные нивы и благословенная почва нашей родины нашли лучший сбыт своим богатым произведениям.
А между тем тот же г. Жеребцов в других местах выражает пренебрежение к практическим улучшениям и хлопочет почти исключительно о высоком
развитии умственных и нравственных сил.
Согласно со многими из славянофилов г. Жеребцов полагает, что русский народ находился на пути к прогрессу и уже стоял на высокой степени совершенства нравственного и
умственного, когда Петр внезапно изменил направление русской цивилизации и произвел на целое столетие застой и даже отступление назад в
развитии истинно народном.
Таким образом, определение страдает неопределенностью и принадлежит к числу общих мест, тем более что и «
развитие умственных и нравственных способностей» представляет у г. Жеребцова фразу, лишенную определенного содержания.
Люди, входящие в подобную роль — неопытного, заносчивого школьника или престарелого, недальнего слуги, — обнаруживают, конечно, весьма низкую степень
развития нравственного и
умственного.
«Совершенная цивилизация состоит, по нашему мнению, в высшем
развитии умственных и нравственных способностей всех лиц, составляющих нацию, — в
развитии, приспособленном к возможно большему благу всех и каждого».
Но даже если различие в
умственных способностях разных народов и признать фактом справедливым, и тогда все-таки этого различия нельзя принять за исходную точку для взгляда на
развитие цивилизации.
Никто не заботился не только о его
умственном и нравственном
развитии, но даже и о сохранении его. телесного здоровья и жизни.
О том, как различается череп негров и других низших племён человечества — от черепа народов образованных, мы полагаем излишним распространяться. Кому не известно странное
развитие верхней части черепа у этих племён, доходящее до того, что у некоторых, напр., у новоголландцев, почти вовсе нет верхних частей мозга? И кому, вместе с тем, неизвестно, что в отношении к
развитию умственных способностей эти племена стоят несравненно ниже народов кавказского племени?
Фохт утверждает, что раскрытие
умственных способностей у детей идёт строго параллельно с
развитием мозговых полушарий.
Из этого сопоставления можно вывести заключение такого рода, на первый взгляд не лишённое своей основательности: если всё
развитие человека направлять только к тому, чтобы он был здоровым, то придётся взять за идеал ирокезов, которые, как говорят, не знают никаких болезней, — и отвергнуть всё значение великих людей, прославившихся
умственной и нравственной деятельностью.
Несомненное влияние органического
развития на
умственную и нравственную деятельность человека уже очень давно сделалось предметом исследования натуралистов.
Несколько данных, приведённых нами, могут, кажется, дать некоторое понятие о связи нервных и мозговых отправлений с
умственной деятельностью человека. Несомненные факты ясно показывают нам, что для правильного хода и обнаружения нашей мысли необходимо вам иметь мозг здоровый и Правильно развитый. Следовательно, если мы хотим, чтобы
умственная сторона существа нашего развивалась, то не должны оставлять без внимания И физического
развития мозга.
Так, у новорождённых детей жира в мозгу сравнительно меньше, чем у взрослых; вообще, детский мозг жиже, мягче, более содержит в себе белого вещества мозга, чем серого, которое увеличивается уже впоследствии, вместе с
развитием умственных способностей.
При воспитании, следовательно,
развитие чувства является само собою, если только
умственные восприятия правильны, последовательны и ясны.
Опираясь на эти исследования, мы уже смело можем сказать теперь, что естественное, правильное, здоровое
развитие всех сил организма гораздо более значит для
умственной деятельности, нежели всевозможные искусственные внушения.
Конечно, это было детство возникающего университета, но тем не менее тут было много добрых, благотворных начал, прочно подвигавших на пути образованности искренно желавших учиться; немного было приобретено сведений научных, но зато они вошли в плоть и кровь учащихся, вполне были усвоены ими и способствовали самобытному
развитию молодых
умственных сил.
«Но, скажут нам, ведь общество не дошло же до крайней точки в своем
развитии; возможно дальнейшее совершенствование
умственное и нравственное.
Сообразно с этим призванием ведено было все их воспитание [, все
умственное и нравственное
развитие].
Бросая ретроспективный взгляд на прошлое нашего финансового учреждения и пробегая
умственным взором историю его постепенного
развития, мы получаем в высшей степени отрадное впечатление.
Во что бы человек ни играл, он играет только до тех пор, пока еще надеется на выигрыш; а надежда на выигрыш — это ведь и есть желание лучшего, стремление к удовлетворению своих потребностей, своего эгоизма в том виде, в каком он у каждого образовался, смотря по степени его
умственного и нравственного
развития.
От Моисея до Иисуса совершилось великое
умственное и религиозное
развитие среди отдельных людей и народов.
На последнем учительском совете Феликс Подвиляньский внес на всеобщее обсуждение вопрос: не признает ли совет благопотребным и даже необходимым, для наиболее успешного
умственного и нравственного
развития учеников и для ознакомления их с ходом событий современной жизни России, в которой им придется быть деятелями, допустить в гимназии беспрепятственное чтение «Колокола» и прочих заграничных изданий?
Впрочем, Степка из всего учения понял, что молиться не надо, а на попов и военных следует плевать; Лидинька же остается довольна пока и этими первыми шагами
умственного и нравственного
развития маленького Степки. Но вскоре и менторство надоедает ей, а потому она объявляет, что заниматься ей некогда и просит миленьких Степок не приходить к ней более.
Одновременно с
умственным ростом и научным
развитием душа неудержимо и незаметно погружалась в липкую тину самодовольства, самоуважения, пошлости.
Затем, университет в его лучших представителях, склад занятий, отличие от тогдашних университетских городов, сравнительно, например, с Казанью, все то, чем действительно можно было попользоваться для своего общего
умственного и научно-специального
развития; как поставлены были студенты в городе; что они имели в смысле обще-развивающих условий; какие художественные удовольствия; какие формы общительности вне корпоративной, то есть почти исключительно трактирной (по"кнейпам") жизни, какую вело большинство буршей.
Тут пути обоих расходятся: романист провел своего героя через целый ряд итогов — и житейских и чисто
умственных, закончив его личные испытания любовью. Но главная нить осталась та же: искание высшего интеллектуального
развития, а под конец неудовлетворенность такой мозговой эволюцией, потребность в более тесном слиянии с жизнью родного края, с идеалами общественного деятеля.
Но нет такого города, как Париж, где бы человек, жаждущий обновления, сознающий большие пробелы в своем гражданском, мыслительном или художественном
развитии, мог так легко сбросить с себя и равнодушие, и усталость, и
умственную лень.
— Жаль мне тебя, друже. Ты человек и душевный и
умственный — на редкость! Перед тобою долгий путь… работы,
развития, хороших дел гражданина. Вот теперь надо приобрести права. Можешь пойти по любой дороге. И вдруг — ты навек хочешь связать свою судьбу с бабенкой. Извини меня. Твоя девица и красива, и, может быть, выше других качествами изукрашена, но зачем такое бессрочное обязательство?
Такие личности, как он, могли быть только завещаны нам прошедшим столетием, когда
умственное образование для большинства самих дворян заключалось только в грамотности; естественно, что всякий дворовый мальчик, который готовился для домашнего письмоводства, живший постоянно в барском доме, в
умственном и нравственном
развитии шел в уровень с детьми своих господ. Как для тех, так и для других учителями были, если не старый длиннополый земский, то приходский дьячок.