Неточные совпадения
«У него каждая мысль — звено цепи, которой он прикован к своей
вере. Да, — он
сильный человек, но…»
Прежде
Вера прятала свои тайны, уходила в себя, царствуя безраздельно в своем внутреннем мире, чуждаясь общества, чувствуя себя
сильнее всех окружающих. Теперь стало наоборот. Одиночность сил, при первом тяжелом опыте, оказалась несостоятельною.
Словом, те же желания и стремления, как при встрече с Беловодовой, с Марфенькой, заговорили и теперь, но только
сильнее, непобедимее, потому что
Вера была заманчива, таинственно-прекрасна, потому что в ней вся прелесть не являлась сразу, как в тех двух, и в многих других, а пряталась и раздражала воображение, и это еще при первом шаге!
Все встали, окружили ее, и разговор принял другое направление. Райскому надоела вся эта сцена и эти люди, он собирался уже уйти, но с приходом
Веры у него заговорила такая
сильная «дружба», что он остался, как пригвожденный к стулу.
В
Вере оканчивалась его статуя гармонической красоты. А тут рядом возникла другая статуя —
сильной, античной женщины — в бабушке. Та огнем страсти, испытания, очистилась до самопознания и самообладания, а эта…
— Мне кажется,
Вера, у тебя есть помощь
сильнее моей, и ты напрасно надеялась на меня. Ты и без меня не пойдешь туда… — тихо говорил он, стоя на пороге часовни.
С мыслью о письме и сама
Вера засияла опять и приняла в его воображении образ какого-то таинственного, могучего, облеченного в красоту зла, и тем еще
сильнее и язвительнее казалась эта красота. Он стал чувствовать в себе припадки ревности, перебирал всех, кто был вхож в дом, осведомлялся осторожно у Марфеньки и бабушки, к кому они все пишут и кто пишет к ним.
Она не слушала, что жужжала ей на ухо любимая подруга, способная знать все секреты
Веры, беречь их, покоряться ей, как сильнейшей себе властной натуре, разделять безусловно ее образ мыслей, поддакивать желаниям, но оказавшаяся бессильною, когда загремел
сильный гром над головой
Веры, помочь снести его и успокоить ее.
За ним всё стояли и горячо звали к себе — его три фигуры: его
Вера, его Марфенька, бабушка. А за ними стояла и
сильнее их влекла его к себе — еще другая, исполинская фигура, другая великая «бабушка» — Россия.
Нетерпимость обыкновенно связывали с
сильными религиозными верованиями и в нетерпимости национальной или революционно-социальной видели перенесение религиозной
веры на другие сферы.
Вера Павловна, слушая такие звуки, смотря на такое лицо, стала думать, не вовсе, а несколько, нет не несколько, а почти вовсе думать, что важного ничего нет, что она приняла за
сильную страсть просто мечту, которая рассеется в несколько дней, не оставив следа, или она думала, что нет, не думает этого, что чувствует, что это не так? да, это не так, нет, так, так, все тверже она думала, что думает это, — да вот уж она и в самом деле вовсе думает это, да и как не думать, слушая этот тихий, ровный голос, все говорящий, что нет ничего важного?
Однажды, —
Вера Павловна была еще тогда маленькая; при взрослой дочери Марья Алексевна не стала бы делать этого, а тогда почему было не сделать? ребенок ведь не понимает! и точно, сама Верочка не поняла бы, да, спасибо, кухарка растолковала очень вразумительно; да и кухарка не стала бы толковать, потому что дитяти этого знать не следует, но так уже случилось, что душа не стерпела после одной из
сильных потасовок от Марьи Алексевны за гульбу с любовником (впрочем, глаз у Матрены был всегда подбитый, не от Марьи Алексевны, а от любовника, — а это и хорошо, потому что кухарка с подбитым глазом дешевле!).
Я уверен, что подобная черта страдания перед призванием была и на лице девы Орлеанской, и на лице Иоанна Лейденского, — они принадлежали народу, стихийные чувства, или, лучше, предчувствия, заморенные в нас,
сильнее в народе. В их
вере был фатализм, а фатализм сам по себе бесконечно грустен. «Да свершится воля твоя», — говорит всеми чертами лица Сикстинская мадонна. «Да свершится воля твоя», — говорит ее сын-плебей и спаситель, грустно молясь на Масличной горе.
Но нет, здесь в душе горит
вера —
сильная, живая.
Это и было мое настоящее обращение, самое
сильное в моей жизни, обращение к исканию Истины, которое тем самым было
верой в существование Истины.
А в прорехе появлялись новые звезды и опять проплывали, точно по синему пруду… Я вспомнил звездную ночь, когда я просил себе крыльев… Вспомнил также спокойную
веру отца… Мой мир в этот вечер все-таки остался на своих устоях, но теперешнее мое звездное небо было уже не то, что в тот вечер. Воображение охватывало его теперь иначе. А воображение и творит, и подтачивает
веру часто гораздо
сильнее, чем логика…
И самое
сильное препятствие, быть может, в том, что не видят чуда от
веры в Христа, что поверивший в Христа все еще остается слабым человеком.
Наконец Лобачевский встал, молча зажег свою свечку и, молча протянув Розанову свою руку, отправился в свою комнату. А Розанов проходил почти целую зимнюю ночь и только перед рассветом забылся неприятным, тревожным сном, нисходящим к человеку после
сильного потрясения его оскорблениями и мучительным сознанием собственных промахов, отнимающих у очень нервных и нетерпеливых людей
веру в себя и в собственный свой ум.
— Но разве это может быть, чтобы в тебя заложено было с такой силой отвращение к страданиям людей, к истязаниям, к убийству их, чтобы в тебя вложена была такая потребность любви к людям и еще более
сильная потребность любви от них, чтобы ты ясно видел, что только при признании равенства всех людей, при служении их друг другу возможно осуществление наибольшего блага, доступного людям, чтобы то же самое говорили тебе твое сердце, твой разум, исповедуемая тобой
вера, чтобы это самое говорила наука и чтобы, несмотря на это, ты бы был по каким-то очень туманным, сложным рассуждениям принужден делать всё прямо противоположное этому; чтобы ты, будучи землевладельцем или капиталистом, должен был на угнетении народа строить всю свою жизнь, или чтобы, будучи императором или президентом, был принужден командовать войсками, т. е. быть начальником и руководителем убийц, или чтобы, будучи правительственным чиновником, был принужден насильно отнимать у бедных людей их кровные деньги для того, чтобы пользоваться ими и раздавать их богатым, или, будучи судьей, присяжным, был бы принужден приговаривать заблудших людей к истязаниям и к смерти за то, что им не открыли истины, или — главное, на чем зиждется всё зло мира, — чтобы ты, всякий молодой мужчина, должен был идти в военные и, отрекаясь от своей воли и от всех человеческих чувств, обещаться по воле чуждых тебе людей убивать всех тех, кого они тебе прикажут?
А коль скоро нет в жизни разлада, то человек, даже без всякого давления фанатизма, имеет
веру сильную и стремительную.
Сильный любовию подданных, твердый в
вере своих державных предков, царь русской отвергал все честолюбивые предложения Наполеона; переговоры длились, и ничто, по-видимому, не нарушало еще общего спокойствия и тишины.
Давно пример остывшей
вере нужен.
Везде
сильнее ересь возрастает
И слабые колеблются умы.
Сожженье дон Жуана де Маранья
Спасет от казни тысячу других.
Из разговоров с Мухоедовым я убедился в том, что он остался вечным студентом и ревниво охранял свой заветный тайничок, хотя беспредельная
вера в содержимое этого тайничка подвергалась
сильным искушениям и даже требовала поддержки какого-то Гаврилы, пред которым Мухоедов преклонялся со свойственным ему самоотвержением, как он раньше преклонялся пред Базаровым.
Пятого ноября, я еще не сходил сверху, потому что до половины второго просидел у меня Кавелин, только что успели прибежать ко мне
Вера и Машенька, чтоб послушать «Арабески» Гоголя, которые я накануне купил для Машеньки, как вбежал сам Гоголь, до того замерзший, что даже жалко и смешно было смотреть на него (в то время стояла в Петербурге страшная стужа, до двадцати трех градусов при
сильном ветре); но потом, посогревшись, был очень весел и забавен с обеими девицами.
— Что ты хочешь? — спросил он, и акцент в его речи послышался
сильнее. — Ты не знаешь, что твой отец еврей?.. И что он никогда от этого не отречется, как ты? Для него это не шутка, а
вера.
Эти слова, простые и обыкновенные, были сказаны простым человеческим языком, но Огнев в
сильном смущении отвернулся от
Веры, поднялся и вслед за смущением почувствовал испуг.
Что против этой любви и
веры могли легионы, и патриции, и цезари? Эти люди
веры были
сильнее сильных мира сего, которые с улыбкою презрения говорили о назарянах. «Ничего не имея, — по словам Павла, — и всем обладая».
У
Веры Львовны вдруг явилось непреодолимое желание прильнуть как можно ближе к своему мужу, спрятать голову на
сильной груди этого близкого человека, согреться его теплотой…
Этому я могу помочь, этому нет; а все они идут ко мне, все одинаково хотят быть здоровыми, и все одинаково вправе ждать от меня спасения. И так становятся понятными те вопли отчаянной тоски и падения
веры в свое дело, которыми полны интимные письма сильнейших представителей науки. И чем кто из них
сильнее, тем ярче осужден чувствовать свое бессилие.
Слово святого костела и тайна конфессионала сделали, с помощию Бога, то, что те лица и даже целые семейства, которые, живя долгие годы в чуждой среде, оставили в небрежении свой язык и даже национальность, ныне вновь к ним вернулись с раскаянием в своем печальном заблуждении и тем более с
сильным рвением на пользу святой
веры и отчизны.
Но всехвальная рогожская учительница мать Пульхерия на то, бывало, говаривала: «Был бы в
вере тверд, да был бы всегдашним нашим заступником пред
сильными внешнего мира, и все согрешения его вольные и невольные, яже словом и яже делом, на свою душу беру».
И стали готовить Катеньку ко вступлению «на правый путь истинной
веры»; когда же привезли ее в Луповицы и она впервые увидала раденье, с ней случился такой
сильный припадок, что, лежа на полу в корчах и судорогах, стала она, как кликуша, странными голосами выкрикивать слова, никому не понятные.
Марья Ивановна в эти дни возбудила в душе Дуни
сильное, ничем не удержимое стремленье к таинственной
вере, которую она называла единою истинной.
— Я, право, не умею рассказать.
Вера такая нежная и легкая, как будто неземная, а голос вышел будто какой-то бас. Тетя говорит, что точно будто из нее совсем другой человек,
сильный,
сильный мужчина закричал…
Литература тщательно оплевывала в прошлом все светлое и
сильное, но оплевывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в ее руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мертвым сердцем, без огня и без
веры, говорила она что-то, чему никто не верил…
И в первый же вечер, когда граф (еще в первую зиму) пригласил к себе слушать действие какой-то новой двухактной пьесы (которую
Вера Самойлова попросила его написать для нее), студиозус, уже мечтавший тогда о дороге писателя, позволил себе довольно-таки
сильную атаку и на замысел пьесы, и на отдельные лица, и, главное, на диалог.
Этот ортодоксальный, тоталитарный марксизм всегда требовал исповедания материалистической
веры, но в нем были и
сильные идеалистические элементы.
К XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основанной на
вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозную
веру и национальный образ, с царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная
вера, с
сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем.
Веру Дмитриевну это еще
сильнее мучило, и черные подозрения роились в душе.
К ночи Ордынцев лежал в
сильной мигрени.
Вера Дмитриевна ухаживала за ним, клала на голову горячие компрессы. С бережной любовью она вглядывалась в полумраке в его бледный, холодный лоб и думала, какой это хрупкий и тонкий инструмент — сильно работающий, мозг, и как нужно его лелеять.
В припадке
сильного раздражения, император немедленно послал Ушакову рескрипт, в котором писал о «пределах своих
веру в Богом установленные законы».
Таким образом, оправившись окончательно, при тщательном уходе знахаря, который, из личных расчетов, готовил себе из него
сильного и здорового слугу, Петр Ананьев стал
верой и правдой служить своему новому хозяину.
Отчаянию
Веры Степановны не было пределов. Она рыдала, как безумная, но этот
сильный взрыв горя, как быстро наступающая буря в природе, не продолжался долго.
— Ma chère, — зашептала блаженная, — надо верить. Без этого мы бессильны привести вас в сношение с душой вашего мужа. Вы должны горячо желать и горячо верить. Тогда все возможно. Дух бесконечен!.. Вы будете в постоянном общении с любимым человеком. И чем
сильнее будет разгораться ваша
вера, тем легче сливаться с его душой. О! вы не знаете, какое блаженство вас ожидает! Жить двумя жизнями…
Именно мистический и космический смысл любви, именно
вера в божественное предназначение и избрание в любви предполагает свободную борьбу в любви и свободное выживание
сильных в любви, ибо мистическое предназначение не требует охраны.
Такова была
вера Глеба Алексеевича в любимую им девушку, в ее нравственную силу. Со стороны это было странно, конечно, но это было так. Дарья Николаевна играла с ним как кошка с мышью, известно, что по мышиному мировозрению «
сильнее кошки зверя нет».
Так относились к войне христиане первых веков и так говорили их учителя, обращаясь к
сильным мира, и говорили так в то время, когда сотнями и тысячами гибли мученики за исповедание Христовой
веры.