Неточные совпадения
Россия как бы бессильна сама себя оформить в бытие
свободное, бессильна образовать из себя
личность.
Но
личность существует лишь в том случае, если человек есть
свободный творческий дух, над которым кесарь не всесилен.
Обнаруживается вековой недостаток честности и чести в русском человеке, недостаток нравственного воспитания
личности и
свободного ее самоограничения.
«
Свободная»
личность у него часовой и работник без выслуги, она несет службу и должна стоять на карауле до смены смертью, она должна морить в себе все лично-страстное, все внешнее долгу, потому что она — не она, ее смысл, ее сущность вне ее, она — орган справедливости, она предназначена, как дева Мария, носить в мучениях идею и водворить ее на свет для спасения государства.
Тоталитарный коммунизм, как и тоталитарный фашизм и национал-социализм, требует отречения от религиозной и моральной совести, отречения от высшего достоинства
личности, как
свободного духа.
Я сторонник социализма, но мой социализм персоналистический, не авторитарный, не допускающий примата общества над
личностью, исходящей от духовной ценности каждого человека, потому что он
свободный дух,
личность, образ Божий.
Но эта реабилитация плоти и пола была враждебна свободе, сталкивалась с достоинством
личности как
свободного духа.
Верховной ценностью для него была
свободная человеческая
личность, и он наивно связывал это с материалистической и утилитарной философией.
Царство Божие есть царство
личностей, духовно-свободных.
Мы всегда были в этом отношении
свободнее западных людей, и мы думали, что вопрос о любви между мужчиной и женщиной есть вопрос
личности и не касается общества.
Не признавая ее прав как самостоятельной
личности, ей и не дают ничего, что в жизни может ограждать
личность: она необразованна, у ней нет голоса даже в домашних делах, нет привычки смотреть на людей своими глазами, нет даже и мысли о праве
свободного выбора в деле сердца.
Но самодурство и этого чувства не может оставить
свободным от своего гнета: в его
свободном и естественном развитии оно чувствует какую-то опасность для себя и потому старается убить прежде всего то, что служит его основанием —
личность.
Стоит человеку понять свою жизнь так, как учит понимать ее христианство, т. е. понять то, что жизнь его принадлежит не ему, его
личности, не семье или государству, а тому, кто послал его в жизнь, понять то, что исполнять он должен поэтому не закон своей
личности, семьи или государства, а ничем не ограниченный закон того, от кого он исшел, чтобы не только почувствовать себя совершенно
свободным от всякой человеческой власти, но даже перестать видеть эту власть, как нечто могущее стеснять кого-либо.
Примирение науки всеобщее и отрицательное — оттого ей
личность не нужна; положительное примирение может только быть в деянии
свободном, разумном, сознательном.
Забытая в науке
личность потребовала своих прав, потребовала жизни, трепещущей страстями и удовлетворяющейся одним творческим,
свободным деянием.
В разумном, нравственно
свободном и страстно энергическом деянии человек достигает действительности своей
личности и увековечивает себя в мире событий.
Возвысившись над всеми
личностями, он тем
свободнее и беспристрастнее может разобрать самую сущность дела.
Некоторые передовые
личности и честные характеры делают опыт
свободного сожительства мужчин и женщин на новых своеобразных основах.
Венеровский. Любите вы честное,
свободное и разумное! Любите те
личности, которые соединяют в себе эти качества, и вы будете гуманны; а любить женщину за то, что она произвела вас на свет, не имеет никакого смысла. Да, великолепнейший друг! Ежели вы и меня любите, то не за то, что я хорош или умен, а только за то, что во мне соединяются те качества, про которые я говорил. Да-с, это так.
«Я им докажу, что они не правы! — подбодрял он себя. — Они будут говорить, что это
свободная любовь, свобода
личности; но ведь свобода — в воздержании, а не в подчинении страстям. У них разврат, а не свобода!»
Кто признает права
личности и принимает важность естественного, живого,
свободного ее развития, тот поймет и значение Станкевича, как в самом себе, так и для общества.
Он сочинил бы замысловатый циркулярчик, с красноречивыми фразами и гуманными взглядами, в таком смысле: «Трезвость, дескать, очень похвальна, и препятствовать ей не следует; но
личность человека священна, и потому делать какие-нибудь обязательные постановления относительно трезвости не дозволяется; вследствие чего, дескать, и предлагается, кому следует, наблюдать за тем, чтобы распространение трезвости совершалось само собою, а не вследствие обязательных мирских приговоров, стесняющих и насилующих
свободную волю человека».
Значит, нормальным положением мы признаем то, чтобы человек пил, ел, любил женщину, сознавал свою
личность, стремился к
свободной деятельности.
Грани
личности исчезают, и душе открывается
свободный путь к сокровеннейшему зерну вещей, к первоединому бытию.
Общество
свободных, общество
личностей не есть ни монархия, ни теократия, ни аристократия, ни демократия, ни общество авторитарное, ни общество либеральное, ни общество буржуазное, ни общество социалистическое, ни фашизм, ни коммунизм, даже ни анархизм, поскольку в анархизме есть объективация.
Человек подвергается насильственной социализации, в то время как
личность человеческая должна быть в
свободном общении, в
свободной общности, в коммюнотарности, основанной на свободе и любви.
Но различающая и оценивающая совесть, которая раскрывается в глубине
личности, всегда означает не изоляцию и самозамыкание
личности, а её размыкание до универсального содержания и её
свободное общение с другими
личностями, не только живыми, но и умершими.
Очень важно для понимания
личности всегда помнить, что
личность прежде всего определяется не по отношению к обществу и космосу, не по отношению к миру, порабощенному объективацией, а по отношению к Богу и в этом сокровенном внутреннем отношении она черпает силы для
свободного отношения к миру и человеку.
Только сочетание свободы и любви реализует
личность,
свободную и творческую
личность.
Личность есть не только существо разумное, но и существо
свободное.
Это и значит быть
личностью, быть
свободным.
Господин детерминирован извне, господин не есть
личность, как раб не есть
личность, только
свободный есть
личность, хотя бы весь мир хотел его поработить.
Но
свободные должны готовить своё царство, не только «там», но и «здесь» и прежде всего готовить себя, себя творить
свободными,
личностями.
Свободный есть существо самоуправляющееся, а не управляемое, не самоуправление общества и народа, а самоуправление человека, ставшего
личностью.
Личность есть дух,
свободный дух, и связь человека с Богом.
Выработка
личности есть выработка аристократического типа, т. е. человека, не допускающего себя до смешения с безликой мировой средой, внутренне независимого и
свободного, восходящего к более высокому качественному содержанию жизни и нисходящего к миру униженному, страдающему и лишенному возможности возвышения.
Эта точка зрения также безнравственна (хотя и не лицемерна), потому что она делает человека рабом своей низшей природы и сталкивается с достоинством
личности, как
свободного духа.
Страшнее всего то, что в революции подавляется и гибнет
личность, источник нравственных суждений и актов, и потому
свободные и оригинальные нравственные суждения и акты делаются невозможными.
Но эта аскетика есть дело
личности, дело
свободного духа, есть возрастание духовности, а не дело социального принуждения.
Нужно разом внешне и социально освободить человеческую
личность, а внутренне и духовно подчинить ее
свободной аскезе и раскрыть смысл любви.
В «
свободном», демократическом «общественном мнении» постоянно насилуется совесть
личности.
Отсюда вытекают субъективные права человеческой
личности — свобода совести, свобода мысли, свобода творчества, достоинство всякого человека как
свободного духа, как образа и подобия Божьего.
Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в
свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою
личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых.
Но
личность как
свободный дух переживает труд как свою личную судьбу, как свободу, принявшую на себя бремя греховного мира.
И этика должна бороться за идеальный образ человека, за
личность как существо
свободное и оригинальное, т. е. связанное с первичным, против всякого определения этого образа из социальной обыденности.
Личность,
свободная общественная кооперация и государство должны свободно взаимодействовать и ограничивать друг друга.
Нравственный акт и оценка
личности окутаны социальными наслоениями групп, семейств, классов, партий, направлений, верований, предвзятых идей, и до
свободного и чистого нравственного суждения тут невозможно добраться.
Это не значит, что для того, чтобы нравственное суждение было правдивым,
свободным и первородным,
личность должна себя изолировать от всех социальных, сверхличных образований и целостей, от своей семьи, своего народа, своей церкви и т. д., но это значит, что
личность должна в первородном акте своей совести отделить правду от лжи в оценках давящих ее социальных группировок.
Мы говорили о
личности женщины, о законности
свободного выбора и т. д.
Свободное место нашлось для Пирожкова у входа направо. Он заказал себе грушевого квасу. Публика всегда занимала его в этой квасной лавке. Непременно, кроме гостинодворцев, заезжих купцов, мелкого приказного люда, двух-трех обтрепанных
личностей в немецком платье, каких в Ножовой зовут «Петрушка Уксусов», очутится здесь барыня с покупками, из дворянок, соблюдающая светскость, но обедневшая или скупая. Она наедается вплотную, но не любит встречаться с знакомыми и, если можно, не узнает их.